РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июля 2011 года город Нижний Тагил Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи ПИРОГОВОЙ И.М. при секретаре РОМАШИНОЙ Е.С., с участием: старшего помощника прокурора Тагилстроевского района г. Нижний Тагил Свердловской области ПЕТРОВОЙ С.В., представителя ответчика - Администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» БУНЬКОВА А.В., действующего на основании доверенности № 50-3939 от 24.12.2009 года, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1254/2011 по иску прокурора Тагилстроевского района г. Нижний Тагил Свердловской области в интересах ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил», Министерству финансов Свердловской области о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области по приобретению жилого помещения, распределению и безвозмездной передаче в муниципальную собственность, о возложении на Администрацию Муниципального образования «город Нижний Тагил» обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: 15.06. 2011 года прокурор Тагилстроевского района г. Нижний Тагил Свердловской области в интересах ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации МО «город Нижний Тагил» и Министерству финансов Свердловской области, в котором просил: признать незаконным бездействия Министерства строительства и архитектуры Свердловской области,выразившееся в не приобретении в 2010 году жилья для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю.; возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной Главой Администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил»; распределить жилое помещение ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю., ... года рождения; безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность; обязать Администрацию Муниципального образования «город Нижний Тагил» предоставить переданное им жилое помещение ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю., ... года рождения, на основании договора социального найма. В обоснование требований прокурор указал, что ЛЕСКИНА Ю.Ю., ... года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать Л. решением Дзержинского районного суда г. Н.Тагила от 22.04.2003 года лишена родительских прав, отца юридически нет. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ЛЕСКИНА Ю.Ю. находилась на полном государственном обеспечении в ГОУ СО «... детский дом-школа №». С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время обучается в ГОУ НПО СО «...», где ей предоставлена комната в общежитии училища. В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет постановлением главы города Н.Тагил № 23 от 19.01.2011 года она принята на учет нуждающихся в жилом помещении по льготному списку. В настоящее время жилое помещение не приобретено и по договору социального найма не предоставлялось, чем длительное время нарушаются жилищные права социально незащищенных граждан. Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю. на жилье, предусмотренное статьей 40 Конституции Российской Федерации. Старший помощник прокурора Тагилстроевского района г. Нижний Тагил Свердловской области ПЕТРОВА С.В. в судебном заседании заявленные требования, основание и предмет иска поддержала. Истец ЛЕСКИНА Ю.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени, месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом \л.д.81\, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования прокурора поддержала в полном объеме \л.д. 83\. Представитель ответчика - Администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» БУНЬКОВ А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, указал, чтообеспечение жилыми помещениями категорий лиц, к которой ранее относился истец, является государственным полномочием Свердловой области, а значит и расходными обязательствами субъекта. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями является Министерство строительства и архитектуры - органа исполнительной власти Свердловской области. Государственные полномочия могут передаваться органам местного самоуправления только федеральными или областными законами. Данного закона не принято и соответственно, обязанности и полномочия по обеспечению жильем детей-сирот остались на уровне субъекта. ЖК РФ и Законом Свердловской области от 20.02.2006 г. № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» на органы местного самоуправления возложены только обязанности по ведению учета детей-сирот, составления списков граждан, состоящих на учете, и направление этих списков в уполномоченный орган исполнительной власти Свердловской области. В нарушение федеральных и областных законов на органы местного самоуправления не могут быть возложены обязанности по предоставлению жилого помещения. Администрацией города ЛЕСКИНА Ю.Ю. принята на учет как лицо, относящееся к категории детей-сирот на основании собственного заявления постановлением Главы города от 14.07.2008 г. № 568. На 19.01.2011 г. номер в списке учета для внеочередного предоставления жилого помещения 25. Администрацией города выполнены свои обязанности в рамках полномочий, установленных федеральным и областным законодательством. В связи с тем, что жилые помещения приобретаются за счет средств областного бюджета и поступают в Казну Свердловской области, Администрация города не вправе участвовать в процессе приобретения жилых помещений. Органом исполнительной власти Свердловской области в рамках государственных полномочий в 2010 года для детей-сирот Нижнего Тагила приобретено всего 6 квартир, которые предоставлены по договорам социального найма Администрацией города. 16.02.2011 г. и 18.05.2011 г. Администрацией города директору СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» направлялись списки детей-сирот, состоящих на учете, в том числе граждан, достигших возраста 18 лет и не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно порядку, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 н. № 84-ПП « Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2010 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» орган местного самоуправления - Администрация г.Н.