РЕШЕНИЕ 26 августа 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П., при секретаре Мусиной К.С., с участием старшего помощника прокурора Пригородного района Свердловской области Парадеева Е.Ю., представителя ответчика Парамонова.Д.В., действующего на основании доверенности № от 17 марта 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1211/2011 по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах Вагановой К.О. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Горноуральского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Пригородного района Свердловской области в интересах Вагановой К.О. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Горноуральского городского округа Свердловской области о возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления - Администрацией Горноуральского городского округа Свердловской области, распределить приобретенное жилое помещение Вагановой К.О., безвозмездно передать приобретенное и распределенное Вагановой К.О. жилое помещение в муниципальную собственность Горноуральского городского округа Свердловской области, возложить обязанность на Администрацию Горноуральского городского округа Свердловской области предоставить переданное Вагановой К.О. жилое помещение по договору социального найма. При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Правительство Свердловской области и Министерство финансов Свердловской области. Решением Ленинского районного суда г.Нижнего Тагила от 27.12.2010 года исковые требования прокурора Пригородного района Свердловской области удовлетворены в полном объеме. Определением судебной коллегии Свердловского областного суда от 10 мая 2011 года решение Ленинского районного суда г.Н.Тагила от 27.12.2010 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела прокурор Пригородного района Свердловской области исковые требования поддержал, пояснив суду, что Ваганова К.О. является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Родители К. расторгли брак в <...> году, после чего она стала проживать с отцом. После его смерти в <...> году постановлением главы <...> территориальной администрации МО «Пригородный район» № от ДД.ММ.ГГГГ Вагановой К.О. был назначен опекун и за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. С <...> года по настоящее время Ваганова К.О. проживает с опекуном - бабушкой В. в принадлежащей В. квартире в <адрес>. Мать К. - В. решением Пригородного районного суда Свердловской области от 27.03.2007 года объявлена умершей. Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ, составленному комиссией <...> территориальной администрации, квартира № в доме № по <адрес>, площадью <...> кв.метров, находится в ветхом, аварийном состоянии, год постройки дома <...>, отопление печное, благоустройство отсутствует, принято решение о постановке Вагановой К.О. в очередь для получения благоустроенного жилья. Приказом главы <...> территориальной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет на получение жилья. Собственного жилья истец не имеет. В феврале 2010 года Администрация Горноуральского городского округа Свердловской области направила в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» список лиц, имеющих статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по Горноуральскому городскому округу, состоящих в очереди на предоставление жилья, в том числе и в отношении Вагановой К.О., однако жилье для Вагановой К.О. до настоящего времени не приобретено, и по договору социального найма администрацией Горноуральского городского округа не предоставлено. Частью 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях. Дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. Порядок предоставления жилых помещений определен постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. Обеспечение жилыми помещениями лиц такой категории осуществляется за счет средств областного бюджета. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и главным распорядителем средств областного бюджета на эти цели является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое в силу ст.ст.6,158 Бюджетного Кодекса РФ распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Правительство Свердловской области в соответствии с действующим законодательством обеспечивает составление проекта областного бюджета, представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год. В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека, недостаточность средств не может служить основанием для неисполнения государством принятых на себя обязательств по обеспечению прав граждан. Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право Вагановой К.О. на жилье, предусмотренное ст.40 Конституции РФ. Представитель ответчика - Администрации Горноуральского городского округа, исковые требования не признал, поддержал ранее данные суду пояснения о том, что обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей жильем, вытекающие из статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возложены на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и не могут быть переданы органам местного самоуправления без принятия закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями. На основании Постановления Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года №646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета» уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Функции органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области заключаются в предоставлении в месячный срок после получения запроса в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам и список детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, по установленным формам. Свои обязательства Горноуральский городской округ выполнило, после передачи жилья для Вагановой К.О. в муниципальную собственность жилое помещение будет предоставлено истцу по договору социального найма. Представитель ответчика - Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, ранее направил в суд письменный отзыв (л.д.50-51), в котором просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, указав, что иск не признает, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010 года Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Согласно закону об Областном бюджете на текущий год на приобретение жилья для детей -сирот выделено 381 894 тыс.руб., из них 40 024 тыс. руб. из федерального бюджета. Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. №646 -ПП утвержден порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей -сирот жилыми помещениями, направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2010 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Просили в иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области отказать, т.к. обеспечение жильем Вагановой К.О., при условии постановки ее на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством. Представитель третьего лица - Правительства Свердловской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причине неявки суд не уведомил, не просил об отложении дела или рассмотрении без своего участия. На основании п.4 ст.167 Гражданского процессуального Кодекса РФ суд рассмотрел дело без его участия. Представитель третьего лица - Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил дело рассмотреть без своего участия, указав, что в функции этого органа государственной власти входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детям-сиротам Министерство не наделено. Кроме того, в целях исполнения расходного обязательства в виде обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в областном бюджете ежегодно предусматриваются бюджетные средства на обеспечение жилыми помещениями этой категории граждан. Согласно областному закону от 20.11.2009 года № 96-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год», эта сумма составила 381 894,1 тыс.