2-1687/2011 решение от 21.09.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2011 года суд Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н.

при секретаре Путиловой Е.А.,

с участием:

истца Чухиной С.Н.,

представителя ответчика главного специалиста- эксперта (юрисконсульта) юридического отдела Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области- Толстоноженко Ю.А., участвующей по доверенности от 25 апреля 2011 года №03-5053 (срок действия один год),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1687/2011 по иску Чухиной С.Н. к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фондаРФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ за Чухиной С.Н. отказано в назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа -25 лет на соответствующих видах работ, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Не принят к зачету, в том числе оспариваемый период педагогической деятельности:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов в МОУ среднего (полного) общего образования , поскольку наименование учреждения не соответствует Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.10.1999 года № 781.

Чухина С.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить оспариваемый период работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указала, что МОУ СОШ в спорный период времени является учреждением основного общего образования, что подтверждается Уставом и Лицензией. В спорный период времени истица вела преподавательскую работу в образовательном учреждении для детей в объёме соответствующем полной педагогической нагрузке, установленной тарификационными ведомостями, исполняла все возложенные на нее обязанности, согласно должностной инструкции, работала по одной общеобразовательной программе.

Согласно п.2 ст.27 Закона РФ «Об образовании» муниципальное среднее общеобразовательное учреждение имеет лицензию и государственную, аккредитацию, реализующие общеобразовательные программы. В учреждении лицам, прошедшим итоговую аттестацию, выдают документы государственного образца об уровне образования.

В соответствии с Уставом школы учащиеся, окончившие 9 и 11 классы, сдают выпускные экзамены и в соответствующем порядке получают аттестат об окончании основной школы и аттестат о среднем образовании установленного образца.

Факт получения образовательным учреждением бланков свидетельств о девятилетнем образовании, а также аттестатов об основном (общем) образовании и выдаче их выпускникам школы в указанный период времени подтверждается книгами учета и записи аттестатов.

В соответствии со ст.12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников». К образовательным учреждениям относятся, в том числе общеобразовательные начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии. Муниципальное образовательное учреждение все время своего существования осуществляло именно образовательный процесс, реализовывая образовательные программы и обеспечивая содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

Считает, что не принимая к зачету спорный период времени, ответчик ограничил истицу в пенсионных правах, которые закреплены в Конституции РФ и нарушает права гарантируемые Конституцией- пенсионные и социальные.

В судебном заседании истица поддержала требования и основания заявленных требований, указанных в искомом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика -Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области, в судебном заседании исковые требования не признала по следующим основаниям:

ДД.ММ.ГГГГ истицей в УПФР представлены документы для оформления досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия устанавливается лицам, осуществляющим педагогическою деятельность вгосударственных и муниципальных учреждениях для детей при специальном стаже не менее 25 лет, независимо от их возраста.

Согласно п.2 ст.27 Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается данный вид пенсии, и Правила исчисления периодов работы при необходимости утверждаются Правительством РФ.

УПФР была произведена оценка пенсионных прав истца по нормам, действующим до введения в действие нового правового регулирования, а также в соответствии с действующим законодательством.

Истицей оспаривается подсчет специального стажа согласно нормам нового правового регулирования.

Право на досрочное назначение пенсии по нормам п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗЗ определялось на основании следующих нормативных актов: Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стажработы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старост лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ, и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявший педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях вРФ», утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

Для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с под 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ необходимо учитывать, чтобы наименование должности и наименование учреждения, в котором осуществлял деятельность заявитель, и условия его работы не противоречили вышеуказанным нормативным актам.

Рассмотрев документы Чухиной С.Н., было вынесено решение об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ , в котором стаж истицы был определен равным ... годам ... месяцам ... дням.

Не принят к зачету период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... год ... месяцев ... дней) в Муниципальном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования . г. Н.Тагил, учитель начальных классов, так как наименование учреждения не поименовано Списком № 781. Наименование учреждения проверено по всем пунктам (разделам) Устава от ДД.ММ.ГГГГ

Список содержит классификацию наименований образовательных учреждений только по типам и видам, чтобы по наименованию можно было определить, характер деятельности юридического лица и его организационно-правовую форму.

Ссылка истца на ст. 12 Закона РФ «Об образовании в РФ», применительно к данной ситуации, УПФР считает необоснованной, поскольку работа не во всех видах образовательных учреждений, указанных в ст. 12 Закона «Об образовании», включается в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Так, работа в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в учреждениях дополнительного образования для взрослых не включается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Также работа в соответствующих должностях в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, центрах образования, учреждениях среднего профессионального образования и т.д. засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью при условии обучения в указанных училищах и учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет (п. 14 Правил №718).

Следовательно, имеют место ограничительные условия на социальное обеспечение педагогических работников, установленные федеральным законодательством.

УПФР, как территориальный орган Пенсионного фонда РФ, не вправе устанавливать тождественность наименований учреждений, поскольку указанное полномочие предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ (п. 2 Постановления Правительства РФ от 1 1.07.2002 года № 516).

