РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 августа 2011 года суд Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Зайцевой И.Н., при секретаре Графовой О.А. с участием: старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Масленникова В.А., истца Туякова А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1060/2011 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Туякова А.Ю. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» о возложении обязанности поставить на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: 24 мая 2011 года прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Туякова А.Ю. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в котором просил: возложить на администрацию МО «город Нижний Тагил» обязанность поставить Туякова А.Ю. на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке и направить документы в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в срок 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «город Нижний Тагил» Свердловской области для Туякова А.Ю. безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» для целевого распределения его Туякову А.Ю., обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Туякову А.Ю. по договору социального найма. В обоснование исковых требований прокурор указал, что Туяков А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать умерла, отца юридически нет. Постановлением главы города Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устройстве в детский дом муниципального образовательного комплекса специального (коррекционного) образования № несовершеннолетнего Туякова А.Ю.» Туяков А.Ю. был определен в детский дом № на полное государственное обеспечение ввиду того, что мать ребенка умерла, отца юридически нет, что подтверждается справкой о рождении № формы №. В указанном детском доме Туяков А.Ю. находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Вышеназванным постановлением за Туяковым А.Ю., не имеющим закрепленной жилой площади, признано право на реализацию прав на жилую площадь, по выпуску его из учреждения государственного воспитания. Туяков А.Ю. рожден в <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Туяков А.Ю. являлся воспитанником ГОУ СО «... детский дом-школа №», находился на полном государственном обеспечении, затем помещен в детский дом № <адрес>. Мать Туякова А.Ю. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Туяков А.Ю. в несовершеннолетнем возрасте ДД.ММ.ГГГГ был осужден ... Приказом № по ... детскому дому № истец был выведен из списочного состава детского дома как выпускник. После освобождения, не имея места жительства Туяков А.Ю. бродяжничал и ДД.ММ.ГГГГ вновь осужден ..., освободился ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ истец заселен в комнату № дома № по <адрес> в г.Н.Тагил, являющейся общежитием. Согласно извещения начальника отдела обеспечения жильем граждан при реализации жилищных программ управления учета и распределения жилья администрации г.Н.Тагил №17-140 от 21.01.2011г, постановлением администрации города от 19.01.2011г. №23 «О списках очередности граждан на получение жилой площади» по состоянию на 01.01.2011г. на 2011 год Туякову установлена очередь 1282 по списку граждан нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по г.Н.Тагилу. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детьми указанной категории признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет. В соответствии с п.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях. Дополнительные гарантии для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Порядок предоставления жилых помещений определен постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета», которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. Согласно данного нормативно-правового акта обеспечение жилыми помещениями лиц такой категории осуществляется за счет средств областного бюджета (п.2).Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и главным распорядителем средств областного бюджета на эти цели является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (п.3).Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п.8). Главным распорядителем в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года № 1631-ГШ «О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое в силу ст.ст.6,158 БК РФ распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. В соответствии с законом Свердловской области от 16.12.2008 года (в редакции от 20.11.2009г) № 119-03 «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерству строительства и архитектуры Свердловской области предусмотрено бюджетных ассигнований на 2010 год 229 370 тысяч рублей. Правительство Свердловской области в соответствии с действующим законодательством обеспечивает составление проекта областного бюджета, представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета, за отчетный финансовый год (ст. 13 Областного закона от 04.11.1995г. № 31-03 «О Правительстве Свердловской области»). Согласно закона Свердловской области от 10.04.1995 г № 9-03 «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» уполномоченный орган по управлению средствами областного бюджета выступает от имени Свердловской области в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с использованием средств областного бюджета, если иное не установлено федеральными законами, принимает меры по изъятию средств, выделенных из областного бюджета в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Свердловской области от 27.03.2007г. № 241-ПП «Об утверждении Положения о министерстве финансов Свердловской области», Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет функций по организации исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, ведет бюджетный учет, готовит отчет об исполнении областного и консолидированного бюджетов Свердловской области, осуществляет доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Согласно Областному закону от 10.04.1995 г № 9-03 «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» основной уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет в порядке, предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность (п.п.4 п.3 ст. 12). В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека недостаточность средств не может служить основанием для неисполнения государством принятых на себя обязательств по обеспечению прав граждан. С учетом этого на заседании Президиума правительства Свердловской области 16.8.2010г. принято решение разработать план поэтапного обеспечения жильём в необходимом объёме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающий, начиная с 2010г., ввод не менее 400 квартир. Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на 17 июня 2011 года в соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица привлечен СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства. Старший помощник прокурора Ленинского района город Нижний Тагил Свердловской области Масленников В.А. и истец Туяков А.