2-2013/2011 решение от 22.11.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н.,

с участием:

истца Першиной О.В.,

представителя ответчика ГУ УПФ РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области заместителя начальника юридического отдела Петуховой О.В., действующей на основании доверенности №03-8501 от 15 июля 2011 года сроком на 1 год без права передоверия,

при секретаре Гришиной М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2013/2011 по иску Першиной О.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ за Першиной О.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения трендовой пенсии по старости в соответствии с под.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», не принят к зачету в том числе оспариваемый истицей период работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>)- детский дом , воспитатель, т.к. отсутствовал статус юридического лица;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>)- МОУ детский дом , психолог + совмещение <...> ставки воспитателя, не принят к зачету т.к. наименование должности «психолог» не предусмотрен Списком. Педагогическая нагрузка воспитателя не принята к зачету, т.к. п.3 Правил, регулирующих порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусматривает включение в стаж на соответствующих видах работ только в должностях. Занятие штатной должности «воспитатель» документально не подтверждено.

Першина О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ за , возложении на ответчика обязанности включить спорный период работы в ее специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указала, что к спорному периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ могут применяться Списки, утвержденные Постановлением СМ РСФСР № 463 от 06.09.1991года, утвержденные ПП РФ № 1067 от 22.09.1999 года и утвержденные ПП РФ № 781 от 29.10.2002 года. В указанных постановлениях предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В указанных нормативных актах нет ссылок на то, что образовательные учреждения и организации должны иметь статус юридического лица. Поскольку федеральным законодательством и, прежде всего Конституцией РФ, не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, отказ заявителям в назначении пенсии является незаконным. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года, Закон «Об образовании», Закон о государственных пенсиях, ни список № 463, ни Список № 1067 не связывают трудовую деятельность со статусом учреждения. Право на пенсию по выслуге лет вытекает не из правового статуса учреждения, а из самого факта занятия педагогической деятельностью в детском образовательном учреждении. В спорный период времени и наименование должности и наименование учреждения соответствовало Списку поэтому независимо от наличия или отсутствия справки, подтверждающей статус юридического лица, данный период должен включаться в специальный стаж.

В спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ могут применяться Списки и Правила, утвержденные ПП РФ №781 от 29.10.2002г, т.к. согласно п. 4 Правил, утвержденных тем же Постановлением, «работа в должности в учреждениях, указанных в Списке засчитывается при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). В спорный период времени истец, хотя и работала без занятия штатной должность, но выполняла обязанности воспитателя, что в совокупности давало 1 ставку либо более. При этом, периоды выполнявшиеся до 1 сентября 2000г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

В судебном заседании истец исковые требования и основания заявленных требований, указанных в исковом заявлении поддержала.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал в обоснование возражений указал, что для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Закона №173 -ФЗ необходимо учитывать, чтобы наименование должности и наименование учреждения, в котором истец осуществляла деятельность и условия ее работы не противоречили нормативным актам: Списку профессий и должностей работников народного образования, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463, Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам осуществляющим трудовую деятельность, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002г. №781 и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденных Постанволением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

Истице отказано в назначении пенсии, т.к. ее стаж определен равным <...> годам <...> мес. <...> дн. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не принят к зачету, т.к. учреждение Детский дом не зарегистрировано как юридическое лицо. В соответствии с законом от 10.07.1992г. «Об образовании» №3266-1 все образовательные учреждения должны обладать статусом юридического лица- Государственная регистрацию учреждения проведена ДД.ММ.ГГГГ Не принят к зачету период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ т.к. наименование должности «психолог» не предусмотрено Списком № 781 от 29.10.2002г. Педагогическая нагрузка не может быть принята к зачету, так как в соответствии с п. 3 Правил № 781 в стаж работы засчитываются только периоды работы в штатных должностях в учреждениях, указанных в Списке. Просит в иске отказать.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.ст.1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно ст.7, пп.19 п.1, п.2 ст. 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года за №70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).

В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года №2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.

Конституционный суд РФ в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.ст.1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463 (в редакции постановления Правительства РФ №953 от 22 сентября 1993 года) утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 01 ноября 1999 года. В Списке поименованы «детские дома всех типов и наименований».

После 01 ноября 1999 года право определяется в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067. Данный Список применяется в отношении периодов работы до 11 ноября 2002 года. В Списке поименованы «детские дома».

