2-1809/2011 решение от 27.10.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2011 года       город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.,

при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,

с участием:

истцов ПЕШЕВОЙ Л.Д. и ПЕШЕВА Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1809/2011 по иску ПЕШЕВА В.И., ПЕШЕВОЙ Л.Д., ПЕШЕВА Д.В. и ПЕШЕВА Е.В. к муниципальному образованию «город Нижний Тагил» о признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации,

УСТАНОВИЛ:

30 августа 2011 года истцы ПЕШЕВ В.И., ПЕШЕВА Л.Д., ПЕШЕВ Д.В. и ПЕШЕВ Е.В. обратились в суд с иском к муниципальному образованию «город Нижний Тагил» о признании права собственности на ... долю в праве общей долевой собственности жилого помещения - квартиры под номером ... в доме под номером ... по <адрес> в городе Нижний Тагил Свердловской области в порядке бесплатной приватизации.

В обоснование требований истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ был выдан ордер на вышеуказанное жилое помещение, в котором истцы зарегистрированы и проживают до настоящего времени. Жилое помещение принадлежало ....

12 апреля 2011 года истцы обратились муниципальное образование «Горноуральский городской округ» с вопросом о приватизации, т.к. ... был ликвидирован, ордер выдавался Исполкомом Пригородного райсовета. Из ответа от 28 апреля 2011 года № 105 следовало, что жилые помещения, ранее принадлежавшие ..., в казну Горноуральского городского округа не передавались, в реестре муниципальной собственности не числятся, было рекомендовано обратиться в муниципальное образование «город Нижний Тагил» по месту нахождения жилья.

14 апреля 2011 года истцы обратились в муниципальное образование «город Нижний Тагил» по вопросу приватизации жилья. Из полученного ответа от 10 мая 2011 года № 749 следовало, что муниципальное образование «город Нижний Тагил» собственником жилого помещения не является и рекомендовано обратиться в суд.

С ... года истцы проживают в спорной квартире на условиях социального найма, ранее приватизацией не пользовались, поэтому вынуждены обратиться в суд.

Истцы ПЕШЕВА Л.Д. и ПЕШЕВ Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержали.

Истцы ПЕШЕВ В.И. и ПЕШЕВ Д.В. в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, ранее направили в суд ходатайство от 14 октября 2011 года о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что исковые требования поддерживают в полном объеме. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие истцов.

Представитель ответчика муниципального образования «город Нижний Тагил» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд ходатайство от 12 октября 2011 года № 02-64/4892, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, по документам на усмотрение суда. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав пояснения стороны истца, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии со статьей 1 и пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РСФСР утратил силу и введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.

По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте.

В силу частью 1 и 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Согласно статье 5 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случае, предусмотренных данным федеральным законом.

Учитывая, что жилищные правоотношения носят длящийся характер, что по общему правилу к длящимся правоотношениям применяется закон, который действует в настоящее время.

Исходя из изложенного, к спорным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище (статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом (пункт 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской федерации).

Из представленных судом документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ истцу ПЕШЕВУ В.И. на основании решения Исполкома Совета народных депутатов Пригородного района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ выдан ордер на право занятия с семьей, состоящей из четырех человек, квартиры под номером ... в доме под номером ... по <адрес> в городе Нижний Тагил Свердловской области (л.д. 4). Фонд - .... Состав семьи: жена ПЕШЕВА Л.Д., сын ПЕШЕВ Д.В. и сын ПЕШЕВ Е.В.

Как следует из справки МУ «СПО» от 10 августа 2011 года № 103179, ПЕШЕВ В.И, ПЕШЕВА Л.Д., ПЕШЕВ Д.В. и ПЕШЕВ Е.В. зарегистрированы в вышеуказанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).

В соответствии с частью 2 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 1 настоящей статьи прав может иметь и иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами, в том числе реализовать право на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения.

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 4 июля 1991 года (с изменениями и дополнениями, статьи 1, 2, 4, 6-8, 9.1 и раздел II закона утрачивает силу с 1 марта 2013 года в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Целью Закона является создание условия для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилье дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу статьи 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находившийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию. Аналогичные положения закреплены и в статье 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 5 статьи 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ, социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.

Истцы 12 апреля 2011 года обратились в Администрацию Горноуральского городского округа и 14 апреля 2011 года в Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» с вопросом о приватизации жилья (л.д. 6, л.д. 9).

Из полученных ответов от 28 апреля 2011 года № 105 и от 10 мая 2011 года № 748 (л.д. 7-8, л.д. 10) следует, что спорное жилое помещение, принадлежащее ..., в казну муниципальных образований не передавалось, в реестре муниципальной собственности не числится, находится на территории муниципального образования «город Нижний Тагил».

Из анализа представленных документов следует, что спорная квартира построена за счет средств государственного предприятия, относилась к ведомственному жилищному фонду, после акционирования предприятия и в период его ликвидации в нарушение требований действующего законодательства не была передана в муниципальную собственность. В настоящее время осуществить передачу спорного жилья в муниципальную собственность не представляется возможным в связи с ликвидацией предприятия ДД.ММ.ГГГГ (дата внесения в государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства). Длительность оформления бесхозного имущества в муниципальную собственность нарушает права истцов иметь в собственности жилье и распорядится им по своему усмотрению, в том числе с целью улучшения жилищных условий.

Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение, предоставленное истцам на условиях социального найма, фактически не передано в муниципальную собственность после акционирования государственного предприятия, на праве хозяйственного ведения которому принадлежала спорная квартира. Истцы по независящим от них причинам, вследствие не передачи жилья в муниципальную собственность, не могут реализовать свое право на приватизацию спорного жилья, что в свою очередь влечет признание за истцами права общей долевой собственности на спорную квартиру.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» истцы вправе приобрести спорную квартиру в общую долевую собственность, ранее истцы право на приватизацию жилья не использовали, что подтверждается справками ФСОГУП «Областной центр недвижимости»-«Нижнетагильское БТИ и РН» от 19 августа 2011 года № 3-2056, № 3-20567, № 3-2058 № 3-2059,(л.д.11, л.д. 12, л.д. 13, л.д. 14 )и сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 9 августа 2011 года № 02/187/2011-313, от 11 октября 2011 года № 02/234/2011/-302 и № 02/226/2011-460 (л.д. 16, л.д. 41, л.д. 43), приобщенными к материалам гражданского дела. Истец ПЕШЕВ Д.В. владеет на праве собственности иным жилым помещением, приобретенным ДД.ММ.ГГГГ на основании кредитного договора (л.д. 45, л.д. 62-67), что не препятствует ему участвовать в приватизации спорного жилья.

При таких обстоятельствах, исковые требования истцов суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ПЕШЕВА В.И., ПЕШЕВОЙ Л.Д., ПЕШЕВА Д.В. и ПЕШЕВА Е.В. удовлетворить.

Признать за ПЕШЕВЫМ В.И., ПЕШЕВОЙ Л.Д., ПЕШЕВЫМ Д.В. и ПЕШЕВЫМ Е.В. право собственности на ... долю за каждым в праве общей долевой собственности жилого помещения - квартиры под номером ... в доме под номером ... по <адрес> в городе Нижний Тагил Свердловской области в порядке бесплатной приватизации.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Председательствующий -        М.В. ПЕСТЕРНИКОВА