рублей. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями этой категории граждан, согласно которому, главным распорядителем средств областного бюджета на обеспечение жильем детей-сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем этих средств является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд индивидуального жилищного строительства», которое размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются органами местного самоуправления. Построенные и приобретенные жилые помещения зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам передаются в собственность муниципальных образований для предоставления по договорам социального найма детям-сиротам. Таким образом, все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для детей-сирот должны быть совершены органами местного самоуправления. Заслушав прокурора, представителя ответчика - Администрации Горноуральского городского округа, огласив письменные отзывы ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и третьего лица Министерства финансов Свердловской области, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. На основании части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства., В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На основании ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ). В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. 08 февраля 2011 года постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета. В соответствии с Порядком, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона. Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов). Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме, согласно приложению к настоящему Порядку. Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области. Статус Вагановой К.О. как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается свидетельством о ее рождении, в котором матерью указана В., отцом - В., мать истца решением Пригородного районного суда Свердловской области от 27.03.2007 года объявлена умершей (л.д.9), отец - умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти; копией постановления МО «Пригородный район» <...> территориальная администрация № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении В. опекуном над несовершеннолетней внучкой Вагановой К.О. (л.д.10,12,141-142). Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ваганова К.О. была зарегистрирована по месту жительства в квартире № дома № по <адрес> Пригородного района Свердловской области по месту жительства своей матери (л.д.12, 140). Постановлением <...> территориальной администрации муниципального образования «Пригородный район» это жилое помещение было закреплено за несовершеннолетней Вагановой К.О (л.д.10,12). ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия <...> территориальной администрации Пригородного района Свердловской области произвела обследование жилищно-бытовых условий Вагановой К.О. по адресу: <адрес>, установив, что жилое помещение, <...> года постройки, имеет износ 100%. На основании акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ комиссией принято решение о включении Вагановой К.О. в список очередности для получения благоустроенного жилья (л.д.11). Межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы Администрации Горноуральского городского округа 10.03.2006 года №345, принято заключение 01 июня 2009 года о непригодности дома № по <адрес> Пригородного района Свердловской области для постоянного проживания в связи физическим износом несущих конструкций, признании его аварийным и подлежащим сносу (л.д.36,37). Заключение межведомственной комиссии никем не оспорено. Непригодность жилого помещения по <адрес> Пригородного района Свердловской области для проживания на момент рассмотрения спора подтверждается также актом обследования жилого помещения от 22 августа 2011 года и.о. главы <...> территориальной администрации, согласно которому, дом № по <адрес> <...> года постройки, одноэтажный, барачного типа, с печным отоплением, не благоустроенный, деревянный, оштукатуренный, крыша из шифера. Квартира № расположена в средней части дома, печные трубы в квартире в аварийном состоянии, завалились на бок, крыша между трубами завалилась. Потолок протекает, углы по всей квартире промерзают и мокнут, оконные рамы сгнили, в окнах отсутствует остекление, а также приложенными к акту фотографиями (л.д.144). Поскольку в п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ не указаны основания признания лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых на условиях договора социального найма, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть и при наличии закрепленного за ними жилого помещения признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях, в том числе и на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ, предусматривающему такое основание, как проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 года № 746-О-О по жалобе гражданина Ю. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации). Постановлением администрации Горноуральского городского округа от 16.01.2008 года Ваганова К.О. признана нуждающейся в жилом помещении, поставлена на учет и включена в список на внеочередное получение жилья граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма под № 8, основанием для включения ее в список на получение внеочередного получения жилья является ее статус сироты (л.д.14). На 01.11.2010 года Ваганова О.К. состояла в этом списке под номером 22, в котором дата возникновения основания для предоставления жилья указана 16.01.2008 года, дата постановки на учет 28.05.2009 года (л.д.38,39-44). Согласно справки филиала СОГУП «Областной центр недвижимости» «БТИ Горнозаводского округа», сведений о наличии недвижимого имущества у Вагановой К.О. не зарегистрировано (л.д.16). Поскольку суду не представлены доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что жилое помещение приобретено или построено и распределено для Вагановой О.К. и передано в муниципальную собственность Горноуральского городского округа, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Пригородного района города Свердловской области, заявленные в интересах Вагановой К.О., удовлетворить. Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, совершить действия за счет областного бюджета по приобретению жилого помещения для Вагановой К.О. не ниже нормы предоставления и передачи его в муниципальную собственность Администрации Горноуральского городского округа. На администрацию Горноуральского городского округа возложить обязанность со дня передачи жилого помещения, приобретенного для Вагановой К.О., произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с Вагановой К.О. договор социального найма жилого помещения. Решение в течение десяти дней с момента вынесений решения в окончательной форме может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с принесением жалобы через Ленинский районный суд г.Н.Тагил. Мотивированный текст решения изготовлен 30 сентября 2011 года. Судья- В.П.Цыдаева
ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