РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 мая 2011 года суд Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Зайцевой И.Н., при секретаре Путиловой Е.А., с участием: истца Гневышевой А.Г., представителя истца адвоката Кислицыной Н.С, действующей на основании ордера от 15.04.2011г, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-656/2011 по иску Гневышевой А.Г. к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области и Министерству финансов Свердловской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма, заключении договора социального найма жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Гневышева А.Г. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области и Министерству финансов Свердловской области о возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления администрацией МО «город Нижний Тагил», для Гневышевой А.Г. на семью из ... человек, безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность МО «город Нижний Тагил» для предоставления его по договору социального найма Гневышевой А.Г. Обязать администрацию МО «город Н.Тагил» предоставить Гневышевой А.Г. переданное жилое помещение по догвору социального найма. В обоснование требований указала, что ее родители Г. и Г. решением Тагилстроевского районного суда от 22 января 1997 года лишены родительских прав в отношении ... детей, в том числе в отношении нее. На основании постановления главы администрации Тагилстроевского района г.Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ Гневышева А.Г. помещена в детский дом с закреплением жилой площади, расположенной по адресу: г.Нижний Тагил, <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на полном государственном обеспечении в ГОУ СО «... детский дом №». С ДД.ММ.ГГГГ над ней было оформлено попечительство на основании Постановления главы города Нижний Тагил №, попечителем назначена сестра Г., с которой истец проживала по адресу <адрес>, без регистрации. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истец вместе со своим малолетним сыном ..., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в общежитии по адресу: г.Нижний Тагил, <адрес>. Жилой дом № по <адрес> в г. Нижний Тагил, где истец зарегистрирована, находится в разрушенном состоянии в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий. Решением исполнительного комитета Нижнетагильского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации санитарно защитной зоны в районе коксохимического производства металлургического комбината и сноса жилых домов в микрорайонах ... и ... города Нижнего Тагила» дано согласие на снос 480 домов общей площадью ....кв.м., в том числе и дома № по <адрес>. В целях оздоровления окружающей среды и населения г.Нижний Тагил, 06 мая 1995 года издано Постановление Правительства № 452 «О федеральной целевой программе по оздоровлению окружающей среды и населения г.Н.Тагил на период до 2000 года», программой предусматривалось строительство жилья для переселения жителей из санитарно-защитной зоны промышленных предприятий. В 2001 году закончено действие Программы, во время действия программы переселено 924 семьи, полностью жители из санитарно-защитной зоны не переселены из-за отсутствия финансирования и окончания программы. Дом на момент выпуска истца из детского дома был разрушен до фундамента, таким образом, истец не имеет закрепленного жилого помещения, а также какого-либо помещения принадлежащего на праве собственности для проживания. Согласно Постановления Администрации города Нижний Тагил от 19.01.2011 года № 23 «О списках очередности граждан на получение жилой площади по состоянию на 1 января 2011 года» на 2011 год истице установлена очередь № 1319 по общему списку граждан, нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по городу Нижний Тагил. По списку граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил, установлена очередь № 329. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646 ПП утвержден порядок обеспечения в ... году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, п.3 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п.8 вышеуказанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством РФ и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области (пункт 9). Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади: Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Указанное право должно быть реализовано внезависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет» (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2007 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007, вопрос 3). Аналогичная позиция содержится и в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников. Требование просит удовлетворить на основании ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст.ст.1, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Истица в судебном заседании заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержала частично, отказалась от требований в части предоставления жилого помещения на членов семьи, отказ в данной части требований принят судом, о чем вынесено определение суда. В остальной части истица и ее представитель требования и основания предъявленных требований поддержали, просили их удовлетворить. Истец пояснила, что после того как она выпустилась из детского дома, закрепленное жилое помещение было не пригодным для проживания, отсутствовала крыша, не было полов, в настоящее время дома вообще нет, один фундамент. Когда закрепляли жилое помещение, оно уже было непригодно для проживания. Представитель ответчика Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, что в соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации не препятствует рассмотрению спора по существу в отсутствие представителя ответчика. