2-1567/2011 решение от 06.10.2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2011 года суд Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н.,

при секретаре Путиловой Е.А.,

с участием: истицы Гороховой Г.К.,

представителя истца - Ефремова Ю.Н., допущенного по устному ходатайству,

представителя ответчика Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области - заместитель начальника юридического отдела Петуховой О.В., доверенность №03-8501 от 15 июля 2011 года, сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1567/2011 по иску Гороховой Г.Н. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ за Гороховой Г.К. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с под.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ №173-ФЗ от 23.06.2011г. «О трудовых пенсиях в РФ».

Не приняты к зачету периоды работы в календарном и льготном исчислении:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ... больница, ... медицинский пункт, заведующая медицинским пунктом, т.к.заведующая медицинским пунктом не предусмотрена Перечнем Постанволения СМ СССР от 17.12.1959г. №1397 и документально не подтверждено нахождение медицинского пункта в сельской местности;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ..., д/к (детский комбинат), старшая медицинская сестра, т.к. наименование учреждения детский комбинат не предусмотрено Перечнем Постановления СМ СССР от 17.12.1959г. №1397;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ... городская больница - ..., женская консультация, фельдшер - лаборант, не принят т.к. Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом МЗ РФ от 03.11.1999г. №395, учреждение ЦГБ_МСЧ не предусмотрено, женская консультация не обладала статусом юридического лиа и не поименована в структурных подразделениях п.1 Правил Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066;

Курсы усовершенствования: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - МУЗ ЦГБ , женская консультация, фельдшер-лаборант, не приняты т.к. в данные периоды не осуществлялась лечебная деятельность, и курсы усовершенствования для включения в стаж не предусмотрено Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516.

Иные периоды не принятые к зачету, истицей не оспариваются.

Горохова Г.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить оспариваемые периоды работы в специальный стаж в календарном и льготном исчислении, возложении обязанности по назначению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГобратилась в Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области вынесено решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

По действующему пенсионному законодательству в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, а также по нормам пенсионного законодательства, действующего до введения нового правового регулирования в соответствие с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П принято к зачету ... лет ... месяцев ... дня.

Не приняты к зачету периоды работы в календарном и льготном исчислении:

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ... больница, ... медицинский пункт, заведующая медицинским пунктом.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ..., д/к (детский комбинат), старшая медицинская сестра;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ... городская больница - ..., женская консультация, фельдшер - лаборант;

Курсы усовершенствования: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - МУЗ ЦГБ , женская консультация, фельдшер-лаборант.

Спорные периоды подлежат включению в трудовой стаж по следующим основаниям.

Для организации медицинской помощи населению сельской местности и поселков городского типа работников сельского хозяйства и промышленных предприятий на этих территориях создаются медицинские фельдшерско-акушерские пункты, врачебные или фельдшерские здравпункты как самостоятельные учрежденияздравоохранения, подчиненные сельским администрациям, так и структурно входящие в состав учреждений здравоохранения, предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, учебных заведений и других организаций. В трудовой книжке истицы имеются записи:

- от ДД.ММ.ГГГГ «Принята на должность заведующей ... м/п от ДД.ММ.ГГГГ приказ »; - от ДД.ММ.ГГГГ «Переведена на должность медсестры поликлиники межрайонной больницы»; -от ДД.ММ.ГГГГ «Уволена по ст. 29 КЗоТ РСФСР по соглашению сторон, приказ от ДД.ММ.ГГГГ ». Записи удостоверены подписью главного врача и печатью ... больницы. Наименование должности «заведующая медицинским пунктом»не полное, не номенклатурное. Должность заведующая (отделением, пунктом) должно дополняться наименованием лечебной специальности работника, выполнение работ по которой вменяется в круг его обязанностей (Приказ МЗ РФ от 15.09.1999 г. № 377). Должность следовало именовать «заведующая медицинским пунктом - фельдшер»(п.6 Правил Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781). В спорный период истица работала заведующей ... медицинским пунктом, находящимся в сельской местности, что подтверждается справкой МУЗ ... районная больница от 12.04.2011 г. № 171, выданной на основании книги приказов и лицевых счетов. Справкой администрации Муниципального образования <адрес> от 21.06.2011 г. № 248 подтверждено, что на территории ... сельсовета находятся три населенным пункта, относящихся к сельской местности: <адрес>.

