2-1343/2011 решение от 17.08.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Цыдаевой В.П.

при секретаре Мусиной Е.С.,

с участием: представителя ответчика Администрации города Нижний Тагил Бунькова А.В.,

старшего помощника прокурора Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила Свердловской области Стафеевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1343/2011 по иску прокурора Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила Свердловской области в интересах Головачева В.С. к Министерству финансов Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации города Нижний Тагил о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил в интересах Головачева В.С. обратился в суд с исковым заявлением о признании бездействия Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего в 2010, 2011 годах жилье для лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - Головачева В.С., незаконным; возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «город Нижний Тагил» для Головачева В.С., безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» для целевого распределения его Головачеву В.С.; возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное жилое помещение Головачеву В.С. по договору социального найма.

Прокурором привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Правительство Свердловской области, Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил.

В судебном заседании старший помощник прокурора Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила Свердловской области Стафеева Н.А. заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержала. Суду пояснила, что Головачев В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать решением Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец приговором суда от ДД.ММ.ГГГГ осужден к лишению свободы. Истец воспитывался в ГОУ Свердловской области «<...>», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время обучается в ГОУ НПО Свердловской области «Профессиональное училище », где ему предоставлена комната в общежитии училища по адресу: город Нижний Тагил, <адрес>; зарегистрирован истец в комнате площадью <...> кв.м., расположенной по адресу: город Нижний Тагил, <адрес>. На момент устройства Головачева В.С. в социальное учреждение решение о закреплении за ним жилого помещения не принималось, постановления ни главой Администрации города Нижнего Тагила, ни главой администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил не выносилось. Согласно постановлению Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключений межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, аварийным и подлежащим сносу, утвержден перечень зданий многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в который включен дом по адресу: <адрес>. Головачев В.С. принят на учет нуждающихся по льготному списку в качестве нуждающихся в жилом помещении (очередь ). До настоящего времени Головачеву В.С. не предоставлено жилое помещение, для целей предоставления жилья истцу оно не приобреталось, чем нарушаются жилищные права социально незащищенных граждан. Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право истца на жилье, предусмотренное статьей 40 Конституции Российской Федерации.

Представитель ответчика - Администрации города Нижний Тагил исковые требования не признал, обосновав свою позицию тем, что единственным правовым основанием для предоставления конкретного жилого помещения истцу является приказ Министра архитектуры и строительства Свердловской области. Данное правовое основание в настоящее время отсутствует, как и обязанность по заключению договора. Конкретных фактов нарушения прав истца Администрацией города Нижний Тагил стороной истца не предоставлено. Само по себе наличие установленного порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не может служить единственным и достаточным основанием для возложения на Администрацию города обязанностей в судебном порядке. Суд не может своим решением лишить ответчика возможности добровольно реализовать свои полномочия, предусмотренные нормативно-правовым актом, необоснованно предположив злонамеренность ответчика в будущем, так как в соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ предполагается разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений. Доказательств того, что ответчик намерен уклоняться от исполнения своих полномочий в будущем, суду не представлено, иск основан на предположениях. В 2009-2010 годах Администрация ни разу не уклонилась от заключения договора социального найма на переданное из казны Свердловской области жилое помещение. Считает, что Администрация города Нижний Тагил прав истца не нарушила, между истцом и Администрацией отсутствует спор о праве. Кроме того, Головачев В.С. не относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец освободился из мест лишения свободы, когда истцу исполнилось 18 лет.

Представитель ответчика - Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что в функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, в частности детям-сиротам. В целях исполнения расходного обязательства, предусмотренного Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закону Свердловской области от 26 ноября 2010 года №100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» в 2011 году эта сумма составляет <...> рублей. Постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011 года утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно Порядку, главным распорядителем средств областного бюджета, выделенных на эти цели, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем этих бюджетных средств является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», который заключает государственный контракт на долевое строительство жилья для граждан из числа детей-сирот. Жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области, распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность. Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для внеочередников, должны быть совершены органами местного самоуправления. К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущества, заселение данных жилых помещений. Функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, с 01 января 2010 года, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (л.д. 62-64).

Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, в суд также не явился, направив письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ указывает в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта РФ отсутствие закрепленного жилого помещения. Однако Головачев В.С зарегистрирован в <адрес> в городе Нижний Тагил с ДД.ММ.ГГГГ, и не ясно, какими правами обладает истец в отношении данного жилья и на каком основании он был зарегистрирован. Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ этот жилой дом признан аварийным, а жилье непригодным для проживания. С этого момента у Головачева В.С. появился статус лица, не имеющего закрепленного жилого помещения, а отсутствие такого жилья, в соответствии с действующим законодательством, является основанием для внеочередного обеспечения жильем органами исполнительной власти субъекта вне очереди за счет средств субъекта РФ. Утрата закрепленного жилого помещения лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 18 до 23 лет), как и утрата жилого помещения после достижения возраста 18 лет в период пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не является основанием для возникновения такого права. Для возникновения названного права статус лица, не имеющего закрепленного жилого помещения, должен быть приобретен лицом до 18 лет. Реализация уже возникшего к моменту достижения совершеннолетия права на внеочередное обеспечение жильем может быть произведена и после 18 лет (после окончания пребывания в учреждениях профессионального образования, службы в Вооруженных Силах РФ и т.д.), однако утрата закрепленного жилого помещения после достижения возраста 18 лет не влечет за собой возникновение у лица, утратившего закрепленное жилое помещение, права, предусмотренного п.п.2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года. На момент признания жилого помещения непригодным для проживания Головачеву В.С. уже исполнилось 18 лет. Таким образом, при наличия статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, у Головачева В.С. отсутствовало закрепленное жилье, поэтому право на внеочередное обеспечение жилым помещением отсутствовало (л.д. 67, 69).

Представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», в суд не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также отказать истцу в удовлетворении исковых требований, так как у Головачева В.С. отсутствуют основания для обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, поскольку после признания имеющегося у него в пользовании жилья непригодным для проживания он имеет право на обеспечение его жильем органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе аварийного дома (л.д. 43-44).

Представитель третьего лица ТОИОГОВ СО - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил просил рассмотреть дело без его участия, направил в суд письмо, в котором поддержал требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил (л.д. 59).

Представитель третьего лица - Правительства Свердловской области, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, не просил об отложении дела, либо рассмотрении в его отсутствие. На основании ч.3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел спор в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, огласив позицию не явившихся представителей ответчика и третьих лиц, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета.

Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, разработан во исполнение Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 96-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» и Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования», в целях реализации меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с указанным Порядком меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета согласно Закону в соответствии с ведомственной структурой расходов (пункт 2).

Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее - Фонд) (пункт 3).

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 4).

Средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения (пункт 5).

Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (п.6).

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (пункт 8).

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области (пункт 9).

Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади (пункт 10).

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения (пункт 11).

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений (пункт 12).

Аналогичный Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действовал в 2010 году, установленный постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646-ПП.

В судебном заседании установлено, что родителями Головачева В.С. являются отец Г.С.И., мать Г.Е.В., что подтверждается свидетельством о рождении истца (л.д. 18).

Статус Головачева В.С. как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается решением Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым Г.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишена родительских прав в отношении Головачева В.С. и Г.О.С. (л.д.20- 23), а также приговором Ленинского районного суда г.Н.Тагила Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении отца истца - Г.С.И., который осужден по лишению свободы (л.д. 24).

В период с ДД.ММ.ГГГГ Головачев В.С. находился в ГОУ социального обслуживания «<...> города Нижний Тагил (л.д.19), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОУ НПО «Профессиональное училище » (л.д. 26).

Представитель администрации города Нижний Тагил в судебном заседании утверждал, что Головачев В.С. утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, после освобождения его отца из мест лишения свободы в 2010 году.

Суд не может согласиться с таким утверждением, поскольку к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

С ДД.ММ.ГГГГ Головачев В.С. был зарегистрирован по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил<адрес>. На данной площади зарегистрированы еще <...> человек (л.д. 11, 73). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Головачев В.С. был зарегистрирован в городе Нижний Тагил, <адрес> (л.д. 27).

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень зданий многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в том числе <адрес> в городе Нижний Тагил (л.д. 12).

По мнению суда, регистрация Головачева В.С. в <адрес> в г.Н.Тагиле не лишает его права на обеспечение жильем в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» по следующим основаниям:

В силу части 2 статьи 49 данного Кодекса, жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими.

Статья 37 действовавшего ранее Жилищного Кодекса РСФСР основанием для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, устанавливала отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя.

Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как указал Конституционный суд в своем Определении от 7 июня 2011 г. N 746-О-О, Жилищным кодексом Российской Федерации расширен перечень оснований признания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР) положение п.2 части 2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях, в том числе и в случае признания жилого помещения непригодным для проживания.

Поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Последующий закон отменяет предыдущий" в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.

Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Головачев В.С. принят по месту жительства: <адрес> на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (л.д. 14).

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил (л.д. 15), в котором Головачев В.С. состоит под номером очереди (л.д. 16).

Собственником недвижимого имущества Головачев В.С. не является (л.д.47-48).

Поскольку в судебном заседании установлено, что Головачев В.С. достиг возраста <...> года, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, он имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в Администрации города Нижний Тагил, на ДД.ММ.ГГГГ номер его очереди ; список передан в соответствующее учреждение в целях распределения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, чем нарушены гарантированные государством права на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.

При таких обстоятельствах на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и Администрацию города Нижний Тагил следует возложить соответствующую Порядку обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, обязанность по предоставлению истцу вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, построенное или приобретенное за счет средств областного бюджета Свердловской области.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Головачева В.С. удовлетворить.

Признать бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего в 2010, 2011 годах жилье для Головачева В.С., относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией города Нижний Тагил, для Головачева В.С., и безвозмездно передать в муниципальную собственность города Нижний Тагил приобретенное и распределенное Головачеву В.С. жилое помещение.

Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области оформить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области для Головачева В.С. жилое помещение в собственность муниципального образования и предоставить приобретенное за счет средств областного бюджета жилое помещение Головачеву В.С. по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья:

я

-32300: transport error - HTTP status code was not 200