РЕШЕНИЕ 11 августа 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П., при секретаре Мусиной К.С., с участием старшего помощника прокурора Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила Свердловской области Волковой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1290 (2011) по иску прокурора Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила Свердловской области в интересах Овчинниковой О.Ю. к Министерству финансов Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации города Нижний Тагил о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил в интересах Овчинниковой О.Ю. обратился в суд с исковым заявлением о признании бездействия Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего в 2010, 2011 годах жилье для лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - Овчинниковой О.Ю., незаконным; возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «город Нижний Тагил» для Овчинниковой О.Ю., безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» для целевого распределения его Овчинниковой О.Ю.; возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное жилое помещение Овчинниковой О.Ю. по договору социального найма. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, прокурором привлечены Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Правительство Свердловской области, Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил. В судебном заседании старший помощник прокурора Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила Свердловской области Волкова М.Н. заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержала. Суду пояснила, что Овчинникова О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители О. и О. решением Кушвинского городского суда г.Н.Тагила от 16.03.2007 года лишены в отношении дочери Овчинниковой О.Ю. родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась на полном государственном обеспечении в ГОУ Свердловской области «Социально-реабилитационный центр №», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время обучается в ГОУ НПО Свердловской области <...>, где ей предоставлена комната в общежитии училища по адресу: <адрес>. В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет постановлением Главы г.Н.Тагила № 23 от 19.01.2011 года она принята на учет нуждающихся по льготному списку в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, очередность № 61. Однако до настоящего времени Овчинниковой О.Ю. не предоставлено жилое помещение, для целей предоставления жилья истцу оно не приобреталось, чем нарушаются жилищные права социально незащищенных граждан. Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право истца на жилье, предусмотренное статьей 40 Конституции Российской Федерации. Представитель ответчика - Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без своего участия, направив в суд письменный отзыв, в котором указал, что обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем, вытекающие из статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возложены на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и не могут быть переданы органам местного самоуправления без принятия закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Функции органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области заключаются в учете детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилья, и направление списков в уполномоченный орган Свердловской области. Постановлением Главы города № 996 Овчинникова О.Ю. поставлена на учет как лицо, относящееся к категории детей-сирот, номер в списке для внеочередного предоставления жилья на 01.01.2011 года - 61. Администрацией города выполнены свои обязанности в рамках полномочий, установленных федеральным и областным законодательством. В Министерство строительства и архитектуры Свердловской области неоднократно направлялись заявки на приобретение для детей-сирот жилых помещений. Органом исполнительной власти Свердловской области в 2010 году для детей сирот г.Нижнего Тагила приобретено всего 6 квартир, которые предоставлены им по договорам социального найма. На момент рассмотрения спора жилое помещение для истца органом государственной власти не приобретено и не передано в муниципальную собственность г.Н.Тагила для предоставления его истцу по договору социального найма. Фактически требования истца к администрации города сводятся к тому, чтобы возложить на ответчика обязанность на будущее время, когда возникнет соответствующий объект жилищных правоотношений - квартира. То есть только предполагается, что ответчик может в будущем нарушить права истца, что противоречит принципу гражданского судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав граждан (л.д.45,63). Представитель ответчика - Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что в функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, в частности детям-сиротам. В целях исполнения расходного обязательства, предусмотренного Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закону Свердловской области от 26 ноября 2010 года №100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год», в 2011 году эта сумма составляет 350 000 рублей. В целях исполнения федерального законодательства постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с этим Порядком, функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», как получатель средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, заключает государственный контракт на долевое строительство жилья для граждан из числа детей-сирот. Жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области, распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность. Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для внеочередников, должны быть совершены органами местного самоуправления. К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, заселение данных жилых помещений. Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует (л.д. 32-34). Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, в суд также не явился, направив письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года устанавливает обязанность по обеспечению жильем названной категории лиц после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. В соответствии с п.3 ст.6 Закона № 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Согласно ст.1 закона № 159-ФЗ, полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования включают, в том числе и предоставление бесплатного общежития. Как следует из представленной истцом справки № 814 от 14.03.2011 года, в настоящее время Овчинникова О.