РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 ноября 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А., при секретаре Ежовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пановой Г.Я. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о внесении изменений в кадастровый паспорт земельного участка (выписку из государственного кадастра недвижимости) в части сведений о кадастровой стоимости земли, установил: ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена государственная регистрация № на имя правообладателя Пановой Г.Я. права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, площадью <...> кв.м, расположенным по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, <адрес>, кадастровый номер объекта: <...>, разрешенное использование: для эксплуатации здания магазина №, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 № 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2007 для целей налогообложения. Удельный показатель кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, относящегося к району №, определен в размере <...> рублей <...> копеек за квадратный метр, в связи с чем, органом государственного кадастра ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Свердловской области рассчитана и внесена в государственный кадастр общая кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Пановой Г.Я., в размере <...> рубля <...> копейки. Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения. Удельный показатель кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, относящегося к району №, определен в размере <...> рубль <...> копеек за квадратный метр, в связи с чем, органом государственного кадастра ФГУ «Кадастровая палата» по Свердловской области рассчитана и внесена в государственный кадастр общая кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Пановой Г.Я., в размере <...> рублей <...> копейки. 19.07.2011 Панова Г.Я. обратилась в Нижнетагильский отдел Управления Росреестра по Свердловской области с заявлением о перерасчете кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, <адрес>, за 2010 год на основании отчета оценщика ООО <...> о рыночной стоимости земельного участка в размере <...> рублей. Письмом и.о. начальника Нижнетагильский отдел Управления Росреестра по Свердловской области от 25.07.2011 Пановой Г.Я. разъяснено, что внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка не входит в компетенцию Нижнетагильского отдела Управления Росреестра по Свердловской области. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 № 1347-ПП, которое не отменено и не оспорено в установленном порядке. 02.08.2011 Панова Г.Я. обратилась в суд в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с исковым заявлением, в котором просит обязать Нижнетагильский отдел Управления Росреестра по Свердловской области внести изменения в кадастровый паспорт земельного участка (выписку из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ № в части сведений о кадастровой стоимости на <...> год земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, <адрес>, площадью <...> кв.м, кадастровый номер: <...>, установив кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика ООО <...>, в размере <...> рублей. В обоснование своих требований Панова Г.Я. указала, в соответствии с Федеральным стандартом «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается рыночная стоимость, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В судебном заседании представитель истца Шляпников С.В. пояснил, что Панова Г.Я. не оспаривает кадастровую стоимость земельного участка, нормативно установленную постановлениями Правительства Свердловской области. Предметом публично-правового спора является отказ Нижнетагильского отдела Управления Росреестра по Свердловской области внести изменения в сведения государственного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с новой нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации - равной рыночной стоимости этого земельного участка. Представитель истца полагает, что изменения, внесенные в действующее законодательство Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ, подлежат применению к кадастровой стоимости земельных участков, ранее установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Представитель ответчика - главный специалист-эксперт Нижнетагильского отдела Управления Росреестра по Свердловской области Залевина Т.Н. иск Пановой Г.Я. не признала полностью и пояснила, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений (изменений) о кадастровой стоимости земельного участка, в том числе по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, отнесено к компетенции ФГУ «Кадастровая палата» по Свердловской области. В соответствии с действующим законодательством Нижнетагильский отдел Управления Росреестра по Свердловской области не наделен полномочиями по совершению оспариваемых действий. Федеральный закон от 22.07.2010 № 167-ФЗ не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок. В 2010 году в соответствии с Методическими указаниями были проведены работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Свердловской области. Государственный контракт № на выполнение работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов был заключен ДД.ММ.ГГГГ с исполнителем ООО <...>. В настоящее время оценка земельных участков проведена по состоянию на 01.01.2010 и утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП. До внесения изменений в действующее законодательство Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ кадастровая стоимость земельного участка определялась в процентах от рыночной стоимости, но при этом значения конкретного соотношения рыночной и кадастровой стоимости законом установлено не было. Таким образом, рыночная стоимость земельных участков, по которым на сегодняшний день проведены работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель, т.е. до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, не может быть применена в качестве кадастровой стоимости (л. д. 17-19). Заслушав объяснения представителей сторон и исследовав письменные доказательства, суд находит иск Пановой Г.Я. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьям 1, 2 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее - Закон от 27.04.1993 № 4866-1) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Порядок гражданского судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в том числе, по делам по заявлениям об оспаривании действий и решений органов государственной власти и их должностных лиц, регулируется главами 23 и 25 Кодекса. По правилам, предусмотренным главой 25 Кодекса, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. Судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд, например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса, или подача искового заявления (пункты 5, 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). В настоящем гражданском деле Пановой Г.Я. заявлен публично-правовой спор о правомерности действий (бездействия) обособленного структурного подразделения федерального органа исполнительной власти - Нижнетагильского отдела Управления Росреестра по Свердловской области, отказавшего истцу в удовлетворении заявления от 19.07.2011 о перерасчете кадастровой стоимости земельного участка (л. д. 6, 7-8). В соответствии со статьями 2, 7 Закона от 27.04.1993 № 4866-1 обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к последствиям, указанным в статье 255 Кодекса. При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий, бездействия (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2). В соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (статья 389). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390). Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (статья 1). В государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, включая сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости (статья 7). Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: 1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; 2) кадастровой выписки об объекте недвижимости; 3) кадастрового паспорта объекта недвижимости; 4) кадастрового плана территории; 5) в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (статья 14). Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (статья 3). Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Росреестр осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности: государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним; ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости. Предусмотренные настоящим Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений (часть 2 статьи 3). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 409-р во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роскартографии и Роснедвижимости. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» утвержден План-график наделения федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Согласно Плану-графику ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Свердловской области в период с 01.07.2010 по 15.09.2010 наделена полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости соответственно. В соответствии со статьей 9 Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона, на основании решений федерального органа в области государственной регистрации вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами, осуществляющими государственную регистрацию прав. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к таким государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.05.2011 № П/161 в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» утвержден План-график наделения федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно Плану-графику ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Свердловской области с 01.09.2011 наделена полномочиями по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, Нижнетагильский отдел Управления Росреестра по Свердловской области не наделен полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, в том числе не вправе вносить в государственный кадастр недвижимости дополнительные сведения об объекте недвижимости, включая сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Начиная с 15.09.2010 спорные полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости осуществляются подведомственным ответчику учреждением - ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Свердловской области, куда истец Панова Г.Я. в досудебном порядке не обращалась. Кроме того, заявленный Пановой Г.Я. иск не соответствует нормам материального права ввиду неправильного применения правил действия закона во времени. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (статья 3 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающая общие правила действия гражданского законодательства во времени, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан. Придание тем или иным законам обратной силы, если это прямо не запрещено или не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, - вопрос, относящийся к исключительной компетенции законодателя (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.2005 № 416-О и от 16.04.2009 № 504-О-О). Поскольку налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, также следует учитывать нормы налогового законодательства. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (статьи 5, 8, 17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации). Оспариваемые Пановой Г.Я. сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере <...> рубля <...> копейки содержатся в выписке № из государственного кадастра недвижимости, выданной ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Свердловской области. Удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, относящегося к району №, определен в размере <...> рублей <...> копеек за квадратный метр по состоянию на 01.01.2007 на основании Постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 № 1347-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области» (л. д. 26-27). В указанный период пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действовал в редакции от 25.10.2001: «Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости». Если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (пункт 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54). Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции: «В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости». Положения Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок. Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации. Тем же Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ дополнен Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» главой III.1. «Государственная кадастровая оценка» следующего содержания. Для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (дата проведения последней государственной кадастровой оценки). Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности (заявители). Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (статья 24.19). До 1 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости также реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. Федеральный закон от 22.07.2010 № 167-ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования (26.07.2010), за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу. Вышеперечисленные абзацы главы III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Таким образом, использование Пановой Г.Я. нового механизма оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке ее пересмотра на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (статья 24.19) носит преждевременный характер, поскольку Федеральный закон от 22.07.2010 № 167-ФЗ не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок. По этой причине результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, утвержденные для целей налогообложения Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 № 1347-ПП по состоянию на 01.01.2007 и Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП по состоянию на 01.01.2010, не подлежат пересмотру на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. В силу предписаний статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ оспариваемая государственная кадастровая оценка земель по состоянию на 01.01.2007 и последняя государственная кадастровая оценка земель по состоянию на 01.01.2010 произведены в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке. Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, исполнение названной функции включает такие административные процедуры как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель. Разъяснение результатов государственной кадастровой оценки как в отношении общих результатов государственной кадастровой оценки земель определенной категории, так и в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка осуществляет территориальное Управление Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации. Правообладатель земельного участка вправе провести проверку правильности определения кадастровой стоимости соответствующего земельного участка на основании разъяснений результатов государственной кадастровой оценки земель, предоставляемых Управлением Росреестра по субъекту Российской Федерации. Вместе с тем, положения Административного регламента не предусматривают представление отчета правообладателю как исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель, так и территориальным Управлением Росреестра (Разъяснения департамента корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости от 27.05.2011). Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»). Утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет собой один из завершающих этапов работы по кадастровой оценке земель. При этом оспаривание достоверности стоимости объекта оценки возможно до издания соответствующего акта государственным органом, а после утверждения кадастровой оценки земельного участка оспаривание достоверности стоимости объекта оценки может быть реализовано только в отношении акта, которым такая оценка утверждена (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2010 № ВАС-9701/10). Постановления Правительства Свердловской области № 1347-ПП от 19.12.2008 и № 695-ПП от 07.06.2011 носят характер нормативных правовых актов, оспаривание которых в суде допускается по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2010 № 69-Г10-5). При этом должны соблюдаться правила родовой подсудности гражданских дел судам общей юрисдикции. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (статья 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Таким образом, оценка правомерности утверждения государственной кадастровой оценки спорного земельного участка постановлениями Правительства Свердловской области от 19.12.2008 № 1347-ПП и от 07.06.2011 № 695-ПП не отнесена законом к родовой подсудности данного суда. Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином (организацией) по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 169-О). Предусмотренный Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ новый порядок оспаривания в суде результатов определения кадастровой стоимости в порядке пересмотра кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть реализован Пановой Г.Я. в будущем при очередной государственной кадастровой оценке земель, подлежащей проведению не позднее чем через 5 лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, - 01.01.2010. Таким образом, отказ Нижнетагильского отдела Управления Росреестра по Свердловской области в удовлетворении заявления Пановой Г.Я. от 19.07.2011 о перерасчете кадастровой стоимости земельного участка носит законный, обоснованный характер и не влечет каких-либо нарушений прав и охраняемых законом интересов истца. В соответствии с частью 4 статьи 258 Кодекса суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 258 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Решил: В иске Пановой Г.Я. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о внесении изменений в кадастровый паспорт земельного участка (выписку из государственного кадастра недвижимости) в части сведений о кадастровой стоимости земли отказать полностью. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней. Судья А.А.Соловьев