Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 октября 2011 года суд Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н., при секретаре Путиловой Е.А., с участием: истицы Гороховой Г.К., представителя истца - Ефремова Ю.Н., допущенного по устному ходатайству, представителя ответчика Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области - заместитель начальника юридического отдела Петуховой О.В., доверенность №03-8501 от 15 июля 2011 года, сроком на один год, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1567/2011 по иску Гороховой Г.Н. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии, УСТАНОВИЛ: Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ за № Гороховой Г.К. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с под.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ №173-ФЗ от 23.06.2011г. «О трудовых пенсиях в РФ». Не приняты к зачету периоды работы в календарном и льготном исчислении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ... больница, ... медицинский пункт, заведующая медицинским пунктом, т.к.заведующая медицинским пунктом не предусмотрена Перечнем Постанволения СМ СССР от 17.12.1959г. №1397 и документально не подтверждено нахождение медицинского пункта в сельской местности; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ..., д/к № (детский комбинат), старшая медицинская сестра, т.к. наименование учреждения детский комбинат не предусмотрено Перечнем Постановления СМ СССР от 17.12.1959г. №1397; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ... городская больница № - ..., женская консультация, фельдшер - лаборант, не принят т.к. Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом МЗ РФ от 03.11.1999г. №395, учреждение ЦГБ_МСЧ не предусмотрено, женская консультация не обладала статусом юридического лиа и не поименована в структурных подразделениях п.1 Правил Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066; Курсы усовершенствования: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - МУЗ ЦГБ №, женская консультация, фельдшер-лаборант, не приняты т.к. в данные периоды не осуществлялась лечебная деятельность, и курсы усовершенствования для включения в стаж не предусмотрено Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516. Иные периоды не принятые к зачету, истицей не оспариваются. Горохова Г.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить оспариваемые периоды работы в специальный стаж в календарном и льготном исчислении, возложении обязанности по назначению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГобратилась в Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области вынесено решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По действующему пенсионному законодательству в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, а также по нормам пенсионного законодательства, действующего до введения нового правового регулирования в соответствие с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П принято к зачету ... лет ... месяцев ... дня. Не приняты к зачету периоды работы в календарном и льготном исчислении: С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ... больница, ... медицинский пункт, заведующая медицинским пунктом. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ..., д/к № (детский комбинат), старшая медицинская сестра; С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ... городская больница № - ..., женская консультация, фельдшер - лаборант; Курсы усовершенствования: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - МУЗ ЦГБ №, женская консультация, фельдшер-лаборант. Спорные периоды подлежат включению в трудовой стаж по следующим основаниям. Для организации медицинской помощи населению сельской местности и поселков городского типа работников сельского хозяйства и промышленных предприятий на этих территориях создаются медицинские фельдшерско-акушерские пункты, врачебные или фельдшерские здравпункты как самостоятельные учрежденияздравоохранения, подчиненные сельским администрациям, так и структурно входящие в состав учреждений здравоохранения, предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, учебных заведений и других организаций. В трудовой книжке истицы имеются записи: № - от ДД.ММ.ГГГГ «Принята на должность заведующей ... м/п от ДД.ММ.ГГГГ приказ №»; № - от ДД.ММ.ГГГГ «Переведена на должность медсестры поликлиники межрайонной больницы»; № -от ДД.ММ.ГГГГ «Уволена по ст. 29 КЗоТ РСФСР по соглашению сторон, приказ от ДД.ММ.ГГГГ №». Записи удостоверены подписью главного врача и печатью ... больницы. Наименование должности «заведующая медицинским пунктом»не полное, не номенклатурное. Должность заведующая (отделением, пунктом) должно дополняться наименованием лечебной специальности работника, выполнение работ по которой вменяется в круг его обязанностей (Приказ МЗ РФ от 15.09.1999 г. № 377). Должность следовало именовать «заведующая медицинским пунктом - фельдшер»(п.6 Правил Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781). В спорный период истица работала заведующей ... медицинским пунктом, находящимся в сельской местности, что подтверждается справкой МУЗ ... районная больница от 12.04.2011 г. № 171, выданной на основании книги приказов и лицевых счетов. Справкой администрации Муниципального образования <адрес> от 21.06.2011 г. № 248 подтверждено, что на территории ... сельсовета находятся три населенным пункта, относящихся к сельской местности: <адрес>. В период работы в детском комбинате отдела дошкольных детских учреждений ... в должности старшей медицинской сестры действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (с изм. и доп., внесенными Постановлением СМ СССР от 03.08.1972 г. № 593, Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 12.04.1984 г. № 313, которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953). Постановлением № 1397 утвержден «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсии за выслугу лет». Разделом II «Врачи и другие медицинские работники», п. 1 «Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения» предусмотрены детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады. п.2 Примечания к Перечню разъясняется «...работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем дает право на пенсию независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций». Понятие детский сад-ясли, объединенные ясли-сады, детский комбинат тождественны- поскольку целями и задачами данных учреждений является содержание и воспитание в них детей дошкольного возраста, включая ясельные группы. В 90-е годы детскими комбинатами именовались дошкольные учреждения для детей - объединенные ясли-сады, входящие структурно в состав промышленных предприятий, учреждений. Из Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. № 1-63-4 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» следует, что работа медицинских работников в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем дает право на пенсию за выслугу лет не зависимо от ведомственной принадлежности этих учреждений и не зависимо от занимаемой должности и ее наименования. Справкой МУЗ ЦГБ № от 19.04.2011 г. № 434-А подтверждено, что решением Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № № Городская больница переименована в .... Решением от ДД.ММ.ГГГГ № этого же исполкома и Приказом Нижнетагильского Горздравотдела от ДД.ММ.ГГГГ № переименована в ... -Центральная городская больница № ... района, утверждено Положение «О центральной городской больнице», в составе которой имелся стационар. С ДД.ММ.ГГГГ именуется «Муниципальное учреждение здравоохранения Центральная городская больница № г. Н. Тагил». В связи с изменением наименования лечебно-профилактического учреждения должностные обязанности фельдшера лаборантане изменялись. Номенклатурой учреждений здравоохранения (Приказ МЗ РФ от 02.11.1999 г. № 395) в числе лечебно-профилактических учреждений предусмотрены больница (в т.ч. Центральная городская), медико-санитарная которая предназначена исключительно или в основном для оказания медицинской помощи работникам промышленных предприятий, строительных организаций, предприятий транспорта. В состав МСЧ могут входить и учреждения здравоохранения (Примечание к Приказу № 395), что подтверждает тождество понятий «больницаЦГБ - МСЧ предприятия». Женская консультация ЦГБ-МСЧ ... является структурным подразделением лечебного подразделения и не может обладать статусом юридического лица. Курсы усовершенствованияс отрывом от основной работы подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении по тем основаниям, что в силу п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 187 Трудового Кодекса РФ в редакции Федерального Закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ и действовавшего КЗоТ РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с от, от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы,с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с ст.54 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или \ медицинское или фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Приказами по МУЗ ЦГБ № от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ № истица направлялась на курсы усовершенствования при ... медицинском училище. В результате обучения на циклах повышения квалификации и усовершенствования истице были присвоены квалификационные категории высшая по «...», выдан сертификат специалиста по специальности, что является допуском для занятия медицинской деятельностью. Отсутствие в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета кода выслуги лет после регистрации в качестве застрахованного лица, не является основанием к отказу в назначении досрочной пенсии, поскольку предметом доказывания является тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В судебном заседании истица заявленные требования и обоснования заявленных требований, указанных в исковом заявлении поддержала в полном объеме. Представитель истца - Ефремов Ю.Н. в судебном заседании поддержал требования истицы, пояснил, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был включен в стаж работы, поскольку наименование должности не полное, не номенклатурное, так как истица была направлена из училища в сельскую местность, где работала одна. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе ... был отдел дошкольных учреждений - детский сад, где истица работала старшей медицинской сестрой, орган пенсионного фонда не принял к зачету данный стаж, однако Постановлением № 1397 утвержден перечень учреждений, работа в которых дает право на пенсию, к ним относятся детские сады, ясли, и это подтверждается документально. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где истица работала в Женской консультации, не включен в стаж работы, хотя предусмотрено, что любая работа не зависимо от форм собственности подлежит включению в стаж, так как это является лечебным учреждением. Курсы усовершенствования также подлежат включению в стаж работы. Представитель ответчика - Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Нижний Тагилу и Пригородному району Свердловской области Петухова О.В. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве, в котором указала: В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ право на пенсию независимо от возраста предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах. Согласно п. 2 ст. 27 Закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, при необходимости утверждаются Правительством РФ. УПФР была произведена оценка пенсионных прав истца по нормам, действующим до введения в действие нового правового регулирования, а также в соответствии с действующим законодательством. Истцом оспаривается подсчет специального стажа согласно нормам, действующим в периоды осуществления работы. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам Постановления Конституционного суда от 29.01.2004 года № 2-П определялось на основании следующих нормативных актов: Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 (далее Перечень № 1397 и Положение № 1397); Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (далее Список № 464), утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464. Список № 464 действует на периоды работы до 01 ноября 1999 года; Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395, применяемой к Списку № 464; Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 года № 377, применяемой к Списку № 464; Списка должностей, работа в которых с 01.11.1999 ода подлежит зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения указанной пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 года № 130; Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы после 12.11.2002 года, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781; Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-, ФЗ необходимо учитывать, чтобы наименование должности и наименование учреждения, в котором осуществлял деятельность заявитель, и условия его работы не противоречили вышеуказанным нормативным актам. Рассмотрев документы Гороховой Г.К. представленные для назначения досрочной трудовой пенсии, было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии, в соответствии с которым, принятый к зачету стаж был определен равным ... годам ... месяцам ... дням, т.е. необходимый 30-летний стаж отсутствует. Не были приняты к зачету следующие спорные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...), ... больница, ... медицинский пункт, заведующая медицинским пунктом, т.к. наименование должности «заведующая медицинским пунктом» не предусмотрено Перечнем учреждений, организаций и должностей, являющегося приложением к Постановлению Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959г. кроме того, документально не подтверждено нахождение ... медицинского пункта на территории сельской местности. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...), ..., д/к №, старшая медсестра, т.к. наименование учреждения не предусмотрено выше указанным Перечнем № 1397. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) -... Городская больница № - ..., женская консультация, фельдшер-лаборант, так как наименование учреждения «... Городская больница № -Медико-санитарная часть» не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения № 395, которая применяется к Списку № 464. Пункт 1 Правил № 1066 применить невозможно, поскольку наименование структурного подразделения «женская консультация» не поименовано в числе структурных подразделений данного пункта, работа в которых включается в специальный трудовой стаж независимо от наименования учреждения. Статусом юридического лица «женская консультация» не обладала. Тождественность наименований должностей, учреждений и их структурных подразделений наименованиям должностей, учреждений и их структурным подразделениям устанавливается на федеральном уровне (п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516). Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, т.к. основным условием для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране населения является осуществление такой деятельности. Установление данного вида пенсии связано с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Находясь на курсах повышения квалификации и командировке, истец не выполнял свои трудовые обязанности и не осуществлял лечебную деятельность. Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 и Разъяснением Министерства труда РФ № 5 от 22.05.1996 года, предусмотрены периоды, в течение которых работник не выполнял свои функциональные обязанности и которые, как исключение, подлежат зачету в специальный стаж, где курсы повышения квалификации не поименованы. Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не подлежат зачету в специальный трудовой стаж. Также основанием для не включения данного периода в стаж на соответствующих видах работ является отсутствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета. После даты регистрации в качестве застрахованного лица, Горохова Г.К. зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Федеральным Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» трудовой стаж подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В индивидуальных сведениях истца отсутствует код выслуги лет. При отсутствии наименования должности или учреждения в списках должностей и учреждений, у работодателя нет оснований для самостоятельного установления тождественности в наименовании должности и (или) учреждения и указывания в сведениях индивидуального учета кода выслуги, дающего право на включение периода работы в специальный стаж. Учитывая изложенное, просит в удовлетворении заявленных требований Гороховой Г.