2-1377/2011 решение от 13.10.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,

при секретаре Мусиной К.С.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Н.Тагила Орловой Т.А.,

истца Чапурина М.И. и его представителя Табатчикова И.А., действующего по устному ходатайству истца,

третьих лиц Табатчиковой В.М. и Табатчикова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1377 (2011) по иску прокурора Ленинского района г.Нижнего Тагила в интересах Чапурина М.И. к администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» и Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

прокурор Ленинского района г.Нижнего Тагила в интересах Чапурина М.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» и Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», в котором просил признать незаконным решение администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" об отказе участнику Великой Отечественной войны Чапурину М.И. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, изложенное в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» обязанность принять Чапурина М.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить жилое помещение на условиях социального найма в порядке реализации Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года; обязать Свердловское областное Государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» обеспечить Чапурина М.И. благоустроенным жильем, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям.

К участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца привлек Табатчикову В.М. и Табатчикова С.А..

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство архитектуры и строительства Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области.

В судебном заседании прокурор, истец и его представитель исковые требования поддержали и пояснили суду, что Чапурин М.И. проживает в доме по <адрес> в н.Нижнем Тагиле общей площадью <...> кв.метра, принадлежащем дочери истца Табатчиковой В.М.. В доме зарегистрированы и проживают истец Чапурин М.И., дочь Табатчикова В.М. и внук истца Табатчиков С.А. Чапурин М.И. является участником Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Постановлением Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ установлена норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилья в размере <...> кв.метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом количества лиц, проживающих в доме по <адрес> в г.Нижнем Тагиле, Чапурин М.И. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку на одного проживающего в доме по <адрес> приходится менее <...> кв.метров. Кроме того, в собственности Чапурин М.И. жилья не имеет, проживая в доме, принадлежащем Табатчиковой В.М. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Чапурину М.И. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с не истечением пятилетнего срока, предусмотренного ст.53 Жилищного Кодекса РФ., поскольку до ДД.ММ.ГГГГ Чапурин М.И. проживал и был зарегистрирован в <...> квартире по <...> в поселке <адрес>, в которой <...> доля в праве собственности принадлежала Чапурину М.И., <...> доля - его дочери Табатчиковой В.М., <...> доля сыну Ч.В.М. ДД.ММ.ГГГГ эта квартира была продана. Администрация города Нижний Тагил посчитала, что Чапурин М.И. намеренно продал эту квартиру с целью признания его нуждающимся в жилье и может быть принят на учет для получения жилья по истечении <...> лет после продажи находящегося в его собственности жилья. Полагали, что действия администрации города являются необоснованными, поскольку квартира Чапуриным М.И. была продана еще до издания Президентом РФ Указа № 714. Единственной причиной, по которой была продана истцом квартира в <адрес>, была смерть его супруги, с которой он в этой квартире проживал. В силу состояния здоровья он нуждался в посторонней помощи, поэтому дочь Табатчикова В.М., проживающая в г.Нижнем Тагиле, перевезла отца на постоянное место жительства в г.Нижний Тагил.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причине неявки суд не уведомил, не просил об отложении дела или рассмотрении дела без своего участия. На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика - СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в суд также не явился, направив в суд письменный отзыв по иску, в котором просил дело рассмотреть без своего участия. По существу заявленных требований указал, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» принимает участие в обеспечении жильем тех ветеранов Великой Отечественной войны, которые уже признаны органами местного самоуправления нуждающимися в предоставлении жилого помещения и поставлены на учет. Поскольку Чапурин М.И. органом местного самоуправления не поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, его права Фондом не нарушены. Довод истца о том, что дом по <адрес> не благоустроен, несостоятелен, поскольку непригодным для проживания этот дом в установленном законом порядке не признан. Удовлетворение исковых требований Чапурина М.И. возможно при установлении судом наличия законных оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающегося и отсутствия у истца намерения ухудшить жилищные условия с целью постановки на учет в качестве нуждающегося.

Третье лицо Табатчикова В.М. исковые требования прокурора поддержала, суду пояснила, что квартиру в <адрес> получил ее отец Чапурина М.И. по месту работы, в этой квартире проживали ее родители, она и брат. Последние годы родители проживали в квартире вдвоем. После смерти матери в ДД.ММ.ГГГГ она, беспокоясь за отца, которому по состоянию здоровья и возраста сложно будет проживать одному, решила перевезти его в г.Нижний Тагил по своему месту жительства. Квартира в <адрес> была продана, и отец стал проживать у нее в доме по <адрес>. В доме они проживали вдвоем с отцом, с ДД.ММ.ГГГГ после расторжения брака в доме стал проживать ее сын Табатчиков С.А.

Третье лицо Табатчиков С.А. также поддержал исковые требования, указав, что в доме по <адрес> в г.Н.Тагиле стал проживать с ДД.ММ.ГГГГ после расторжения брака с супругой, в период брака проживал в доме родителей супруги по <адрес>.

Представители третьих лиц Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Министерства финансов Свердловской области в суд также не явились. В письменном отзыве по иску представитель Министерства строительства и архитектуры просил дело рассмотреть без своего участия, указав, что формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. После постановки Чапурина М.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий возникнут основания для обеспечения его жильем.

Заслушав прокурора, истца и его представителя, третьих лиц, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных идругих жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются вустановленном настоящим Кодексом порядке.