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержали. Истец пояснил, что после освобождения в ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию города с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей сирот оставшихся без попечения родителей, собирал все необходимые документы. Обратился с заявлением до исполнения ему возраста 23 лет- ДД.ММ.ГГГГ. В течение 6 месяцев ему предоставили общежитие, но на учет в очередь не поставили. Считает, что требования прокурора должны быть удовлетворены. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.55), направил в суд отзыв на исковое заявление от 06 июня 2011 года №20-04-01-3508 (л.д. 45-48), в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика. В обоснование своей позиции по делу представитель ответчика в письменном отзыве указал, что при наличии у Туякова А.Ю. права на получение жилого помещения в соответствии с абз. 2, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также при условии его постановки на учет в органах местного самоуправления в качестве лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей требование истца о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Туякову А.Ю. жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности в силу следующих обстоятельств. Частью 1 ст. 57 ЖК РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указано, что вне очереди жилые помещения предоставляются, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Соответственно ЖК РФ устанавливает, что детям-сиротам жилые помещения предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, таким образом выделяя данную категорию граждан в отдельную группу, имеющую первоочередное перед иными гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право на обеспечение жилыми помещениями. Из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, по аналогии с порядком, установленным в ч. 1 ст. 57 ЖК РФ. Жилищные отношения в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, входят в сферу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Соответственно, в отсутствие конкретных норм, устанавливающих специальное регулирование жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, применению в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ подлежат общие нормы, регулирующие жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся. Такое применение не противоречит существу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, так как эти отношения являются одним из видов жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Обеспечение жильем детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, отличном от порядка очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, стало бы в силу объективной невозможности единовременного обеспечения всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, нарушением требований разумности и справедливости, установленных ч. 2 ст. 7 ЖК РФ, ч. 2 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена «Порядком обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 г. N 84-ПП. Пунктом 11 Порядка обеспечения детей-сирот установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в течение 10 рабочих дней с даты получения от СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» адресного перечня жилых помещений, построенных (приобретенных) для обеспечения детей-сирот, представляют в Фонд Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. В соответствии с п. 12 Порядка обеспечения детей-сирот Фонд на основании указанных Предложений органов местного самоуправления направляет в Министерство сведения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений, на основании которых Министерством в свою очередь осуществляется подготовка приказов о распределении детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Таким образом, распределение Министерством Туякову А.Ю. жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения, включающего в себя Туякова А.Ю., будет противоречить п. 11, 12 Порядка обеспечения детей-сирот. Решение суда в силу ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 36 Федерального Закона от 21.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в 2-х месячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Соответственно, при возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Туякову А.Ю. жилое помещение, такая обязанность будет подлежать исполнению после вступления решения суда, обязывающего её совершить, в законную силу и в течение определенного срока с момента возбуждения исполнительного производства. Таким образом, именно в силу приведенных обстоятельств обязанность, о возложении которой просит истец, в отличие от обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Таким образом, требование истца об обязании Министерства приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Туякову А.Ю. жилое помещение, является требованием возложить на Министерство обязанность дополнительную к обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, регламентированной Порядком обеспечения детей-сирот. Из указанных обстоятельств также следует, что требование о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Туякову А.Ю. жилое помещение, кроме прочего, является еще и требованием о возложении судом обязанности, исполнение которой повлечет нарушение прав других детей-сирот, обязанность по обеспечению которых жилыми помещениями предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и конкретизирована Порядком обеспечения детей-сирот, так как фактически истец требует предоставить Туякову А.Ю. жилое помещение без соблюдения норм, предусмотренных Порядком обеспечения детей-сирот и без учета очередности постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Часть 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия прав других лиц, однако данное право заключается в возможности получения лицом жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и Порядком обеспечения детей-сирот, вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а не в возможности получить жилое помещение в определенный ограниченный срок, связанный с датой принятия судом соответствующего решения. Истец же фактически просит суд предоставить Туякову А.Ю. дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Представитель ответчика администрации МО «города Н.Тагил» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (л.д.52), позиции по делу не высказал, причину неявки суду не сообщил, не просил дело слушанием отложить или рассмотреть в отсутствии представителя. Представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.53), причину неявки суду не сообщили. Заслушав прокурора, истца, огласив письменный отзыв ответчика Министерства строительства и архитектуры СО, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 38, частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 163-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с указанным Порядком получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области. Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований. Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений. Согласно ст. 13 Конвенции от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», каждый, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство защиты в государственном органе. Судом установлено, что Туяков А.