РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 ноября 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А., при секретаре Ежовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шляпникова С.В. об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижнего Тагила и Пригородному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Елисеевой Е.В. об окончании исполнительного производства, установил: Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 18.05.2010 на Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил возложена обязанность обеспечить выбор земельного участка по заявлению Шляпникова С.В. для строительства гаражного бокса по <адрес> в городе Нижний Тагил с предварительным согласованием места размещения гаражного бокса в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, с информированием населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Решение суда вступило в законную силу 19.08.2010, в связи с чем, 20.09.2010 взыскателю Шляпникову С.В. выдан исполнительный лист серии ВС № 006471965. Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижнего Тагила и Пригородному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Брухновой А.А. от 06.10.2010 возбуждено исполнительное производство № 17599/10/09/65 о понуждении должника Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил обеспечить выбор земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по заявлению взыскателя Шляпникова С.В. Решением межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил от 26.08.2010 по результатам рассмотрения заявления Шляпникова С.В. о предварительном согласовании места размещения объекта на основании решения Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 18.05.2010 рекомендовано отказать в размещении объекта - индивидуального гаражного бокса по <адрес> в городе Нижний Тагил ввиду нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне жилой застройки. 17.01.2011 судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижнего Тагила и Пригородному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Новоселов П.А. обратился в суд с заявлением о разъяснении исполнительного документа серии ВС № 006471965 от 20.09.2010. Определением Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 18.02.2011 в разъяснении способа исполнения решения Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 18.05.2010 судебному приставу-исполнителю отказано в связи с исполнением решения суда по иску Шляпникова С.В. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил об оспаривании решения об отказе в выборе земельного участка. Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижнего Тагила и Пригородному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Елисеевой Е.В. от 23.08.2011 на основании определения Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 18.02.2011 исполнительное производство № 17599/10/09/65 от 06.10.2010 окончено в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, пункт 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». 31.08.2011 взыскатель Шляпников С.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижнего Тагила и Пригородному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Елисеевой Е.В. от 23.08.2011 об окончании исполнительного производства № 17599/10/09/65. В обоснование своих требований взыскатель указал, что 26.08.2010 должником была представлена выписка из протокола № заседания межведомственной комиссии по выбору земельных участков под объекты строительства из государственных земель на территории МО «Город Нижний Тагил», в соответствии с которой комиссия, рассмотрев вопрос об исполнении решения Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 18.05.2010, отказала Шляпникову С.В. в его требованиях, решив, что размещение индивидуального гаражного бокса не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89*. Шляпников С.В. полагает, что указанное решение комиссии противоречит решению суда от 18.05.2010 и не является его надлежащим исполнением. Соответственно решение суда на сегодняшний день не исполнено и исполнительное производство не может считаться оконченным. Определением суда требования Шляпникова С.В. об оспаривании решения межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил от 26.08.2010 выделены в отдельное производство ввиду отсутствия оснований для совместного рассмотрения в порядке статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Ввиду прекращения судебным приставом-исполнителем Елисеевой Е.В. контракта о прохождении государственной гражданской службы и увольнения, в судебном заседании 31.10.2011 к участию в деле был допущен судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижнего Тагила и Пригородному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Заводской И.В. В настоящее судебное заседание судебный пристав-исполнитель Заводской И.В. и представитель должника - Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил не явились, о времени и месте разбирательства дела были надлежащим образом извещены. В письменных возражениях от 11.10.2011 представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил указал, что решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 18.05.2010 полностью исполнено должником путем передачи заявления взыскателя Шляпникова С.В. на рассмотрение межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил, решением которой от 26.08.2010 Шляпникову С.В. отказано в размещении объекта - индивидуального гаражного бокса ввиду нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне жилой застройки. Заслушав объяснения взыскателя и его представителя Кузнецовой Н.В., исследовав письменные доказательства, суд находит заявление Шляпникова С.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности. Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), с изъятиями и дополнениями, предусмотренными статьей 441 Кодекса. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Кодекса). Согласно статьям 2, 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», статье 258 Кодекса, установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к последствиям, указанным в статье 255 Кодекса. В настоящем гражданском деле взыскателем Шляпниковым С.В. оспаривается фактическое исполнение должником решения суда от 18.05.2010 и требований исполнительного документа от 20.09.2010. Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 13 Кодекса). Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, в Постановлении от 19.03.1997 по делу «Хорнсби (Hornsby) против Греции» Суд указал, что право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть «суда». Приведенные взыскателем Шляпниковым С.В. доводы не учитывают особенностей рассмотрения судами публично-правовых споров и фактически направлены на переоценку выводов суда о порядке и способе исполнения решения от 18.05.2010, содержащихся во вступившем в законную силу определении суда от 18.02.2011. В соответствии с частью 1 статьи 258 Кодекса суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. Выбор земельного участка осуществляется в следующем порядке. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 17.07.2006 № 767 утверждено Положение о межведомственной комиссии по выбору земельных участков для предоставления под строительство объектов на территории города Нижний Тагил. Задачей Комиссии является определение возможности и условий размещения или развития (в том числе перепрофилирования) объектов строительства гражданского, коммунального и производственного назначения на территории города Нижний Тагил. Для вынесения вопроса на рассмотрение Комиссии заинтересованному лицу необходимо представить: 1) заявление о предоставлении земельного участка для строительства (реконструкции, перепрофилирования) объекта; 2) заключение (декларацию) о выделении земельного участка для строительства, согласованное главой соответствующего района; 3) предпроектные проработки намечаемого объекта (при необходимости); 4) иные документы, предусмотренные действующим законодательством РФ. На основании представленных материалов Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города готовит материалы в объеме, необходимом для принятия межведомственной комиссией объективного решения о целесообразности размещения (реконструкции, перепрофилирования) объекта. Комиссией принимается одно из следующих решений: 1) рекомендовать Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации города принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и выдать акт выбора земельного участка; 2) отложить на определенный срок рассмотрение вопроса для предоставления заинтересованными лицами дополнительной информации или урегулирования спорных вопросов; 3) рекомендовать Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации города об отказе в размещении объекта и выдать письменный ответ заявителю с обязательным указанием причины (причин) повлекшей принятие такого решения со ссылкой на действующие нормы и правила. При принятии решения Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта, Комиссией составляется акт выбора земельного участка (площадки, трассы) для строительства либо акт обследования земельного участка под существующим строением (сооружением), который подписывается членами Комиссии и иными лицами, принимавшими участие в работе Комиссии по выбору земельного участка. Каждая подпись должна быть удостоверена соответствующей печатью. Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города на основании оформленного надлежащим образом акта выбора земельного участка для строительства осуществляет подготовку проекта постановления Главы города Нижний Тагил об утверждении акта выбора земельного участка, проекта границ земельного участка, о предварительном согласовании места размещения объекта и разрешении проектирования объекта. Указанные акты входят в состав материалов предварительного согласования места размещения объекта строительства либо в состав материалов по предоставлению испрашиваемого участка, которые утверждаются постановлением Главы города, содержащим условия предоставления и порядок использования земельного участка, отводимого для строительства (реконструкции, перепрофилирования) объекта. Таким образом, с учетом вышеперечисленной компетенции Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации города Нижний Тагил при нарушении должником сроков и порядка рассмотрения заявления Шляпникова С.В. о предоставлении земельного участка без проведения торгов с предварительным согласованием места размещения объекта судом в порядке статьи 258 Кодекса на Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил могли быть возложены обязанности: подготовить материалы в объеме, необходимом для принятия межведомственной комиссией объективного решения о целесообразности размещения (реконструкции, перепрофилирования) объекта; принять предварительное решение (с учетом рекомендаций межведомственной комиссии) о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта с выдачей письменного ответа заявителю с обязательным указанием причины (причин), повлекшей принятие такого решения, со ссылкой на действующие нормы и правила. Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 07.10.2010 № 2228 утверждено новое Положение о межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил. Постановление Главы города Нижний Тагил от 17.07.2006 N 767 «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по выбору земельных участков для предоставления под строительство объектов на территории города Нижний Тагил» признано утратившим силу. В соответствии с новым порядком рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов с предварительным согласованием места размещения объекта к компетенции Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил отнесено обеспечение организационной деятельности межведомственной комиссии. Для вынесения вопроса на рассмотрение Комиссии заявителю необходимо представить в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города заявление о выделении земельного участка для строительства объекта. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Комиссией принимается одно из следующих решений: 1) рекомендовать Администрации города оформить акт выбора земельного участка и схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории; 2) рекомендовать Администрации города отказать в выборе земельного участка для строительства с указанием причины (причин) отказа. Выписка из протокола заседания Комиссии выдается заявителю в семидневный срок с даты подписания протокола. Таким образом, начиная с 15.10.2010 (дата опубликования в газете «Горный край») Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил не наделено правом принятия даже промежуточных решений на стадии предварительного согласования места размещения объекта и предоставления земельных участков. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (статья 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»). Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику (статьи 1, 2, 4, 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). В случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания (статья 202 Кодекса). В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснено, что поскольку статья 202 Кодекса предоставляет суду возможность разъяснить решение, не изменяя его содержания, суд не может под видом разъяснения изменить, хотя бы частично, существо решения, а должен только изложить его же в более полной и ясной форме. Определением Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 18.02.2011 в разъяснении способа исполнения решения Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 18.05.2010 судебному приставу-исполнителю отказано в связи с фактическим исполнением решения суда по иску Шляпникова С.В. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил об оспаривании решения об отказе в выборе земельного участка. В определении суда от 18.02.2011 указано, что основанием для удовлетворения заявления Шляпникова С.В. решением суда от 18.05.2010 послужило нарушение порядка рассмотрения вопросов о предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, установленного статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Судом установлено, что 26.08.2010 заявление Шляпникова С.В. рассмотрено на заседании межведомственной комиссии по выбору земельных участков для предоставления под строительство объектов на территории города Нижний Тагил и принято решение об отказе в утверждении акта выбора земельного участка. Решение межведомственной комиссии вручено Шляпникову С.В. 03.09.2010 и данный отказ может быть оспорен взыскателем в судебном порядке на общих основаниях. В определении суда от 18.02.2011 сделан вывод об отсутствии оснований для разъяснения решения суда ввиду его исполнения должником Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил (л. д. 4-7, 9, 42-43). Определение суда от 18.02.2011 не обжаловано сторонами исполнительного производства и вступило в законную силу. Оспариваемое постановлением судебного пристава-исполнителя Елисеевой Е.В. от 23.08.2011 об окончании исполнительного производства № 17599/10/09/65 от 06.10.2010 в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, пункт 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», принято со ссылкой на вступившее в законную силу определение Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 18.02.2011 (л. д. 8). Таким образом, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя Елисеевой Е.В. от 23.08.2011 об окончании исполнительного производства носит законный, обоснованный характер и, как основанное на вступившем в законную силу судебном постановлении, не подлежит переоценке судом и оспариванию взыскателем в порядке статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 41 Кодекса, в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями (статья 376 Кодекса). Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином (организацией) по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 169-О). В соответствии с частью 4 статьи 258 Кодекса суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 192-198, 258, 336 и 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: В заявлении Шляпникову С.В. об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижнего Тагила и Пригородному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Елисеевой Е.В. от 23 августа 2011 года об окончании исполнительного производства № 17599/10/09/65 от 06 октября 2010 года об обеспечении должником Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по заявлению взыскателя Шляпникова С.В. отказать полностью. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней. Судья А.А.Соловьев