РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 августа 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П., с участием старшего помощника Ленинского района города Нижний Тагил Масленникова В.А., при секретаре Мусиной К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1175 (2011) по иску прокурора Ленинского района города Нижнего Тагила в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о возложении обязанности организовать обустройство и обновление минерализованных полос, установил: прокурор Ленинского района города Нижнего Тагила в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о возложении обязанности организовать устройство противопожарных расстояний путем обустройства и обновления минерализованных полос, указав, что в нарушение требований Федерального Закона РОФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» между границей садоводческого товарищества «Уралец-1» по <адрес> и границей лесного массива отсутствует противопожарный разрыв. Немедленно после вступления решения суда в законную силу просил возложить обязанность на ответчика организовать обустройство противопожарных расстояний между границей садоводческого некоммерческого товарищества «Уралец-1», расположенного по <адрес> в г.Нижнем Тагиле, и границей лесного массива. Исковое заявление прокурора принято к производству суда, возбуждено гражданское дело. К тому же ответчику и по тем же основаниям прокурор обратился в суд с заявлениями о возложении на ответчика обязанности по организации обустройства противопожарных расстояний между границами садоводческих некоммерческих товариществ «Елочка-1» и «Солнечная поляна» и лесными массивами. Судом исковые заявления прокурора приняты к производству, возбуждены гражданские дела с присвоением делу № 2-1175 (2011). При подготовке дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены садоводческие некоммерческие товарищества «Уралец-1», «Елочка-1» и «Солнечная поляна». В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил возложить на ответчика обязанность организовать устройство и обновление минерализованных полос, полагая, что таким образом будут обустроены и противопожарные разрывы между лесным массивом и садоводческими товариществами, поддержал основание иска. Представитель ответчика иск не признал, указав по существу заявленных требований, что в соответствии со ст.7 Лесного Кодекса РФ, лесным участком признается земельный участок, границы которого определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства. Местоположение лесного участка определяется по лесным кварталам, выделам, их границам и площади (ч.2 ст.69 Кодекса). Лесной участок должен стоять на кадастровом учете в соответствии с законом «О государственном кадастре недвижимости», границы лесных участков должны быть вынесены в натуре, то есть должно быть проведено межевание земельных участков. Территория садоводческих товариществ также представляет собой земельный участок, который должен иметь кадастровый номер и границы на местности. Требования прокурора не обоснованны, поскольку возлагают обязанность по обустройству (прокладке) противопожарной полосы по определенному маршруту, который проходит вокруг одного земельного участка по другим земельным участкам. Данные участки должны быть конкретизированы и указаны в исковом заявлении в соответствии с требованиями земельного и лесного законодательства. В соответствии со ст.41 и ч.1 ст.84 Лесного Кодекса РФ, организация мер пожарной безопасности в лесах органами местного самоуправления осуществляется только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Пожарная безопасность в лесах осуществляется в соответствии с Правилами, которые устанавливаются Правительством РФ. соответствии со ст.7 Лесного Кодекса РФ, лесным участком признается земельный участок, границы которого определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства. Местоположение лесного участка определяется по лесным кварталам, выделам, их границам и площади (ч.2 ст.69 Кодекса). Лесной участок должен стоять на кадастровом учете в соответствии с законом «О государственном кадастре недвижимости», границы лесных участков должны быть вынесены в натуре, то есть должно быть проведено межевание земельных участков. Территория садоводческих товариществ также представляет собой земельный участок, который должен иметь кадастровый номер и границы на местности. Требования прокурора не обоснованны, поскольку возлагают обязанность по обустройству (прокладке) противопожарной полосы по определенному маршруту, который проходит вокруг одного земельного участка по другим земельным участкам. Данные участки должны быть конкретизированы и указаны в исковом заявлении в соответствии с требованиями земельного и лесного законодательства. Городские леса города Нижний Тагил по своему целевому назначению относятся к категории защитных лесов. Все мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются на основании лесохозяйственного регламента, который утверждается органами местного самоуправления. Постановлением администрации города Нижний Тагил от 30.12.2009 года № 2487 принят Лесохозяйственный регламент городских лесов города Нижний Тагил, который содержит запрет на проведение сплошных рубок лесных насаждений в защитных лесах. Противопожарная полоса представляет собой полосу, которая полностью очищена от деревьев. Прокурор не может пояснить, почему ответчик должен нарушать запрет на сплошные рубки. Правила противопожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03, утвержденные приказом МЧС от 18.06.2003 года № 313, не обязывают органы местного самоуправления возводить противопожарные (минерализованные) полосы вдоль границ садоводческих товариществ. Прямое предписание (пункты 30, 112 Правил) содержится только в отношении детских оздоровительных лагерей и территорий сельских населенных пунктов, расположенных в лесных массивах. Ссылка на строительные нормы и правила «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» некорректна. Данные нормы и правила распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих товариществ (пункт 1.1), зданий и сооружений, применяются в обязательном порядке при проектировании объекта на стадии согласования и приемки в эксплуатацию. Не соблюдение данных строительных норм свидетельствует о нарушениях, допущенных застройщиком в связи с чем, объект может быть по требованию заинтересованных лиц признан самовольной постройкой. На собственника объекта может быть возложена обязанность по приведению построенного объекта в соответствие с требованиями законодательства, в том числе и в области противопожарной безопасности. Несоблюдение застройщиком проектных требований не влечет обязанности администрации по возведению минерализованных полос. Закон РФ «О пожарной безопасности в РФ» также не возлагает на органы местного самоуправления обустройство противопожарных полос вокруг территорий садоводческих товариществ. Органы местного самоуправления вправе устанавливать на территории города особый противопожарный режим. При этом дополнительно к обязательным противопожарным требованиям орган местного самоуправления вправе установить по своему усмотрению ряд мероприятий, в том числе обустройство минерализованных полос. Перечень мероприятий является открытым, выбор мероприятий производится органами местного самоуправления самостоятельно с учетом степени пожарной опасности в период действия особого противопожарного режима. Закон в данном случае не обязывает производить определенные, конкретные мероприятия из этого перечня. Постановлением Главы города от 24.07.2008 года № 596 принято Положение о порядке установления особого противопожарного режима на территории города Нижний Тагил, пунктом 6 которого предусмотрен перечень дополнительных мер, к которым относится и обустройство минерализованных полос. Постановлением Главы города от 06.06.2011 года № 1097 особый противопожарный режим на территории города отменен, в связи с этим необходимости в применении дополнительных мер нет. Представители третьих лиц - садоводческих некоммерческих товариществ «Уралец-1», «Елочка-1» и «Солнечная поляна», надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, о причине неявки суд не уведомили, не просили об отложении дела или рассмотрении дела без своего участия. На основании п.3 ст.167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело без их участия. Заслушав стороны, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям: 17 мая 2011 года государственным инспектором по пожарному надзору г.Н.Тагила проведено обследование территорий садоводческих некоммерческих товариществ «Елочка-1», «Солнечная поляна», «Уралец-1» совместно с представителем прокуратуры Ленинского района г.Н.Тагила, в ходе которого установлено, что садоводческие некоммерческие товарищества расположены в лесном массиве хвойного леса, в садах расположены домики пятой степени огнестойкости, освещение электрическое, применяется печное отопление. Согласно актам обследования, между границей садоводческих товариществ и границей лесного массива отсутствует противопожарный разрыв, что противоречит требованиям п.3 Правил пожарной безопасности 01-03 и п.4.7 СНиП 30-02-97 (т.т.1-3 л.д.6). Эти акты послужили основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Статья 21 этого Федерального закона определяет меры пожарной безопасности как действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности, которые разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Законодательством о пожарной безопасности является названный выше Закон, Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", основным нормативным документом по пожарной безопасности - Правилапожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ N 313 от 18 июня 2003 года. В силу ст.22.1 Федерального закона, реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Согласно ст.3 Федерального Закона «О пожарной безопасности», основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности; научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; информационное обеспечение в области пожарной безопасности; осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; производство пожарно-технической продукции; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности; лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и подтверждение соответствияпродукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия); тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; учет пожаров и их последствий; установление особого противопожарного режима. Согласно ст.19 этого Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относится: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Статья 14 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (пункт 9). Понятие первичных мер пожарной безопасности дано в статье 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» и определено как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно п.4 ст.6 Федерального Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63настоящего Федерального закона, устанавливающей первичные меры пожарной безопасности, которые включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. На основании ст.30 Федерального закона «О пожарной безопасности», в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры). Согласно статье 8 Областного закона от 15.07.2005 N 82-ОЗ "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области", органы местного самоуправления поселений и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законом обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов путем: 1) создания условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; 2) включения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; 3) оказания содействия органам государственной власти Свердловской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; 4) установления особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В силу ст.51 Лесного Кодекса РФ, охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Согласно ст.84 Лесного Кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах и так далее. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (п.1.1). Статья 102 Лесного Кодекса РФ относит городские леса к категории защитных лесов. Судом установлено, что заочным решением Ленинского районного суда от 06 апреля 2011 года на администрацию города Нижний Тагил в срок до 01.03.2012 года возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования «город Нижний Тагил» на земельные участки, ранее находившиеся в лесном фонде Городского участкового лесничества и переданные муниципальному образованию «город Нижний Тагил» Государственным учреждением Свердловской области «Нижне-Тагильское лесничество» по акту приема-передачи от 29.12.2010 года, общей площадью <...> га, в том числе покрытые лесом <...> га, в категорию земель населенного пункта города Нижний Тагил. То обстоятельство, что территории садоводческих некоммерческих товариществ расположены в территориальных границах города Нижний Тагил, представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось. Часть 2 статьи 53.1 Лесного Кодекса РФ к мерам противопожарного обустройства лесов относит, в числе прочих мероприятий, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. N 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» установлено, что к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, относится прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, другие мероприятия. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах. Согласно п.п.3, 4 Правил, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах, которые в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляются органами местного самоуправления. Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются с учетом целевого назначения земель и целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды (п.6 Правил). Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства. Меры по предупреждению лесных пожаров и мониторингу пожарной опасности в лесах включаются в лесохозяйственные регламенты лесничеств (лесопарков), планы тушения лесных пожаров лесничеств (лесопарков) и сводные планы тушения лесных пожаров по субъектам Российской Федерации, разрабатываемые и утверждаемые в установленном порядке (п.15.10). Приказом Минсельхоза России от 16 декабря 2008 года N 532 утверждена Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды. Согласно п.1 Требований, в целях пожарной безопасности в лесах осуществляется меры по созданию систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, которые заключаются, в том числе, и в устройстве противопожарных минерализованных полос. Согласно п.8 Требований, в защитных и эксплуатационных лесах меры пожарной безопасности осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), проектом мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, разработанным при лесоустройстве, и проектом освоения леса на арендованных лесных участках Анализируя названные выше нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что реализация первичных мер пожарной безопасности осуществляется органом местного самоуправления посредством решения вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности путем издания нормативных актов, включения мер пожарной безопасности в схемы, программы, планы развития территории поселения. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с учетом целевого назначения земель и целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды путем включения этих мероприятий в лесотехнические регламенты и с учетом требований законодательства в области пожарной безопасности. Постановлением Главы города Нижний Тагил от 20 мая 2008 года N 405 утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории города Нижний Тагил, которые включают в себя: 1) издание муниципальных правовых актов по вопросам пожарной безопасности; 2) разработку целевых программ и планов обеспечения пожарной безопасности; 3) создание условий для организации деятельности добровольной пожарной охраны; 4) оказание содействия органам государственной власти Свердловской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; 5) включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий города; 6) оповещение населения в случае возникновения пожара; 7) создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; 8) принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы в сельских населенных пунктах; 9) установление особого противопожарного режима на территории города; 10) организацию работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города. Пункт 6 Положения к функциям Администрации города Нижний Тагил в области обеспечения пожарной безопасности относит: 1) включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в муниципальные целевые программы, включение разделов программ и отдельных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы социально-экономического развития города; 2) подготовку правовых актов об установлении особого противопожарного режима на территории города; 3) оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в обучении населения города мерам пожарной безопасности, проведении противопожарной пропаганды; 4) организацию и проведение аварийно-спасательных работ на территории города; 5) организацию взаимодействия с органами Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации по Свердловской области на территории города и другими муниципальными образованиями по привлечению сил и средств для ликвидации последствий пожаров; 6) размещение муниципального заказа на поставку материально-технических средств для обеспечения первичных мер пожарной безопасности; 7) планирование и осуществление мероприятий по пожарной безопасности на территории города; 8) оказание содействия Главному управлению Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации по <адрес> в информировании населения о принятых решениях по обеспечению пожарной безопасности на территории города и в организации и проведении собраний населения. Постановлением администрации г.Нижний Тагил от 30 июля 2010 года № 1741 утверждена Муниципальная целевая программа «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории города Нижний Тагила на 2011-2013 годы», в которой предусмотрена: разработка и совершенствование муниципальных нормативных правовых актов по реализации полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории города, противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности, проведение конкурсов на лучшего инструктора по пожарной профилактике, установка пожарной сигнализации, обновление планов эвакуации, приведение противопожарного состояния муниципальных учреждений в соответствии с противопожарными нормами, создание добровольной пожарной охраны в садоводческих товариществах, в сельских населенных пунктах, расположенных на территории города, проверка и ремонт наружного водопровода, создание условий для тушения торфяных и лесных пожаров. Постановлением администрации города от 30.12.2009 года № 2487 утвержден Лесохозяйственный регламент городских лесов города Нижний Тагил. Согласно п.2.16 Регламента, охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах должны осуществляться средства предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды. В Регламенте в числе мероприятий по ограничению распространения пожаров указано устройство минерализованных полос вокруг культур, хвойных молодняков и вдоль дорог, по просекам (п.п.2.5, 2.6). Постановлением Администрации г.Нижний Тагил от 25.03.2011 N 549 утвержден План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах на территории города Нижний Тагил на 2011 год, который предусматривает устройство противопожарных полос вокруг населенных пунктов, расположенных в лесных массивах Постановлением администрации города Нижний Тагил от 17.05.2011 года № 909 введен особый противопожарный режим на территории города, которым предусмотрен ряд мероприятий, направленных на предупреждение пожаров и возгораний на территории города. Пунктом 6 этого постановления садоводческим товариществам рекомендовано провести работу по очистке территорий от сгораемого мусора, сухой травы, созданию противопожарных разрывов (устройство минерализованных полос), однако Постановлением Главы города от 06.06.2011 года № 1097 с 6 июня 2011 года особый противопожарный режим отменен в связи с улучшением оперативной обстановки с пожарами на территории города. Постановлением администрации города от 30.12.2009 года № 2487 утвержден Лесохозяйственный регламент городских лесов города Нижний Тагил. Согласно п.2.16 Регламента, охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах должны осуществляться средства предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды. В Регламенте в числе мероприятий по ограничению распространения пожаров указано устройство минерализованных полос вокруг культур, хвойных молодняков и вдоль дорог, по просекам (п.п.2.5, 2.6). Постановлением Администрации г.Нижний Тагил от 25.03.2011 N 549 утвержден План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах на территории города Нижний Тагил на 2011 год, который предусматривает устройство противопожарных полос вокруг населенных пунктов, расположенных в лесных массивах. Толковый словарь русского языка (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова) определяет населенный пункт как общее название мест с постоянными жителями (город, деревня, поселок). Садоводческие товарищества созданы для ведения садоводства и не предназначены для постоянного проживания населения, поэтому обязанности администрации города по устройству противопожарных полос вокруг садоводческих товариществ на основании постановления администрации города от 25.03.2011 года № 548 не возникает. Постановлением администрации города Нижний Тагил от 17.05.2011 года № 909 введен особый противопожарный режим на территории города, которым предусмотрен ряд мероприятий, направленных на предупреждение пожаров и возгораний на территории города. Пунктом 6 этого постановления садоводческим товариществам рекомендовано провести работу по очистке территорий от сгораемого мусора, сухой травы, созданию противопожарных разрывов (устройство минерализованных полос), с ООО <...> заключен договор № от 24.05.2011 года на выполнение работ по созданию противопожарных минерализованных полос в городских лесах города согласно техническому заданию. Однако Постановлением Главы города от 06.06.2011 года № 1097 с 6 июня 2011 года особый противопожарный режим отменен в связи с улучшением оперативной обстановки с пожарами на территории города. Прокурором заявлены требования о возложении обязанности на администрацию города Нижний Тагил организовать обустройство и обновление минерализованных полос между границами садоводческих некоммерческих товариществ «Елочка-1», «Уралец-1» и «Солнечная поляна», расположенных в городских лесах, и границей лесного массива в соответствии с требованиями СНиП 39-02-97 и Правилами пожарной безопасности 01-03. Противопожарные разрывы и противопожарные минерализованные полосы относятся к противопожарным преградам и применяются с целью ограничения распространения опасных факторов пожара (ст.ст.37, 59 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"). Определение понятия "противопожарная минерализованная полоса" следует из определения понятия "минерализованная полоса", данного в п. 3 ОСТ 56-103-98 "Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы. Критерии качества и оценка состояния", утвержденного Приказом Рослесхоза от 24 февраля 1998 года N 38: полоса поверхности земли определенной ширины, очищенная от лесных горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы. Понятие противопожарного разрыва (противопожарного расстояния) дано в п.36 ст.2 Федерального Закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и определяется как нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара. Согласно пункту 11 Правил Пожарной безопасности 01-03, в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны. На основании пункта 112 Правил Пожарной безопасности 01-03, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). На территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны (пункт 114). Правилами установлено обязательное обустройство противопожарных минерализованных полос шириной не менее 3 метров по периметру территории летних детских дач, детских оздоровительных лагерей, расположенных в массивах хвойных лесов, в других случаях (пункт 30), а также обязанность соблюдения требований противопожарных правил, нормативов при возведении жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием (пункт 115). В отношении садовых участков установлено право органов местного самоуправления в летний период в условиях устойчивой сухой жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения временно приостанавливать разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топку печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, а также обязанность по организации патрулирования членами добровольных пожарных формирований (пункт 116). Таким образом, Правила пожарной безопасности не содержат императивной нормы об устройстве противопожарной минерализованной полосы по периметру территории садоводческих некоммерческих товариществ, устанавливая в случае опасности пожара иные предписания в отношении садовых участков. Строительные нормы и правила 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения", в п.4.7 устанавливают противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесного массива не менее 15 метров. Однако в актах обследования территорий садоводческих некоммерческих товариществ речь идет о расстоянии от границы садоводческого товарищества до лесного массива, при этом не указано, в каком месте проходит эта граница и чем она обозначена на местности. Расстояние от хозяйственных и жилых строений до лесного массива, что позволяло бы сделать вывод о нарушении п.4.7 СНиП 30-02-97, в этих актах не указано. По приложенным к актам обследования фотографиям убедиться в наличии нарушения установленного п.4.7 СНиП 30-02-97 расстояния не представляется возможным (т.1-3 л.д.7). Суд также полагает, что заявленные прокурором требования об организации противопожарных полос между границей садоводческих некоммерческих товариществ «Солнечная поляна», «Уралец-1» и «Елочка-1» и границей лесного массива не конкретизированы и не могут быть исполнены, поскольку не указано, где именно должны проходить противопожарные преграды, каким образом обозначены на местности границы территорий садоводческих товариществ, имеется ли техническая возможность обустройства противопожарных полос вдоль всей линии границы территорий садоводческих товариществ. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на земельные участки, занимаемые садоводческими некоммерческими товариществами «Солнечная Поляна», «Елочка -1», «Уралец-1» не зарегистрированы (т.1, т.2 л.д.22, 23, т.3 л.д.24, 25). Согласно выпискам из государственного кадастра недвижимости земельные участки садоводческих некоммерческих товариществ не сформированы и не описаны в установленном законом порядке. Поскольку суд пришел к выводу о том, что действующее законодательство в области пожарной безопасности не содержит обязанности органа местного самоуправления по устройству противопожарных минерализованных полос вокруг территории садоводческих некоммерческих товариществ, в удовлетворении исковых требований прокурора следует отказать. Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о возложении обязанности организовать обустройство и обновление противопожарных минерализованных полос между границами территорий садоводческих товариществ «Уралец-1», расположенного по адресу: город Нижний Тагил, <адрес>, «Елочка-1», расположенного по адресу: город Нижний Тагил, <адрес>, «Солнечная поляна», расположенного по адресу: город Нижний Тагил, <адрес>, и границей лесного массива в соответствии с требованиями Строительных норм и правил 30-02-97* и Правил пожарной безопасности 01-03 немедленно после вступления решения суда в законную силу отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области. В окончательной форме решение изготовлено 28 октября 2011 года. Судья