Тагил, может оформить в муниципальную собственность и предоставить по договору социального найма только то жилое помещение, которое распределено лицу приказом министра строительства и архитектуры. Истцу должно быть распределено конкретное жилое помещение с указанием его адреса и площади. При наличии квартиры, переданной для истца из казны Свердловской области, Администрация заключит договор социального найма без судебного решения. Данная позиция истца противоречит принципу гражданского судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав граждан. Администрация города является ненадлежащим ответчиком по делу, между истцом и Администрацией отсутствует спор о праве. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении требований к Администрации города в полном объеме. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв от 28.06.2011 года №20-06-01-3958, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 87-91). Применительно к части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика. В обоснование своей позиции по делу представитель ответчика в письменном отзыве указал, что ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, по аналогии с порядком, установленным в ч. 1 ст. 57 ЖК РФ. Обеспечение жильем детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, отличном от порядка очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, в силу объективной невозможности единовременного обеспечения всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, нарушением требований разумности и справедливости, установленных ч. 2 ст. 7 ЖК РФ, ч. 2 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена «Порядком обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 г. N 84-ПП.Распределение ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю. жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения, включающего в себя ЛЕСКИНУ Ю.Ю., будет противоречить п. 11, 12 Порядка обеспечения детей-сирот. Решение суда в силу ст. 210 ГПК РФ подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. В соответствии с п.1 ст. 36 Федерального Закона от 21.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в 2-х месячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Обязанность, о возложении которой просит истец, в отличие от обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечениядетей-сирот.Требование о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю. жилое помещение, кроме прочего, является еще и требованием о возложении судом обязанности, исполнение которой повлечет нарушение прав других детей-сирот,обязанность по обеспечению которых жилыми помещениями предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и конкретизирована Порядком обеспечения детей-сирот, так как фактически истец требует предоставить ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю. жилое помещение без соблюдения норм, предусмотренных Порядком обеспечения детей-сирот и без учета очередности постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимости от наличия или отсутствия прав других лиц, однако данное право заключается в возможности получения лицом жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и Порядком обеспечения детей-сирот, вне общей очередностиграждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а не в возможности получить жилое помещение в определенный ограниченный срок, связанный с датой принятия судом соответствующего решения. Согласно абз.2 п.1 ст.8 Закона № 159 -ФЗ обеспечиваются жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учрежден ли учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. Из представленной справки ГОУ НПО «...» следует, что ЛЕСКИНА Ю.Ю. в настоящее время и до ДД.ММ.ГГГГ обучается в данном учреждении, соответственно обязанность обеспечения ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю. жилым помещением органами исполнительной власти субъекта за счет бюджета Свердловской области не возникла.В связи с чем,просит в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель ответчика - Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв от 27.06.2011 года №13-11-376/1-3, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 93-96). Применительно к части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика. В обоснование своей позиции в письменном отзыве на исковое заявление указал следующее:в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 г. № 1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета. В функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам. В силу ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996. № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно областному закону от 20.11.2009г. № 96-03 «Об областном бюджете на 2010 год» эта сумма составила 381894,01 рублей. В соответствии с законом Свердловской области от 26.11.2010 г. № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» в 2011 году эта сумма составляет 350 000 рублей. Кроме того, в целях исполнения федерального законодательства постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (в 2010 году - Постановление Правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета». В соответствии с Порядком, постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 г. № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26.11.2010. № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, согласно Порядку является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Распределение детям-сиротам жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, являющимися основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований договоров социального найма жилых помещений с детьми-сиротами. Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для детей-сирот, должны быть совершены органами местного самоуправления: прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, заселение данных жилых помещений. Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, кроме того, Положение о Министерстве финансовСвердловской области, утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 г. № 1524-ПП, такое полномочие Министерства финансов Свердловской области не предусматривает. Представитель третьего лица - Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. В обоснование своей позиции в письменном отзыве на исковое заявление указал следующее: согласно ФЗ от 21.12.1996 года за № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с действующим законодательством обеспечивают составление проекта областного бюджета, где бюджетные ассигнования на обеспечение данной категории граждан предусмотрены и на 2011 год, и представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год ст. 13 Областного закона от 04.11.1995 года за № 31-ОЗ «О Правительстве Свердловской области»), а также принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты. Непосредственное составление проекта областного бюджета Свердловской области на соответствующий год осуществляется Министерством финансов Свердловской области. Порядок обеспечения указанной категории лиц утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года за № 84-ПП, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. Данные жилые помещения строятся за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно передаются в собственность органов местного самоуправления. Для установления права на обеспечение жилым помещением на основании Закона № 159-ФЗ требуется, чтобы гражданин относился к установленной категории и не имел закрепленного жилого помещения. ЛЕСКИНА Ю.Ю. в настоящее время и до ДД.ММ.ГГГГ обучается в ГОУ НПО «...» и продолжает находиться на полном государственном обеспечении. Истец не приобрел право на обеспечение жильем, в связи с чем, его право не может быть признано нарушенным. Необходимо выяснить, где проживала ЛЕСКИНА Ю.Ю. с родителями, поскольку на момент лишения родительских прав ей было ... лет. В соответствии со ст. 71 СК РФ, лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка, в том числе право на получение наследства. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора (л.д.103-104). Представитель третьего лица - Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В обоснование своей позиции в письменном отзыве от 28.06.2011 года за № ФА/02-С-2086 на исковое заявление указал следующее: в целях реализации меры социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также подпрограммы «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1469-ПП. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-1111 утвержден «Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», согласно которому главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениям сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п. 2 и 3 Порядка). В настоящее время в списках на внеочередное получение жилья муниципальных образованиях на территории Свердловской области состоит более 5566 человек, из них более 2 744 человек уже возникло право на внеочередное получение жилого помещения (достижение 18-летнего возраста). Согласно списку детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении 18-летнего возраста по г. Нижний Тагил. Кроме ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю. 367 граждан указанной социальной категории нуждаются в предоставлении жилого помещения. При этом Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП, не предусматривает обеспечения жильем детей - сирот по решениям судов. Предоставление жилья детям-сиротам решениям судов за счет средств, предусмотренных на обеспечение жильем детей - сирот в общем порядке нарушает права детей - сирот, не обращавшихся в суд, и ставит под угрозу исполнение выше указанного Порядка. В связи с чем считает, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат (л.д. 84-85). Представитель третьего лица - Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району г. Нижний Тагил в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, выразил согласие с заявленными исковыми требованиями прокурора (л.д. 101-102). Заслушав пояснения стороны истца и представителя ответчика - Администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил», огласив позицию представителей ответчика и третьих лиц, не явившихся в судебное заседание, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 163-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета. Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, разработан во исполнение подпрограммы «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительского обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 года № 1469 - ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы». В соответствии с указанным Порядком меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (пункт 2). Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее - Фонд) (пункт 3). Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 4). Средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения (пункт 5). Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области. Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (пункт 6). Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (пункт 8). Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области (пункт 9). Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади (пункт 10). Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения (пункт 11). Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений (пункт 12). Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений. В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении №, выданного повторно отделом ЗАГС ... района г. Нижний Тагил Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, Л. и Л. являются родителями ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> \л.д. 16\; согласно копии справки отдела ЗАГС от ДД.ММ.ГГГГ за №, сведения об отце ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка \л.д. 18\. Решением Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 22.04.2003 года, Л. лишена родительских прав в отношении дочери ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю., ... г.р., с Л. на содержание дочери взысканы алименты в размере 1/4 части всех видов заработной платы, ежемесячно, до совершеннолетия ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 19\. На основании постановления Главы города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ за №, ЛЕСКИНА Ю.Ю., ... года рождения, устроена в муниципальное образовательное учреждение «Детский дом-школа №», в связи с тем, что мать ребенка лишена родительских прав. Отца юридически нет. Закрепленной жилой площади ЛЕСКИНА Ю.Ю. не имеет \л.д. 20\; из копии справки ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом-школа №» следует, что ЛЕСКИНА Ю.