РЕШЕНИЕ 05 мая 2011 года суд Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н. при секретаре Путиловой Е.А с участием: старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Борисова Д.С., истца Дубцовой П.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-601/2011 по иску прокурора Ленинского района гор. Н.Тагила Свердловской области в интересах Дубцовой П.И. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области, Администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района гор. Н.Тагила Свердловской области обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации МО «город Нижний Тагил» о признании действия Администрации МО «город Нижний Тагил» о возложении на администрацию города «Нижний Тагил» обязанности поставить Дубцову П.И. на учет как лицо из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающуюся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, направлении документов об этом в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности в срок 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в МО «г.Н.Тагил» для Дубцовой П.И., безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность МО «г.Н.Тагил» для целевого распределения Дубцовой П.И. Возложении на администрацию МО «г.Н.Тагил» обязанности оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить полученную квартиру в собственность Дубцовой П.И. по договору социального найма. При рассмотрении дела к участию в качестве соответчиков были привлечены Министерство финансов Свердловской области, Правительство Свердловской области, в качестве третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». В обоснование требований прокурор указал, что Дубцова П.И. на основании Постановления Главы Администрации Ленинского района гор. Н.Тагила № от ДД.ММ.ГГГГ была определена в детский дом за счет государства и за последней закреплена жилая площадь по адресу: г.Н.Тагил <адрес>. Дубцова П.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в ГОУ СО ... детский дом-школа №», без регистрации в г.Н.Тагил. При выпуске Дубцовой П.И. из ГОУ СО «... детский дом-школа №», последней была необходима регистрация и она была зарегистрирована в <адрес> в г.Н.Тагил, о чем в домовой книге сделана соответствующая запись. Собственник дома № по <адрес> в г.Н.Тагил- Х. умер в ... году, его супруга- Х. умерла ... году, сын собственников Х. умер в ... году, осталась дочь В. Со слов В., она вступила в брак с В. в ... г., после чего ей была присвоена фамилия В.. Родная сестра ее супруга В. - К. возвратилась из мест лишения свободы и по ее просьбе была зарегистрирована в доме № по <адрес> в г.Н.Тагил, однако в доме никогда не проживала, не вселялась. Истица была зарегистрирована по месту регистрации ее матери, однако никогда в дом № по <адрес> в г.Н.Тагиле не вселялась и не проживала в нем. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы МО «город Нижний Тагил» за № пункт 2 постановления главы администрации Ленинского района г.Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ № « определении в детский дом... Дубцовой П.И.» отменен, чем положение истцы, имеющей статус ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, был значительно ухудшен, т.к. на момент вынесения указанного постановления Дубцовой П.И. было ... года. Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детьми указанной категории признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет. В связи с чем, Дубцова П.И.как указано в ее заявлении прокурору Ленинского района, с 01.01.2011 г. была поставлена администрацией г.Н.Тагила в общую очередь на получение жилья под № 1543. До настоящего времени в паспорте Дубцовой П.И. имеется штамп ПВС Ленинского РОВД, указывающий, что Дубцова П.И. имеет регистрацию места жительства по адресу: <адрес>. Согласно справки БТИ, до настоящего времени собственником дома № по <адрес> в г.Н.Тагил является -умерший Х.. Частью 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по скончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного да субъекта Российской Федерации. Порядок предоставления жилых помещений определен постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета», которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного -самоуправления. Согласно данного нормативно-правового акта обеспечение жилыми -помещениями лиц такой категории осуществляется за счет средств областного бюджета (п.2). Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и главным распорядителем средств областного бюджета на эти цели является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (п.3). Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в Казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п.8). Главным распорядителем в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое в силу ст.ст.6,158 БК РФ распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. В соответствии с законом Свердловской области от 16.12.2008 года ( в редакции от 20.11.2009г) № 119-03 «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерству строительства и архитектуры Свердловской области предусмотрено бюджетных ассигнований на 2010 год 229 370 тысяч рублей. Правительство Свердловской области в соответствии с действующим законодательством обеспечивает составление проекта областного бюджета, представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год ( ст. 13 Областного закона от 04.11.1995г. № 31-03 «О Правительстве Свердловской области»). Согласно закону Свердловской области от 10.04.1995 г № 9-03 «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» уполномоченный орган по управлению средствами областного бюджета выступает от имени Свердловской области в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с использованием средств областного бюджета, если иное не установлено федеральными законами, принимает меры по изъятию средств, выделенных из областного бюджета в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Свердловской области от 27.03.2007г. № 241-ПП «Об утверждении Положения о министерстве финансов <адрес>», Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет функций по организации исполнения Бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, ведет бюджетный учет, готовит отчет об исполнении областного и консолидированного бюджетов Свердловской области, осуществляет отведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Согласно Областному закону от 10.04.1995 г № 9-03 «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» основной уполномоченный орган по управлению. дарственным имуществом Свердловской области осуществляет в порядке, предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность (п.п.4 п.3 ст. 12). В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека недостаточность средств не может служить основанием для неисполнения государством принятых на себя обязательств по обеспечению прав граждан. С учетом этого на заседании Президиума правительства Свердловской области 16.8.2010г. принято решение разработать план поэтапного обеспечения жильём в необходимом объёме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения отелей, предусматривающий начиная с 2010г. ввод не менее 400 квартир. В силу п.1 ст.46 и п.1 ст.48 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита, а также право на получение квалифицированной юридической помощи. Ст. 13 Конвенции от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», каждый, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство защиты в государственном органе. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право истицы на жилье предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. В судебном заседании пом. прокурора исковые требования и основания исковых требований, указанных в исковом заявлении поддержал, просил возложить на администрацию Муниципального образования «город Нижний Тагил» обязанность принять Дубцову П.И. на учет в предоставлении жилья во внеочередном порядке как имеющую статус лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; после вступления решения суда в законную силу направить в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области заявку на приобретение квартиры для Дубцовой П.И. площадью по норме предоставления жилого помещения. Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области, для Дубцовой П.И. безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для целевого распределения его Дубцовой П.И.. Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области оформить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность и заключить с Дубцовой П.И. договор социального найма жилого помещения. Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что ее отец Д. умер в ... году, мать К. умерла в ... году. Она и брат были помещены в детский дом и за ними было закреплено жилое помещение по адресу: г.Н.Тагил, <адрес> в котором они никогда не проживали. Жили с родителями по <адрес>. В ... году она и брат были помещены в детский дом, после выпуска из детского дома в августе ... года она нигде не была зарегистрирована, и ее зарегистрировали по месту регистрации матери <адрес>. После того, как она выпустилась из детского дома она постоянно принимала меры чтобы встать на учет для получения жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей, но не смогла этого сделать, т.к. за ней было закреплено жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Х.. который не являлся ей и ее родителям родственником. Ее заставляли принести документы подтверждающие, кто является собственником дома в котором она зарегистрирована, но в БТИ ей в выдаче данной справки отказывали, т.к. она не являлась собственником. Она собирала часть необходимых документов, сдавала их в администрацию, но постоянно не хватало каких либо документов и ей документы возвращали, несколько лет она пыталась собрать необходимые документы, но так и не могла представить документы в отношении дома в котором имела регистрацию, в связи с чем и не была поставлена на очередь до 23 лет и вынуждена была обратиться в прокуратуру для защиты ее интересов. Постановление в части закрепления жилого помещения было отменено только, после того как ей исполнилось ... года. Считает, что она имеет право на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Просит требования удовлетворить. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв (л.д.38-40), в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Указал, что возражают против заявленных требований по следующим основаниям. Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 по 2015 годы, а ее реализация позволит приобретать не менее 400 жилых помещений ежегодно для указанной категории лиц. Заказчиком - координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, заказчиком - исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей - сирот жилыми помещениями. Постановлением Правительства Свердловской области утвержден порядок обеспечения в 2011 - 2015 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному постановлению, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей - сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей - сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей - сирот, нуждающихся в жилье, формируются органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляются в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям - сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. В связи с вышеизложенным, обеспечение жильем Дубцовой П.И., при условии постановки ее на учет в администрации муниципального образования, будет произведено в соответствии с действующим законодательством и в пределах, предусмотренных программой денежных средств. Представитель ответчика - Администрации МО «город Нижний Тагил» надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.54), в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил, в соответствии с п.4 ст. 167 ГПК РФ данная неявка не является препятствием к рассмотрению дела по существу. Представитель соответчика- Правительства Свердловской области, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на иск (л.д.60-61), в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В обоснование возражений указал следующее. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, Закон №159-ФЗ предусматривает обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, но не содержит обязанность по обеспечению членов семьи данной категории лиц. Такая позиция подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 07.04.2010 г. №44-Г10-9. Правительство Свердловской области, в соответствии с действующим законодательством в данной сфере обеспечивает, составление проекта областного бюджета, где бюджетные ассигнования на обеспечение данной категории граждан предусмотрены и на 2011 год, и представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год (ст. 13 Областного закона от 04.11,1995г. № 31-03 «О Правительстве Свердловской области»), а также, принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты. Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. №1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» полномочия по обеспечению детей-сирот жильем возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Порядок обеспечения указанной категории лиц утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011г. № 84-ПП, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления. Данные жилые помещения строятся за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно передаются в собственность органов местного самоуправления. Таким образом, для установления права на обеспечение жилым помещением на основании Закона № 159-ФЗ необходимо, что бы гражданин относился к установленной категории и не имел закрепленного жилого помещения, и Правительство Свердловской области является ненадлежащим ответчиком по данному иску. Представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд письменный отзыв от 18 марта 2011 г. № 962 (л.д.33-34) в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В обоснование возражений указал следующее. В исковых требованиях указано, что Дубцова П. И. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ФЗ № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется категориям детей-сирот за которыми не закреплено жилое помещение. Из искового заявления следует, что в силу ст. 149 Семейного кодекса РФ за Дубцовой П. И. было закреплено жилое помещение по адресу: г. Н-Тагил, <адрес> до ее совершеннолетия, следовательно Дубцова П.И. не имеет право на дополнительную поддержку в виде обеспечения жильем на условиях и в порядке ФЗ № 159 от 21.12. 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02. 2011г. «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» является получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Приказу Министерства строительства и архитектуры по Свердловской области. Средства областного бюджета по приказу министерства строительства и архитектуры Свердловской области направлялись на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений. В силу ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети -сироты обеспечиваются органами исполнительной власти. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» не является органом исполнительной власти. Фонд действует на основании приказа утвержденного Министерством строительства и архитектуры Свердловской области. На основании изложенного считают, что СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» действует в строгом соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовых актов субъекта- Свердловская область. На основании изложенного полагают, что у Дубцовой П. И. отсутствуют основания обеспечения жильем в соответствии с ФЗ № 159 от 21.12. 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в удовлетворении требований просит отказать. Заслушав старшего помощника прокурора Ленинского района г.Н.Тагил, истицу, огласив письменные отзывы ответчиков Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Правительства Свердловской области, третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», исследовав представленные суду письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 163-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с указанным Порядком получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области. Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований. Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений. В соответствии с копией свидетельства о рождении Дубцовой П.И., ее матерью является- К., отцом- Д. (л.д.42). Судом установлено, что Дубцова П.И. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, что подтверждается следующими документами: копиями свидетельств о смерти родителей истца: Д. - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43) и ДД.ММ.ГГГГ К. (л.д.44); постановлением главы администрации Ленинского района гор. Н.Тагила № от ДД.ММ.ГГГГ, об определении в детский дом Дубцовой П.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, за счет государства, с закреплением жилой площади по адресу: <адрес> (л.д.19) Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № отменен пункт 2 вышеуказанного постановления о закреплении за несовершеннолетними Дубцовой П.И. и Д. жилой площади по адресу: город Нижний Тагил, <адрес>, что подтверждается копией постановления (л.д. 7). Судом установлено, что Дубцова П.И. неоднократно обращалась в администрацию города Н.Тагил с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма как ребенок сирота, оставшийся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет (в 2008 и 2009 г.г.), в администрации города последней выдавался перечень документов, которые Дубцова П.И. обязана была приобщить к вышеназванному заявлению, но из-за невозможности представить документ из ФСОГУП «Областной центр недвижимости»-«Н.Тагильское БТИ и РН» в отношении жилого помещения в котором она имеет закрепление в приеме документов ей постоянно устно отказывали также указывали на то, что имеется закрепленное жилье. ФСОГУП «Областной центр недвижимости»-«Н.Тагильское БТИ и РН» не выдавало Дубцовой документы в отношении закрепленного жилья, т.к. она не является его собственником. Вышеназванные обстоятельства подтверждаются: квитанциями об оплате услуг ФСОГУП «Областной центр недвижимости»-«Н.Тагильское БТИ и РН» (адрес <адрес>) за 2008-2009 годы(л.д.64-65), различными справками которые указаны в перечне документов необходимых для подачи заявления о постановке на учет от 2009 г. (л.д.66-70), следовательно истица принимала все необходимые меры, чтобы своевременно встать на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения. Доводы представителя ответчика Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» о том, что Дубцова П.И. не имеет право на дополнительную поддержку в виде обеспечения жильем на условиях в порядке ФЗ №159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», т.к. за Дубцовой П. И. было закреплено жилое помещение по адресу: г. Н-Тагил, <адрес> до ее совершеннолетия не может быть принято судом во внимание по следующим основаниям. Судом установлено, что жилой дом № по <адрес> в г.Н.Тагил, в котором имела закрепление истица принадлежит на праве собственности Х. на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка, удостоверен ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается справкой ФСОГУП «Областной центр недвижимости»-«Н.Тагильское БТИ и РН» от 11.10.2010г. №2851(л.д.23). Из справки МУ «СПО» №2028 от 28.04.2010г. (л.д.63) следует, что Дубцова П.И. имела регистрацию по <адрес> только с ДД.ММ.ГГГГ Из домовой книги для прописки граждан, проживающих в доме № по <адрес>, обозревавшейся в подлиннике и из ее ксерокопии (л.д.20-22), следует, что мать истицы К. была прописана в вышеназванном доме с ДД.ММ.ГГГГ, истица регистрации в данном доме до ДД.ММ.ГГГГ не имела. Дубцова П.И. пояснила, что она в данном доме никогда не проживала, жила с родителями по адресу <адрес>. То обстоятельство, что истица не проживала в доме № по <адрес> в г.Н.Тагил, подтверждается письменными объяснениями В. (л.д.8), актом обследования социально-бытовых условий от ... г. (л.д.13). Из вышеназванного следует, что на момент закрепления жилой площади в доме № по <адрес> в г.Н.Тагил истица не имела регистрации и не проживала в нем, родственником собственника закрепленного дома, ни она, ни ее родители не являлись. Х. (собственник дома) умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеются сведения в домовой книге. Дочь Х.- В. фактически вступила в наследство и пользуется спорным домом, право на жилую площадь за истицей не признает, истица снялась с регистрации со спорного адреса ДД.ММ.ГГГГ Из вышеназванного следует, что глава администрации Ленинского района постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ необоснованно закрепил за несовершеннолетней Дубцовой П.И. жилое помещение по адресу: г.Н.Тагил <адрес>, принадлежащее на праве собственности постороннему для несовершеннолетней лицу. Дубцова П.И. в доме никогда не проживала, ее мать имела в нем регистрацию до смерти - ДД.ММ.ГГГГ, снята с регистрации ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, Дубцова не приобрела в данном доме право на проживание - в чужой собственности и могла быть выселена из дома собственником или его наследниками, к которым она не относится, в связи с чем суд приходит к выводу, что истица не обеспечена жилым помещением и имеет право на получение жилого помещения в соответствии с абз.2 ч.1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». То обстоятельство, что спорное жилое помещение было закреплено за истицей незаконно, подтверждает и то обстоятельство, что постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № отменен пункт 2 вышеуказанного постановления о закреплении за несовершеннолетними Дубцовой П.И. и Д. жилой площади по адресу: город Нижний Тагил, <адрес>, что подтверждается копией постановления (л.д.7). Закрепление за истицей жилого дома № по <адрес> в г.Н.Тагил до ДД.ММ.ГГГГ препятствовало последней встать на учет для получения жилого помещения, в соответствии с ФЗ от 21.12.1996г. № 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закрепление отменено, только после того, как истице исполнилось ... года, что повлекло нарушение прав истицы на предоставление дополнительных гарантий по обеспечению жилым помещением. Следовательно, истица по объективным основаниям не могла встать на учет для получения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принимала все меры, чтобы встать на учет до достижения возраста 23 года, не имеет жилого помещения.. В настоящее время восстановление прав истца по обеспечению жилым помещением возможно за счет средств областного бюджета в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, следовательно, имеет право в силу вышеприведенных норм права на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что гарантируемая названным в этом абзаце лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения возраста 23 лет. В то же время, по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Согласно ст.13 Конвенции от -04.11.1950г. «О защите прав человека и основных свобод», каждый, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство защиты в государственном органе». Органом местного самоуправления истец не включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Нижний Тагил, т.к. закрепление жилого помещения было отменено только после достижения истицей возраста ... года, следовательно, требования истца о возложении на Муниципальное образование «город Нижний Тагил» обязанности включить Дубцову П.И. на учет в предоставлении жилья во внеочередном порядке как имеющую статус лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и после вступления решения в законную силу направить в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области заявку на приобретение квартиры для Дубцовой П.И. площадью по норме предоставления жилого помещения подлежат удовлетворению. Истица до настоящего времени жильем в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета не обеспечена, что является основанием для удовлетворения требований о предоставлении ей жилого помещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на ответчиков должна быть возложена обязанность по участию в процедуре предоставления жилья, установленной Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязанность по предоставлению Дубцовой П.И. вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, построенное или приобретенное за счет средств областного бюджета Свердловской области. При этом, определение судом срока исполнения обязанностей по приобретению жилья и передаче его в муниципальную собственность суд находит нецелесообразным. Российская Федерации провозгласила себя социальным государством, что закреплено в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство и его органы, принявшее на себя обязательство по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны исполнять данные обязательства и недостаточность денежных средств не может служить основанием для неисполнения государством и его органами принятых на себя обязательств. Удовлетворение требований истца не может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, поскольку их права не взаимосвязаны и удовлетворение требований истца не исключает и умаляет прав других лиц, защита и соблюдение которых возложена на государственные органы исполнительной власти. Исходя буквального толкования статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области, заявленные в интересах Дубцовой П.И. удовлетворить частично. На администрацию Муниципального образования «город Нижний Тагил» возложить обязанность принять Дубцову П.И. на учет в предоставлении жилья во внеочередном порядке как имеющую статус лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; после вступления решения суда в законную силу направить в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области заявку на приобретение квартиры для Дубцовой П.И. площадью по норме предоставления жилого помещения. Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области, для Дубцовой П.И. безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для целевого распределения его Дубцовой П.И.. Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области оформить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность и заключить с Дубцовой П.И. договор социального найма жилого помещения. Решение в течение десяти дней с момента вынесений решения в окончательной форме может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с принесением жалобы через Ленинский районный суд г.Н.Тагил. Судья- И.Н.Зайцева. Мотивированный текст решения изготовлен 06 июня 2011 года.
ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