2-1337/2011 решение от 28.07.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2011 года         город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,

с участием:

истца ЕВДОКИМОВОЙ С.В. и представителя истца ЕФРЕМОВА Ю.Н.,

представителя ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - главного специалиста - эксперта (юрисконсульта) юридического отдела ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А., доверенность от 25 апреля 2011 года № 03-5053,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1337/2011 по иску ЕВДОКИМОВОЙ С.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ЕВДОКИМОВОЙ С.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П в специальный стаж ЕВДОКИМОВОЙ С.В. не приняты к зачету:

в льготном исчислении, как один год работы за один год и три месяца:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ... родильный дом, поликлиника, <адрес>, медсестра, отпуск по беременности и родам, поскольку отпуск по беременности и родам по своей правовой структуре не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, в данный период сохраняются только трудовые отношения, лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения не осуществляется;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Войсковая часть - военный госпиталь, хирургическое отделение стационара, <адрес>, палатная медицинская сестра; период принят к зачету в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев за работу в отделениях хирургического профиля, одновременное применение льготного исчисления Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, не предусмотрено.

27 июня 2011 года истец ЕВДОКИМОВА С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении пенсии по старости и недействующим со дня его принятия; возложении обязанности включить в специальный стаж оспариваемые периоды работы в соответствующем исчислении и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование исковых требований истец указала, что период пребывания в отпуске по беременности и родам подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца, поскольку в данный период истец работала в сельской местности, выплачивалось пособие на основании листка нетрудоспособности, подлежащего оплате из расчета среднего заработка, исчисляемого из всех видов начислений с учетом надбавок за работу в сельской местности.

Период работы в военном госпитале подлежит включению стаж дополнительно в льготном исчислении в связи с работой в сельской местности на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, предусматривающего льготное исчисление стажа, как врачам, так и среднему медицинскому персоналу хирургических отделений стационара, т.е. один год работы как один год и шесть месяцев, но и дополнительно один год работы в сельской местности за один год и три месяца, т.е. совокупное исчисление. Аналогичное исчисление стажа по двум основаниям предусмотрено пунктами 2, 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, и пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Истец ЕВДОКИМОВА С.В. и представитель истца ЕФРЕМОВ Ю.Н. в судебном заседании исковые требования в части возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости уточнили, просили признать право с ДД.ММ.ГГГГ и с этой даты назначить пенсию, в остальной части заявленные требования, основание и предмет иска поддержали, просили требования удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А. в судебном заседании предъявленные требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно статье 7, подпункта 20 пункта 1, пункта 2 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).

В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.

Конституционный суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

При оценке пенсионных прав истца в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29 января 2004 года, принятый к зачету специальный стаж лечебной деятельности в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения составил ... лет ... месяцев ... дня.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного постановления работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; врачам-хирургам среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, исчисление сроков выслуги лет производится как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года № 130) утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяемый к периодам с 1 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года, а также Правила исчисления периодов работы..

В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом настоящего Постановления.

Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года.

В соответствии с пунктом 2 Правил врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

В силу пункта 3 Правил врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

В приложении указаны отделения хирургического профиля стационаров, в числе среднего медицинского персонала поименованы: операционные медицинские сестры, включая старших; акушерки, включая старших; медицинские сестры перевязочных.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года № 449) утвержден Список профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы. Согласно Правилам, оперирующим врачам - специалистам всех наименований, в том числе оперирующие врачи - заведующие акушерского, акушерского физиологического, акушерского обсервационного, акушерского патологии беременности, гинекологического отделения стационаров государственных и муниципальных учреждений один год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.

В соответствии с пунктом 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

В Приложении указаны отделения хирургического профиля стационаров, в числе среднего медицинского персонала поименованы: операционные медицинские сестры, включая старших; акушерки, включая старших; медицинские сестры перевязочных.

В соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В период по беременности и родам производится выплата пособия по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения данного вида пособия является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности. Следовательно, отпуск по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по государственному социальному страхованию (пособия по беременности и родам) в период временной нетрудоспособности.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

Спорный период отпуска по беременности и родам подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении - один год работы в сельской местности за один год и три месяца. Факт работы истца в сельской местности стороной ответчика не оспаривалось и подтверждено письменными материалами дела.

Кроме того, ни Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни ранее действовавший Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», ни иные федеральные законы непосредственно не содержат запрета на включение в специальный трудовой стаж в льготном исчислении периодов нахождения работника в отпуске по беременности и родам, при этом, подзаконными нормативными актами установление таких ограничений предусмотренного статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» права отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии недопустимо.

Период работы в хирургическом отделении стационара военного госпиталя в должности палатной медицинской сестры подлежит включению в специальный стаж дополнительно в льготном исчислении - один год работы в сельской местности за один год и три месяца, с применением льготного порядка исчисления к календарному периоду работы.

Пенсионное законодательство, действующее в период осуществления истцом лечебной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принятого ответчиком в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, не регламентировало порядок применения льготного исчисления стажа по двум основаниям, при этом не содержало и запрета на применение разных льгот к одному календарному периоду работы. Практика применения наибольшей льготы была нормативно необоснованна, при этом данный вопрос решался по-разному. Правовая неопределенность по порядку применения двух льгот одновременно к одному периоду работы была разрешена посредством утверждения Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. Утвержденный порядок применения двух льгот одновременно подлежит применению к спорному периоду работы истца.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что, трудовая деятельность истца в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решение комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости создает препятствие к осуществлению истцу своего конституционного права на пенсионное обеспечение и подлежит признанию незаконным, а спорные периоды работы - включению в специальный стаж в соответствующем исчислении.

При сложении принятых ответчиком периодов работы в специальных стаж и подлежащих принятию к зачету, право истца на досрочное назначение трудовой пенсии возникает с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ЕВДОКИМОВОЙ С.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ЕВДОКИМОВОЙ С.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Признать за ЕВДОКИМОВОЙ С.В. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж ЕВДОКИМОВОЙ С.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ... родильный дом, поликлиника, <адрес>, медсестра, отпуск по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Войсковая часть - военный госпиталь, хирургическое отделение стационара, <адрес>, палатная медицинская сестра; и назначить ЕВДОКИМОВОЙ С.В. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Председательствующий -        М.В. ПЕСТЕРНИКОВА