При вынесении решения УПФР руководствовалось действующим законодательством, полагает, что указанное решение было вынесено законно и обоснованно, в удовлетворении заявленных исковых требований просит отказать.

Заслушав истицу, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст.ст.1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно ст.7, п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60лет, и женщины, достигшие 55лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельности Чухиной С.Н. в учреждениях для детей составил ... года ... месяцев ... дня.

УПФР произведена оценка пенсионных прав истицы по нормам, действующим до введения в действие нового правового регулирования, а также в соответствии с действующим законодательством (л.д.5-6).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года, за №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность. Данный Список содержит не только наименование учреждений, но и наименование должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью.

Часть 2 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет полномочия Правительства РФ утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия за выслугу лет. В частности, в Списке не поименовано учреждение для детей «Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования».

Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года за №463 утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» №340 от 20 ноября 1990 года, применяемый к трудовому стажу до 01 сентября 1999 года.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года, за № 781 утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность. Данный Список содержит не только наименование учреждений, но и наименование должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью.

Как установлено в судебном заседании, причиной отказа истице в назначении пенсии является то обстоятельство, что в Списке не поименовано наименование учреждения для детей - Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования .

Согласно п.4 постановления №1067, п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года за №516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.27 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (ст.39 Конституции РФ), в связи с чем, в силу ст.ст.2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

Из содержания Списка и Правил, в целом следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям ст. 12 Закона РФ «Об образовании».

В соответствии со ст. 54 Гражданского Кодекса РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Наименование юридического лица имеет своей целью его индивидуализацию, и, в этом значении Список должен содержать перечень всех образовательных учреждений, прошедших государственную регистрацию на территории РФ, в том числе с указанием места нахождения юридического лица. Однако, Списки содержат классификацию образовательных учреждений не по наименованию юридических лиц, а по их правовому статусу, содержание которого определяется не наименованием юридического лица, а его учредительными документами.

Согласно ст. 52 ГК РФ, ст. 13 Закона РФ «Об образовании», в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно - правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.

Согласно положений Списка, в специальный трудовой стаж учитываются периоды работы в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В судебном заседании установлено, что в спорный период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования , являлось муниципальным учреждением для детей, имеющим статус самостоятельного юридического лица, учредителем которого выступало Управление образования администрации города Нижний Тагил (л.д.13), следовательно, по своему правовому статусу «Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования » соответствует Списку.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в «Муниципальном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования », истица осуществляла педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, что также подтверждается собранными по делу доказательствами: копией трудовой книжки Чухиной С.Н. (л.д. 7-8); Уставом Муниципального образовательного учреждения среднего (полного) общего образования , зарегистрированным Постановлением Главы администрации Ленинского района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ за (л.д.12-24); Лицензией Серии ... , регистрационный номер ... от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Департаментом образования правительства Свердловской области разрешающей Муниципальному образовательному учреждению среднего (полного) общего образования на осуществление образовательной деятельности в сфере начального, основного, среднего общего образования; профильного медико-биологического, спортивного образования; до профессиональной медицинской подготовки (л.д.25); свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения МОУ среднего (полного) общего образования выданным ДД.ММ.ГГГГ департаментом образования администрации Свердловской области (л.д.31); Уставом МОУ СОШ , зарегистрированным Постановлением Главы администрации Ленинского района г.Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ за (л.д.36-45); свидетельством о государственной аккредитации МОУ средняя общеобразовательная школа выданным ДД.ММ.ГГГГ Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (л.д. 46); лицензией серии ... регистрационный номер ... от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области разрешающей Муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе осуществление образовательной деятельности по программе начального общего, основного общего, специального (коррекционного) образования VII вида, среднего (полного) общего образования; дополнительного образования (л.д. 47); копией книги учета и записи свидетельств похвальных листов выдаваемых окончившим курс обучения за 9 классов за ... - ... учебные года (л.д. 28-30).

Таким образом, тождество образовательных учреждений «муниципальное учреждение среднего (полного) общего образования» и «школа» не вызывает сомнений и подлежит установлению судом, а спорный период - включению в специальный стаж педагогической деятельности истицы.

Таким образом, решение ГУ УПФ РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ за об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным, на ответчика должна быть возложена обязанность по включению спорного периода в специальный стаж истицы.

Согласно ст. ст. 12, 19 Федерального закона, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию, на день обращения за назначением пенсии у истицы имелся необходимый 25 летний стаж, в связи с чем, следует назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 336 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        Требования Чухиной С.Н. удовлетворить.

Признать за Чухиной С.Н. право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ за об отказе Чухиной С.Н. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области обязанность включить в специальный стаж Чухиной С.Н. период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования , учитель и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью для детей в соответствии с п.п 19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней с момента провозглашения с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья -                                                                          И.Н.Зайцева.

Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.

Судья-                                        И.Н.Зайцева.