РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 сентября 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А., с участием прокурора Куликова Е.В., при секретаре Ежовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу Строительное предприятие «Средний Урал» об установлении размеров санитарно-защитной зоны для действующего промышленного объекта, установил: 24.06.2011 Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ЗАО СП «Средний Урал» о понуждении установить в срок до 01.01.2012 размер санитарно-защитной зоны для действующего промышленного объекта - производственной площадки предприятия по производству железобетонных изделий, бетонов и растворов, расположенной на территории <адрес> в Ленинском административном районе города Нижний Тагил. В обоснование требований прокурор указал, что основным видом деятельности предприятия ответчика является производство железобетонных изделий, бетонов и растворов и строительство зданий и сооружений. Предприятие является источником воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека, так как загрязняет атмосферный воздух и оказывает неблагоприятное воздействие физическими факторами. Согласно статистическому отчету 2 ТП (воздух) за 2010 год ЗАО СП «Средний Урал» в атмосферу выброшено 1,234 тонн загрязняющих веществ. На предприятии имеется 12 источников загрязнения атмосферного воздуха. Санитарными нормами и правилами ЗАО СП «Средний Урал» отнесено к предприятиям Ш класса опасности. На момент совместной проверки сотрудниками прокуратуры и отдела Роспотребнадзора 21.06.2011 организации ответчика на основании коллективной жалобы жителей микрорайона <адрес> в ЗАО СП «Средний Урал» был разработан проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны. Расчетная санитарно-защитная зона составляет 100 метров. По «Проекту обоснования расчетной санитарно-защитной зоны для ЗАО СП «Средний Урал» имеется санитарно-эпидемиологическое заключение от 14.07.2009, выданное Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области. Согласно проекту определена программа наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и замерами уровней шума на 2010-2011 годы. В ноябре-декабре 2010 года проведены лабораторные исследования атмосферного воздуха и шума. Атмосферный воздух в точках контроля по показателям соответствует гигиеническим нормативам. Также в ноябре-декабре 2010 года в рамках производственного контроля проведены замеры уровней шума. На момент проверки 21.06.2011 результаты производственного лабораторного контроля атмосферного воздуха и шума в 2011 году не представлены. Со слов представителя ЗАО СП «Средний Урал» лабораторные исследования планируется провести в июле-августе 2011 года. В результате до настоящего времени в ЗАО СП «Средний Урал» не установлен размер санитарно-защитной зоны, что является нарушением требований статей 34, 44,52 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статей 16, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», статей 8, 11, 12, 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 4.2.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», пунктов 2.1, 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», пункта 2.6 СанПиН 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий». Представители ответчика ЗАО СП «Средний Урал» Безбородов М.В. и Махно Н.А. иск Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора об установлении размера защитной зоны в срок до 01.01.2012 не признали полностью и пояснили, что в 2009 году был разработан Проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны, в отношении которого имеется санитарно-эпидемиологическое заключение от 14.07.2001, выданное Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области. Установление размера санитарно-защитной зоны не является одномоментным событием. Необходимо собрать пакет документов, сдать в контролирующий орган, провести целую программу замеров в различные периодов времени на основе всех режимов работы оборудования и параметров его загрузки. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 обязывает выполнить натуральные исследования в соответствии с программой наблюдения. Такая программа является составной частью проекта. В соответствии с программой натуральных исследований уровня загрязнения атмосферного воздуха и уровней шума ЗАО СП «Средний Урал» замеры должны производиться в период с 2010 года по 2011 год согласно установленному графику. Срок окончания осуществления натуральных и иных измерений согласно проекту - декабрь 2011 года. С целью проведения натуральных замеров шума и иных инструментальных измерений ответчиком были заключены договоры с ООО «СанЭД» и ООО «Уральская компания экологического сопровождения проектов фирма «Геоэкология». В период с 2008 года по настоящее время проводятся соответствующие замеры воздействия на атмосферный воздух согласно графику, которые выполняются ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе», ФГУЗ Каменск-Уральский филиал ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту». Для разработки проекта окончательной санитарно-защитной зоны ЗАО СП «Средний Урал» с согласованием в органах Роспотребнадзора ответчиком заключен договор с ООО «КСЭП «Геология Консалтинг» № от 05.08.2011. Срок выполнения работ по договору определен не позднее 15.12.2011. Таким образом, в соответствии с программой наблюдения ЗАО СП «Средний Урал», содержащейся в Проекте обоснования размеров санитарно-защитной зоны окончание наблюдений и получение результатов экспертизы проекта должно быть произведено в срок не позднее декабря 2011 года. По этой причине требования прокурора носят преждевременный характер (т. 3 л. д. 234-239). Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Свердловской области направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором заявленный Нижнетагильским межрайонным природоохранным прокурором иск поддержал полностью (т. 1 л. д. 54). Заслушав объяснения прокурора, представителей ответчика и исследовав письменные доказательства, суд находит иск Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан. Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Требования об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (статья 80 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора. Поскольку дела по заявлениям прокуроров об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности предприятия, его структурного подразделения, о сносе строений, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, за совершение ими экологических правонарушений, нарушающих права неопределенного круга граждан, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года). Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (статья 16). В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством (статья 52). В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. С 01.03.2008 введена в действие новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (пункт 1.2). Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (пункт 1.4). Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 1.5). В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (пункт 2.1). Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (пункт 2.2). Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (пункт 2.3). Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ (пункт 2.12). Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункт 3.1). Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1). Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: - действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; - результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух: шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др. (пункт 4.3). Размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств, являющихся источниками физических факторов воздействия на население, устанавливаются на основании акустических расчетов с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, электромагнитах полей, излучений, инфразвука и других физических факторов. Для установления размеров санитарно-защитных зон расчетные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух. Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: - промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м; - промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м (пункт 6.1); Производство железобетонных изделий (ЖБК, ЖБИ) отнесено к третьему классу опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 300 метров (пункт 7.1.4). Если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункт 4.4). Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при: - объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений; - подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже; - уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности; - внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания (пункт 4.5). В письме Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03» указывается, что в связи с необходимостью дальнейшего упрощения, снятия административных барьеров и избыточных требований при установлении размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств, внесены изменения № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции. Из главы 1, пункта 1.2, абзаца 1 «Требования настоящих правил» исключены слова «и действующих промышленных объектов и производств». Однако санитарно-защитные зоны устанавливаются для действующих промышленных объектов и производств I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения; В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ Главный государственный санитарный врач Российской Федерации наделяется полномочиями принимать постановления, издавать распоряжения, указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО СП «Средний Урал» зарегистрирован 19.12.2002 при создании путем реорганизации в форме преобразования. Юридический