РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 августа 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А., с участием прокурора Краузе О.В., при секретаре Ежовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Нижний Тагил» и Комитету по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды, установил: 31.05.2011 - 01.06.2011 Министерством природных ресурсов Свердловской области по заявлению гражданина Л. проведены мероприятия по контролю за соблюдением санитарного законодательства в отношении водоохранной зоны <адрес> на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил» в <адрес> Пригородного района Свердловской области. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил» в <адрес> имеется несанкционированная свалка отходов. ... Площадь свалки составляет не менее 200 кв.м. Основной вид отходов - твердые бытовые отходы, общий объем которых составляет не менее 100 куб.м. 22.06.2011 Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Нижний Тагил» и Комитету по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды путем ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в <адрес>. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на результаты мероприятий по контролю, проведенных 31.05.2011 - 01.06.2011 Министерством природных ресурсов Свердловской области по заявлению гражданина Л. В судебном заседании прокурор, с учетом длительности процедуры размещения муниципального заказа и особенностей бюджетного финансирования, уточнил исковые требования и просит обязать Администрацию города Нижний Тагил и Комитет по городскому хозяйству ликвидировать спорную свалку отходов в водоохранной зоне реки ... в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика - заместитель начальника правового управления Администрации города Нижний Тагил Малахов М.Р. иск прокурора не признал полностью и пояснил, что спорная свалка бытовых отходов уже была предметом судебного разбирательства в Ленинском районном суде города Нижний Тагил в 2009 году. В порядке исполнения решения суда свалка бытовых отходов была ликвидирована Администрацией города в сентябре-октябре 2009 года. Повторное несанкционированное складирование бытовых отходов в том же месте, по мнению представителя ответчика, вызвано непринятием мер к установлению лиц, непосредственно виновных в размещении отходов. Вблизи спорной территории расположены садоводческие товарищества и <адрес>, что приводит к загрязнению участков вдоль дороги. На текущий 2011 год лимит бюджетных ассигнований муниципального образования «Город Нижний Тагил» на цели ликвидации несанкционированных свалок полностью исчерпан, в связи с чем, ликвидация спорной свалки бытовых отходов возможна не ранее 2012 года. Процедура размещения муниципального заказа на выполнения данного вида работ также занимает не менее трех месяцев. Представители ответчика - Комитета по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил и третьего лица - Министерства природных ресурсов Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела были надлежащим образом извещены, что в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика и исследовав письменные доказательства, суд находит иск Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан. Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 названного Федерального закона в редакции от 31.12.2005 каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Требования об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (статья 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора. Поскольку дела по заявлениям прокуроров о приостановлении деятельности предприятия, его структурного подразделения, о сносе строений, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, за совершение ими экологических правонарушений, нарушающих права неопределенного круга граждан, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года). Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность). Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1). К виду негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления (статья 16). Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям (статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон запрещаются размещение мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (статья 1). Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды (статья 3). Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности (статья 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 52 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Факт несанкционированного размещения объекта бытовых отходов на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил» в <адрес>, площадь свалки не менее 200 кв.м, основной вид отходов - твердые бытовые отходы, общий объем которых составляет не менее 100 куб.м, подтверждается материалами проверки Министерства природных ресурсов Свердловской области: актом осмотра от 31.05.2011 (л. д. 6); актом проверки водоохраной зоны реки ... вблизи от места впадения в реку ... от 01.06.2011 (л. д. 4-5); актом приема отработанных ртутьсодержащих ламп с несанкционированной свалки от 01.06.2011, подписанным начальником отдела по экологии и природопользованию Администрации города Нижний Тагил и директором Муниципального учреждения «Служба экологической безопасности» (л. д. 7); фотоснимками места несанкционированной свалки бытовых отходов (л. д. 8-11). К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (статья 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статья 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). В соответствии со статьей 29 Устава муниципального образования «Город Нижний Тагил» к полномочиям Администрации города отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Постановлением Главы города Нижний Тагил от 12.10.2007 № 1212 в целях организации благоустройства и озеленения территории города, содержания зеленых насаждений, очистки и уборки городских территорий, в соответствии со статьей 26 Устава города Нижний Тагил утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил. Физические и юридические лица обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами. Организацию