2-1411/2011 решение от 25.08.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,

с участием представителя ответчика Петуховой О.В., действующей на основании доверенности №03-8501 от 15 июля 2011 года сроком на 1 год без права передоверия,

при секретаре Мусиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1411(2011) по иску Балакиной Н.С. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

решением комиссии Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г.Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Балакиной Н.С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Балакина Н.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области, указав, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа педагогической деятельности, поскольку не были включены в специальный стаж периоды работы: воспитателем в детском комбинате <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; воспитателем детского комбината <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, заведующей детским комбинатом <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, воспитателем детского комбината <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку наименование учреждений не поименованы Списками, утвержденными Постановлением Правительства № 781 от 29 октября 2002 года, названные учреждения не обладали статусом юридического лица; а также воспитателем детского дома <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как учреждение не являлось юридическим лицом, отсутствует код выслуги лет 28. Иные исключенные периоды она не оспаривает. Считает решение ответчика неправомерным, поскольку наименование учреждения «детский комбинат» не является нормативным, поэтому законодательно не закреплено. В интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года №558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» было принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов - в единое дошкольное детское учреждение. Объединенному детскому учреждению было присвоено наименование «ясли-сад». На основании указанных нормативных актов учредители детских дошкольных учреждений, в том числе предприятия, организации, должны были использовать именно такое наименование учреждения. Все нормативные правовые акты, предусматривающие льготы и преимущества педагогическим работникам, устанавливающие штатные нормативы и т.д., определяются именно в связи с работой в яслях-садах, а не в детских комбинатах. Нормативных актов, подтверждающих переименование детского сада в детский комбинат, нет, и не было. К периодам работы в детском комбинате могут применяться Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06 сентября 1991, постановлением Правительства РФ №1067 от 22 сентября 1999 года и Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года. Указанными нормативными актами предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В указанных нормативных актах нет ссылок на то, что образовательные учреждения и организации должны иметь статус юридического лица. Кроме того, действующим законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, отказ заявителю в назначении пенсии является незаконным. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в городах в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», признать решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, включить в специальный трудовой стаж спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец не явилась, в телефонограмме на имя суда просила рассмотреть дело в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивала (л.д. 36).

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал полностью, пояснил, что истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии законно и обоснованно, поскольку периоды работы истицы в учреждениях, наименование которых отсутствует в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года, не были включены в стаж педагогической деятельности истца. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 10 июля 1992 года, все образовательные учреждения должны быть зарегистрированы в качестве юридических лиц. Детский комбинат в спорные периоды не обладал статусом юридического лица. Наименование «детский дом», где работал истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также не предусмотрено Списком №781, в спорный период учреждение не являлось юридическим лицом, в числе структурных подразделений, поименованных п.13 Правил №781, это учреждение также не предусмотрено. Основанием для исключения периода работы истца в детском доме является отсутствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета, поскольку после даты регистрации Балакиной Н.С. в качестве застрахованного лица (ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», трудовой стаж подтверждается именно сведениями данного учета. В индивидуальных сведениях Балакиной Н.С. отсутствует код выслуги лет. При отсутствии наименования должности или учреждения в Списках №781, у администрации учреждения нет оснований для самостоятельного установления тождественности в наименовании учреждения и указания в сведениях индивидуального учета кода выслуги, дающего право на включение периода работы в специальный стаж. Пенсионный орган также не уполномочен самостоятельно устанавливать тождественность наименований учреждений.

Заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно статьям 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

В силу ст.7, пп.19 п.1, п.2 ст. 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

При оценке пенсионных прав Балакиной Н.С. по законодательству, действовавшему в период работы истца - Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 991 года № 463 (далее Список № 463), Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 (далее Список № 1067, Правила № 1067), Списку работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, утвержденным Постановлением Правительства от 29 октября 2002 года №781 (далее Список №781), Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года, стаж ее педагогической деятельности составил <...> лет <...> месяцев <...> дней (л.д. 6-8).