адрес: <адрес>. Основной вид экономической деятельности: производство общестроительных работ (т. 1 л. д. 8-10). В соответствии с уставом ЗАО СП «Средний Урал» осуществляет промышленное и гражданское строительство, выпуск строительных и отделочных материалов, конструкций и полуфабрикатов (т. 1 л. д. 11-31). В настоящее время основным видом деятельности ЗАО СП «Средний Урал» является производство железобетонных изделий, бетонов и растворов и строительство зданий и сооружений. ЗАО СП «Средний Урал» имеет одну производственную площадку в черте города Нижний Тагил. Производственная площадка предприятия по производству железобетонных изделий, бетонов и растворов расположена на территории <адрес> в Ленинском административном районе города Нижний Тагил. На производственной территории промышленной площадки предприятия расположены: склады инертных материалов, бетоносмесительный узел, формовочный участок, арматурный участок, слесарный участок, транспортный участок. С восточной стороны на расстоянии 25 метров протекает река Тагил, с северной стороны производственная площадка предприятия граничит с автоцехом ОАО <...>, с южной и западной стороны на протяжении 50 метров - с территорией завода <адрес> (т. 1 л. д. 72). В 2009 году ООО «Уральская компания экологического сопровождения проектов фирма «Геоэкология» для организации ответчика разработан «Проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны ЗАО СП «Средний Урал», в соответствии с которым предприятие ЗАО СП «Средний Урал» относится к третьему классу опасности (пункт 7.1.4 Производство железобетонных изделий (ЖБК, ЖБИ)), для которых требуется создание санитарно-защитной зоны размером 300 метров. Ближайшее жилье (<адрес>) расположено восточнее промышленной площадки ЗАО СП «Средний Урал» (через реку Тагил) на расстоянии 100-130 метров, в западном направлении на расстоянии 60-130 метров (за рекой Рудянка частные дома по <адрес>). В результате проведенного расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу установлено, что максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ, создаваемые выбросами ЗАО СП «Средний Урал» в контрольных точках, заданных в точках жилых домов, огородных участков и на расстоянии 100 метров от границы промплощадки не превышают допустимых значений с учетом и без учета фона, и, следовательно, удовлетворяют санитарно-гигиеническим требованиям и нормативам к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Результаты акустического расчета свидетельствуют о том, что расчетные уровни звукового давления и эквивалентные уровни звука от источников шума ЗАО СП «Средний Урал» в контрольных точках в 2 метрах от жилых домов и ориентировочной (нормативной) санитарно-защитной зоны не превысят допустимых значений. Проектом ООО «Уральская компания экологического сопровождения проектов фирма «Геоэкология» предложено установить размер санитарно-защитной зоны ЗАО СП «Средний Урал» от границы промышленной площадки - 100 метров во всех направлениях. Следующим этапом по установлению размера санитарно-защитной зоны рекомендовано провести лабораторные наблюдения по изучению загрязнения атмосферного воздуха в контрольных точках и исследований по оценке воздействия физических факторов на атмосферный воздух в радиусе санитарно-защитной зона предприятия (т. 1 л. д. 62 - т. 2 л. д. 200). 14.07.2009 Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области ЗАО СП «Средний Урал» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение, удостоверяющее, что требования, установленные в проектной документации: «Проект обоснования расчетной санитарно-защитной зоны для ЗАО СП «Средний Урал» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (т. 1 л. д. 64). С целью обоснования санитарно-защитной зоны на расстоянии 100 метров от промышленной площадки предприятия ООО «Уральская компания экологического сопровождения проектов фирма «Геоэкология» разработана программа натуральных исследований уровня загрязнения атмосферного воздуха и уровней шума ЗАО СП «Средний Урал» на 2010-2011 годы. Программой определены точки контроля и перечень веществ, подлежащих контролю. Натуральные исследования на маршрутных постах должны осуществляться в двух контрольных точках на расстоянии 100 метров от границы предприятия и в жилом массиве. Контроль за загрязнением атмосферного воздуха должна производить аккредитованная на осуществление данных видов исследований организация. Контрольные анализы должна осуществлять лаборатория территориального органа ГСЭН. По всем веществам, включенным в программу контроля, предложено проводить наблюдения по «полной программе» исследований ежедневно, исключая выходные и праздничные дни, - «скользящий график», 4 раза в сутки через равные промежутки времени. Продолжительность отбора проб 30 минут. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 количество наблюдений за каждой примесью должно быть не менее 30 дней в год для обеспечения получения статистически достоверных результатов об уровне загрязнения атмосферы в данной контрольной точке. График отбора проб предусматривает периодичность натуральных исследований по изучению загрязнения атмосферного воздуха: пост № (в районе жилого дома по <адрес>) - два сезона (теплый и холодный), 30 среднесуточных проб по каждому веществу в каждой контрольной точке за 2 сезона по 15 среднесуточных проб в каждый (сентябрь-октябрь, май-июнь); пост № (без адреса) - два сезона (теплый и холодный), 30 среднесуточных проб по каждому веществу в каждой контрольной точке за 2 сезона по 15 среднесуточных проб в каждый (сентябрь-октябрь, май-июнь). Программа натуральных измерений уровней шумового воздействия предусматривает измерения максимального и эквивалентного уровня звука в дневное время суток в кон, заданным шагом 50 метров: 39 контрольных точек на границе ориентировочной санитарно-защитной зоны (300 метров от границы промплощадки предприятия); 20 контрольных точек на расстоянии 100 метров от границы промплощадки; 13 контрольных точек в 2-х метрах от ближайшей жилой застройки (т. 2 л. д. 176-186). Из представленных ответчиком в ходе судебного разбирательства документов следует, что в целях выполнения программа натуральных исследований уровня загрязнения атмосферного воздуха и уровней шума ЗАО СП «Средний Урал» и завершения процедуры установления размеров санитарно-защитной зоны: 15.07.2010 заключен договор № с ООО «Уральская компания экологического сопровождения проектов фирма «Геоэкология» на выполнение работ по проведению натуральных замеров загрязнения и шума для ЗАО СП «Средний Урал» сроком до 25.12.2010; 24.12.2010 заключен договор № возмездного оказания услуг с ООО «СанЭД» на проведение инструментальных измерений (каких не указано) сроком до «28 февраля 2010г.». (т. 3 л. д. 84-88). В мае 2011 года по поручению жильцов микрорайона председателем ТСЖ <...> К. направлено обращение в адрес Президента Российской Федерации, поступившее 02.06.2011 в прокуратуру Свердловской области. В обращении К. указал, что неоднократно обращались в администрацию города и прокуратуру Ленинского района города Нижний Тагил по вопросу размещения производственной площадки ЗАО СП «Средний Урал» на территории <...> в водоохранной зоне реки Тагил. Однако нарушения природоохранного законодательства продолжаются, предприятие многократно увеличило объем выпускаемой продукции. В результате этого на детских площадках, окнах и в квартирах образуется цементная пыль, хотя по результатам проверки установлено, что качество атмосферного воздуха соответствует требованиям санитарных правил и норм. Деревья и кустарники покрыты белой пылью и сохнут. Значительно возрос шум от загрузки материалов, от постоянно работающих двигателей, пропарочных камер. На территории предприятия началось строительство дополнительного производства. У жильцов микрорайона имеются фотографии, подтверждающие вышесказанное (т. 1 л. д. 32-35). На основании вышеуказанного обращения 21.06.2011 сотрудниками прокуратуры и отдела Роспотребнадзора проведена совместная проверка, в ходе которой установлено, что в ЗАО СП «Средний Урал» был разработан проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны. Расчетная санитарно-защитная зона составляет 100 метров. По проекту «обоснования расчетной санитарно-защитной зоны для ЗАО СП «Средний Урал» имеется санитарно-эпидемиологическое заключение от 14.07.2009, выданное Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области. Согласно проекту определена программа наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и замерами уровней шума на 2010-2011 годы. В ноябре-декабре 2010 года проведены лабораторные исследования атмосферного воздуха и шума. Атмосферный воздух в точках контроля по показателям соответствует гигиеническим нормативам. Также в ноябре-декабре 2010 года в рамках производственного контроля проведены замеры уровней шума. На момент проверки 21.06.2011 результаты производственного лабораторного контроля атмосферного воздуха и шума в 2011 году не представлены. Со слов представителя ЗАО СП «Средний Урал» лабораторные исследования планируется провести в июле-августе 2011 года. В ходе проверки также установлены нарушения санитарных правил обращения с отходами (т. 1 л. д. 36). В настоящем судебном заседании представителями ответчика представлены протоколы лабораторных исследований атмосферного воздуха Аккредитованного испытательного лабораторного центра Каменск-Уральского филиала ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» за 2011 год: № 226 от 23.05.2011, № 227 от 24.05.2011, № 228 от 25.05.2011, № 229 от 26.05.2011, № 230 от 27.05.2011, № 233 от 06.06.2011, № 234 от 07.06.2011, № 235 от 08.06.2011, № 236 от 09.06.2011, № 237 от 10.06.2011, № 243 от 13.06.2011, № 244 от 14.06.2011, № 245 от 15.06.2011, № 246 от 16.06.2011, № 247 от 17.06.2011 (т. 3 л. д. 34-78). Вместе с тем, по состоянию на май-июнь 2011 года (проверяемый период согласно