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд письменное возражение от 31.03.2011 года за №20-04-01-1843 (л.д.36-38), с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. В обоснование возражений указал, что Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1469-1111 «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 по 2015 годы, а ее реализации позволит приобретать не менее 400 жилых помещений ежегодно для указанной категории лиц. Заказчиком - координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, заказчиком - исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей - сирот жилыми помещениями. На сегодняшний день разработан и находится на согласовании проект постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному проекту постановления, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей - сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей -сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуальногожилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей - сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям - сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. В удовлетворении требований к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области просит отказать, так как обеспечение жильем Гневышевой А.Г. при условии постановки ее на учет в администрации муниципального образования, будет произведено без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств. Представитель ответчика Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв от 30.03 2011года №13-11-205, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 26-28). В обоснование возражений в письменном отзыве указал, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утв. Постановлением правительства Свердловской области от 18.10.2010г. № 1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным огранном государственной власти свердловской области по управлению средствами областного бюджета. В функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства.. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996. № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996. № 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, атакже в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закону Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ОЗ в 2010 году эта сумма составила 350 000 тыс. руб. Кроме того, в целях исполнения федерального законодательства постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011г. №84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с Порядком, постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 г. № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26.11.2010. № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Построенные и приобретенные жилые помещения зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротамбезвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Распределение детям-сиротам жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, являющимися основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований договоров социального найма жилых помещений с детьми-сиротами. Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для детей-сирот, должны быть совершены органами местного самоуправления: прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, заселение данных жилых помещений. Таким образом, Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, кроме того, Положение о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 г. № 1524-ПП, такое полномочие Министерства финансов Свердловской области не предусматривает. Представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.34), направил в суд письменный отзыв от 31.03.2011 года №ФА/02С-1133, в котором просил дело рассмотреть в отсутствии представителя Правительства Свердловской области. По существу требований указал, что всоответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания з образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органамиисполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Просит учесть, что за истицей была закреплена жилая площадь по адресу: г. Нижний Тагил, <адрес>, следовательно, истец не имеет право на дополнительную поддержку в виде обеспечения жильем на условиях и в порядке ФЗ № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей», поскольку правом на обеспечение вне очереди жилой площадью в соответствии с ФЗ № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обладают только лица, не имеющие закрепленного жилого помещения. В связи с тем, что закрепленное за истцом жилое помещение, признано непригодным для проживания, то истец подлежит обеспечению жильем по общим основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ. Так ст. 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пп. 3 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ и п. 1-1 ст. 3 Областного закона № 3-03 от 20.02.2006 г. «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области на основании заявления гражданина. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Поскольку закрепленное за истцом жилое помещение признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, а также не подлежащим ремонту или реконструкции, он имеет право в соответствии со ст.ст. 51-52 Жилищного кодекса РФ на основании своего заявления, поданного в администрацию по месту жительства, встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (пп. 3 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам. социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Следует учесть, что истец в настоящее время проходит обучение в училище, в соответствии со ст. 8 № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» правом на обеспечение вне очереди жилой площадью обладают лица окончившие пребывание в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования и т.