К. отказать. Заслушав пояснения сторон, представителя истца, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со ст.ст.1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона. Согласно ст.7. п.п.1 и 20 п.1 ст.27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Пункт 2 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет полномочия Правительства РФ утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия за выслугу лет. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Министерству труда и социального развития РФ по ходатайству федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. В силу ст.ст. 2, 18 Конституции РФ уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан. Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года №70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа). В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года №2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования. Конституционный суд РФ в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.ст.1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства (с изменениями и дополнениями внесенными Постановлением СМ СССР от 03.08.1972 года №593, Постановлением ЦК КПССС и СМ СССР от 12.04.1984г. №313, был утвержден «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Разделом II «Врачи и другие медицинские работники», п.1 «Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения», предусмотрены детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады. В разделе «наименование должностей» указаны: врачи, медицинские сестры и др. средние медицинские работники, независимо от наименования должности. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года за №464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 01 ноября 1999 года. Данное постановление сохраняет тот же порядок назначения пенсии К периодам трудового стажа после 01 ноября 1999 года применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года за №1066. В списке поименован средний медицинский персонал, в числе заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинская сестра. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года за №781 утвержден Список профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, применяемый к периодам работы с 12 ноября 2002 года. Согласно п.4 постановления Правительства РФ №1066 от 22 сентября 1999 года, и п.2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству здравоохранения РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст.27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (ст.39 Конституции РФ), в связи с чем, в силу ст.ст.2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан. В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации) тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Аналогичная позиция отражена в п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25. При оценке пенсионных прав по нормам ранее действующего пенсионного законодательства в период осуществления трудовой деятельности истца, принятый к зачету специальный стаж лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения составил 24 года 07 мес. 22 дня; по нормам действующего пенсионного законодательства -... года ... месяцев ... дня. Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала ..., д/к №, старшая медицинская сестра. Временным положением «О дошкольном детском учреждении - ясли-cад Дошкольные детские учреждения детские ясли, детские сады, ясли-сады создаются в интересах воспитания детей дошкольного возраста, отвечающих задачам последующего обучения в школе. Организация медицинского обеспечения детей в дошкольных образовательных учреждениях в детских яслях, садах организовывалась на основании Методического письма, утвержденного Приказом МЗ РСФСР от 21.10.1961 г. медицинским персоналом детской поликлиники и штатным персоналом детского учреждения (врач-педиатр, фельдшер, медицинская сестра), а также совместного Приказа Минобразования и Минздрава Российской Федерации от 30.06.1992 г. №186/242 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», которым утверждены функциональные обязанности медицинских работников, обслуживающих детей в образовательных учреждениях. Отсутствие статуса юридического лица у дошкольного учреждения не может являться основанием для исключения периодов работы в них, поскольку Детские сады входили в структуру предприятий, независимо от ведомства и ими же финансировались. При вынесении решения суд учитывает не только вид (тип) учреждения (организации), но и тождественность выполняемых истцом функций, условиям и характеру деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старост, учитывается характер и специфика, условия осуществляемой истцом работы, выполняемых ей функциональных обязанностей по занимаемым должности, нагрузка, цели и задачи, а так же направления деятельности учреждений, организаций, в которых истица работала. Суд считает, что до 01.10.1993г. в соответствии с действующим на тот период законодательством стаж работы медицинским работникам, независимо от наименования должности при работе в детских яслях, детских садах и объединенных яслях-садах подлежал включению в специальный стаж, и спорный период должен быть включен в специальный стаж истицы календарно. Подлежит включению в специальный стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ... больница, ... медицинский пункт, заведующая медицинским пунктом, в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 мес. В судебном заседании установлено, что истица в спорные периоды: работала в должности заведующей медицинским пунктом ... больница, ... медицинский пункт, выполняла обязанности заведующей медицинским пунктом- фельдшер. Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: справкой МУЗ «... районная больница» №171 от 12.04.2011г., из которой следует, что Горохова Г.К., ... г. рождения работала в МУЗ «... больница» в должности заведующей ... медицинским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ... медицинский пункт -находился в сельской местности ( в данный момент ... фельдшерско-акушерский пункт). Данная работа дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л.д.15); справкой администрации МО .. сельсовета ... Оренбургской области №248 от 21.06.2011г. (л.д.16) из которой следует, что на основании ст.1 Устава муниципального образования ... сельсовет ... Оренбургской области является сельским поселением, образованным в соответствии с Законом Оренбургской области, объединяющим общей территорией 3 сельских населенных пункта. На основании ст.2 п.2 Устава муниципального образования Палимовский сельсовет в состав территории сельсовета входят 3 населенных пункта: <адрес>; <адрес>; <адрес> Тождество наименований должностей «заведующая медицинским пунктом» и «заведующая медицинским пунктом- фельдшер» не вызывает у суда сомнения и подлежит установлению судом. Ненормативное, неполное внесение наименования должности в трудовую книжку истца не может являться основанием к отказу включения вышеназванных периодов в специальный стаж истицы. В соответствии с п.5 под.п. а Правил исчисления периодов работы дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по под.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж как год и три месяца. Судом установлено, что истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в сельской местности, следовательно, вышеназванный период подлежит включению в льготном исчислении, как один год и три месяца. Как установлено в судебном заседании, причиной не включения периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ЦГБ №-МСЧ ..., женская консультация, фельдшер-лаборант явилось то, что наименование учреждения не поименовано Списком №464, а также номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999г. №395, Женская консультация не обладала статусом юридического лица, пункт 1 Правил №1066 от 22.09.1999г., не применен т.к. «женская консультация» не поименована в числе структурных подразделений данного пункта. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 августа 1992 года № 634, от 23 июля 1993 года № 701, от 22 сентября 1993 года № 953) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 01 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Судом установлено, что в спорные периоды 1988г, по июнь 1991г. действовала номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР, приказом Министерства здравоохранения СССР от 23.10.1978г. №1000 с последующими дополнениями и изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения СССР от 07.09.79г, №927, от 29.07.80г. №812, от 05.03.1981г. № 236 и от 17.06.1981г. № 659, также и в номенклатуре учреждений здравоохранения №395 в примечании, к которым указано, что медико-санитарной частью является городская поликлиника или городская больница с поликлиникой, предназначенная исключительно или в основном для оказания медицинской помощи работникам промышленных предприятий, строительных организаций, предприятий транспорта. В состав медико-санитарной части могут входить и другие учреждения здравоохранения. Решением Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение о центральной городской больнице, основной задачей которой является обеспечение в необходимом объеме высококвалифицированной стационарной и поликлинической медицинской помощи населению. В соответствии с Постановлением Главы Администрации ... района № от ДД.ММ.ГГГГ, в последующем Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Центральная городская больница № - Медсанчасть ... переименована в Центральную городскую больницу № города Нижний Тагил. Из справки МУЗ ЦГБ № №434/0 от 19.04.2011г.(л.д.19) следует, что на основании решения Нижнетагильского Городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № № городская больница г.Н.Тагила была переименована в Медсанчасть .... Во исполнение решения Исполкома Нижнетагильского Городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ и приказа по Нижнетагильскому Горздравотделу № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с упразднением ... РЗО считать Медсанчасть ... Центральной Городской больницей № ... района - МСЧ ..., на основании положения о Центральной городской больнице, утвержденного решением городского исполкома № от ДД.ММ.ГГГГ, больница является лечебно-профилактическим учреждением. Во исполнение Постановления Главы администрации ... района города Нижнего Тагила № от ДД.ММ.ГГГГ Центральную Городскую больницу № - МСЧ ... считать Центральной городской больницей № ... района города Нижнего Тагила, на основании положения утвержденного заместителем главы администрации по здравоохранению города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ, Центральная городская больница № является муниципальным учреждением здравоохранения. Во исполнение Постановления Главы администрации ... района города Нижнего Тагила № от ДД.ММ.ГГГГ Центральную Городскую больницу № ... района города Нижнего Тагила№ от ДД.ММ.ГГГГ Центральную Городскую больницу № ... района города Нижнего Тагила считать Муниципальным учреждением здравоохранения- ЦГБ № города Н.