2-197/2011 решение от 14.02.2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,

с участием прокурора Куликова Е.В.,

при секретаре Гуриной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Эни Моторс» о понуждении разработать и согласовать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ и оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

установил:

ООО «Эни Моторс» зарегистрировано при создании ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре юридических лиц. ОГРН: Юридический адрес: <адрес>.

Единственный учредитель (участник) Общества - Общество с ограниченной ответственностью «...».

Основной вид экономической деятельности: торговля автотранспортными средствами.

Дополнительные виды экономической деятельности: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, розничная торговля моторным топливом.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Свердловским областным государственным учреждением «Центр экологического мониторинга и контроля» проведено обследование объекта ООО «Эни Моторс» по адресу: <адрес> части соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, по результатам которого составлен акт № 152 обследования организации - природопользователя, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

03.12.2010 Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Эни Моторс» о понуждении разработать и согласовать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ и оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 30.11.2011.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на результаты проведенного в период с 30.09.2010 по 25.10.2010 обследования, в ходе которого установлено, что организация ответчика осуществляет виды деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду: работа двигателей автотранспортных средств, шлифовальные и покрасочные работы. При этом на момент проверки и до настоящего времени ООО «Эни Моторс» не имеет разработанного и согласованного в установленном законом порядке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оформленного разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (статьи 21-23, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 12, 14, 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Представитель ответчика - юрисконсульт ООО «Эни Моторс» Чарушина О.В. иск прокурор в интересах неопределенного круга лиц не признала полностью и, не оспаривая осуществление организацией указанных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, пояснила, что 18.01.2011 ООО «Эни Моторс» заключены договоры с ООО «...» на разработку и согласование проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ и оформление разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Срок исполнения договора установлен в течение 45 рабочих дней с момента оплаты услуг заказчиком. Оплата услуг по договору произведена ООО «Эни Моторс» 31.01.2011.

В настоящее время ООО «Эни Моторс» продолжает осуществлять уставную деятельность и не имеет проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ не разработан и не согласован, также оформленного разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Представитель третьего лица - ведущий специалист-эколог Свердловского областного государственного учреждения «Центр экологического мониторинга и контроля» Худякова Я.В. пояснила, что проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования в отношении ООО «Эни Моторс» в период с 30.09.2010 по 25.10.2010 проводилась впервые. При этом организацией ответчика был представлен аналогичный договор с ООО «...» на разработку и согласование проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ и оформление разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, но датированный 29.08.2010.

Несмотря на наличие договоров с ООО «...» в организации ответчика до настоящего времени отсутствует необходимая разрешительная документация. Для разработки и согласования проекта, и оформления разрешения исполнителю ООО «...» и заказчику ООО «Эни Моторс» потребуется не менее полугода, в связи с чем, предложенный прокурором срок до 30.11.2011 носит разумный характер.

Заслушав объяснения прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Требования об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (статья 80 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора.

    Поскольку дела по заявлениям прокуроров об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности предприятия, его структурного подразделения, о сносе строений, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, за совершение ими экологических правонарушений, нарушающих права неопределенного круга граждан, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года).

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

    К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (статья 16).

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством (статья 22).

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 23).

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (статья 39).

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него (статья 11).

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (статья 12).

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 14).

За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 28).

Согласно статье 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так в период с 30.09.2010 по 25.10.2010 Свердловским областным государственным учреждением «Центр экологического мониторинга и контроля» проведено обследование объекта ООО «Эни Моторс» по адресу: <адрес> части соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, по результатам которого составлен акт № 152 обследования организации - природопользователя, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

В результате обследования выявлены следующие нарушения ООО «Эни Моторс» требований природоохранного законодательства:

у предприятия не разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

у предприятия отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

не представлен статотчет по форме 2-ТП (воздух) за 2009 год;

не представлена инвентаризация отходов производства и потребеления;

отсутствуют установленные нормативы образования отходов;

не оформлены паспорта на отходы 1-4 класса опасности, образующиеся от производственной деятельности предприятия;

в журнале первичного учета образования и движения отходов отсутствуют записи за 3 квартал текущего года, учет ведется недостоверно;

не представлен технический отчет об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2009 год;

лица, допущенные к обращению с опасными отходами, не прошли профессиональную подготовку, не имеют свидетельств на право работы с отходами 1-4 класса опасности;

предприятием допускается невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки за 1-4 кварталы 2009 года, 1-2 кварталы 2010 года.

В ходе проверки предприятием предъявлен договор с ООО «...» на разработку проекта ПДВ от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 4-7).

По результатам проведенной проверки постановлениями государственного инспектора Свердловской области по охране природы, контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов от 17.01.2011 должностное лицо организации ответчика - инженер по эксплуатации зданий и сооружений ООО «Эни Моторс» Б. привлечен к административной ответственности:

по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - в виде штрафа в размере 4 000 руб.;

по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Как установлено в судебном заседании ООО «Эни Моторс» при эксплуатации объекта, расположенного по адресу: <адрес>, оказывается негативное воздействие на окружающую среду без оформления соответствующей разрешительной документации и с нарушением принципа платности. Данное нарушение носит длящийся характер без принятия организацией ответчика соответствующих мер к устранению допущенных нарушений.

Приведенные в судебном заседании представителем ответчика доводы о наличии действующих гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг, заключенных заказчиком ООО «Эни Моторс» 18.01.2011 с исполнителем ООО «ЭкологияРазвитияБизнеса» на разработку и согласование проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ и оформление разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не отвечают общеотраслевым требованиям добросовестности поведения участников правоотношений.

Аналогичный по содержанию договор, оформленный с тем же исполнителем и датированный ДД.ММ.ГГГГ, представлялся ответчиком ООО «Эни Моторс» органам экологического контроля в ходе проверки в период с 30.09.2010 по 25.10.2010. Однако указанный договор до настоящего времени сторонами не исполнен и необходимость повторного заключения того же договора ДД.ММ.ГГГГ не мотивирована представителем ответчика в настоящем судебном заседании.

Сам факт заключения договоров от ДД.ММ.ГГГГ не устраняет длящееся нарушение ООО «Эни Моторс» требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Согласно статьям 75, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

    На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

    Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

    Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии неустраненных ООО «Эни Моторс» нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, вызывающих необходимость восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду посредством возложения на ответчика обязанности по разработке, согласованию и оформлению спорной разрешительной документации.

    Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

    В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Предложенный прокурором срок устранения ООО «Эни Моторс» допущенных нарушений природоохранного законодательства до 30.11.2011 носит разумный характер.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Иск Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.

    Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Эни Моторс» (ОГРН: ) в срок до 30.11.2011 разработать и согласовать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ и оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Эни Моторс» (ОГРН: ) государственную пошлину в размере ... руб.

На решение может быть подана кассационная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.

     Судья     А.А.Соловьев