РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 октября 2011 года город Нижний Тагил Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В. при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д., с участием: представителя ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - главного специалиста-эксперта (юрисконсульта) юридического отдела ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А., доверенность от 25 апреля 2011 года № 03-5053, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1889/2011 по иску ВЕКЛЮЧА В.Ю. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № ВЕКЛЮЧУ В.Ю. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. При оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в специальный трудовой стаж ВЕКЛЮЧА В.Ю., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не приняты к зачету периоды работы: в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинский брат, ... областная клиническая больница ... облздравотдела, ... отделение акушерской патологии; поскольку наименование отделения и должности не предусмотрены пунктом 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, и не подтверждено отнесение отделения к отделениям стационара; периоды исчислены календарно; в календарном исчислении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - главный врач лечебно-оздоровительного комплекса без осуществления врачебной деятельности, АООТ «...»; поскольку не подтверждено осуществление врачебной деятельности. 7 сентября 2011 года истец ВЕКЛЮЧ В.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со ДД.ММ.ГГГГ, отмене решения об отказе в назначении пенсии, включении оспариваемых периодов в специальный стаж в соответствующем исчислении, назначении пенсии со ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований истец указал, что период работы в должности главврача ЛПК АООТ «...» подлежит принятию в календарном исчислении, т.к. в указанный период работал по совместительству на ... ставки в должности цехового терапевта поликлиники № МУЗ «ЦГБ №» на основании приказа о приеме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ, уволен на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. Его обязанности соответствовали обязанностям врача терапевта участкового врачебного участка. Запись в приказе неполная, не соответствует штатным нормативам. Периоды работы в должности медбрата отделения акушерской патологии подлежат включению дополнительно в льготном исчислении. В Списке 1991 года не содержались конкретные наименования отделений хирургического отделения. Отделение акушерской патологии беременности относится к отделениям хирургического профиля, и предназначено было для родовспоможения. Истец ВЕКЛЮЧ В.Ю. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие истца. Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А. в судебном заседании предъявленные требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в досрочном назначении пенсии. Относительно периодов работы по совместительству указала, что справка о работе по совместительству в УПФР представлена не была, поэтому оценить данный документ не представлялось возможным. Считает решение законным и обоснованным, просила в иске отказать. Огласив исковое заявление, заслушав пояснения стороны ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона. Согласно статье 7, подпункту 20 пункта 1, пункту 2 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года №70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 года, и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству здравоохранения РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан. В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации) тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.) (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25). Принятый к зачету специальный стаж истца в учреждениях здравоохранения по нормам действующего правового регулирования составил ... лет ... месяцев ... дня. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 августа 1992 года № 634, от 23 июля 1993 года № 701, от 22 сентября 1993 года № 953) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Пунктом 2 установлено, что исчисление сроков выслуги производится врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года №130) утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяемый к периодам с 1 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года. В Списках поименован средний медицинский персонал, в том числе медицинская сестра, медицинская сестра палатная. Согласно пунктам 1, 3 Правил, утвержденных вышеуказанным постановлением, в выслугу для назначения пенсии засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком. Врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. В Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и должностей, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, поименованы в числе отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений - акушерское патологии беременности; в числе должностей - операционные медицинские сестры, включая старших. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей прав на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждения здравоохранения, применяемый к периода работы с 12 ноября 2002 года. В Списках поименован средний медицинский персонал, в том числе медицинские сестры, медицинские сестры палатные (постовые). Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил, утвержденных вышеуказанным постановлением, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, поименованы в числе отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений - акушерское патологии беременности; в числе должностей - операционные медицинские сестры, включая старших. Наименование отделения - акушерское патологии беременности предусмотрено Перечнем хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, утвержденным Приказом Минздрава Российской Федерации от 29 января 1999 года №28. Больница оказывает стационарную помощь населению, имеет для этого коечный фонд, следовательно, стационар является структурным подразделением больницы. Отсутствие в наименование отделения слова «беременности» не влияет на функции отделения, поскольку акушерская помощь может осуществляться только в отношении беременных женщин, имеющих патологию. Список № 464 от 6 сентября 1991 года не содержал наименование конкретных должностей, работа в которых подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, поэтому оснований для не включения периодов работы в должности медицинской сестры гинекологического отделения стационара больницы в льготном исчислении, судом не усматривается. В данном случае, оценивая пенсионные права истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пенсионный орган должен был исходить из нормативных актов, определяющих условия назначения данного вида пенсии, действующих в период осуществления истцом трудовой деятельности, во избежание нарушения прав истца. В данном случае, оценивая пенсионные права истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пенсионный орган должен был исходить из нормативных актов, определяющих условия назначения данного вида пенсии, действующих в период осуществления истцом трудовой деятельности, во избежание нарушения прав истца. В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей. Следовательно, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, до 1 ноября 1999 года, за исключением работы в качестве главной медсестры, подлежат включению в специальный стаж и при продолжительности рабочего времени в объеме менее одной ставки. Истцом представлены документы, подтверждающие факт работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача цехового терапевта поликлиники № МУЗ «ЦГБ №», по совместительству на ... ставки. Наименование должности и учреждения соответствуют Спискам № 781 от 29 октября 2002 года. Следовательно, периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного врача лечебно-оздоровительного комплекса АООТ «...» подлежит включению в специальный стаж, поскольку в указанный период истцом осуществлялась лечебная деятельность по совместительству. Таким образом, в судебном заседании установлено, что, трудовая деятельность истца в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Истцом иные периоды работы, не принятые ответчиком к зачету в специальный трудовой стаж, не оспариваются. Решение комиссии об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости создает препятствие к осуществлению истцу своего права на пенсионное обеспечение и подлежит признанию незаконным, а спорные периоды работы - включению в специальный стаж в соответствующем исчислении. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования ВЕКЛЮЧА В.Ю. удовлетворить. Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ВЕКЛЮЧУ В.Ю. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Признать за ВЕКЛЮЧЕМ В.Ю. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения со ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж ВЕКЛЮЧА В.Ю., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды работы в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинский брат, ... областная клиническая больница ... облздравотдела, ... отделение акушерской патологии; и календарном исчислении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - врач цехового терапевта, поликлиника №, Центральная городская больница № - Медико-санитарная часть ..., совместительство ... ставки; и назначить ВЕКЛЮЧУ В.Ю. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения со ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Председательствующий - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА