РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 октября 2011 года город Нижний Тагил Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В., при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д., с участием: истцов ПЕШЕВОЙ Л.Д. и ПЕШЕВА Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1809/2011 по иску ПЕШЕВА В.И., ПЕШЕВОЙ Л.Д., ПЕШЕВА Д.В. и ПЕШЕВА Е.В. к муниципальному образованию «город Нижний Тагил» о признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации, УСТАНОВИЛ: 30 августа 2011 года истцы ПЕШЕВ В.И., ПЕШЕВА Л.Д., ПЕШЕВ Д.В. и ПЕШЕВ Е.В. обратились в суд с иском к муниципальному образованию «город Нижний Тагил» о признании права собственности на ... долю в праве общей долевой собственности жилого помещения - квартиры под номером ... в доме под номером ... по <адрес> в городе Нижний Тагил Свердловской области в порядке бесплатной приватизации. В обоснование требований истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ был выдан ордер № на вышеуказанное жилое помещение, в котором истцы зарегистрированы и проживают до настоящего времени. Жилое помещение принадлежало .... 12 апреля 2011 года истцы обратились муниципальное образование «Горноуральский городской округ» с вопросом о приватизации, т.к. ... был ликвидирован, ордер выдавался Исполкомом Пригородного райсовета. Из ответа от 28 апреля 2011 года № 105 следовало, что жилые помещения, ранее принадлежавшие ..., в казну Горноуральского городского округа не передавались, в реестре муниципальной собственности не числятся, было рекомендовано обратиться в муниципальное образование «город Нижний Тагил» по месту нахождения жилья. 14 апреля 2011 года истцы обратились в муниципальное образование «город Нижний Тагил» по вопросу приватизации жилья. Из полученного ответа от 10 мая 2011 года № 749 следовало, что муниципальное образование «город Нижний Тагил» собственником жилого помещения не является и рекомендовано обратиться в суд. С ... года истцы проживают в спорной квартире на условиях социального найма, ранее приватизацией не пользовались, поэтому вынуждены обратиться в суд. Истцы ПЕШЕВА Л.Д. и ПЕШЕВ Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержали. Истцы ПЕШЕВ В.И. и ПЕШЕВ Д.В. в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, ранее направили в суд ходатайство от 14 октября 2011 года о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что исковые требования поддерживают в полном объеме. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие истцов. Представитель ответчика муниципального образования «город Нижний Тагил» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд ходатайство от 12 октября 2011 года № 02-64/4892, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, по документам на усмотрение суда. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица. Заслушав пояснения стороны истца, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В соответствии со статьей 1 и пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РСФСР утратил силу и введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации. По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте. В силу частью 1 и 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Согласно статье 5 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случае, предусмотренных данным федеральным законом. Учитывая, что жилищные правоотношения носят длящийся характер, что по общему правилу к длящимся правоотношениям применяется закон, который действует в настоящее время. Исходя из изложенного, к спорным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище (статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом (пункт 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской федерации). Из представленных судом документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ истцу ПЕШЕВУ В.И. на основании решения Исполкома Совета народных депутатов Пригородного района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № выдан ордер № на право занятия с семьей, состоящей из четырех человек, квартиры под номером ... в доме под номером ... по <адрес> в городе Нижний Тагил Свердловской области (л.д. 4). Фонд - .... Состав семьи: жена ПЕШЕВА Л.Д., сын ПЕШЕВ Д.В. и сын ПЕШЕВ Е.В. Как следует из справки МУ «СПО» от 10 августа 2011 года № 103179, ПЕШЕВ В.И, ПЕШЕВА Л.Д., ПЕШЕВ Д.В. и ПЕШЕВ Е.В. зарегистрированы в вышеуказанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5). В соответствии с частью 2 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 1 настоящей статьи прав может иметь и иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами, в том числе реализовать право на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения. В силу статьи 1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 4 июля 1991 года (с изменениями и дополнениями, статьи 1, 2, 4, 6-8, 9.1 и раздел II закона утрачивает силу с 1 марта 2013 года в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде. Целью Закона является создание условия для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда. Вступление в права собственности на жилье дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В силу статьи 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находившийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию. Аналогичные положения закреплены и в статье 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 5 статьи 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ, социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда. Истцы 12 апреля 2011 года обратились в Администрацию Горноуральского городского округа и 14 апреля 2011 года в Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» с вопросом о приватизации жилья (л.д. 6, л.д. 9). Из полученных ответов от 28 апреля 2011 года № 105 и от 10 мая 2011 года № 748 (л.д. 7-8, л.д. 10) следует, что спорное жилое помещение, принадлежащее ..., в казну муниципальных образований не передавалось, в реестре муниципальной собственности не числится, находится на территории муниципального образования «город Нижний Тагил». Из анализа представленных документов следует, что спорная квартира построена за счет средств государственного предприятия, относилась к ведомственному жилищному фонду, после акционирования предприятия и в период его ликвидации в нарушение требований действующего законодательства не была передана в муниципальную собственность. В настоящее время осуществить передачу спорного жилья в муниципальную собственность не представляется возможным в связи с ликвидацией предприятия ДД.ММ.ГГГГ (дата внесения в государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства). Длительность оформления бесхозного имущества в муниципальную собственность нарушает права истцов иметь в собственности жилье и распорядится им по своему усмотрению, в том числе с целью улучшения жилищных условий. Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение, предоставленное истцам на условиях социального найма, фактически не передано в муниципальную собственность после акционирования государственного предприятия, на праве хозяйственного ведения которому принадлежала спорная квартира. Истцы по независящим от них причинам, вследствие не передачи жилья в муниципальную собственность, не могут реализовать свое право на приватизацию спорного жилья, что в свою очередь влечет признание за истцами права общей долевой собственности на спорную квартиру. В силу статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» истцы вправе приобрести спорную квартиру в общую долевую собственность, ранее истцы право на приватизацию жилья не использовали, что подтверждается справками ФСОГУП «Областной центр недвижимости»-«Нижнетагильское БТИ и РН» от 19 августа 2011 года № 3-2056, № 3-20567, № 3-2058 № 3-2059,(л.д.11, л.д. 12, л.д. 13, л.д. 14 )и сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 9 августа 2011 года № 02/187/2011-313, от 11 октября 2011 года № 02/234/2011/-302 и № 02/226/2011-460 (л.д. 16, л.д. 41, л.д. 43), приобщенными к материалам гражданского дела. Истец ПЕШЕВ Д.В. владеет на праве собственности иным жилым помещением, приобретенным ДД.ММ.ГГГГ на основании кредитного договора (л.д. 45, л.д. 62-67), что не препятствует ему участвовать в приватизации спорного жилья. При таких обстоятельствах, исковые требования истцов суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования ПЕШЕВА В.И., ПЕШЕВОЙ Л.Д., ПЕШЕВА Д.В. и ПЕШЕВА Е.В. удовлетворить. Признать за ПЕШЕВЫМ В.И., ПЕШЕВОЙ Л.Д., ПЕШЕВЫМ Д.В. и ПЕШЕВЫМ Е.В. право собственности на ... долю за каждым в праве общей долевой собственности жилого помещения - квартиры под номером ... в доме под номером ... по <адрес> в городе Нижний Тагил Свердловской области в порядке бесплатной приватизации. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Председательствующий - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА