2-305/2011 решение 14.02.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Зайцевой И.Н.

при секретаре Васильевой А.Р.,

с участием: истицы Бердовой Е.А., представителя истца Ефремова Ю.Н.,

представителя ответчика- ГУ УПФ РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области ведущего специалиста -эксперта (юрисконсульта юридического отдела Петуховой О.В., действующей на основании доверенности №03-984 от28.01.2011г., сроком действия один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела за №2- 305/2011 по иску Бердовой Е.А. к Управлению Пенсионного фонда в городе Н. Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить оспариваемые периоды работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения Управления ПФ РФ в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, , Бердовой Е.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населению в соответствии с под.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, не принят к зачету следующий период:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... года ... мес. ... дней), Городская больница, г.Н.Тагил, заведующая здравпунктом ..., т.к. наименование должности заведующая здравпунктом не предусмотрено Списком должностей и учреждений и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, в том числе ... дней без сохранения заработной платы, которые истец не оспаривает.

Бердова Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии за от ДД.ММ.ГГГГ, возложении на ответчика обязанности включить спорный период работы в специальный стаж, за исключением ... дней без сохранения заработной платы и возложении обязанности по назначению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указала, что наименование должности «заведующая здравпунктом» неполное, работодатель должен был внести изменение в наименование должности которую следует именовать- «заведующая фельдшерским здравпунктом- фельдшер».

В соответствии с Приказом МЗ РФ от 19.01.1999 г. №18 «О введении в действие Перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов» специалист по «Лечебному делу» может замещать должность заведующего здравпунктом.

Приказами МЗ РФ от 23.11.1992 г. №301, от 20.02.1995 г. №35 указывалось, что здравпунктыорганизуются при предприятиях, учреждениях, организациях и входят в состав поликлиник или амбулатории. В приказе МЗ РФ от 03.11.1999 г. №395 отмечено: «...здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятия промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим, учащимся».

Положениями «О фельдшерском здравпункте», утвержденными Приказами МЗ СССР от 03.01.1978 г. №12, Минздравмедпрома РФ от 23.06.1994 г. №130 и штатными нормативами предусмотрено, что фельдшерские здравпункты возглавляются фельдшером или медицинской сестрой. Основной задачей ФЗП является оказание первичной доврачебной помощи рабочим, служащим и учащимся, участие в проведении профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, травматизма и инвалидности.

Согласно уточняющей справке ММУ ...ЦГБ от 12.02.2010г. № 51 на основании книги приказов, лицевых счетов подтверждено, что в период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГг. истица работала заведующей здравпунктом .... Должность заведующая здравпунктом, согласно штатному расписанию относится к среднему медицинскому персоналу.

Списком от 29.10.2002г. Постановления №781 «Наименование должностей» и «наименование учреждений» предусмотрены должности: врачи- специалисты всех наименований, в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, фельдшер, заведующий фельдшерским здравпунктом- фельдшер, старшая медицинская сестра.

Истица в судебном заседании требования поддержала, указала, что в здравпункте Типографии она работала одна, выполняла обязанности как фельдшера так и заведующей здравпунктом. ... дней без сохранения заработной платы не оспаривает. Требование просит удовлетворить.

Представитель истца Ефремов Ю.Н. полностью поддержал требования истца и обоснования требований, указанных в исковом заявлении, требования просил удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Нижний Тагил Свердловской области в судебном заседании требования истицы не признал. В обоснование возражений указал, что спорный период не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку наименование должностей «заведующая здравпунктом» не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства №781 от 29.10.2002г. Должность должна именоваться -«заведующая фельдшерским здравпунктом- фельдшер».

Тождественность наименований должностей, учреждений и их структурных подразделений, не соответствующих наименованиям должностей, учреждений, их структурным подразделениям, указанным в Списках, устанавливается на федеральном уровне. В удовлетворении требований просит отказать.