В педагогический стаж истца не были включены периоды работы воспитателем в детском комбинате <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; воспитателем детского комбината <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, заведующей детским комбинатом <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, воспитателем детского комбината <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку наименование учреждений не поименованы Списками, утвержденными Постановлением Правительства №781 от 29 октября 2002 года, названные учреждения не обладали статусом юридического лица; воспитателем детского <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как учреждение не являлось юридическим лицом, отсутствует код выслуги лет 28.

В отношении периодов работы истицы до 01 ноября 1999 года действовал Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 991 года № 463, в котором среди учреждений названы Детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли), детские дома всех типов и наименований, среди должностей названы должности заведующего и воспитателя.

Согласно трудовой книжке, которая является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность, Балакина Н.С. ДД.ММ.ГГГГ была принята воспитателем <...>, ДД.ММ.ГГГГ <...> реорганизован в <...>, ДД.ММ.ГГГГ переведена заведующей детского комбината, ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с переводом в <...> и принята в <...> в порядке перевода, ДД.ММ.ГГГГ <...> переименована в <...>, ДД.ММ.ГГГГ истец уволена в порядке перевода в <...>, ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке перевода воспитателем в <...>, ДД.ММ.ГГГГ переведена заместителем директора <...> по учебно-воспитательной работе (л.д. 9-12).

В общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), в разделе «народное образование» содержится наименование таких дошкольных учреждений, как детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.

Винтересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.59 № 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» было принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов вединое дошкольное детское учреждение. Объединенному детскому учреждению было присвоено наименование «ясли-сад». На основании указанных нормативных актов учредители детских дошкольных учреждений, в т.ч. предприятия, организации, должны были использовать именно такое наименование учреждения.

Все нормативные правовые акты, предусматривающие льготы и преимущества педагогическим работникам, устанавливающие штатные нормативы и т.д., определяются именно в связи с работой в яслях-садах, а не в детских комбинатах.

Судом установлено, что решением исполкома Пригородного районного совета депутатов трудящихся №261 от 26 сентября 1967 года сдан в эксплуатацию детский сад-ясли на 140 мест в <адрес> (л.д. 30).

Поскольку судом установлено, что образовательное учреждение «детский комбинат» было создано как «детский сад-ясли», и нормативных актов, подтверждающих переименование детского сада в детский комбинат, суду не представлено, что свидетельствует о внесении в трудовую книжку истицы неправильной, не предусмотренной действовавшим законодательством записи, периоды работы Балакиной Н.С. в детском комбинате <адрес> подлежат включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, как в должности воспитателя, так и в должности заведующей.

В отношении периодов работы истца после 01 ноября 1999 года действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, в пункте 3 которого «Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: названы детские дома, в числе должностей - должность воспитателя.

Поскольку в спорные периоды работы Балакина Н.С. работала в должностях и учреждениях, наименование которых предусмотрено Списками №№ 463 и 1067, эти периоды работы подлежат включению в стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Ни пенсионное законодательство, ни законодательство в сфере образования не связывают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с работой в учреждениях, имеющих статус юридического лица. Право на пенсию по выслуге лет вытекает не из правового статуса учреждения, а из самого факта занятия педагогической деятельностью в детском образовательном учреждении.

Не связывает пенсионное законодательство вопрос о назначении досрочной трудовой пенсии и с наличием кода выслуги лет в сведениях персонифицированного учета, поэтому отсутствие кода не может являться основанием для отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии

При включении спорных периодов работы в стаж для назначения пенсии его продолжительность составит более 25.

При таких обстоятельствах решение Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 24 июня 2011 года нарушает пенсионные права истца, является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Балакиной Н.С. удовлетворить полностью.

Признать право Балакиной Н.С. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Включить в стаж работы Балакиной Н.С., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отменив решение государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области назначить Балакиной Н.С. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья