2-1691/2011 решение от 19.10.2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2011 года суд Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Зайцевой И.Н.,

при секретаре Путиловой Е.А.,

с участием: истицы Гумировой Н.К.,

представителя ответчика Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области - главный специалист-эксперт юридического отдела Толстоноженко Ю.А., действующая на основании доверенности №03-5053 от 25 апреля 2011 года, сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1691/2011 по иску Гумировой Н.К. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ за Гумировой Н.К. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с под.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ», принятый к зачету специальный стаж составил <...> лет <...> мес. <...> дней.

Гумирова Н.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить оспариваемые периоды работы в специальный стаж в календарном исчислении, возложении обязанности по назначению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскании судебных расходов за составление искового заявления в размере <...> рублей и оплату государственной пошлины в размере <...> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области было вынесено решение , в связи с чем решение от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу. Вышеназванным решением принят к зачету специальный стаж истца <...> лет <...> мес. <...> дней.

Не приняты к зачету следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <...>) - <...> участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата <...> ставки фельдшера, так как наименование должности- заведующая здравпунктом, не предусмотрено Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения № 377, применяемой к Списку № 464. Списком № 464 предусмотрено, что правом на пенсию за выслугу лет пользуются врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности. Документов, подтверждающих отнесение должности заведующая здравпунктом к среднему медицинскому персоналу не представлено. Оплата на <...> ставки фельдшера не может быть принята к зачету в специальный трудовой стаж, так как документальное отсутствует документальное подтверждение занятия штатной должности «фельдшер»., также в указанный период имели место курсы повышения квалификации <...> месяц <...> дней, которые не подлежат зачету в специальный трудовой стаж, т.к. основным условием для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране населения является осуществление такой деятельности. Находясь на курсах повышения квалификации, истица не выполняла свои трудовые обязанности и не осуществляла лечебную деятельность. Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, а также Разъяснением Минтруда РФ № 5, предусмотрены периоды, в течение которых работник не выполнял свои функциональные обязанности, но которые как исключение подлежат зачету в специальный стаж, курсы повышения квалификации не поименованы;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) - <...> участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата <...> ставки фельдшера;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) - Муниципальное учреждение здравоохранения «<...> участковая больница», фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата <...> ставки фельдшера, так как наименование должности не поименовано Списком № 1066. Оплата на <...> ставки фельдшера не может быть принята к зачету в специальный трудовой стаж, так как документально не подтверждено занятие штатной должности «фельдшер».

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) - Муниципальное учреждение здравоохранения «<...> участковая больница», фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата <...> ставки фельдшера, так как наименование должности не поименовано Списком № 781. Оплата на <...> ставки фельдшера не может быть принята к зачету в специальный трудовой стаж, так как отсутствует документальное подтверждение занятия штатной должности «фельдшер».

Также не включены в специальный трудовой стаж истца курсы повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>).

Приняты только в календарном исчислении следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) -<...> территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>. медсестра физиотерапевтического кабинета;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) - <...> территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>. фельдшер;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) -<...> территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, фельдшер, т.к. Списком № 464 наименование учреждения -<...> территориальная администрация, не предусмотрено, кроме того, данное учреждение не является лечебным. Лечебное учреждение - фельдшерско-акушерский пункт поименовано Списком № 464, но не обладает статусом юридического лица. В соответствии со ст. 12 Основ Законодательства РФ от 22.09.1999 года № 5487-1 все учреждения здравоохранения должны обладать статусом юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ. Перечень структурных подразделений, работа в которых может быть включена в специальный трудовой стаж независимо от наименования юридического лица предусмотрен только Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, которым поименовано структурное подразделение - фельдшерско-акушерский пункт, что дает право принять к зачету в стаж спорные периоды. Применяя правила Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 необходимо учитывать данные правила в полном объеме, в том числе и норму, регулирующую льготное исчисление стажа, а именно, в случае осуществления работы заявителем только в сельской местности требуемый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии составляет 25 лет без применения льготного исчисление стажа, как за работу в сельской местности (1 год работы за 1 год и 3 месяца), данные периоды были включены пенсионным органом в календарном исчислении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066.

С учетом вынесенного ДД.ММ.ГГГГ решения истец уточнила требования, просила включить в ее специальный стаж периоды работы в льготном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <...> территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, медсестра физиотерапевтического кабинета; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <...> территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, фельдшер и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <...> территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, фельдшер

В обоснование заявленных требований указала, что спорные периоды подлежат включению в трудовой стаж по следующим основаниям.

