РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 ноября 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А., при секретаре Ежовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шиховой Н.И. к Ехлаковой С.Б. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, установил: Смежные садовые земельные участки № и № по <адрес> в садоводческом товариществе «Восход», расположенном в городе Нижний Тагил, <адрес>, принадлежат на праве полной собственности Шиховой Н.И. и Ехлаковой С.Б. соответственно. Земельный участок № сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Уточненная площадь земельного участка по результатам межевания составляет <...> кв.м. Землеустроительные работы в отношении земельного участка № до настоящего времени не проведены. Ориентировочная площадь земельного участка по результатам геодезической съемки от ДД.ММ.ГГГГ составляет <...> кв.м. 12.08.2011 Шихова Н.И. обратилась в суд с иском к Ехлаковой С.Б. «об установлении сервитута», в котором просит обязать Ехлакову С.Б. привести свой участок № в соответствие со строительными нормами и освободить занятую территорию участка № от посадок и построек. Иск подписан и предъявлен в суд Карпенко И.П., действующим по доверенности Шиховой Н.И. В обоснование иска Карпенко И.П. ссылается на градостроительные правила и нормативы застройки, установленные в СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения», утвержденном Постановлением Госстроя России от 10.09.1997 № 18-51. В начале <...> годов смежный участок № по <адрес> в коллективном саду «Восход» приобрели Ехлаковы, которые сделали посадки, построили баню и туалет вдоль границы участка без соблюдения минимальных расстояний до границы земельного участка Шиховой Н.И. по санитарно-бытовым условиям в соответствии со СНиП 30-02-97. По этой причине Карпенко И.П. был вынужден строить ограждение, чему Ехлаковы всячески препятствовали. В судебное заседание истец Шихова Н.И. не явилась. Представитель истца Карпенко И.П. пояснил, что Шихова Н.И. приходится ему родной дочерью и является членом садоводческого товарищества «Восход» с <...> года. На границе смежных участков № и № примерно <...> лет назад Карпенко И.П. возвел дощатый забор высотой 1,7 метра. В настоящее время на земельном участке истца вдоль спорной границы расположены два сарая на расстоянии 0,5 метров до границы, насаждения отсутствуют. В свою очередь, на земельном участке ответчика Ехлаковой С.Б. вдоль спорной границы возведена баня на расстоянии 1,1 метра от стены сарая истца, туалет частично размещен на участке истца, а также растет облепиха выстой 4 метра, ветки которой свисают на территорию земельного участка истца. Представитель истца Карпенко И.П. полагает, что ответчик Ехлакова С.Б. обязана убрать строение бани и облепиху. ДД.ММ.ГГГГ Шиховой Н.И. заключен договор подряда на выполнение кадастровых работ с Нижнетагильским БТИ и РН, в ходе которого будет проведено межевание земельного участка № и установлены границы. К настоящему времени землеустроительные работы на участке истца не завершены, акт согласования границ со смежными землепользователями не составлялся, кадастровый паспорт земельного участка № отсутствует. Ответчик Ехлакова С.Б. иск Шиховой Н.И. не признала полностью и пояснила, что является членом садоводческого товарищества «Восход» с <...> годов и имеет в собственности земельный участок № по <адрес>. Фактически владельцем смежного земельного участка № является Карпенко И.П., который все эти годы систематически конфликтует с владельцами смежных участков. Истец Шихова Н.И. никогда спорным садовым участком не пользовалась. Дощатый сплошной забор на границе земельных участков возведен Карпенко И.П. примерно <...> лет назад. То, что Карпенко И.П. называет сараем, фактически является баней, возведенной им из железнодорожных шпал на границах земельного участка без каких-либо минимальных расстояний. Расстояние между банями сторон составляет 1,2 метра. Второе строение на земельном участке №, которое Карпенко И.П. называет сараем, фактически является туалетом и также расположено на границе спорных земельных участков без соблюдения санитарно-бытовых условий. На земельном участке ответчика вдоль спорной границы, помимо бани, расположен туалет на расстоянии 0,5 метра до границы и растет облепиха высотой примерно 1,7 метра. Все ветки облепихи вдоль границы земельных участков сломаны Карпенко И.П. Также весной <...> в отсутствие Ехлаковой С.Б. на ее земельном участке вдоль спорной границы были сломаны насаждения рябины и вишни, а ветки брошены на посадки капусты. В результате пожара в садовом домике Карпенко И.П. летом <...> года была повреждена пленочная теплица на участке ответчика. Конфликт между сторонами в результате неправомерных действий Карпенко И.П. длится уже более <...> лет. Аналогичные судебные разбирательства были у Карпенко И.П. и с другими членами садоводческого товарищества «Восход». Представитель третьего лица - садоводческого товарищества «Восход» в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела. Заслушав объяснения представителя истца Карпенко И.П. и ответчика Ехлаковой С.Б., исследовав письменные доказательства, суд находит иск Шиховой Н.И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 (далее - Земельный кодекс) и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли (статья 1 Земельного кодекса)). Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса). Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (статья 36 Земельного кодекса). Порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации (статьи 68, 69 Земельного кодекса, статьи 15, 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»). Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: 1) подготовительные работы; 2) составление технического проекта; 3) уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания; 4) определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками; 5) определение координат межевых знаков; 6) определение площади объекта землеустройства; 7) составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства; 8) формирование землеустроительного дела; 9) утверждение землеустроительного дела в установленном порядке. Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Споры, возникшие при согласовании границ, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденные Федеральной службой земельного кадастра России от 17.02.2003). Как следует из представленных сторонами документов, земельный участок № по <адрес> в садоводческом товариществе «Восход», расположенный в городе Нижний Тагил, <адрес>, сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер <...>. Уточненная площадь земельного участка по результатам межевания составляет <...> кв.м, разрешенное использование: для садоводства (л. д. 52, 53). В свою очередь, землеустроительные работы (межевание объекта землеустройства), включая согласование границ со смежными землепользователями, в отношении земельного участка №, принадлежащего Шиховой Н.И., до настоящего времени не проведены. ДД.ММ.ГГГГ Шиховой Н.И. заключен договор подряда на выполнение кадастровых работ с Нижнетагильским БТИ и РН, в ходе которого планируется в течение 45 дней составить межевой план земельного участка № по <адрес> в садоводческом товариществе «Восход», расположенный в городе Нижний Тагил, <адрес>. По результатам геодезической съемки от ДД.ММ.ГГГГ ориентировочная площадь земельного участка № составляет <...> кв.м (л. д. 63-65). По сведениям, содержащимся в иных правоустанавливающих и землеустроительных документах (л. д. 7, 8), ориентировочная площадь того же земельного участка № составляет: <...> кв.м (свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ), <...> кв.м - по варианту Карпенко И.П., <...> кв.м - по варианту владельца смежного участка № (горизонтальная съемка участка №, выполненная ДД.ММ.ГГГГ ООО <...>). Таким образом, границы земельного участка №, относительно которых представителем истца Карпенко И.П. произведены расчеты соблюдения минимальных расстояний в соответствии со СНиП 30-02-97 (л. д. 9), в предусмотренном законом порядке не установлены. Согласно статье 40 Земельного кодекса собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, предусмотренных федеральными законами. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (статья 60 Земельного кодекса). На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе к восстановлению земельных участков в прежних границах, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств (статья 62 Земельного кодекса). В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (статья 209 Кодекса). Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (статья 222 Кодекса). Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 Кодекса). Право полной собственности Ехлаковой С.Б. на смежный земельный участок № по <адрес> в садоводческом товариществе «Восход», расположенном в городе Нижний Тагил, <адрес>, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 51). Право собственности на садовый земельный участок № и действительность права требования Шиховой Н.И. подтверждаются свидетельством о праве собственности на землю за №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Нижний Тагил в соответствии с ранее действовавшим земельным законодательством в порядке и по форме, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и Постановлением Правительством Российской Федерации от 19.03.1992 № 177 «Об утверждении форм Свидетельства о праве собственности на землю, Договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и Договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения». В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные ранее свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения». Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. Вместе с тем, приведенные в исковом заявлении доводы о регистрации права собственности Шиховой Н.И. на земельный участок на основании «горизонтальной съемки участка» в соответствии с действующим законодательством в органах Росреестра, носят ошибочный характер, что не лишает Шихову Н.И. права требовать устранения всяких нарушений ее земельных прав. Статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Применяя статью 304 Кодекса, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее. В силу статей 304, 305 Кодекса иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца. При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца. Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца. В силу статьи 208 Кодекса исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом (пункты 45-49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 22/10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). Особенности реализации гражданами прав на садовые земельные участки установлены Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства (статья 4). Граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке (статьи 4, 8). Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право: самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием; осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства; использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту; не нарушать права членов такого объединения; соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы); соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования (статья 19). Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 28). Садовод, огородник или дачник может быть лишен прав собственности земельного участка за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством. Обязательное заблаговременное предупреждение садовода, огородника или дачника о необходимости устранения допущенных нарушений законодательства, являющихся основаниями для лишения прав на земельный участок, осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством, а лишение прав на земельный участок при неустранении нарушений законодательства - в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 47). Нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения устанавливают органы местного самоуправления в порядке, установленном градостроительным законодательством, с учетом их природных, социально-демографических, национальных и иных особенностей. Основой для этого служат базовые нормативы организации и застройки территории таких объединений, установленные федеральными органами исполнительной власти и необходимые для соблюдения природоохранного, земельного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности. Основными нормативами организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с градостроительным законодательством являются: количество и размеры подъездных и внутренних дорог; минимальные расстояния между зданиями, строениями, сооружениями и границами земельных участков; тип источников водоснабжения; техническая характеристика инженерного обеспечения территории такого объединения; перечень необходимых противопожарных сооружений; перечень мероприятий по охране окружающей среды. В зависимости от конкретных условий могут дополнительно применяться и иные нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (статья 33). Возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки его территории. Контроль за соблюдением требований к возведению строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении проводит правление такого объединения, а также инспектора государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства, в порядке авторского надзора организация, разработавшая проект организации и застройки территории такого объединения, органы местного самоуправления. Тип материалов и конструкций, применяемых при возведении строений, сооружений и объектов инженерной инфраструктуры, определяют садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение и его члены самостоятельно в соответствии с проектом организации и застройки территории такого объединения. Возведение гражданами на садовых, огородных или дачных земельных участках строений и сооружений, превышающих размеры, установленные проектом организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для данных строений и сооружений, допускается после утверждения органом местного самоуправления проектов строительства данных строений и сооружений в порядке, установленном градостроительным законодательством. Нарушение требований проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является основанием для привлечения такого объединения, а также его членов, допустивших нарушение, к ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (статья 34). Определением суда от 13.10.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено садоводческое товарищество «Восход». Однако представитель третьего лица в судебное заседание не явился, запрошенные судом сведения о наличии утвержденного проекта организации и застройки его территории суду не представил (л. д. 32-35). Представитель истца Карпенко И.П. и ответчик Ехлакова С.Б. также не располагают сведениями об утверждении проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, что не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Порядок разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации установлены Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Технический регламент принимается федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации в порядке, установленном соответственно для принятия федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона (статья 9). В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации технический регламент может быть принят нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Такой технический регламент разрабатывается и принимается в порядке, установленном для принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Принятый технический регламент должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Порядок опубликования и размещения утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обеспечивает в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме доступ на безвозмездной основе к принятым техническим регламентам. Принятые нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию технические регламенты подлежат государственной регистрации в установленном (статья 9.1). Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов. С 1 сентября 2011 года нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе (статья 46). Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004, выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. При осуществлении права застройки должны применяться строительные нормы и правила, которые по своей правовой природе являются нормативно-техническими документами. Постановлением Госстроя России от 10.09.1997 № 18-51 утверждены СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения», которым установлено, что: противопожарные расстояния между строениями и сооружениями в пределах одного садового участка не нормируются. Противопожарные расстояния между строениями и сооружениями, расположенными на соседних земельных участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций должны быть не менее 6 м (пункт 6.5); минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должны быть следующими: - от жилого строения (или дома) - 3 м; - от постройки для содержания мелкого скота и птицы - 4 м; - от других построек - 1 м; - от стволов высокорослых деревьев - 4 м, среднерослых - 2 м; - от кустарника - 1 м. Расстояние между жилым строением (или домом), хозяйственными постройками и границей соседнего участка измеряется от цоколя или от стены дома, постройки (при отсутствии цоколя), если элементы дома и постройки (эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др.) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены. Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах и др.). При возведении на садовом, дачном участке хозяйственных построек, располагаемых на расстоянии 1 м от границы соседнего садового, дачного участка, скат крыши следует ориентировать таким образом, чтобы сток дождевой воды не попал на соседний участок (пункт 6.7); индивидуальные садовые участки, как правило, должны быть огорожены. Ограждения в целях минимального затенения территории соседних участков должны быть сетчатые или решетчатые. Желательно, чтобы их высота не превышала 1,5 м. По обоюдному письменному согласию владельцев соседних участков (согласованному правлением садоводческого, дачного объединения) возможно устройство ограждений других типов. Кроме того, по решению общего собрания членов садоводческого, дачного объединения допускается устройство глухих ограждений со стороны улиц и проездов (пункт 6.2). Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения», на который в обоснование своих требований ссылается истец, по своей форме не может считаться нормативным правовым актом, предусмотренным данным Постановлением Правительства Российской Федерации, поскольку он не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально не опубликован (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2005 № ГКПИ05-1313). Основания для обязательного исполнения СНиП 30-02-97, перечисленные в статье 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», отсутствуют, в связи с чем, указанные Шиховой Н.И. минимальные расстояния до границы соседнего земельного участка по санитарно-бытовым условиям могут применяться сторонами только на добровольной основе. Таким образом, истцом надлежащим образом не доказано, что действиями ответчика Ехлаковой С.Б., не связанными с лишением владения, нарушается либо создается реальная угроза нарушения ее права собственности на земельный участок, в том числе по причине отсутствия действующих градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующих объектов на садовом земельном участке, а также ввиду отсутствия утвержденного проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества «Восход». На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Решил: В иске Шиховой Н.И. к Ехлаковой С.Б. об устранении препятствий в пользовании земельным участком отказать полностью. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней. Судья А.А.Соловьев