РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 июня 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Зайцевой И.Н. при секретаре Путиловой Е.А., с участием: истицы Чепкасовой Э.Ф., представителя ответчика- ГУ УПФ РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области ведущего специалиста -эксперта (юрисконсульта юридического отдела Петуховой О.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия один год, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела за №2- 1062/2011 по иску Чепкасовой Э.Ф. к Управлению Пенсионного фонда в городе Н. Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить оспариваемые периоды работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии, УСТАНОВИЛ: Решением Государственного учреждения Управления ПФ РФ в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № Чепкасовой Э.Ф. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населению в соответствии с под.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, не принят к зачеты следующие периоды: -с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. (<...>) - заведующая здравпункта, <...>», <...> поликлиника, г.Н.Тагил, период не принят к зачету, т.к. в соответствии со статьей 81 закона от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 30 лет в городах. В соответствии со статьей 83 закона от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу. В указанном Списке конкретных наименований должностей не предусмотрено, поэтому необходимо руководствоваться Номенклатурой должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года №377. В соответствии с Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ по штатным расписаниям не представляется возможным сделать вывод об отнесении должности к среднему медицинскому персоналу. -с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. (<...>) - заведующая здравпунктом, <...> поликлиника, <...>», г.Н.Тагил, -с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. (<...>) - заведующая здравпунктом, Медико-санитарная часть <...>», г.Н.Тагил, периоды не прияты к зачету, т.к. в соответствии со статьей 81 закона от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 30 лет в городах. В соответствии со статьей 83 закона от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РФ» №340-1 постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В указанном Списке наименование должности «заведующая здравпункта» не предусмотрена. -с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. (<...>) - заведующая здравпунктом. Медико-санитарная часть <...>, г.Н.Тагил, не прият к зачету, поскольку в соответствии со статьей 27 пункта 1 подпункта 20 Закона РФ от 17.12.2001 года № 173 - ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения, т. е. с выполнением работы в определенных должностях и учреждениях. Списки соответствующих работ, производств, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии согласно пункта 2 статьи 27 Закона № 173 от 17.12.2001 года при необходимости утверждаются Правительством РФ. В соответствии с указанными полномочиями, постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения Наименование должности «заведующая здравпунктом» не предусмотрено данными Списками. Иные исключенные периоды истец не оспаривает. Чепкасова Э.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении на ответчика обязанности включить спорные периоды работы в специальный стаж, и возложении на ответчика обязанности по назначению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указала, что наименование должности «заведующая здравпунктом» неполное, работодатель должен был внести изменение в наименование должности которую следует именовать- «заведующая фельдшерским здравпунктом- фельдшер». Истица в судебном заседании требования поддержала, указала, что в здравпункте она работала одна, выполняла обязанности как фельдшера так и заведующей здравпунктом. В штате имелся и фельдшер, но так как цех в котором она работала работал и во вторую смену, они вместе с фельдшером работали в разные смены. В спорные периоды работы в должности заведующего здравпунктом исполняла обязанности, как фельдшера, так и обязанности заведующей фельдшерским здравпунктом. В обязанности фельдшера входило: оказание доврачебной экстренной помощи, осмотр больных, оказание помощи при острых заболеваниях и при травмах, при необходимости больные направляются в поликлинику или стационар, проведение профилактических мероприятий (периодические осмотры, прививки, флюорографические обследования, осмотр инфекционных больных); проведение санитарно-просветительской работы, ведение учета заболеваемости. В обязанности заведующей входило: составление графика работы, составление месячных и годовых отчетов, получение медикаментов в поликлинике. Также она проводила физиотерапевтические процедуры, такие как тубус Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Нижний Тагил Свердловской области в судебном заседании требования истицы не признал. В обоснование возражений указал, что спорный период не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку наименование должностей «заведующая здравпунктом» не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства №781 от 29.10.2002г. Должность должна именоваться -«заведующая фельдшерским здравпунктом- фельдшер». Тождественность наименований должностей, учреждений и их структурных подразделений, не соответствующих наименованиям должностей, учреждений, их структурным подразделениям, указанным в Списках, устанавливается на федеральном уровне. В удовлетворении требований просит отказать. Заслушав пояснения истицы, представителя ответчика, исследовав представленные суду письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со ст.ст.1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона. Согласно ст.7, п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60лет, и женщины, достигшие 55лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Часть 2 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет полномочия Правительства РФ утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия за выслугу лет. Принятый к зачету специальный стаж истицы в учреждениях здравоохранения составил <...> (л.д.8-11). Министерству труда и социального развития РФ по ходатайству федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. В силу ст.ст. 2, 18 Конституции РФ, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан. Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года №70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа). Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года за №464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 01 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности и независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 (в редакции постановления Правительства РФ от 19 февраля 2001 года №130), применяемый к периодам с 01 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года и пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, применяемого к периодам работы с 12 ноября 2002 года, предусмотрено включение в стаж работы на общих основаниях работы в должностях, указанных в Списке, во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, являющихся структурнымиподразделениями государственных и муниципальных организаций. Также в Списке поименованы медико-санитарная часть, а также поименован средний медицинский персонал, независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03 ноября 1999 года №395, предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениям учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся. Согласно п.4 постановления Правительства РФ №1066 от 22 сентября 1999 года, и п.2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству здравоохранения РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст.27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (ст.39 Конституции РФ), в связи с чем, в силу ст.ст.2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан. Положениями «О фельдшерском здравпункте», утвержденными Приказами МЗ СССР от 03.01.1978 г. №12, Минздравмедпрома РФ от 23.06.1994 г. №130 и штатными нормативами предусмотрено, что фельдшерские здравпункты возглавляются фельдшером или медицинской сестрой. Согласно Положения о фельдшерском здравпункте Приложение №5 к приказу Минздравмедпрома РФ от 23.06.1994г. №130 (л.д.23), фельдшерский здавпункт- структурное подразделение учреждения здравоохранения или предприятия промышленности, строительства, транспорта, связи, предназначенное для оказания первичной медицинской помощи трудящимся, служащим и учащимся учебных заведений. Основными задачами фельдшерского здравпункта являются: оказание первой доврачебной помощи рабочим, служащим и учащимся, участие в проведении мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, травматизма и инвалидности. Осуществляет первичную доврачебную помощь при травмах, отравлениях, острых заболеваниях, организует транспортировку больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения; направляют больных на консультации и лечение в лечебно-профилактические учреждения; проводят лечебные и реабилитационные мероприятия в соответствии с назначением врача и т.д. В судебном заседании установлено, что истица в спорные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполняла обязанности заведующей фельдшерским здравпунктом - фельдшер, заводская поликлиника, <...>», в последующем заведующая здравпунктом, <...>» г.Н.Тагил.; свидетельствами о повышении квалификации из которого следует, что истица в ДД.ММ.ГГГГ. повышала квалификацию в ГОУ ВПО «<...> медицинская академия» по вопросу лечебного дела (л.д.19); сертификатом № от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении специальности «лечебное дело» (л.д.20), выпиской из штатного расписания (л.д.27), из которой следует, то истица работая заведующей здравпункта, проводила предрейсовые и послерейсовые осмотры; должностной инструкцией заведующей здравпункта на ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.31-33), из которой следует, что зав. здравпункта- специалист со средним медицинским образованием, имеющий подготовку по общей практике и стаж работы не менее 5 лет, оказывает первичную доврачебную помощь трудящихся и учащимся непосредственно по месту работы, принимает участие в организации и проведении мероприятий по профилактике заболеваемости, выполняет в пределах своей компетенции лечебные процедуры по назначению врача и осуществляет контроль за соответствующим состоянием здоровья трудящихся, организует транспортировку больных в пострадавших в лечебные учреждения, проводит профилактические прививки и т.д. Тождество наименований должностей «заведующая здравпунктом» и «заведующая здравпунктом- фельдшер» не вызывает сомнения и подлежит установлению судом, спорный период подлежит включению в специальный стаж истицы. Неполное или неправильное наименование должности не может являться основанием к отказу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Учитывая изложенное, лечебная деятельность истицы в спорный период трудовой деятельности отвечает требованиям п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ»., решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе истице в назначении пенсии создает препятствие к осуществлению истице права на пенсионное обеспечение (ст.39 Конституции РФ) и подлежит признанию незаконным. На ответчика должна быть возложена обязанность по включению спорных периодов работы в специальный стаж истицы и назначению пенсии с момента за ее обращением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, т.к. на данный период ( дату обращения) у истицы имелся необходимый 30 летний стаж для назначения пенсии. Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Чепкасовой Э.Ф. удовлетворить. Признать за Чепкасовой Э.Ф. право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с под.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ. Признать решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Чепкасовой Э.Ф. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»- незаконным. Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области обязанность включить в специальный стаж Чепкасовой Э.Ф. периоды работы : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. (<...>) - заведующая здравпункта, <...> поликлиника, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. (<...>) - заведующая здравпунктом, заводская поликлиника, <...> г.Н.Тагил, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. (<...>) - заведующая здравпунктом, Медико-санитарная часть <...>» г.Н.Тагил, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. (<...>) - заведующая здравпунктом, Медико-санитарная часть <...>» г.Н.Тагил и назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с под.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента провозглашения с принесением жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил. Судья - И.Н.Зайцева.