В период работы в детском комбинате отдела дошкольных детских учреждений ... в должности старшей медицинской сестры действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (с изм. и доп., внесенными Постановлением СМ СССР от 03.08.1972 г. № 593, Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 12.04.1984 г. № 313, которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953).

Постановлением № 1397 утвержден «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсии за выслугу лет». Разделом II «Врачи и другие медицинские работники», п. 1 «Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения» предусмотрены детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады. п.2 Примечания к Перечню разъясняется «...работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем дает право на пенсию независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций». Понятие детский сад-ясли, объединенные ясли-сады, детский комбинат тождественны- поскольку целями и задачами данных учреждений является содержание и воспитание в них детей дошкольного возраста, включая ясельные группы. В 90-е годы детскими комбинатами именовались дошкольные учреждения для детей - объединенные ясли-сады, входящие структурно в состав промышленных предприятий, учреждений.

Из Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. № 1-63-4 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» следует, что работа медицинских работников в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем дает право на пенсию за выслугу лет не зависимо от ведомственной принадлежности этих учреждений и не зависимо от занимаемой должности и ее наименования.

Справкой МУЗ ЦГБ от 19.04.2011 г. № 434-А подтверждено, что решением Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Городская больница переименована в .... Решением от ДД.ММ.ГГГГ этого же исполкома и Приказом Нижнетагильского Горздравотдела от ДД.ММ.ГГГГ переименована в ... -Центральная городская больница ... района, утверждено Положение «О центральной городской больнице», в составе которой имелся стационар. С ДД.ММ.ГГГГ именуется «Муниципальное учреждение здравоохранения Центральная городская больница г. Н. Тагил». В связи с изменением наименования лечебно-профилактического учреждения должностные обязанности фельдшера лаборантане изменялись.

Номенклатурой учреждений здравоохранения (Приказ МЗ РФ от 02.11.1999 г. № 395) в числе лечебно-профилактических учреждений предусмотрены больница (в т.ч. Центральная городская), медико-санитарная которая предназначена исключительно или в основном для оказания медицинской помощи работникам промышленных предприятий, строительных организаций, предприятий транспорта. В состав МСЧ могут входить и учреждения здравоохранения (Примечание к Приказу № 395), что подтверждает тождество понятий «больницаЦГБ - МСЧ предприятия».

Женская консультация ЦГБ-МСЧ ... является структурным подразделением лечебного подразделения и не может обладать статусом юридического лица.

Курсы усовершенствованияс отрывом от основной работы подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении по тем основаниям, что в силу п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового Кодекса РФ в редакции Федерального Закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ и действовавшего КЗоТ РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с от, от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы,с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с ст.54 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или \ медицинское или фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Приказами по МУЗ ЦГБ от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ истица направлялась на курсы усовершенствования при ... медицинском училище.

В результате обучения на циклах повышения квалификации и усовершенствования истице были присвоены квалификационные категории высшая по «...», выдан сертификат специалиста по специальности, что является допуском для занятия медицинской деятельностью.

Отсутствие в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета кода выслуги лет после регистрации в качестве застрахованного лица, не является основанием к отказу в назначении досрочной пенсии, поскольку предметом доказывания является тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании истица заявленные требования и обоснования заявленных требований, указанных в исковом заявлении поддержала в полном объеме.

Представитель истца - Ефремов Ю.Н. в судебном заседании поддержал требования истицы, пояснил, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был включен в стаж работы, поскольку наименование должности не полное, не номенклатурное, так как истица была направлена из училища в сельскую местность, где работала одна. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе ... был отдел дошкольных учреждений - детский сад, где истица работала старшей медицинской сестрой, орган пенсионного фонда не принял к зачету данный стаж, однако Постановлением № 1397 утвержден перечень учреждений, работа в которых дает право на пенсию, к ним относятся детские сады, ясли, и это подтверждается документально. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где истица работала в Женской консультации, не включен в стаж работы, хотя предусмотрено, что любая работа не зависимо от форм собственности подлежит включению в стаж, так как это является лечебным учреждением. Курсы усовершенствования также подлежат включению в стаж работы.

Представитель ответчика - Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Нижний Тагилу и Пригородному району Свердловской области Петухова О.В. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве, в котором указала:

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ право на пенсию независимо от возраста предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах.

Согласно п. 2 ст. 27 Закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, при необходимости утверждаются Правительством РФ.

УПФР была произведена оценка пенсионных прав истца по нормам, действующим до введения в действие нового правового регулирования, а также в соответствии с действующим законодательством.

Истцом оспаривается подсчет специального стажа согласно нормам, действующим в периоды осуществления работы.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам Постановления Конституционного суда от 29.01.2004 года № 2-П определялось на основании следующих нормативных актов:

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 (далее Перечень № 1397 и Положение № 1397); Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (далее Список № 464), утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464. Список № 464 действует на периоды работы до 01 ноября 1999 года; Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395, применяемой к Списку № 464; Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 года № 377, применяемой к Списку № 464; Списка должностей, работа в которых с 01.11.1999 ода подлежит зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения указанной пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 года № 130; Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы после 12.11.2002 года, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781; Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-, ФЗ необходимо учитывать, чтобы наименование должности и наименование учреждения, в котором осуществлял деятельность заявитель, и условия его работы не противоречили вышеуказанным нормативным актам.

Рассмотрев документы Гороховой Г.К. представленные для назначения досрочной трудовой пенсии, было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии, в соответствии с которым, принятый к зачету стаж был определен равным ... годам ... месяцам ... дням, т.е. необходимый 30-летний стаж отсутствует. Не были приняты к зачету следующие спорные периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...), ... больница, ... медицинский пункт, заведующая медицинским пунктом, т.к. наименование должности «заведующая медицинским пунктом» не предусмотрено Перечнем учреждений, организаций и должностей, являющегося приложением к Постановлению Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959г. кроме того, документально не подтверждено нахождение ... медицинского пункта на территории сельской местности.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...), ..., д/к , старшая медсестра, т.к. наименование учреждения не предусмотрено выше указанным Перечнем № 1397.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) -... Городская больница - ..., женская консультация, фельдшер-лаборант, так как наименование учреждения «... Городская больница -Медико-санитарная часть» не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения № 395, которая применяется к Списку № 464. Пункт 1 Правил № 1066 применить невозможно, поскольку наименование структурного подразделения «женская консультация» не поименовано в числе структурных подразделений данного пункта, работа в которых включается в специальный трудовой стаж независимо от наименования учреждения. Статусом юридического лица «женская консультация» не обладала.

Тождественность наименований должностей, учреждений и их структурных подразделений наименованиям должностей, учреждений и их структурным подразделениям устанавливается на федеральном уровне (п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516).

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, т.к. основным условием для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране населения является осуществление такой деятельности. Установление данного вида пенсии связано с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Находясь на курсах повышения квалификации и командировке, истец не выполнял свои трудовые обязанности и не осуществлял лечебную деятельность. Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 и Разъяснением Министерства труда РФ № 5 от 22.05.1996 года, предусмотрены периоды, в течение которых работник не выполнял свои функциональные обязанности и которые, как исключение, подлежат зачету в специальный стаж, где курсы повышения квалификации не поименованы. Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не подлежат зачету в специальный трудовой стаж.

Также основанием для не включения данного периода в стаж на соответствующих видах работ является отсутствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета. После даты регистрации в качестве застрахованного лица, Горохова Г.К. зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Федеральным Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» трудовой стаж подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В индивидуальных сведениях истца отсутствует код выслуги лет. При отсутствии наименования должности или учреждения в списках должностей и учреждений, у работодателя нет оснований для самостоятельного установления тождественности в наименовании должности и (или) учреждения и указывания в сведениях индивидуального учета кода выслуги, дающего право на включение периода работы в специальный стаж.

Учитывая изложенное, просит в удовлетворении заявленных требований Гороховой Г.К. отказать.

Заслушав пояснения сторон, представителя истца, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст.ст.1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно ст.7. п.п.1 и 20 п.1 ст.27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пункт 2 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет полномочия Правительства РФ утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия за выслугу лет.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Министерству труда и социального развития РФ по ходатайству федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. В силу ст.ст. 2, 18 Конституции РФ уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года №70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).

В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года №2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.

Конституционный суд РФ в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.ст.1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства (с изменениями и дополнениями внесенными Постановлением СМ СССР от 03.08.1972 года №593, Постановлением ЦК КПССС и СМ СССР от 12.04.1984г. №313, был утвержден «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Разделом II «Врачи и другие медицинские работники», п.1 «Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения», предусмотрены детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады. В разделе «наименование должностей» указаны: врачи, медицинские сестры и др. средние медицинские работники, независимо от наименования должности.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года за №464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 01 ноября 1999 года. Данное постановление сохраняет тот же порядок назначения пенсии

К периодам трудового стажа после 01 ноября 1999 года применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года за №1066. В списке поименован средний медицинский персонал, в числе заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинская сестра.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года за №781 утвержден Список профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, применяемый к периодам работы с 12 ноября 2002 года.

Согласно п.4 постановления Правительства РФ №1066 от 22 сентября 1999 года, и п.2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству здравоохранения РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст.27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (ст.39 Конституции РФ), в связи с чем, в силу ст.ст.2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации) тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Аналогичная позиция отражена в п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25.

При оценке пенсионных прав по нормам ранее действующего пенсионного законодательства в период осуществления трудовой деятельности истца, принятый к зачету специальный стаж лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения составил 24 года 07 мес. 22 дня; по нормам действующего пенсионного законодательства -... года ... месяцев ... дня.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала ..., д/к , старшая медицинская сестра.

Временным положением «О дошкольном детском учреждении - ясли-cад
утвержденном Приказом МЗ РСФСР от 08.03.1960 г. №327 предусмотрено лечебно-
профилактическое обслуживание детей во всех яслях-садах, независимо от принадлежности соответствующими органами здравоохранения. Предусматривалось в составе ДОУ наличие медицинского кабинетаи помещения для заболевших детей с соответствующим оборудованием, что соответствовало структурному подразделению медицинский пункт.

Дошкольные детские учреждения детские ясли, детские сады, ясли-сады создаются в интересах воспитания детей дошкольного возраста, отвечающих задачам последующего обучения в школе.                                

Организация медицинского обеспечения детей в дошкольных образовательных учреждениях в детских яслях, садах организовывалась на основании Методического письма, утвержденного Приказом МЗ РСФСР от 21.10.1961 г. медицинским персоналом детской поликлиники и штатным персоналом детского учреждения (врач-педиатр, фельдшер, медицинская сестра), а также совместного Приказа Минобразования и Минздрава Российской Федерации от 30.06.1992 г. №186/242 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», которым утверждены функциональные обязанности медицинских работников, обслуживающих детей в образовательных учреждениях.

Отсутствие статуса юридического лица у дошкольного учреждения не может являться основанием для исключения периодов работы в них, поскольку Детские сады входили в структуру предприятий, независимо от ведомства и ими же финансировались.

При вынесении решения суд учитывает не только вид (тип) учреждения (организации), но и тождественность выполняемых истцом функций, условиям и характеру деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старост, учитывается характер и специфика, условия осуществляемой истцом работы, выполняемых ей функциональных обязанностей по занимаемым должности, нагрузка, цели и задачи, а так же направления деятельности учреждений, организаций, в которых истица работала.

Суд считает, что до 01.10.1993г. в соответствии с действующим на тот период законодательством стаж работы медицинским работникам, независимо от наименования должности при работе в детских яслях, детских садах и объединенных яслях-садах подлежал включению в специальный стаж, и спорный период должен быть включен в специальный стаж истицы календарно.

Подлежит включению в специальный стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ... больница, ... медицинский пункт, заведующая медицинским пунктом, в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 мес.

В судебном заседании установлено, что истица в спорные периоды: работала в должности заведующей медицинским пунктом ... больница, ... медицинский пункт, выполняла обязанности заведующей медицинским пунктом- фельдшер.

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: справкой МУЗ «... районная больница» №171 от 12.04.2011г., из которой следует, что Горохова Г.К., ... г. рождения работала в МУЗ «... больница» в должности заведующей ... медицинским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ... медицинский пункт -находился в сельской местности ( в данный момент ... фельдшерско-акушерский пункт). Данная работа дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л.д.15); справкой администрации МО .. сельсовета ... Оренбургской области №248 от 21.06.2011г. (л.д.16) из которой следует, что на основании ст.1 Устава муниципального образования ... сельсовет ... Оренбургской области является сельским поселением, образованным в соответствии с Законом Оренбургской области, объединяющим общей территорией 3 сельских населенных пункта. На основании ст.2 п.2 Устава муниципального образования Палимовский сельсовет в состав территории сельсовета входят 3 населенных пункта: <адрес>; <адрес>; <адрес>

Тождество наименований должностей «заведующая медицинским пунктом» и «заведующая медицинским пунктом- фельдшер» не вызывает у суда сомнения и подлежит установлению судом.

Ненормативное, неполное внесение наименования должности в трудовую книжку истца не может являться основанием к отказу включения вышеназванных периодов в специальный стаж истицы.

В соответствии с п.5 под.п. а Правил исчисления периодов работы дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по под.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж как год и три месяца.

Судом установлено, что истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в сельской местности, следовательно, вышеназванный период подлежит включению в льготном исчислении, как один год и три месяца.

Как установлено в судебном заседании, причиной не включения периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ЦГБ -МСЧ ..., женская консультация, фельдшер-лаборант явилось то, что наименование учреждения не поименовано Списком №464, а также номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999г. №395, Женская консультация не обладала статусом юридического лица, пункт 1 Правил №1066 от 22.09.1999г., не применен т.к. «женская консультация» не поименована в числе структурных подразделений данного пункта.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 августа 1992 года № 634, от 23 июля 1993 года № 701, от 22 сентября 1993 года № 953) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 01 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Судом установлено, что в спорные периоды 1988г, по июнь 1991г. действовала номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР, приказом Министерства здравоохранения СССР от 23.10.1978г. №1000 с последующими дополнениями и изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения СССР от 07.09.79г, №927, от 29.07.80г. №812, от 05.03.1981г. № 236 и от 17.06.1981г. № 659, также и в номенклатуре учреждений здравоохранения №395 в примечании, к которым указано, что медико-санитарной частью является городская поликлиника или городская больница с поликлиникой, предназначенная исключительно или в основном для оказания медицинской помощи работникам промышленных предприятий, строительных организаций, предприятий транспорта. В состав медико-санитарной части могут входить и другие учреждения здравоохранения.

Решением Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о центральной городской больнице, основной задачей которой является обеспечение в необходимом объеме высококвалифицированной стационарной и поликлинической медицинской помощи населению.

В соответствии с Постановлением Главы Администрации ... района от ДД.ММ.ГГГГ, в последующем Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Центральная городская больница - Медсанчасть ... переименована в Центральную городскую больницу города Нижний Тагил.