д. Таким образом, у истца в настоящее время еще не возникло право на внеочередное обеспечение жильем. В целях реализации меры социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также подпрограммы «Профилактика социального сиротства, сформирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей - сироти детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1469-ПП, постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее по тексту - «Порядок»), согласно которому главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту - «дети - сироты») является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее - «Фонд) (п. 2 и 3 Порядка). Далее согласно п. 5 Постановления средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. В соответствии с ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» размещает государственный заказ и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. В целях реализации Порядка СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в рамках выделенных денежных средств в 2010 г. было приобретено шесть квартир на вторичном рынке для указанной категории граждан г. Нижнего Тагила, которые в настоящее время уже распределены, на 2011 год план распределения еще не утвержден. Таким образом, указанный выше порядок действует и исполняется. Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП, не предусматривает обеспечения жильем детей - сирот ни по решениям судов, ни детей - сирот, чьи закрепленные жилые помещения признаны непригодными для проживания. Предоставление жилья детям - сиротам по решениям судов, а также детям сиротам, чьи закрепленные жилые помещения признаны непригодными для проживания, за счет средств, предусмотренных на обеспечение жильем детей - сирот в общем порядке, нарушает права детей - сирот, не обращавшихся в суд, и ставит под угрозу исполнение выше указанного Порядка. На основании выше изложенного считают, что нарушения прав истца со стороны СОГУ Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, в котором просила провести судебное заседание по исковому заявлению Гневышевой А.Г. к Администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил», Министерству строительства и архитектуры Свердловской области. Правительству Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма, которое состоится 31.05.2011 года в 09.00 часов, без участия представителя ввиду служебной занятости. Указав, что отдел опеки и попечительства ТОИОГВ СО-УСЗН МСЗН СО по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил поддерживает заявленные требования Гневышевой А.Г., являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.77). Свидетель С. суду показала, что работала социальным педагогом в детском доме, где занималась документацией детей поступивших в детский дом и вела их личные дела. Гневышева А.Г. поступила в детский дом в ... году. За истицей было закрепленное жилье по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>, но когда в ... году органы опеки производили осмотр закрепленного жилья было установлено, что дом не пригоден для проживания, т.к. крыша была провалена, пол был сгнивший, стояли только стены и на момент помещения истицы в детский дом она уже проживала по <адрес>, т.к. проживание по <адрес> было невозможно. Когда установили, что дом не пригоден для проживания, детский дом стал писать письма в администрацию, решали вопрос о постановке Гневышевой на учет. В ... году Гневышева выпустилась, стала проживать со старшей сестрой без регистрации по <адрес>, поскольку на тот момент дома по <адрес> уже не существовало. Свидетель К. суду показала, что семью истицы знает с ... года, проживала рядом с <адрес>, дружила со старшей сестрой истицы. Проживала Гневышева А.Г. с семьей по <адрес>. В ... году мать истицы посадили и детей поместили в детский дом. Дом, в котором жила истица постоянно разрушили, сначала сняли батарее, затем разрушили и стены, к ... году остался только один фундамент, проживание в доме было не возможно. Заслушав истца, ее представителя, огласив письменные отзывы ответчиков, третьих лиц, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 163-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с указанным Порядком получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области. Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований. Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений. В судебном заседании установлено, что родителями Гневышевой А.Г. являются Г. и Г., что подтверждается копией свидетельства о рождении истца (л.д.84). На основании решения Тагилстроевского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Г. и Г. лишены родительских прав, в том числе и в отношении ... дочери Гневышевой А.Г.. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.47-49). На основании постановления главы администрации Тагилстроевского района г.Н.Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Гневышева А.Г. определена в детский дом за счет родителей, за ней закреплена жилая площадь по <адрес> (л.д.10). В последующем родители Гневышевой А.Г. умерли: Г. умер ДД.ММ.ГГГГ, Г.- ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями свидетельств о смерти (л.д.13,14). Из справки №24 (л.д.9), выданной директором ГОУ СО ... детский дом № следует, что Гневышева А.Г. являлась воспитанником детского дома № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9). Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истица обучалась в ... с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.85). Администрация детского дома №, где находилась истица направляла в адрес главы города Н.