Курсы повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, в связи с тем, что в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством до 01.11.1999 года, действовало утвержденное Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения и перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на назначение льготной пенсии по старости, которые предусматривали включение времени обучения на курсах повышения квалификации в стаж работы по специальности.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы.

Периоды работы в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта, подлежат включению в стаж работы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 мес., т.к. истец выполняла лечебную деятельность в сельской местности. В соответствии с п.5 под.п. а Правил исчисления периодов работы дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по под.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж как год и три месяца.

Согласно п. 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на назначение досрочной пенсии, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, право на пенсию по выслуге лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебных учреждений всех форм собственности.

В судебном заседании истец Гумирова Н.К. отказалась от исковых требований в части взыскания судебных расходов по оплате госпошлины и по оплате расходов на представителя, отказа в данной части требований принят судом, о чем вынесено определение.

В остальной части заявленные требования и обоснования заявленных требований, указанных в уточненном исковом заявлении истец поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Нижний Тагилу и Пригородному району Свердловской области Толстоноженко Ю.А. исковые требования не признала, поддержала доводы изложенные в письменном отзыве, в котором указала:

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ право на пенсию независимо от возраста предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах.

Согласно п. 3 ст. 27 Закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, профессии, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, при необходимости утверждаются Правительством РФ.

УПФР была произведена оценка пенсионных прав истицы по нормам, действующим до введения в действие нового правового регулирования, а также в соответствии с действующим законодательством.

Истицей оспаривается подсчет специального стажа согласно нормам, действующим в периоды осуществления работы истицы.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам Постановления Конституционного суда от 29.01.2004 года № 2-П определялось на основании следующих нормативных актов:

Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464; Список № 464 действует на периоды работы до 01 ноября 1999 года; Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395, применяемой к Списку № 464; Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 года № 377, применяемой к Списку № 464; Списка должностей, работа в которых с 01.11.1999 ода подлежит зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения указанной пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 года № 130; Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы после 12.11.2002 года, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781 (далее Список № 781, Правила № 781); Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ необходимо учитывать, чтобы наименование должности и наименование учреждения, в котором осуществлял деятельность заявитель, и условия его работы не противоречили вышеуказанным нормативным актам.

Рассмотрев документы Гумировой Н.К., представленные для назначения досрочной трудовой пенсии, было вынесено решение об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ (решение от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым, принятый к зачету стаж был определен равным <...> годам <...> месяцам <...> дням, т.е. необходимый 25-летний стаж отсутствует. Не приняты к зачету периоды работы:. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) - Петрокаменская участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата <...> ставки фельдшера, так как наименование должности - заведующая здравпунктом, не предусмотрено Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения № 377, применяемой к Списку . Списком предусмотрено, что правом на пенсию за выслугу лет пользуются врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности. Документы, подтверждающие отнесение должности заведующая здравпунктом к среднему медицинскому персоналу, в пенсионный орган не представлены. Кроме того, оплата на <...> ставки фельдшера не может быть принята к зачету в специальный трудовой стаж, так как отсутствует документальное подтверждение занятия штатной должности «фельдшер». Кроме того, в указанный период имели место курсы повышения квалификации <...> месяц <...> дней, которые не подлежат зачету в специальный трудовой стаж, т.к. основным условием для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране населения является осуществление такой деятельности. Установление данного вида пенсии связано с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Находясь на курсах повышения квалификации, истица не выполняла свои трудовые обязанности и не осуществляла лечебную деятельность. Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, а также Разъяснением Минтруда РФ № 5, предусмотрены периоды, в течение которых работник не выполнял свои функциональные обязанности, но которые, как исключение, подлежат зачету в специальный стаж, где курсы повышения квалификации не поименованы. Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации не подлежат зачету в ее специальный трудовой стаж.

Не приняты периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) - <...> участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата <...> ставки фельдшера; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) - Муниципальное учреждение здравоохранения «<...> участковая больница», фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата <...> ставки фельдшера, так как наименование должности не поименовано Списком № 1066. Оплата на <...> ставки фельдшера не может быть принята к зачету в специальный трудовой стаж, так как необходимо документальное подтверждение занятия штатной должности «фельдшер».

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) - Муниципальное учреждение здравоохранения «<...> участковая больница», фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата <...> ставки фельдшера, так как наименование должности не поименовано Списком № 781. Оплата на <...> ставки фельдшера не может быть принята к зачету в специальный трудовой стаж, так как необходимо документальное подтверждение занятия штатной должности «фельдшер».

Также не были включены в специальный трудовой стаж курсы повышения квалификации - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>), имеющие место в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>), которые не подлежат зачету в медицинский стаж по основаниям указанным выше.

Приняты в календарном исчислении следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) <...> территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>. медсестра физиотерапевтического кабинета;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) - <...> территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, фельдшер;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) - <...> территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, фельдшер. В отношении периодов работы до 01.11.1999 года применяется Список № 464. Данным списком наименование учреждения - <...> территориальная администрация, кроме того, данное учреждение не является лечебным. Лечебное учреждение - фельдшерско-акушерский пункт поименовано Списком № 464, но не обладает статусом юридического лица. В соответствии со ст. 12 Основ Законодательства РФ от 22.09.1999 года № 5487-1 все учреждения здравоохранения должны обладать статусом юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ. Перечень структурных подразделений, работа в которых может быть включена в специальный трудовой стаж независимо от наименования юридического лица предусмотрен только Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, которым поименовано структурное подразделение - фельдшерско-акушерский пункт, что дает право принять к зачету в стаж спорные периоды. Применяя правила Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 необходимо учитывать данные правила в полном объеме, в том числе и норму, регулирующую льготное исчисление стажа, а именно, в случае осуществления работы заявителем только в сельской местности требуемый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии составляет 25 лет без применения льготного исчисление стажа, как за работу в сельской местности (1 год работы за 1год и 3 месяца). Таким образом, данные периоды были включены пенсионным органом в календарном исчислении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066.

Тождественность наименований должностей, учреждений и их структурных подразделений, не соответствующих наименованиям должностей, учреждений и их структурным подразделениям, указанным в списках устанавливается на федеральном уровне (п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, п. 4 Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066) и другие органы, в том числе и судебные, не вправе самостоятельно толковать и расширять списки.

При исключении оспариваемых периодов специальный трудовой стаж истицы составляет менее 25 лет в сельской местности, поэтому досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ не может быть назначена, в удовлетворении требований просит отказать.

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.ст.1, 2, 27, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно ст.7, п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.3 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ при необходимости.

Министерству труда и социального развития РФ по ходатайству федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. В силу ст.ст. 2, 18 Конституции РФ уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года №70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).

В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года №2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.

Конституционный суд РФ в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.ст.1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года за №464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 01 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности и независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 (в редакции постановления Правительства РФ от 19 февраля 2001 года №130), применяемый к периодам с 01 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года и пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, применяемого к периодам работы с 12 ноября 2002 года, предусмотрено включение в стаж работы на общих основаниях работы в должностях, указанных в Списке, во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций. Также в Списке поименованы медико-санитарная часть, а также поименован средний медицинский персонал, независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03 ноября 1999 года №395, предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениям учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Согласно п.4 постановления Правительства РФ №1066 от 22 сентября 1999 года, и п.2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству здравоохранения РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст.27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (ст.39 Конституции РФ), в связи с чем, в силу ст.ст.2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

В стаж лечебной деятельности истицы не были зачтены периоды работы сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ1г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <...> участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, заведующая фельдшерско-акушерский пунктом плюс <...> ставки фельдшера и Муниципальное учреждение здравоохранения «<...> участковая больница» фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, заведующая фельдшерско-акушерский пунктом плюс <...> ставки фельдшера так как наименование должности не соответствует номенклатуре должностей медицинского персонала, утвержденной приказом Минздрава от 15.10.1999 года № 377, в которой имеется должность «заведующая фельдшерским здравпунктом - фельдшер», и наименование данной должности не предусмотрено Списком должностей, утвержденным ПП РФ № 464 от 06.09.1991г., №1066 от 22.09.1999г. с изменениями и дополнениями от 19.02.2001г. №130 и №781 от 29.10.2002г.

Приняты только в календарном исчислении периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <...> территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес> медсестра физиотерапевтического кабинета; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. <...> территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт,<адрес>, фельдшер и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <...> территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, фельдшер, т.к.Лечебное учреждение не обладает статусом юридического лица.

Согласно штатным нормативам медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденным приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 года № 900, должность истицы именуется «заведующая (фельдшер)», в примечании к штатным нормативам указано, что наименование должности заведующего и других должностей определяется органом, утверждающим штатное расписание фельдшерско-акушерского пункта.

Приказом Министерства здравоохранения СССР от 31.12.1954 года утверждено Положение о сельском фельдшерском здравпункте, согласно которому фельдшерский здравпункт организуется для обслуживания населения при сельском совете или леспромхозе, если в радиусе 4-5 км нет сельской участковой больницы или амбулатории. Штатное расписание предусматривает должности фельдшера, акушерки и санитарки. На должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом допускается фельдшер с законченным средним медицинским образованием. Заведующий оказывает населению своего участка медицинскую помощь, ведет амбулаторный прием населения, осуществляет диспансеризацию, направляет больных в участковую больницу, обслуживает детские учреждения, не имеющие штатных медицинских работников. На заведующего дополнительно возлагаются обязанности по ведению документации и отчетности, выдаче справок и свидетельств о смерти, больничных листов, обеспечению здравпункта лекарственными препаратами и медикаментами.

В судебном заседании установлено, что истица в спорные периоды работы выполняла обязанности заведующей фельдшерским здравпунктом - фельдшер.

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: записями трудовой книжки (л.д.5-6); дипломом , выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12)из которого следует, что истица в <...> году поступила в <...> медицинское училище и в <...> году окончила полный курс названного училища по специальности фельдше; удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении истице <...> квалификационной категории по специальности «лечебное дело» (л.д.14); удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении истице <...> квалификационных категорий по специальности «лечебное дело» (л.д.15); сертификатом от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении специальности «Лечебное дело» (л.д.15); выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ о подтверждении истице высшей квалификационной категории по специальности «Лечебное дело» (л.д.16); уточняющей справкой от 03.08.2011г. исх № 53 (л.д.10) из которой следует, что Гумирова Н.К. работает в <...> участковой больнице с ДД.ММ.ГГГГ заведующей <...> фельдшерско-акушерским пунктом по настоящее время, оплата производилась за ставку фельдшера и <...>% ставки фельдшера, работала на одну ставку в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом- фельдшером.

Тождество наименований должностей «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом» и «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом- фельдшер» не вызывает у суда сомнения и подлежит установлению судом.

Ненормативное, неполное внесение наименования должности в трудовую книжку истца не может являться основанием к отказу включения вышеназванных периодов в специальный стаж истицы.

В соответствии с п.5 под.п. а Правил исчисления периодов работы дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по под.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж как год и три месяца.

Отсутствие у учреждения статуса юридического лица также не является основанием для отказа включения истице периодов работы только в календарном исчислении.

Из вышеизложенного следует, что трудовая деятельность истца в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Судом установлено, что в спорные периоды истица работала в сельской местности, следовательно, вышеназванные периоды подлежит включению как календарно, так и в льготном исчислении, как один год и три месяца, а включенные периоды в календарном исчислении подлежат включению и льготно как 1 год 3 мес.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж истца по следующим основаниям.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст.54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация) или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных, медицинских и фармацевтических, ассоциаций по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет могут быть допущены к практической медицинской и фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Лица, не законно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с Законодательством РФ.

В результате прохождения курсов повышения квалификации истице в апреле <...> года и ноябре <...> присваивалась <...> квалификационная категория по специальности «лечебное дело», что подтверждается удостоверениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15, сертификатом (л.д.15).

Суд считает, что для медицинских работников в силу специальных нормативных актов (подтверждение квалификации по данной специальности) повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Учитывая изложенное периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

С учетом изложенного на момент обращения к ответчику за назначением пенсии -ДД.ММ.ГГГГ у истицы имелся необходимый специальный стаж 25 лет работы в сельской местности, следовательно с данного момента и должна быть назначена пенсия.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гумировой Н.К. удовлетворить.

Признать за Гумировой Н.К. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ , об отказе Гумировой Н.К. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Возложить на Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области обязанность включить в специальный стаж Гумировой Н.К. дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следующие периоды работы как в календарном так и в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 мес. :

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) - <...> участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата <...> ставки фельдшера,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) - <...> участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата <...> ставки фельдшера;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) - Муниципальное учреждение здравоохранения «<...> участковая больница», фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата <...> ставки фельдшера,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) - Муниципальное учреждение здравоохранения «<...> участковая больница», фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата <...> ставки фельдшера, за исключением курсов повышения квалификации, которые подлежат включению в календарном исчислении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>), и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>).

Включить в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 мес. периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) -<...> территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, медсестра физиотерапевтического кабинета;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) - <...> территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, фельдшер;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) -<...> территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, <адрес>, фельдшер.

Возложить на Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области обязанность назначить Гумировой Н.К. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня провозглашения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья-                                        И.Н.Зайцева.

Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.