Ю., ... г.р. являлась воспитанницей данного учреждения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21). Из копии свидетельства за № от ДД.ММ.ГГГГ и ответа ОУФМС России по Свердловской области от 22.06.2011 года, ЛЕСКИНА Ю.Ю., ... г.р. зарегистрирована по месту пребывания на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> \л.д. 17,28\. Согласно справке ГОУ НПО СО «...», выданной 14.03.2011 года за № 113, ЛЕСКИНА Ю.Ю. обучается в указанном учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии «...». Форма обучения очная. Имеет статус сироты \л.д. 22\. Из свидетельства отдела ЗАГС ... района г. Нижний Тагил Свердловской области от 18.03.2011 года следует, что ЛЕСКИНА Ю.Ю. является матерью Л., родившегося ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 23\. Согласно копии ответа МИФНС России № 16 по Свердловской области от 06.05.2008 года за № 15-21/12335, сведениями о доходах ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю. инспекция не располагает \л.д.50\. Из копии ответа ГУ УПФ РФ в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 23.05.2008 года за № 09/02-6345 следует, что ЛЕСКИНА Ю.Ю. в журнала учета архивных пенсионных дел, в архивной и действующей базе данных получателей трудовых и государственных пенсий отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий не значится \л.д. 51\. Согласно копии ответа филиала СОГУП «ОЦН» «НТ БТИ и РН» от 01.07.2011 года за № 3-2586 следует, что жилые помещения принадлежащих на праве собственности ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю. не зарегистрированы \л.д. 105\. Согласно справки УВД ГИБДД г. Нижний Тагил от 30.04.2008 за № 6/1817, на имя ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю., ... г.р. транспортных средств не зарегистрировано \л.д. 62\ Из копии ответа УФРС по Свердловской области от 27.06.2011 года за № 02/156/2011-350 следует, что информация о имеющихся объектах недвижимости у ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю. не может быть предоставлена, поскольку записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют \л.д. 67\. Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 19.01.2011 года за № 23 ЛЕСКИНА Ю.Ю., внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил (л.д.12). Согласно списка детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья на 2010г., ЛЕСКИНА Ю.Ю. числится под № 25 (л.д.13). Установленные судом вышеизложенные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались. Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец достиг возраста 18 лет, является лицом из числа детей сирот, не имеющего закрепленного жилого помещения. В силу вышеприведенных норм права истец имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец правомерно включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Нижний Тагил, однако в течение 2010 года и до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, чем нарушены гарантированные государством права истца на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки. Суд находит не состоятельным ссылки ответчиков на недостаточность денежных средств, на необоснованность заявленных требований, влекущих нарушение Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, посредством строительства (приобретения) жилого помещения для истца вне рамок выделенных денежных средств на эти цели, и нарушение прав лиц, относящихся к той же социальной категории, что и истец. Российская Федерации провозгласила себя социальным государством, что закреплено в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство и его органы, принявшее на себя обязательство по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны исполнять данные обязательства и недостаточность денежных средств не может служить основанием для неисполнения государством и его органами принятых на себя обязательств. Удовлетворение требований истца не может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, поскольку их права не взаимосвязаны и удовлетворение требований истца не исключает и умаляет прав других лиц, защита и соблюдение которых возложена на государственные органы исполнительной власти. Исходя из буквального толкования статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке. Министерство строительства и архитектуры Свердловской области проявило бездействие в отношении ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю., чем нарушило ее права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. С учетом вышеизложенных обстоятельств и норм права, регулирующих возникшие правоотношения, на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и Администрацию Муниципального образования «город Нижний Тагил» следует возложить соответствующую Порядку обеспечения в 2011-2015 годам жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета,обязанность по предоставлению истцу вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, построенное или приобретенное за счет средств областного бюджета Свердловской области, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Руководствуясь статьями 12, 194-198, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Тагилстроевского района г. Нижний Тагил Свердловской области в интересах ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю. удовлетворить. Признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, выразившееся в не приобретении в 2010 году жилого помещения ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией Муниципального образования «город Нижний Тагил» для ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю.; распределить построенное (приобретенное) жилое помещение ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю.; безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность Администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» для предоставления его по договору социального найма ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю.. Обязать Администрацию Муниципального образования «город Нижний Тагил» предоставить ЛЕСКИНОЙ Ю.Ю. переданное жилое помещение, построенное (приобретенное) за счет средств областного бюджета Свердловской области, по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья: И.М.ПИРОГОВА ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