Ю.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком, оставшимся без попечения родителей, что подтверждается следующими документами: копией справки о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20) из которой следует, что матерью ТуяковаА.Ю. является - Т., отцом - Т., сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, следовательно, юридически отца нет. копией свидетельства о смерти матери истца - Т.,ДД.ММ.ГГГГ; постановлением главы города Нижний Тагил Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устройстве в детский дом муниципального образовательного комплекса специального (коррекционного) образования № несовершеннолетнего Туякова А.Ю.», из которого следует, что мать несовершеннолетнего Туякова А.Ю. умерла, отца юридически нет, родственников, желающих взять мальчика под опеку, нет в соответствии со ст. 123 СК РФ, ст. 8 ФЗ от 21.12. 96, №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей», Туяков устроен в детский дом муниципального образовательного комплекса специального (коррекционного) образования № на полное государственное обеспечение и указано на реализацию прав на жилую площадь несовершеннолетнего, не имеющего закрепленной жилой площади, по выпуску из учреждения государственного воспитания (л.д.12); путевкой направлением № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником ГОУ СО «... детский дом-школа №», находился на полном государственном обеспечении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником ... детского дома № и находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом - школа №» от 04.05.2011г., №416 (л.д.13) и справкой ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом №» от ДД.ММ.ГГГГ, № (л.д.14). Из справки № Серии ... форма ..., следует, что Туяков А.Ю. был осужден ... (л.д.35). Согласно справки № Форма ... серия ... от ДД.ММ.ГГГГ истец осужден ... (л.д.34). Из акта приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Туякову А.Ю. передана комната в общежитии № жилой площадью ... по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, <адрес> (л.д.15) Из ответа администрации следует, что Туяков А.Ю. поставлен на учет нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по г.Н.Тагил, постановлением администрации г.Н.Тагил от 19.01.2011г. №23 «О списках очередности граждан на получение жилой площади по состоянию на 01 января 2011 года» ему установлена очередь № 1282 (л.д.17). Судом установлено, что истец на день рассмотрения дела жилья не имеет, проживает в общежитии. Судом установлено, что истец до достижения ему возврата 23 года (ДД.ММ.ГГГГ) в ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию города Н.Тагил с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но не был включен в список граждан, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. не имел регистрации по месту жительства, данные обстоятельства ответчиками не оспорены. Тот факт, что на данный момент Туяков А.Ю. достиг возраста ... лет, не может являться основанием для отказа истцу в иске, так как по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. До 01 января 2008 года органами опеки и попечительства на основании ст.34 Гражданского Кодекса РФ являлись органы местного самоуправления. В силу ст.147 Семейного Кодекса РФ, защита прав выпускников воспитательных учреждений, возлагалась на органы опеки и попечительства, таким образом, обязанность по защите прав выпускника ... детского дома № Туякова А.Ю. лежала на органе местного самоуправления. Ненадлежащее исполнение обязанностей вышеназванными органами не должно влиять на жилищные права истца. Таким образом, судом установлено, что в сентябре 2009 года истец обратился в администрацию г.Н.Тагила с заявлением о предоставлении ему жилья во внеочередном порядке как лицу, оставшемуся без попечения родителей, однако до настоящего времени этот вопрос не нашел своего разрешения. Судом установлено, что Туяков А.Ю. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей и не имеет закрепленного жилья (находящегося в собственности или праве пользования), до достижения возраста 23 лет он обращался в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет для обеспечения жилым помещением, однако до настоящего времени этот вопрос не разрешен, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Ссылки ответчиков на недостаточность денежных средств, на необоснованность заявленных требований, влекущих нарушение Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, посредством строительства (приобретения) жилого помещения для истца вне рамок выделенных денежных средств на эти цели, и нарушение прав лиц, относящихся к той же социальной категории, что и истец, суд находит несостоятельными. Российская Федерации провозгласила себя социальным государством, что закреплено в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство и его органы, принявшее на себя обязательство по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны исполнять данные обязательства и недостаточность денежных средств не может служить основанием для неисполнения государством и его органами принятых на себя обязательств. Удовлетворение требований истца не может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, поскольку их права не взаимосвязаны и удовлетворение требований истца не исключает и умаляет прав других лиц, защита и соблюдение которых возложена на государственные органы исполнительной власти. Исходя буквального толкования статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке. Право на судебную защиту гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст.46). В судебном заседании установлено, что право истца на получение жилья социального использования нарушено, следовательно, на ответчиков должна быть возложена обязанность по участию в процедуре предоставления жилья, установленной Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При этом определение судом срока исполнения обязанностей по приобретению жилья и передаче его в муниципальную собственность суд находит нецелесообразным. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Туякова А.Ю. удовлетворить частично. Возложить на администрацию Муниципального образования «город Нижний Тагил» обязанность поставить Туякова А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет как лицо из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке направив необходимые документы в министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области, для Туякова А.Ю. и безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для целевого распределения его Туякову А.Ю.. Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области оформить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность и заключить с Туяковым А.Ю. договор социального найма жилого помещения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного текста решения с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья- И.Н.Зайцева. Мотивированный текст решения изготовлен 05 сентября 2011 года.
обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, нарушает право Туякова А.Ю. на жилье, предусмотренное ст. 40
Конституции РФ.