Заслушав пояснения истицы, представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные суду письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст.ст.1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно ст.7, п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60лет, и женщины, достигшие 55лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Часть 2 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет полномочия Правительства РФ утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия за выслугу лет.

Принятый к зачету специальный стаж истицы в учреждениях здравоохранения составил ... лет ... мес.... дней (л.д.6-10).

Министерству труда и социального развития РФ по ходатайству федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. В силу ст.ст. 2, 18 Конституции РФ, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года №70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года за №464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 01 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности и независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 (в редакции постановления Правительства РФ от 19 февраля 2001 года №130), применяемый к периодам с 01 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года и пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, применяемого к периодам работы с 12 ноября 2002 года, предусмотрено включение в стаж работы на общих основаниях работы в должностях, указанных в Списке, во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, являющихся структурнымиподразделениями государственных и муниципальных организаций. Также в Списке поименованы медико-санитарная часть, а также поименован средний медицинский персонал, независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03 ноября 1999 года №395, предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениям учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Согласно п.4 постановления Правительства РФ №1066 от 22 сентября 1999 года, и п.2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству здравоохранения РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст.27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (ст.39 Конституции РФ), в связи с чем, в силу ст.ст.2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

Согласно Положения о фельдшерском здравпункте Приложение №5 к приказу Минздравмедпрома РФ от 23.06.1994г. №130 (л.д.23) фельдшерский здавпункт- структурное подразделение учреждения здравоохранения или предприятия промышленности, строительства, транспорта, связи, предназначенное для оказания первичной медицинской помощи трудящимся, служащим и учащимся учебных заведений. Основными задачами фельдшерского здравпункта являются: оказание первой доврачебной помощи рабочим, служащим и учащимся, участие в проведении мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, травматизма и инвалидности. Осуществляет первичную доврачебную помощь при травмах, отравлениях, острых заболеваниях, организует транспортировку больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения; направляют больных на консультации и лечение в лечебно-профилактические учреждения; проводят лечебные и реабилитационные мероприятия в соответствии с назначением врача и т.д.

В судебном заседании установлено, что истица в спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Городской больнице города Нижний Тагил выполняла обязанности заведующей здравпунктом ....

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: записями трудовой книжки (л.д.11-1224); дипломом о получении специального образования с присвоением квалификации фельдшера в марте ... года (л.д.17); Положением о фельдшерском здравпункте на предприятии, утвержденным Минздравом СССР от 02 января 1948 года; типовыми штатными нормативами медицинского персонала, утвержденными Приказом Минздрава СССР 11 октября 1982 года за №999 и Минздравмедпрома РФ от 23 июня 1994 года за №130.

Тождество наименований должностей «заведующая фельдшерским здравпунктом» и «заведующая фельдшерским здравпунктом- фельдшер» не вызывает сомнения и подлежит установлению судом, спорный период подлежит включению в специальный стаж истицы.

Неполное или неправильное наименование должности не может являться основанием к отказу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Учитывая изложенное, лечебная деятельность истицы в спорный период трудовой деятельности отвечает требованиям п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ»., решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истице в назначении пенсии создает препятствие к осуществлению истцу своего права на пенсионное обеспечение (ст.39 Конституции РФ) и подлежит признанию незаконным.

На ответчика должна быть возложена обязанность по включению спорного периода работы в специальный стаж истицы и назначению пенсии с момента за ее обращением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, т.к. на данный период у истицы имелся необходимый стаж.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Бердовой Е.А. удовлетворить.

Признать за Бердовой Е.А. право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с под.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.

Признать решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Бердовой Е.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»- незаконным.

Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области обязанность включить в специальный стаж Бердовой Е.А. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... года ... мес. ... дней), Городская больница, г.Н.Тагил, заведующая здравпунктом ... за исключение ... дней без сохранения заработной платы и назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с под.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента провозглашения с принесением жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.

Судья-                                                                                  И.Н.Зайцева.

Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.

Судья -                                             И.Н.Зайцева.