Ю. обучается в ГОУ НПО Свердловской области <...>, проживает в общежитии этого учебного заведения по адресу: <адрес>. Соответственно, на сегодняшний день обязанность по обеспечению Овчинниковой О.Ю. жилым помещением органами исполнительной власти субъекта за счет бюджета Свердловской области не возникла (л..36-37). Представители третьих лиц - СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Правительства Свердловской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, о причине неявки суд не уведомили, не просили об отложении дела или рассмотрении дела без своего участия. На основании п.4 ст.167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело без участия представителей третьих лиц. Представитель третьего лица ТОИОГОВ Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил просил рассмотреть дело без его участия, направил в суд письмо, в котором поддержал требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил (л.д. 27). Заслушав прокурора, огласив письменные отзывы ответчиков и третьих лиц, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. На основании части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства., В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На основании ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ). В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. 08 февраля 2011 года постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета. В соответствии с Порядком, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона. Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов). Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме, согласно приложению к настоящему Порядку. Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области. Аналогичный Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действовал в 2010 году, установленный постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646-ПП. Статус Овчинниковой О.Ю. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается свидетельством о ее рождении, в котором матерью указана А., отцом О. (л.д.14), справкой о заключении брака А. и О. ДД.ММ.ГГГГ, после которого супруге присвоена фамилия О. (л.д.16), решением Кушвинского городского суда Свердловской области от 16.03.2007 года, которым О. и О., проживающие без регистрации в <адрес>, не работающие, лишены родительских прав в отношении дочери Овчинниковой О.Ю. (л.д.13). ДД.ММ.ГГГГ Овчинникова О.Ю. Управлением по социальной политике администрации города Нижний Тагил направлена в стационарное отделение МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних №», где она находилась на воспитании с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16, 18). В настоящее время Овчинникова О.Ю. обучается в ГОУ <адрес> <...>, что указано в Списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил (л.д.38), и подтверждено ответчиком - Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в своем отзыве по иску. Овчинникова О.Ю. зарегистрирована по месту жительства в общежитии ГОУ СО <...> по <адрес> (л.д.43). Сведений о закреплении за Овчинниковой О.Ю. жилья суду не представлено. Постановлением Администрации города Нижний Тагил № 794 от 12.09.2008 года Овчинникова О.Ю. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации города Нижний Тагил № 23 от 19 января 2011 года утвержден Список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил, в котором Овчинникова О.Ю. стоит в очереди под номером 61 (л.д.38-40). Жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, Овчинникова О.Ю. не имеет (л.д.42, 44). Поскольку в судебном заседании установлено, что Овчинникова О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла возраста <...> год, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, она имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в Администрации города Нижний Тагил, ее очередь по Списку № 61; список передан в уполномоченный орган в целях распределения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена, чем нарушены гарантированные государством права на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки. При таких обстоятельствах на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и Администрацию города Нижний Тагил следует возложить соответствующую Порядку обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, обязанность по предоставлению истцу вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, построенное или приобретенное за счет средств областного бюджета Свердловской области. То обстоятельство, что в настоящее время Овчинникова О.Ю. обучается в государственном образовательном учреждении, не имеет для данного спора юридического значения, поскольку в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещения не только по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, но и в иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обеспечения, в данном случае Овчинникова О.Ю. приобрела такое право после окончания пребывания в МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних №». Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области, заявленные в интересах Овчинниковой О.Ю. , удовлетворить. Признать бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего в 2010, 2011 годах жилье для Овчинниковой О.Ю. , относящейся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией города Нижний Тагил, для Овчинниковой О.Ю. , и безвозмездно передать в муниципальную собственность города Нижний Тагил приобретенное и распределенное Овчинниковой О.Ю. жилое помещение. Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области оформить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области Овчинниковой О.Ю. жилое помещение в собственность муниципального образования и предоставить приобретенное за счет средств областного бюджета жилое помещение Овчинниковой О.Ю. по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. В окончательной форме решение изготовлено 31 октября 2011 года. Судья
ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