Тагила. То обстоятельство, что в наименовании учреждения имеется указание и на городскую больницу и медико-санитарную часть, какого-либо правового значения не имеет, данные учреждения поименованы номенклатурой учреждений здравоохранения, цели и задачи учреждения не менялись. Кроме того, в соответствии с ранее действующим законодательством, медико-санитарная часть определялась как, городская поликлиника или городская больница с поликлиникой, предназначенная исключительно или в основном для оказания медицинской помощи работникам промышленных предприятий. Неточное или расширительное наименование учреждения здравоохранения не может служить основанием для отказа истцу в принятии к зачету в специальный стаж оспариваемых периодов работы. Таким образом, в судебном заседании установлено, что, трудовая деятельность истца в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Курсы усовершенствования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЦГБ №, женская консультация, фельдшер-лаборант, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МУЗ ЦГБ №, женская консультация, фельдшер лаборант, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МУЗ ЦГБ №, женская консультация фельдшер -лаборант, подлежат включению в специальный стаж истицы по тем основаниям, что в силу п.4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №516 от 11.07.2002г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии со ст.54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация) или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных, медицинских и фармацевтических, ассоциаций по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет могут быть допущены к практической медицинской и фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Лица, не законно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с Законодательством РФ. В результате прохождения курсов повышения квалификации в НТМУ ОПО и ГОУ СПО СО МУ№, истице в апреле ... г., в апреле ... года высшая квалификационная категория по специальности «...», в мае ... года, высшая квалификационная категория по специальности «...», что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28), удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29), удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32), сертификатом ... № ( л.д.31), свидетельством о прохождении повышения квалификации (л.д.27), свидетельством о прохождении квалификации к диплому № (л.д.33). Суд считает, что для медицинских работников в силу специальных нормативных актов (подтверждение квалификации по данной специальности) повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Учитывая изложенное периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Отсутствие в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета кода выслуги лет после регистрации в качестве застрахованного лица, не является основанием к отказу в назначении досрочной пенсии, поскольку предметом доказывания является тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Учитывая изложенное, лечебная деятельность истицы в спорные периоды трудовой деятельности отвечает требованиям п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе истице в назначении пенсии создает препятствие к осуществлению истице права на пенсионное обеспечение (ст.39 Конституции РФ) и подлежит признанию незаконным. На ответчика должна быть возложена обязанность по включению спорных периодов работы в специальный стаж истицы и назначению пенсии с момента за ее обращением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, т.к. на данный период (дату обращения) у истицы имелся необходимый 30 летний стаж для назначения пенсии. Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Гороховой Г.К. удовлетворить. Признать за Гороховой Г.К. право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с под.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ. Признать решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Гороховой Г.К. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»- незаконным. Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области обязанность включить в специальный стаж Гороховой Г.К. периоды работы : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ... больница, ... медицинский пункт, заведующая медицинским пунктом, т в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 мес.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - ..., д/к № (детский комбинат), старшая медицинская сестра; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - Центральная городская больница № - Медико-санитарная часть ..., женская консультация, фельдшер - лаборант; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) - курсы усовершенствования, МУЗ ЦГБ №, женская консультация, фельдшер-лаборант и назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с под.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента провозглашения с принесением жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил. Судья- И.Н.Зайцева. Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате. Судья - И.Н.Зайцева.
утвержденном Приказом МЗ РСФСР от 08.03.1960 г. №327 предусмотрено лечебно-
профилактическое обслуживание детей во всех яслях-садах, независимо от принадлежности соответствующими органами здравоохранения. Предусматривалось в составе ДОУ наличие медицинского кабинетаи помещения для заболевших детей с соответствующим оборудованием, что соответствовало структурному подразделению медицинский пункт.