графику отбора проб) ЗАО СП «Средний Урал» не имело договоров с организациями, аккредитованными на осуществление контроля за загрязнением атмосферного воздуха, что не оспаривается представителями ответчика в судебном заседании. Только 05.08.2011 ЗАО СП «Средний Урал» заключен договор № с ООО «Уральская компания экологического сопровождения проектов фирма «Геоэкология» на разработку проекта окончательной санитарно-защитной зоны ЗАО СП «Средний Урал» с согласованием в органах Роспотребнадзора, предусматривающий выполнение работ (оказание услуг): проведение систематических годовых натуральных измерений в соответствии с программой в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; разработку проекта окончательной санитарно-защитной зоны с расчетами и фактическими данными загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; экспертизу проекта окончательной санитарно-защитной зоны в районе размещения ЗАО СП «Средний Урал» в органах Роспотреюбнадзора в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Цена работ (услуг) составляет 130 000 рублей. Оплата производится путем предоплаты в размере 30 процентов от стоимости договора, после чего исполнитель приступает к выполнению работ (т. 2 л. д. 201-207). Предоплата услуг ООО «Геоэкология» произведена заказчиком ЗАО СП «Средний Урал» только ДД.ММ.ГГГГ (т. 3 л. д. 79). В письменных объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ, адресованных прокурору, инженер по охране труда ЗАО СП «Средний Урал» Р. пояснила, что в 2010 году исследования атмосферного воздуха и шума проведены в ноябре и декабре. В августе 2011 планируется провести замеры в летний период аккредитованной лабораторией и установить размер санитарно-защитной зоны в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> в конце 2011 года - начале 2012 года (т. 1 л. д. 37). Доводы представителей ответчика в судебном заседании о выполнении ООО «СанЭД» без оформления договора и бесплатно на основании гарантийных писем работ по проведению натуральных замеров загрязнения атмосферы в период май-июнь 2011 подлежат критической оценке судом, противоречат содержанию заключенного 05.08.2011 ЗАО СП «Средний Урал» договора № СС12/0408 с ООО «Уральская компания экологического сопровождения проектов фирма «Геоэкология», поскольку предполагают повторное проведение одних и тех же исследований за плату, и не подтверждаются допустимыми доказательствами. Таким образом, в судебном заседании в достаточной мере нашли свое подтверждение доводы прокурора о нарушении ЗАО СП «Средний Урал» требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на стадии лабораторных наблюдений и подтверждения размера санитарно-защитной зоны, что вызывает обоснованные сомнения в завершении ответчиком в срок до 15.12.2011 программы натуральных исследований уровня загрязнения атмосферного воздуха и уровней шума ЗАО СП «Средний Урал» на 2010-2011 годы в соответствии с Проектом обоснования размеров санитарно-защитной зоны ЗАО СП «Средний Урал» для окончательного решения по установлению размера санитарно-защитной зоны ЗАО СП «Средний Урал» Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности (статья 77). Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (статья 78). Длительная неопределенность в вопросе об окончательном размере санитарно-защитной зоны промышленной площадки ЗАО СП «Средний Урал» (от ориентировочного в 300 метров до предполагаемого в 100 метров) влечет нарушение прав неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду и затрагивает интересы государства. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость предупреждения причинения вреда окружающей среде посредством возложения на ЗАО СП «Средний Урал» обязанности по установлению размера санитарно-защитной зоны. Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Предложенный прокурором срок установления размера санитарно-защитной зоны носит разумный характер и соответствует сроку окончания работ (оказания услуг), согласованному ЗАО СП «Средний Урал» в договоре № от 05.08.2011 с ООО «Уральская компания экологического сопровождения проектов фирма «Геоэкология» - не позднее 15.12.2011. На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Решил: Иск Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить полностью. Обязать Закрытое акционерное общество Строительное предприятие «Средний Урал» (ОГРН №) установить окончательный размер санитарно-защитной зоны для действующего промышленного объекта - производственной площадки предприятия по производству железобетонных изделий, бетонов и растворов, расположенной на территории Завода имени Куйбышева в Ленинском административном районе города Нижний Тагил, в срок до 01 января 2012 года. Взыскать с Закрытое акционерное общество Строительное предприятие «Средний Урал» государственную пошлину в размере <...> рублей. На решение может быть подана кассационная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней. Судья А.А.Соловьев