уборки иных территорий осуществляют Администрация города по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории (статья 2 Правил). Администрация города, ее органы и структурные подразделения осуществляют контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими и юридическими лицами Правил. Постановлением Главы города Нижний Тагил от 25.09.2006 № 1079 «Об организации вывоза твердых бытовых отходов с территории частного сектора города Нижний Тагил» обязанность по организации вывоза твердых бытовых отходов с территории частного сектора города Нижний Тагил возложена на Комитет по управлению городским хозяйством Администрации города. Правилами сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Нижний Тагил, утвержденными Постановлением Администрации города от 14.08.2009 № 1403, осуществление контроля за соблюдением данных Правил возложено на Комитет по городскому хозяйству Администрации города и отдел по экологии и природопользованию Администрации города в пределах своей компетенции. В случае выявления фактов нарушений Правил уполномоченные должностные лица Администрации города вправе: 1) составить протокол об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством; 2) обратиться в суд с заявлением (исковым заявлением) о признании незаконными действий (бездействия) физических и (или) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нарушающих Правила, о возмещении ущерба. Постановлением Администрации города от 13.07.2009 № 1126 утверждена муниципальная целевая программа «Совершенствование работы по сбору, транспортировке и утилизации твердых бытовых отходов на территории города Нижний Тагил (2009 - 2013 годы)» и предписано: Управлению по экономике и ценовой политике Администрации города при формировании бюджета на очередной финансовый год включить объемы финансирования в сводную бюджетную заявку финансирования муниципальных программ; Комитету по городскому хозяйству Администрации города при планировании расходов бюджета на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию муниципальной целевой программы; заместителю Главы Администрации города по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству, транспорту, энергетике, связи и капитальному строительству осуществлять контроль за выполнением настоящего постановления. В соответствии с Положением о Комитете по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил, утвержденным решением Нижнетагильской городской думы от 20.12.2007 № 69, Комитет является отраслевым органом администрации города Нижний Тагил, уполномоченным по вопросам управления жилищно-коммунальным и городским хозяйством города Нижний Тагил. Комитет обладает правами юридического лица. Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов; осуществляет организацию благоустройства и озеленения территории города, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города; координирует работу организаций жилищно-коммунального комплекса, транспорта и связи независимо от их форм собственности; готовит предложения о порядке и объемах финансирования затрат на содержание и эксплуатацию объектов городского хозяйства и представляет Главе города. Комитет осуществляет свою деятельность за счет средств местного бюджета. Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (статья 77). Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (статья 78). Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. С учетом установленного муниципальными правовыми актами распределения полномочий по осуществлению экологического контроля, бюджетного планирования и финансирования экологических мероприятий, а также компетенции отраслевых органов, входящих в структуру Администрации города Нижний Тагил, суд считает необходимым возложить спорную обязанность одновременно на Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил и Администрацию муниципального образования «Город Нижний Тагил». При этом отсутствие необходимых финансовых средств и материально-технической базы, с учетом особенностей бюджетного планирования и порядка размещения муниципальных заказов, не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за экологические нарушения. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46). Конституция Российской Федерации провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, принадлежат ему от рождения, а их соблюдение гарантируется государством на началах юридического равенства, справедливости и недопустимости установления ограничений, кроме случаев, когда это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе. Из содержания Конституции Российской Федерации следует, что право на полное возмещение ущерба, причиненного личности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, относится к числу прав человека и гражданина. Конкретизация его содержания при воспроизведении в нормах отраслевого законодательства возможна лишь с учетом специфики регулируемых общественных отношений. Однако при этом не должны устанавливаться ограничения полного возмещения ущерба для граждан, чьи права и свободы были нарушены незаконными действиями государственных органов и должностных лиц. Кроме того, как указано в Постановлении Европейского Суда по правам человека от 07.05.2002 по делу «Бурдов против России», государство не вправе ссылаться на недостаток денежных средств как на причину невыплаты долга по судебному решению. Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Предложенный прокурором срок ликвидации несанкционированного объекта размещения бытовых отходов - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу носит разумный характер. При этом изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчиков и сезонного характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Решил: Иск Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Нижний Тагил» и Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированного объекта размещения бытовых отходов на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил», расположенного в <адрес>, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На решение может быть подана кассационная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней. Судья А.А.Соловьев