2-1620/2011 решение от 16.11.2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,

с участием прокурора Масленникова В.А.,

при секретаре Ежовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению - Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением - Свердловским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-СРО ФСС РФ), выступающим стороной работодателя в трудовых отношениях с физическими лицами, утверждено положение о филиале № 16, расположенном в городе Нижний Тагил, <адрес> имеющим рабочие места (утвержденное штатное расписание) в количестве <...> единиц.

28.07.2011 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд с иском в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к ГУ-СРО ФСС РФ о проведении аттестации рабочих мест: заместителя директора, сторожа (вахтера) и ведущего специалиста по условиям труда в течение шести месяцев с момента вынесения решения суда.

В обоснование требований прокурор ссылается на результаты проверки, проведенной 11-13.07.2011 в филиале № 16 ГУ-СРО ФСС РФ города Нижний Тагил, в ходе которой установлено, что в филиале № 16 организации ответчика до настоящего времени не проведена аттестации трех рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации по должностям (профессиям): заместитель директора - <...> штатная единица, сторож (вахтер) - <...> штатная единица и ведущий специалист - <...> штатной единицы.

Представитель ответчика - директор филиала № 16 ГУ-СРО ФСС РФ Красильщиков Г.Я. в судебное заседание не явился и направил в суд письменный отзыв, в котором указал, что в порядке устранения выявленных прокурором нарушений трудового законодательства 12.10.2011 филиалом № 16 города Нижний Тагил заключен договор с ООО «Уральский региональный центр сертификации и аттестации», по условиям которого будут выполнены работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на основе инструментальных и лабораторных исследований вредных производственных факторов.

По условиям договора работы по оценке тяжести и напряженности трудового процесса, оценке травмобезопасности, физико-химические исследования будут проведены в срок до 01.11.2011, карты аттестации рабочих мест будут оформлены в мае 2012 (л. д. 37-39).

Определением суда от 17.10.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция труда по Свердловской области, представитель которой в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен, что в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Заслушав объяснения прокурора и исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 352 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

самозащита работниками трудовых прав;

защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

судебная защита.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом (статья 353 Кодекса).

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (статья 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при осуществлении прокурорского надзора и правосудия (часть 3 статьи 1).

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (статья 209 Кодекса).

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (статья 212 Кодекса).

Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется хранить в организации в течение 45 лет.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего:

1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);

2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;

3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения);

4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно с протоколами измерений и оценок условий труда;

5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;

6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;

7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

Как следует из материалов прокурорской проверки по состоянию на 13.07.2011 в штатном расписании филиала № 16 ГУ-СРО ФСС РФ, утвержденном приказами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, имеются <...> штатные единицы, из которых <...> единиц вакантны. В 2009 году аттестованы <...> рабочих мест или <...> сотрудника филиала с аналогичными условиями труда (<...> рабочих мест).

Одновременно в филиале не аттестованы рабочие места трех сотрудников: заместителя директора - дата приема на работу ДД.ММ.ГГГГ, сторожа (вахтера) - дата приема на работу ДД.ММ.ГГГГ и ведущего специалиста (<...> ставки) - дата приема на работу ДД.ММ.ГГГГ.

Во втором полугодии 2011 года в филиале № 16 будет проведена аттестация вышеуказанных рабочих мест после согласования с Фондом о выделении ассигнований (л. д. 5-23).

В соответствии с Положением о филиале № 16 ГУ-СРО ФСС РФ филиал является обособленным подразделением отделения Фонда в городе Нижний Тагил и не является юридическим лицом. Правом приема на работу и увольнения сотрудников директор филиала № 16 не наделен (л. д. 10-13).

12.10.2011 заказчиком в лице директора филиала № 16 ГУ-СРО ФСС РФ города Нижний Тагил заключен договор с исполнителем ООО <...> о выполнении работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на основе инструментальных и лабораторных исследований вредных производственных факторов.

Срок выполнения работы по договору:

проведение физико-химических исследований - октябрь 2011;

оценка тяжести и напряженности трудового процесса - ноябрь 2011;

оценка травмобезопасности и оформление протоколов СИЗ - ноябрь 2011;

оформление карт аттестации рабочих мест - май 2012 (л. д. 37-39).

Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных работодателем ГУ-СРО ФСС РФ в обособленном структурном подразделении - филиале № 16 города Нижний Тагил нарушений в области охраны труда, что вызывает необходимость судебной защиты трудовых прав неопределенного круга физических лиц.

Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором (статья 21 Кодекса).

При этом также следует учитывать основные правовые позиции Европейского Суда по правам человека, изложенные в постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации:

           государство несвободно в ссылке на недостаток денежных средств в качестве основания для неисполнения судебного решения;

           наличие сложных внутригосударственных процедур по исполнению судебного решения не освобождает государство от обязанности исполнить решение в разумные сроки.

Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

    В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Предложенный прокурором срок продолжительностью шесть месяцев для проведения мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда носит разумный характер и соответствует условиям договора от 12.10.2011.

При этом изменение срока исполнения решения суда с учетом финансового положения ответчика возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

    Иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.

    Обязать Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации провести аттестацию по условиям труда в филиале № 16 города Нижний Тагил рабочих мест: заместителя директора, сторожа (вахтера), ведущего специалиста (<...> ставки) и направить результаты аттестации в виде пакета документов в Государственную инспекцию труда по Свердловской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.     

На решение может быть подана кассационная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.

      Судья     А.А.Соловьев