После 11 ноября 2002 года право определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. В Списке поименованы « детские дома, детские дома-школы и т.д.».

Из содержания Списка и Правил, следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям ст. 12 Закона РФ «Об образовании».

В соответствии со ст. 54 Гражданского Кодекса РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Списки содержат классификацию образовательных учреждений не по наименованию юридических лиц, а по их правовому статусу, содержание которого определяется не наименованием юридического лица, а его учредительными документами.

Согласно ст. 52 ГК РФ, ст. 13 Закона РФ «Об образовании», в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно - правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.

В соответствии со ст.12 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

В судебном заседании установлено, что истица работала в должности воспитателя в детском доме .

К спорному периоду ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен применяться Список № 463 (период работы до 01 ноября 1999 года) и Список № 1067 (с 01 ноября 1999 года до 29 октября 2002 года).

Судом установлено, что данное образовательное учреждение являлось муниципальным образовательным учреждением смешанного типа, созданным на базе детского комбината , задачами которого являлось реализация образовательных программ на уровнях дошкольного, начального, основного, полного общего и профессионального образования, создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, продолжительность в детском доме устанавливается от 3 лет до совершеннолетия.

Указанные обстоятельства подтверждаются следующими копиями документов: трудовой книжкой (л.д.8-28); уставом Муниципального образовательного учреждения Детский дом смешанного типа, зарегистрированного постановлением Главы администрации Ленинского района г.Н.Тагил от от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.56-72); лицензией Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, , регистрационный номер <...> (л.д.54-55); справкой ГОУ СО «<...> детский дом » (л.д.29).

Отсутствие статуса юридического лица в спорный период не исключает возможность включение в специальный педагогический стаж оспариваемого периода, поскольку в пенсионном законодательстве отсутствует обязательное условие - наличие юридического лица образовательного учреждения.

Статьей 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Данное конституционное предписание следует рассматривать и как гарантию равенства пенсионных прав педагогического состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с конституционными положениями в качестве правого основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности (особый вид специального трудового стажа).

Поскольку федеральным законом не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в сфере педагогической деятельности, отказ истцу в назначении пенсии в зависимости от правового статуса учреждения является необоснованным и ведет к ущемлению его конституционного права. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых они осуществляли трудовую деятельность.

Следовательно, педагогическая деятельность истца отвечает требованиям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежит включению в специальный стаж Першиной О.В.

Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>)МОУ детский дом , психолог + <...> ставки воспитатель без занятия штатной должности, не принят к зачету, поскольку документально не подтверждено занятие истицей штатной должности «воспитатель».

В судебном заседании установлено, что в трудовую книжку истица было внесено исправление в запись , указано, что истица с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность «педагог-психолог» (л.д.15).

Как установлено в судебном заседании, истица в спорный период времени одновременно с обязанностью «педагога- психолога» исполняла обязанности воспитателя, т.е. являлась совместителем, что подтверждается записями трудовой книжки. Данный период подлежат включению в специальный стаж истца по тем основаниям, что Постановление, на которые ссылается ответчик как на основания не включения данного периода в специальный стаж, введено в действие с 01 сентября 2000 года, истец же работала воспитателем до введения в действие вышеназванных правил, т.к. п.5 Постановления №1067, указывает, что абзацы первые п.1 и 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей вводятся в действие с 01.09.2000 года, следовательно, исключение данного периода является необоснованным и период подлежит включению в специальный стаж Першиной О.В.

Решение ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Першиной О.В. в назначении пенсии создает истице препятствие в осуществлении своего права на пенсионное обеспечение и подлежит признанию незаконным.

Согласно ст.ст.12, 19 Федерального закона, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Право истицы на вышеуказанную пенсию наступает с момента за ее обращением ДД.ММ.ГГГГ, т.к. на данную дату у нее имелся необходимый 25 летний стаж.

Учитывая вышеизложенное, заявленные требования истицы подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 336 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Першиной О.В. удовлетворить.

Признать за Першиной О.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ за об отказе Першиной О.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области возложить обязанность включить в специальный стаж Першиной О.В. период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) -Детский дом , воспитатель, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...>) МОУ детский дом, психолог + воспитатель и назначить досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня провозглашения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья-             И.Н.Зайцева.

Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.