РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 июля 2011 года город Нижний Тагил Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В. при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д., помощника прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области ВОЛКОВОЙ М.Н., истца ВАРГАНОВОЙ Е.Е., представителя ответчика Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» - главного специалиста правового управления Администрации города Нижний Тагил БУНЬКОВА А.В., доверенность от 24 декабря 2009 года № 50-3939, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1283/2011 по иску прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах ВАРГАНОВОЙ Е.Е. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: 15 июня 2011 года прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах ВАРГАНОВОЙ Е.Е. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в котором просил: признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, выразившееся в не приобретении в 2010-2011гг жилья для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - ВАРГАНОВОЙ Е.Е.; возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «город Нижний Тагил» Свердловской области для ВАРГАНОВОЙ Е.Е.; безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» для целевого распределения его ВАРГАНОВОЙ Е.Е.; обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное ей Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - ВАРГАНОВОЙ Е.Е. по договору социального найма. В обоснование требований прокурор указал, что ВАРГАНОВА Е.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья, проживает и зарегистрирована по месту жительства опекуна по адресу: г. Н. Тагил, <адрес>; обучается с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в ГОУ СПО «...». В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет Постановлением Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № истец принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по льготному списку (по категории дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей), очередность № 387. В январе 2010 года Администрация города Нижний Тагил направила в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», являющееся получателем бюджетных средств от распорядителя средств областного бюджета в целях приобретения жилья для детей-сирот - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, список на 364 лица, имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил, по состоянию на 1 января 2010 года. В мае 2010 года направлен уточненный список с указанием 90 человек, достигших возраста совершеннолетия. Однако в мае 2010 года было выделено для распределения в городе Нижний Тагил среди очередников указанной категории только 40 квартир. 23 сентября 2010 года Приказом № 110а Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приняло решение о передаче Администрации города Нижний Тагил для распределения среди очередников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще 6 ком.квартир. Следовательно, в 2010 году жилье для указанной категории лиц приобреталось и распределялось в недостаточном объеме, чем длительное время нарушаются жилищные права социально незащищенных граждан. До настоящего времени ВАРГАНОВОЙ Е.Е. жилое помещение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено и по договору социального найма Администрацией муниципального образования «город Нижний Тагил» не предоставлено. В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека недостаточность средств не может служить основанием для неисполнения государством принятых на себя обязательств по обеспечению прав. С учетом этого на заседании Президиумам Правительства свердловской области 16 августа 2010 года было принято решение разработать план поэтапного обеспечения жильем в необходимом объеме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающий, начиная с 2010 года, ввод не 400 квартир. Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право ВАРГАНОВОЙ Е.Е. на жилье, предусмотренное статьей 40 Конституции Российской Федерации. Помощник прокурора Тагилстроевского района город Нижний Тагил Свердловской области ВОЛКОВА М.Н. и истец ВАРГАНОВА Е.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме. Представитель Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» БУНЬКОВ А.В. предъявленные исковые требования не признал по следующим основаниям. Обеспечение жилыми помещениями категории лиц, к которой ранее относился истец, является государственным полномочием Свердловской области, а значит и расходными обязательствами субъекта. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями является Министерство строительства и архитектуры - орган исполнительной власти Свердловской области. Государственные полномочия могут передаваться органам местного самоуправления только федеральными или областными законами, такого закона не принято. На органы местного самоуправления возложены только обязанности по ведению учета детей-сирот, составление списков граждан состоящих на учете и направление этих списков в уполномоченный орган исполнительной власти Свердловской области. В нарушение федеральных и областных законов на орган местного самоуправления не могут быть возложены обязанности по предоставлению жилого помещения. Администрацией города ВАРГАНОВА Е.Е. принята на учет, как лицо, относящееся к категории детей-сирот на основании Постановления Главы города от ДД.ММ.ГГГГ №, на 1 января 2011 года номер в списке 387. Администрацией города выполнены обязанности в рамках полномочий, установленных федеральным и областным законодательством. 16 февраля 2011 года и 18 мая 2011 года Администрацией города директору СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» направлялись списки детей-сирот состоящих на учете, в том числе граждан достигших возраста 18 лет и не имеющих закрепленного жилья. Администрация города может оформить в муниципальную собственность и предоставить по договору социального найма жилое помещение, которое распределено лицу приказом министра строительства и архитектуры. Истцу должно быть распределено конкретное жилое помещение с указанием его адреса и площади. На момент рассмотрения дела не установлено, какое жилое помещение распределено истцу, не предъявлено отказа в заключении договора социального найма на конкретную квартиру. Следовательно, предмет спора отсутствует. Фактически требования истца к Администрации города сводятся к возложению на ответчика обязанности на будущее время, т.е. предполагается, что ответчик в будущем нарушит права истца. Данная позиция противоречит принципу гражданского судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав. В рассматриваемом споре Администрация города является ненадлежащим ответчиком, между сторонами отсутствует спор о праве, в иске к Администрации города следует отказать. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление от 19 июля 2011 года № 20-04-01-4420, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика. Представитель ответчика в письменном отзыве указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против заявленных требований по следующим основаниям. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению жилым помещением лиц, уже окончивших учреждения профессионального образования. В силу пункта 3 статьи 6 вышеуказанного закона указанные в нем лица, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения, что включает в себя и предоставление бесплатного общежития. Истец ВАРГАНОВА Е.Е. обучается в ГОУ СПО «...», проживает совместно с бывшим опекуном. Соответственно на сегодняшний день обязанность обеспечения ВАРГАНОВОЙ Е.Е. жилым помещением органами исполнительной власти за счет бюджета Свердловской области не возникла, соответственно право истца на обеспечение жилым помещением не нарушено. Кроме того, истец фактически просит предоставить дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на получение жилого помещения в срок, несвязанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, и несвязанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП. Просил в иске отказать. Представитель ответчика Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд факсимильной связью отзыв на исковое заявление от 11 июля 2011 года № 13-11-397, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика. В обоснование своей позиции по делу представитель ответчика в письменном отзыве указал, что Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета, в функции которого входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам. В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закону Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» в 2011 году эта сумма составляет 350 000 тыс. руб. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 163-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, согласно Порядку является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований. Построенные и приобретенные жилые помещения зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Распределение детям-сиротам жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, являющимися основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований договоров социального найма жилых помещений с детьми-сиротами. Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для детей-сирот, должны быть совершены органами местного самоуправления: прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, заселение данных жилых помещений. Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, такое полномочие Положение о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденное Постановлением Правительства Свердловской области от 18 января 2010 года № 1524-ПП, не предусматривает. Представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв от 12 июля 2011 года № ФА/02-2198, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика. В обоснование своей позиции по делу представитель ответчика в письменном отзыве указал, что Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, согласно которому Министерство строительства и архитектуры Свердловской области является главным распорядителем средств областного бюджета, получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». По приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Фонд размещает государственный заказ и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. Удовлетворения заявленных исковых требований и предоставление жилого помещения ВАРГАНОВОЙ Е.Е. будет противоречить установленному Правительством Свердловской области Порядку и может поставить под угрозу обеспечение жилыми помещениями иных лиц той же социальной категории с нарушением их прав. Нарушение прав ВАРГАНОВОЙ Е.Е. нет (она поставлена на учет для внеочередного обеспечения жильем и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, будет обеспечена жильем), т.к. соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Представитель третьего лица Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя третьего лица. Заслушав пояснения сторон, отзывы ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 38, частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 163-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с указанным Порядком получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области. Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований. Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений. В судебном заседании установлено, что родители истца ВАРГАНОВОЙ Е.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения: отец В. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Ф. (добрачная фамилия В.) на основании решения Краснотурьинского районного суда Свердловской области от 12 апреля 2004 года, вступившего в законную силу 23 апреля 2004 года, лишена родительских прав. Постановлением Главы муниципального образования города Краснотурьинска от ДД.ММ.ГГГГ № над ВАРГАНОВОЙ Е.Е. установлена опека Х.. за несовершеннолетней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Закрепление отменено Постановлением Администрации городского округа Краснотурьинска от ДД.ММ.ГГГГ № по основаниям того, что закрепление являлось неправомерным, поскольку закрепляемое жилье находилось в собственности бабушки и дедушки несовершеннолетней. Суду представлены документы, из которых следует, что на момент приватизации жилья - заключения договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, несовершеннолетняя в квартире зарегистрирована не была, регистрация ребенка в квартире произведена позднее после передачи квартиры в собственность, оснований для закрепления жилья, находящегося в собственности иных лиц не имелось. В настоящее время истец зарегистрирована по месту жительства бывшего опекуна по адресу: г. Н. Тагил, <адрес>, квартира принадлежит на праве собственности бывшему опекуну; истец в собственности жилья не имеет; обучается с ДД.ММ.ГГГГ в ГОУ СПО «...» (срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № ВАРГАНОВА Е.Е. принята по месту жительства на учет граждан являющихся малоимущими и нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил, очередь по данному списку по состоянию на 1 января 2011 года № 387. Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец достигла возраста 18 лет, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения. В силу вышеприведенных норм права истец имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец правомерно включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Нижний Тагил. Список во исполнение Порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, передан в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в целях распределения построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета, жилых помещений. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена, чем нарушены гарантированные государством права истца на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки. Доводы представителя ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о том, что право истца на обеспечение жилым помещением не наступило до окончания истцом государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования, суд находит не состоятельными. Как указывалось выше, истец относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, установленная над истцом опека (попечительство) прекращена по достижению истцом 18 лет, следовательно, право на обеспечение жилым помещением возникло с ДД.ММ.ГГГГ. Прекращение опеки, как основание возникновения права на обеспечение жилье, законодательно закреплено в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Порядке обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП. Также несостоятельны и доводы представителей ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» на необоснованность заявленных требований, влекущих нарушение Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, посредством строительства (приобретения) жилого помещения для истца вне рамок выделенных денежных средств на эти цели, и нарушение прав лиц, относящихся к той же социальной категории, что и истец. Российская Федерации, являясь социальным государством, что закреплено в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство и его органы, принявшее на себя обязательство по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны исполнять данные обязательства и недостаточность денежных средств не может служить основанием для неисполнения государством и его органами принятых на себя обязательств. Удовлетворение требований истца не может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, поскольку их права не взаимосвязаны и удовлетворение требований истца не исключает и умаляет прав других лиц, защита и соблюдение которых возложена на государственные органы исполнительной власти. Исходя буквального толкования статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке. В судебном заседании установлено, что право истца на обеспечение жильем социального использования нарушено, то соответственно на ответчиков, в том числе и на Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» должна быть возложена обязанность по участию в процедуре предоставления жилья истцу, установленной Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах ВАРГАНОВОЙ Е.Е. удовлетворить. Признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры свердловской области, выразившееся в не приобретении в 2011 году жилого помещения ВАРГАНОВОЙ Е.Е., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области, для ВАРГАНОВОЙ Е.Е. и безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для целевого распределения его ВАРГАНОВОЙ Е.Е.. Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области оформить в муниципальную собственность жилое помещение, переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области построенное (приобретенное) для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ВАРГАНОВОЙ Е.Е., и заключить с ВАРГАНОВОЙ Е.Е. договор социального найма жилого помещения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Председательствующий - М.В. ПЕСТЕРНИКОВ Мотивированный текст решения изготовлен 12 августа 2011 года. Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА