ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Нижний Тагил 19 сентября 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновской Е.В., с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской области Эдилова А.Ю., при секретаре Гусевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересахГильмиярова интересах Гильмиярова А.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области обратился в суд в защиту прав Гильмиярова А.В. с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил», в котором просит: - признать бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего в 2010 году жилье для лица из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей- Гильмиярову А.В., незаконным; - возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность в срок шесть месяцев после вступления в законную силу решения суда приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения,установленной МО «город Нижний Тагил» дляГильмиярова А.В.,безвозмездно передать приобретенноежилое помещение в муниципальную собственность Муниципального образования «город Нижний Тагил» для целевого распределения его Гильмиярову А.В.; - возложить на Муниципальное образование «город Нижний Тагил» обязанностьоформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное ей Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей- Гильмиярову А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма. В обоснование иска указал, чтов январе 2010г. администрация г.Н.Тагила направила в СОГУ «Фонд поддержки, индивидуальногожилищного строительства», являющееся получателем бюджетных средств, от распорядителя средствобластного бюджета в целях приобретения жилья для детей сирот - Министерства строительства иархитектуры области, список на 364 лица,имеющих статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по г.Н.Тагилу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ав мае уточненный список о том, что из числа указанных лиц 90 человек уже достигли совершеннолетия. Однако, в мае 2010г. Министерство общего и профессионального образования выделило для распределения в городе Н.Тагиле среди очередников указанной категории только 40 квартир, а ДД.ММ.ГГГГприказом № Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приняло решение о передаче администрации города Н.Тагила для распределения среди очередников из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще 61 ком. квартир.Таким образом, установлено, что в 2010г. жилье для детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, проживающих вг.Н.Тагиле и состоящих в очереди на предоставление жилья, приобреталосьи распределялось в недостаточном объеме, чем длительное время нарушаются жилищные права социально незащищенных граждан. Гильмияров А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждено Постановлением Главы администрации г.Н.Тагила № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которомуон помещался в <...>, и за ним закреплялся жилой дом по <адрес>.Мать Г.Т.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец - Г.В.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ Гильмияров А.В. до 2006г. воспитывался в Нижнетагильском детском доме №, после чего получил место в общежитии по <адрес>, но туда не вселился, в связи с осуждениемк лишению свободы. СДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в местах лишения свободы. В ДД.ММ.ГГГГ в доме, закрепленном за Гильмияровым А.В., произошел пожар, а по результатам его обследования филиалом Нижнетагильское БТИ и РН ДД.ММ.ГГГГ установлено, что как таковые дом и надворные постройки отсутствуют. В настоящеевремя Гильмияров А.В., не имеяжилья, проживает у знакомых, сохраняя регистрацию в доме по <адрес>.В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет Постановлением главы г.Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ№ он принят на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения- в льготный список (покатегории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей). Номер очереди ему обещают установить толькос ДД.ММ.ГГГГ, хотя он немедленно по обращении имеет право на получение жилья. До настоящего времени Гильмиярову А.В. жилое помещениеМинистерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено, и по договору социального найма администрацией МО «г.Н.Тагил» не предоставлено. Определением о подготовке дела к судебному разбирательству от25 июля 2011 года судом привлечены к участию в деле в качестветретьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской областиЭдилов А.Ю. основание и предмет исковых требований поддержал полностью. Дополнений не имел. Истец Гильмияров А.В., надлежащим образом и своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении гражданского дела без его участия, в котором указано, что иск прокурора Ленинского района г.Н.Тагила, заявленный в его интересах, поддерживает. Ответчик- администрация МО «город Нижний Тагил», в лице своего представителя, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинахнеявки суд не уведомил, ходатайств об отложении разбирательства по делу не заявил. Представитель ответчика- Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. В своём письменном отзыве на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ №просил рассмотреть дело в своё отсутствие, указав, что возражает против заявленных исковых требований по следующим основаниям.В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предусмотрено, чтожилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указано, что вне очереди жилые помещения предоставляются в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Соответственно ЖК РФ устанавливает, что детям-сиротам жилые помещения предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ, таким образом выделяя данную категорию граждан в отдельную группу, имеющую первоочередное перед иными гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право на обеспечение жилыми помещениями. Из ч. 2 ст. 57 ЖК РФне следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, по аналогии с порядком, установленным в ч. 1 ст. 57 ЖК РФ. Жилищные отношения в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, входят в сферу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Соответственно, в отсутствие конкретных норм, устанавливающих специальное регулирование жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, применению в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ подлежат общие нормы, регулирующие жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся. Такое применение не противоречит существу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, так как эти отношения являются одним из видовжилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, обеспечение жильем детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, отличном от порядка очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, стало быв силу объективной невозможности единовременного обеспечения всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, нарушением требований разумности и справедливости, установленных ч. 2 ст. 7 ЖК РФ, ч. 2 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрена «Порядком обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 г. N 84-ПП (далее - Порядок обеспечения детей-сирот). Пунктом 11 Порядка обеспечения детей-сирот установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в течение 10 рабочих дней с даты получения от Фонда адресного перечня жилых помещений, построенных (приобретенных) для обеспечения детей-сирот, представляют в Фонд Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам (далее - Предложения). В соответствии с п. 12 Порядка обеспечения детей-сирот Фонд на основании указанных Предложений органов местного самоуправления направляет в Министерство сведения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений, на основании которых Министерством в свою очередь осуществляется подготовка приказов о распределении детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Таким образом, приобретение и предоставление Гильмиярову А.В. жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения, включающего в себя Гильмиярова А.В., будет противоречить п. 11, 12 Порядка обеспечения детей-сирот. Решение суда в силу ст.210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 36 Федерального Закона от 21.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в 2-х месячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Соответственно, при возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Гильмиярову А.В. жилое помещение, такая обязанность будет подлежать исполнению после вступления решения суда, обязывающего её совершить, в законную силу и в течение определенного срока с момента возбуждения исполнительного производства. Таким образом, именно в силу приведенных обстоятельств, обязанность о возложении которой просит истец, в отличие от обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Таким образом, требование истца о возложении обязанности на Министерство приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Гильмиярову А.В. жилое помещение, является требованием возложить на Министерство обязанность дополнительную к обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, регламентированной Порядком обеспечения детей-сирот. Из указанных обстоятельств также следует, что требование о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Гильмиярову А.В. жилое помещение, кроме прочего, является еще и требованием о возложении судомобязанности, исполнение которой повлечет нарушение прав других детей-сирот, обязанность по обеспечению которых жилыми помещениями предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и конкретизирована Порядком обеспечения детей-сирот, так как фактически истец требует предоставить Гильмиярову А.В. жилое помещение без соблюдения норм, предусмотренных Порядком обеспечения детей-сирот и без учета очередности постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Часть 2 статьи 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия прав других лиц, однако данное право заключается ввозможности получения лицом жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и Порядком обеспечения детей-сирот, вне общей очередностиграждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, ане в возможности получить жилое помещение в определенный ограниченный срок, связанный с датой принятия судом соответствующего решения. Истец же фактически просит суд предоставить Гильмиярову А.В. дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Представитель третьего лица- Министерства финансов Свердловской области, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010г. №1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета. В функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые примяты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности, детям-сиротам. Согласно ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.1 2.1996. № 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания вобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а такжев учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996. № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно областному закону от 20.11.2009г. №96-03 «Об областном бюджете на 2010 год» эта сумма составила 381894,1 тыс. руб. В соответствии с законом Свердловской области от 26.11.2010г. №100-03 «Об областном бюджете на 2011 год» в 2011 году эта сумма составляет 350 000 руб. Кроме того, в целях исполнения федерального законодательства постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ГШ утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (в 2010 году - Постановление Правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. № 646-1111 «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» (далее - Порядок), В соответствии с Порядком, Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. №1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26.11.2010г. №100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, согласно Порядку является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее - Фонд), осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Построенные и приобретенные жилые помещения зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Распределение детям-сиротам жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, являющимися основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований договоров социального найма жилых помещений с детьми-сиротами. Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для детей-сирот, должны быть совершены органами местного самоуправления: прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, заселение данных жилых помещений. Таким образом, Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, кроме того, Положение о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010г. №1524-ПП, такое полномочие Министерства финансов Свердловской области не предусматривает. Третье лицо- Правительство Свердловской области, в лице своего представителя, надлежащим образом и своевременно извещенное о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явилось. Направило отзыв на исковое заявление, в котором просило суд в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям: согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В связи с вышеуказанными положениями Закона, Правительство Свердловской области, в соответствии с действующим законодательством в данной сфере обеспечивает, составление проекта областного бюджета, где бюджетные ассигнования на обеспечение данной категории граждан предусмотрены и на 2011 год, и представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год (ст.13 Областного закона от 04.11.1995г. №31-03 «О Правительстве Свердловской области»), атакже, принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты. Непосредственное составление проекта областного бюджета Свердловской области на соответствующий год осуществляется Министерством финансов Свердловской области. Порядок обеспечения указанной категории лиц утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011г. №84-ПП, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления. Данные жилые помещения строятся за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно передаются в собственность органов местного самоуправления. Для установления права на обеспечение жилым помещением на основании Закона №159-ФЗ необходимо, что бы гражданин относился к установленной категории и не имел закрепленного жилого помещения. Третье лицо- СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства»,надлежащим образом и своевременно извещено о времени и месте судебного заседания, причину неявки не сообщило, ходатайство об отложении судебного заседания в суд не направило. Заслушав старшего помощника прокурора Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской области Эдилова А.Ю.,исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. На основании ч.1 ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Согласно частям 1, 3 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с частями 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета. Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, разработан во исполнение подпрограммы «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения» областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы, утверждённой Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011 -2015 годы. В соответствии с указанным Порядком меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (п.2). Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п.3). Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п.4). <адрес> бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п.5). Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (п. 6). Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п.8). Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области (п.9). Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади (п.10). Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложения к настоящему порядку (п.11). Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Статус Гильмиярова А.В., как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.21), согласно которого несовершеннолетний Гильмияров А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи со смертью родителей (мать Г.Т.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Г.В.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ) устроен в муниципальное образовательное учреждение детский дом- школа № на полное государственное обеспечение, и за ним закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Согласно справки муниципального учреждения «Служба правовых отношений» отДД.ММ.ГГГГ № (л.д.14) Гильмияров А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес>. В судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности в равных долях ... на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11). По сведениям отдела надзорной деятельности г.Н.Тагила Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) в период нахождения Гильмиярова А.В. в детском доме, а именно ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанном жилом доме произошел пожар, в результате которого дом был уничтожен. Из справки СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области- филиал «Нижнетагильское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» отДД.ММ.ГГГГ № (л.д.12) следует, что по результатам обследования на дату ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, имеются частично сохранившиеся элементы надземной части фундамента строения. Жилой дом, служебные постройки, сооружения вспомогательного назначения на земельном участке отсутствуют. В судебном заседании установлено, что также подтверждается материалами дела, в ДД.ММ.ГГГГ Гильмиярову А.В. было предоставлено койко- место в общежитии по адресу: <адрес>. Зарегистрироваться Гильмияров в общежитии не успел, так как за совершение преступления отбывал наказание в ФБУ <...> (л.д.20). Отсутствие уГильмиярова А.В.в собственности жилого помещения подтверждается Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.18). В соответствии со ст.12 Областного Закона Свердловской области «О предоставлении жилища в Свердловской области № 14-ОЗ от 04 мая 1995 года, учет граждан, нуждающихся в жилище, осуществляется по месту жительства в органах местного самоуправления. По ходатайству отдела опеки и попечительства администрации Ленинского района Постановлением администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.8) Гильмияров А.В. принят по месту жительства на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и включен в список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил. В соответствии с Постановлением Главы города нижний Тагил от 16 января 2006 года №28 «Об организации ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в администрации города Нижний Тагил» списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляются на 01 января наступающего года. По истечении текущего года обновленный список очередников утверждается постановлением Главы города. Гильмияров А.В. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2011 году, номер очереди ему будет официального установлен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Гильмияров А.В. включен в список нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по городу Нижний Тагил под №, список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил под №. Из положений абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ следует, что гарантируемая названным в этом абзаце лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения возраста 23 лет. В то же время, по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жильё, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Доводы, указанные в письменном отзыве Министерством строительством и архитектуры Свердловской области в части необоснованности требования истца о возложении на министерство обязанности приобрести за счет областного бюджета и распределить Гильмиярову А.В. жилое помещение, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат требованиямФедерального закона «О дополнительныхгарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Так, в ст.5 названногозакона закреплено, что предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектовРоссийской Федерации, с этой целью Правительством Свердловской области ежегодно утверждается Порядок обеспечения жилыми помещениями детей- сирот за счет средств областного бюджета. До настоящего времени истец жильём в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счёт средств областного бюджета не обеспечен, в связи с чем суд считает, что имеет место нарушение гарантированных государством прав Гильмиярова А.В. на внеочередное обеспечение жилой площадью, как мер социальной поддержки. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требованияпрокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Гильмиярова А.В. удовлетворить. Признать бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего в 2010 году жилье для лица из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей- Гильмиярову А.В., незаконным. Во исполнение Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести в срок шесть месяцев после вступления решения в законную силу за счет средств областного бюджета Свердловской области на территории города Нижний Тагил Свердловской области жилое помещение для Гильмиярова А.В. менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления администрацией муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области; безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для предоставления его по договору социального найма Гильмиярову А.В.. Обязать администрацию МО «город Нижний Тагил» оформить полученную квартиру в муниципальную собственность и предоставить переданное ей Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение Гильмиярову А.В., как лицу из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подоговору социального найма. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья- Е.В. Блиновская