Тагил ходатайство о выдаче письма гарантирующего получение равноценного жилья по выходу из д/д Гневышевой, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указывая, что закрепленное жилье находится в санитарной зоне и подлежит сносу, согласно справке жил.отдела № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.62). Из выписки постановления главы города Нижний Тагил Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Г. назначена попечителем над несовершеннолетней сестрой Гневышевой А.Г., ДД.ММ.ГГГГ, на последнюю был возложен контроль за сохранностью жилого помещения по адресу: г.Н.Тагил, <адрес> (л.д.16). Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования жилищных условий учащейся ГОУ НПО СО ПУ № Гневышевой А.Г. (л.д.63), дома по адресу <адрес>, где зарегистрирована по месту жительства Гневышева А.Г, нет- только руины. Допрошенная в судебном заседании свидетель С. социальный педагог пояснила, что при помещении истицы в детский дом, закрепленное жилье уже было не пригодно для проживания, т.к. имелись только стены, была разрушенна крыша и сгнивший пол, на момент выпуска истицы из детского дома в ... году, дома не было, находился только фундамент. Свидетель К. суду показала, что являлась соседкой истицы, проживала рядом с домом № по <адрес>. После того как дети Гневышевых были помещены в детский дом, дом постепенно растащили, сняли батарии, затем разрушили стены, к 2005 году, вместо дома остался только фундамент. Суд считает установленным, что на момент закрепления за истицей жилого помещения, по адресу: г.Н. Тагил, <адрес>, оно уже было не пригодно для проживания и дети - Гневышевы проживали по адресу г.Н.Тагил, <адрес>, что подтверждается письменным ответом администрации города Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61) следовательно, истица уже на момент помещения в детский дом не имела жилого помещения пригодного для проживания, и к моменту выпуска Гневышевой А.Г. из детского дома ... г. закрепленного жилого помещения не было в наличии, поскольку остался только один фундамент, что подтвердили свидетели К. и С., не доверять показаниям данных свидетелей у суда нет оснований, вышеназванные свидетели не заинтересованы в рассмотрении данного дела, также данные обстоятельства подтверждаются фототаблицей, данное обстоятельство не оспорено ответчиками. Согласно справке МУ «СПО» от 01 марта 2011 года № 27898 истец до настоящего времени зарегистрирована по закрепленному месту жительства по адресу: г.Н.Тагил, <адрес> (л.д. 11), которое отсутствует- разрушено до фундамента. Из извещения от 21.01.2011г. №17-140 (л.д.12) следует, что Гневышевой А.Г. постановлением города Н.Тагил от 19.01.2011г. №23 «О списках очередности граждан на получение жилой площади по состоянию на 01.01.2011г.» на 2011 год установлена очередь 1319, по списку граждан, нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по городу Н.Тагил, также включена в список граждан из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Н.Тагил, очередь по списку на 01.01.2011г. № 329. Установленные судом вышеизложенные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались. Таким образом, в судебном заседании установлено, что истица достигла возраста ... года, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения, не имеет собственности, что подтверждается собранными по делу доказательствами уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 14.03.2011г. №02/057/2011-464 (л.д.15), справкой ФСОГУП «Областной центр недвижимости»-«Н.Тагильское БТИ и РН» от 21 марта 2011 года №8-673 (л.д.51). В силу вышеприведенных норм права истица имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Н.Тагил, но до настоящего времени истица жильем в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета не обеспечена, что является основанием для удовлетворения требований о предоставлении ей жилого помещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на ответчиков должна быть возложена обязанность по участию в процедуре предоставления жилья, установленной Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязанность по предоставлению Гневышевой А.Г. вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, построенное или приобретенное за счет средств областного бюджета Свердловской области. Российская Федерации провозгласила себя социальным государством, что закреплено в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство и его органы, принявшее на себя обязательство по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны исполнять данные обязательства и недостаточность денежных средств не может служить основанием для неисполнения государством и его органами принятых на себя обязательств. Удовлетворение требований истца не может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, поскольку их права не взаимосвязаны и удовлетворение требований истца не исключает и умаляет прав других лиц, защита и соблюдение которых возложена на государственные органы исполнительной власти. Исходя буквального толкования статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Гневышевой А.Г. удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области, для Гневышевой А.Г. и безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для целевого распределения его Гневышевой А.Г.. Возложить на Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области обязанность оформить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность и заключить с Гневышевой А.Г. договор социального найма. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья- И.Н.Зайцева. Мотивированный текст решения изготовлен 30 июня 2011 года.
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, согласно Порядку является
Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки
индивидуального жилищного строительства» (далее Фонд),