Из справки МУЗ ЦГБ №434/0 от 19.04.2011г.(л.д.19) следует, что на основании решения Нижнетагильского Городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ городская больница г.Н.Тагила была переименована в Медсанчасть .... Во исполнение решения Исполкома Нижнетагильского Городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и приказа по Нижнетагильскому Горздравотделу от ДД.ММ.ГГГГ в связи с упразднением ... РЗО считать Медсанчасть ... Центральной Городской больницей ... района - МСЧ ..., на основании положения о Центральной городской больнице, утвержденного решением городского исполкома от ДД.ММ.ГГГГ, больница является лечебно-профилактическим учреждением. Во исполнение Постановления Главы администрации ... района города Нижнего Тагила от ДД.ММ.ГГГГ Центральную Городскую больницу - МСЧ ... считать Центральной городской больницей ... района города Нижнего Тагила, на основании положения утвержденного заместителем главы     администрации     по здравоохранению города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ, Центральная городская больница является муниципальным учреждением здравоохранения. Во исполнение Постановления Главы администрации ... района города Нижнего Тагила от ДД.ММ.ГГГГ Центральную Городскую больницу ... района города Нижнего Тагила от ДД.ММ.ГГГГ Центральную Городскую больницу ... района города Нижнего Тагила считать Муниципальным учреждением здравоохранения- ЦГБ города Н.Тагила.

То обстоятельство, что в наименовании учреждения имеется указание и на городскую больницу и медико-санитарную часть, какого-либо правового значения не имеет, данные учреждения поименованы номенклатурой учреждений здравоохранения, цели и задачи учреждения не менялись.

Кроме того, в соответствии с ранее действующим законодательством, медико-санитарная часть определялась как, городская поликлиника или городская больница с поликлиникой, предназначенная исключительно или в основном для оказания медицинской помощи работникам промышленных предприятий.

Неточное или расширительное наименование учреждения здравоохранения не может служить основанием для отказа истцу в принятии к зачету в специальный стаж оспариваемых периодов работы.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что, трудовая деятельность истца в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Курсы усовершенствования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЦГБ , женская консультация, фельдшер-лаборант, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МУЗ ЦГБ , женская консультация, фельдшер лаборант, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МУЗ ЦГБ , женская консультация фельдшер -лаборант, подлежат включению в специальный стаж истицы по тем основаниям, что в силу п.4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №516 от 11.07.2002г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст.54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация) или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных, медицинских и фармацевтических, ассоциаций по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет могут быть допущены к практической медицинской и фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Лица, не законно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с Законодательством РФ.

В результате прохождения курсов повышения квалификации в НТМУ ОПО и ГОУ СПО СО МУ, истице в апреле ... г., в апреле ... года высшая квалификационная категория по специальности «...», в мае ... года, высшая квалификационная категория по специальности «...», что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28), удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29), удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32), сертификатом ... ( л.д.31), свидетельством о прохождении повышения квалификации (л.д.27), свидетельством о прохождении квалификации к диплому (л.д.33).

Суд считает, что для медицинских работников в силу специальных нормативных актов (подтверждение квалификации по данной специальности) повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Учитывая изложенное периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Отсутствие в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета кода выслуги лет после регистрации в качестве застрахованного лица, не является основанием к отказу в назначении досрочной пенсии, поскольку предметом доказывания является тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Учитывая изложенное, лечебная деятельность истицы в спорные периоды трудовой деятельности отвечает требованиям п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истице в назначении пенсии создает препятствие к осуществлению истице права на пенсионное обеспечение (ст.39 Конституции РФ) и подлежит признанию незаконным.

На ответчика должна быть возложена обязанность по включению спорных периодов работы в специальный стаж истицы и назначению пенсии с момента за ее обращением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, т.к. на данный период (дату обращения) у истицы имелся необходимый 30 летний стаж для назначения пенсии.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гороховой Г.К. удовлетворить.

Признать за Гороховой Г.К. право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с под.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.

Признать решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Гороховой Г.К. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»- незаконным.

Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области обязанность включить в специальный стаж Гороховой Г.К. периоды работы : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ... больница, ... медицинский пункт, заведующая медицинским пунктом, т в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 мес.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ..., д/к (детский комбинат), старшая медицинская сестра; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - Центральная городская больница - Медико-санитарная часть ..., женская консультация, фельдшер - лаборант; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - курсы усовершенствования, МУЗ ЦГБ , женская консультация, фельдшер-лаборант и назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с под.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента провозглашения с принесением жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.

Судья-                                                                                  И.Н.Зайцева.

Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.

Судья -                                             И.Н.Зайцева.