В силу ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подп.3 п.1 ст.15 и ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах" № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (в ред. от 29.06.2009), участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 (в редакции от 09.01.2010 года) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших {умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», распространив действие этого Указа в отношении всех ветеранов Великой Отечественной войны, а не только тех, кто встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года № 357-ПП утвержден Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Согласно этому Порядку, формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления представляют изменения в списки в Министерство экономики Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (п.п.3-5).

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны реализуются в форме предоставления жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма либо в форме предоставления за счет средств федерального бюджета единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, ветеранов и инвалидов - в форме предоставления жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма, предоставляемых в порядке, определенном Жилищным Кодексом РФ. За счет средств областного бюджета жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления, но не более чем на квадратных метров (п.6, 7).

Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", которое в порядке, установленном Федеральным законом 21 июля 2005 года N 94-ФЗ, размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий год,; осуществляет действия по регистрации построенных (приобретенных) для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов жилых помещений в собственность Свердловской области; передает в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документы, необходимые для зачисления жилых помещений, построенных (приобретенных) для ветеранов Великой Отечественной войны, в казну Свердловской области (п.п.10, 16, 17).

Жилые помещения, построенные (приобретенные) для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, распределяются по предложениям глав муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области; поступают в казну Свердловской области, и безвозмездно передаются в муниципальную собственность для последующего предоставления ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам и инвалидам по договорам социального найма (п.18).

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указаны в ст.51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, согласно которой к такой категории относятся граждане,

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Статус Чапурина М.И. как ветерана по категории участника Великой Отечественной войны, инвалида, подтверждается удостоверением, подтверждающим право на получением социальных льгот по названной выше категории граждан, справкой военного комиссариата о прохождении истцом службы в годы Великой Отечественной войны в составе 1297 стрелкового полка, справкой МСЭ об установлении второй группы инвалидности (л.д.8, 16).

Судом установлено, что Чапурин М.И. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает в доме по <адрес> в г.Нижнем Тагиле общей площадью <...> кв.метров, принадлежащем на праве собственности его дочери Табатчиковой В.М.. Кроме него, в доме зарегистрированы по месту жительства дочь Табатчикова В.М. и внук Табатчиков С.А. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20, оборот, 21,23).

Постановлением Главы города Нижний Тагил от 30.09.2005 года № 1112 учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом количества лиц, проживающих в доме по <адрес> в г.Нижнем Тагиле, суд приходит к выводу о том, что Чапурин М.И., являясь участником Великой Отечественной войны, проживая в доме, в котором на каждого проживающего приходится менее учетной нормы площади жилого помещения, имеет право на получение социальной льготы в виде обеспечения жильем.

Однако, постановлением администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении предложений комиссии по жилищным вопросам при Главе города" Чапурину М.И. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с не истечением срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного Кодекса РФ на основании подп.3 п.1 ст.54 Жилищного Кодекса РФ (л.д.15, оборот).

В соответствии с ч.1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение об отказе может быть принято только в трех случаях, в том числе, если не истек срок, предусмотренный ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей последствия намеренного ухудшения гражданамисвоих жилищных условий.

Согласно ст.53Жилищного Кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещенияхне ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ Чапурин М.И. проживал в квартире по <адрес> общей площадью <...> кв.метров, <...> доля в праве собственности на которую принадлежала Чапурина М.И. на основании договора купли-продажи (передачи квартиры в собственность граждан), <...> доля в праве общей собственности на квартиру принадлежала дочери истца Табатчиковой В.М. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, <...> доля в праве общей собственности принадлежала, сыну Ч.В.М. на том же основании. По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Чапурины М.И., В.М., Табатчикова В.М. продали принадлежащую им квартиру К.В.П. за <...> рублей (л.д.21, оборот).

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Поэтому решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия Чапурина М.И. по продаже квартиры двухкомнатной квартире по <адрес> умышленными и недобросовестными, и является ли это препятствием для признания его нуждающимся в жилом помещении, требует оценки фактических обстоятельств дела.

Суд полагает, что такие обстоятельства, как продажа квартиры в <адрес> задолго до издания Указа Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны, преклонный возраст Чапурина М.И. и состояние его здоровья (<...> группа инвалидности), в силу которых он нуждается в постоянном постороннем уходе; значительный временной разрыв между продажей квартиры <адрес> и обращением истца в администрацию города Нижний Тагил с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, свидетельствуют об отсутствии умысла Чапурина М.И. на совершение намеренных действий с целью признания его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, при продаже названной выше квартиры.

Учитывая названные выше обстоятельства, а также то, что Чапурин М.И. в собственности жилого помещения не имеет, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

С учетом постановления Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года № 357-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» суд полагает необходимым возложить на ответчиков обязанность по совершению действий в соответствии с названным Порядком.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Нижнего Тагила в интересах Чапурина М.И. удовлетворить.

Признать решение администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» об отказе Чапурина М.И. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» поставить Чапурина М.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для предоставления жилья в порядке реализации Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 года.

Обязать Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» построить (приобрести) за счет средств областного бюджета для Чапурина М.И. жилое помещение не ниже нормы предоставления жилья, установленной Главой администрации города Нижний Тагил Свердловской области; и передать его в собственность муниципального образования «город Нижний Тагил».

Обязать администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области после получения и оформления переданного жилого помещения в собственность муниципального образования предоставить приобретенное за счет средств областного бюджета жилое помещение Чапурина М.И. по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья