2-1671/2011 решение от 17.11.2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,

при секретаре Ежовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации города Нижний Тагил об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижнего Тагила и Пригородному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Елисеевой Е.В.,

установил:

Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 25.01.2011 в порядке реализации Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложены обязанности:

на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области:

совершить действия за счет средств областного бюджета Свердловской области по приобретению на территории города Нижний Тагил Свердловской области жилого помещения для Ряписовой Е.Ю. не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией муниципального образования «Город Нижний Тагил» Свердловской области;

распределить построенное (приобретенное) жилое помещение Ряписовой Е.Ю.;

безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в собственность муниципальному образованию «Город Нижний Тагил» Свердловской области для предоставления его по договору социального найма Ряписовой Е.Ю.;

на Администрацию города Нижний Тагил:

со дня передачи жилого помещения, приобретенного для Ряписовой Е.Ю., произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение;

заключить с Ряписовой Е.Ю. договор социального найма жилого помещения.

Решение суда вступило в законную силу 10.03.2011, в связи с чем, 24.03.2011 взыскателю Ряписовой Е.Ю. выданы исполнительные документы по числу должников, в том числе исполнительный лист серии ВС № 006527743 в отношении должника Администрации города Нижний Тагил.

Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижнего Тагила и Пригородному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Анисимовой Ю.В. от 25.03.2011 возбуждено исполнительное производство № 7472/11/09/65 в отношении должника Администрации города Нижний Тагил в пользу взыскателя Ряписовой Е.Ю. о возложении обязанности со дня передачи жилого помещения, приобретенного для Ряписовой Е.Ю., произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с Ряписовой Е.Ю. договор социального найма жилого помещения.

Определением Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 16.05.2011 Администрации города Нижний Тагил предоставлена отсрочка исполнения решения Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 25.01.2011 до дня передачи Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения, приобретенного для Ряписовой Е.Ю., в собственность муниципального образования «Город Нижний Тагил».

23.08.2011 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижнего Тагила и Пригородному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Елисеевой Е.В. Администрации города Нижний Тагил вручено письменное требование об исполнении решения суда от 25.01.2011, в котором должнику установлен срок предоставить 01.09.2011 договор социального найма на жилое помещение с указанием адреса и общей площади для Ряписовой Е.Ю.

В случае невыполнения данного требования судебного пристава-исполнителя должнику разъяснено, что муниципальное образование «Город Нижний Тагил» в лице Главы города Исаевой В.П. будет привлечено к административной ответственности по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также должник предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

25.08.2011 должник Администрация города Нижний Тагил обратилась в суд в порядке статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижнего Тагила и Пригородному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Елисеевой Е.В., выразившихся в направлении в адрес Администрации города Нижний Тагил требования о предоставлении должником в отдел судебных приставов к 01.09.2011 договора социального найма на жилое помещение с указанием адреса и общей площади для взыскателя Ряписовой Е.Ю.

В обоснование заявления Администрация города Нижний Тагил указала, что поскольку указанное требование поступило в Администрацию города Нижний Тагил 23.08.2011, то срок его обжалования не пропущен.

По исполнительному документу Администрация города Нижний Тагил обязана предоставить Ряписовой Е.Ю. жилое помещение по договору социального найма только со дня передачи жилого помещения, приобретенного Свердловской областью для Ряписовой Е.Ю., и государственной регистрации права муниципальной собственности на данное жилое помещение.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Как видно из сути требований, содержащихся в исполнительном документе, а так же исходя из буквального толкования положений статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исполнения требований исполнительного документа начинает течь только после наступления события - передачи жилого помещения, приобретенного для Ряписовой Е.Ю.

До настоящего времени жилое помещение для Ряписовой Е.Ю. основным должником - Правительством Свердловской области не передано Администрации города Нижний Тагил. Из этого следует, что до настоящего времени у Администрации города Нижний Тагил не возникла обязанность совершить действия, указанные в исполнительном документе.

Кроме того, определением Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 16.05.2011 Администрации города Нижний Тагил была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до дня передачи в муниципальную собственность приобретенного Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения для Ряписовой Е.Ю. 27.05.2011 указанное определение вступило в законную силу. При рассмотрении судом вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суда судебный пристав-исполнитель Елисеева Е.В. была привлечена к участию в деле.

В связи с этим действия судебного пристава-исполнителя являются незаконными. При этом срок, указанный в требовании, противоречит сроку, который определен судебным решением. Оспариваемыми действиями нарушаются права должника, поскольку в случае неисполнения требования судебного пристава-исполнителя должник может быть привлечен к административной ответственности.

В судебном заседании представитель должника - заместитель начальника правового управления Администрации города Нижний Тагил Малахов М.Р. пояснил, что жилое помещения для взыскателя Ряписовой Е.Ю. до настоящего времени не передано Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в муниципальную собственность.

Судебный пристав-исполнитель Елисеева Е.В. в настоящее время прекратила контракт о прохождении государственной гражданской службы и уволилась. Материалы исполнительного производства № 6465 (7472)/11/09/65 переданы судебному приставу-исполнителю Заводскому И.В.

Судебный пристав-исполнитель Заводской И.В. пояснил, что в материалах исполнительного производства отсутствует копия определения суда о предоставлении должнику Администрации города Нижний Тагил отсрочки исполнения решения суда от 25.01.2011. Те же сведения отсутствуют в переписке с должником.

Взыскатель Ряписова Е.Ю. пояснила, что на основании решения суда от 25.01.2011 получила два исполнительных листа в отношении Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации города Нижний Тагил.

Исполнительный лист в отношении Министерства строительства и архитектуры Свердловской области взыскателем Ряписовой Е.Ю. к принудительному исполнению не предъявлялся.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав письменные доказательства, суд находит заявление Администрации города Нижний Тагил обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (статья 6).

Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (статья 50).

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Мерами принудительного исполнения являются:

обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом (статья 68).

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению (статья 30).

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (статья 105).

Судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.

Судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда требование государственной регистрации содержится в судебном акте.

Для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника, два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости и другие необходимые документы (статья 66).

Как установлено в судебном заседании судебным приставом-исполнителем Елисеевой Е.В. в соответствии со статьей 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в отношении должника Администрации города Нижний Тагил приняты меры принудительного исполнения решения Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 25.01.2011 и в требовании от 23.08.2011 должнику установлен новый срок для исполнения - 01.09.2011.

При этом судебным приставом-исполнителем Елисеевой Е.В. допущена ошибка в применении части 13 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе серии ВС № 006527743, исчислен по общим правилам продолжительностью пять дней со дня вручения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.

Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

Из содержания решения суда от 25.01.2011 и исполнительного документа следует, что возникновение обязательств Администрации города Нижний Тагил произвести регистрацию муниципальной собственности на жилое помещение и заключить с Ряписовой Е.Ю. договор социального найма жилого помещения, а также течение срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, определено указанием на событие, которое должно наступить, - безвозмездную передачу Министерством строительства и архитектуры Свердловской области построенного (приобретенного) жилого помещения в собственность муниципальному образованию «Город Нижний Тагил» для предоставления его по договору социального найма Ряписовой Е.Ю.

Таким образом, установление должнику Администрации города Нижний Тагил в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 25.03.2011 пятидневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня получения копии постановления и установление нового срока 01.09.2011 в письменном требовании от 23.08.2011 не соответствует вышеуказанным нормам действующего законодательства.

В случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.

Заявление о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения рассматривается судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ, в десятидневный срок со дня его поступления (статья 32 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.

До настоящего времени основным должником Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не исполнено решение суда от 25.01.2011 о передаче построенного (приобретенного) для взыскателя Ряписовой Е.Ю. жилого помещения в собственность муниципальному образованию «Город Нижний Тагил», что исключает возможность участия должника Администрации города Нижний Тагил в исполнении того же судебного решения.

    Согласно статьям 1, 2, 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным последствиям.

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В силу статьи 17 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, как относящееся к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, что предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

Названные права по своей природе могут принадлежать как гражданам (физическим лицам), так и их объединениям (юридическим лицам), которые вправе реализовать гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на обращение в суд, в том числе на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, при том что право на судебную защиту выступает как гарантия всех конституционных прав и свобод.

Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях № 17-П от 24.10.1996, № 20-П от 17.12.1996.

При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий, бездействия (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Настоящее обращение Администрации города Нижний Тагил в суд в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не связано с осуществлением заявителем властных полномочий органа местного самоуправления и направлено на оспаривание обязательных для исполнения должником решений государственного служащего.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 258, 336, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Администрации города Нижний Тагил удовлетворить полностью.

Признать незаконным установление судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижнего Тагила и Пригородному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Елисеевой Е.В. в исполнительном производстве № 6465 (7472)/11/09/65 должнику Администрации города Нижний Тагил нового срока «01 сентября 2011 года» для исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе серии ВС № 006527743, выданном 24.03.2011 Ленинским районным судом города Нижний Тагил Свердловской области.

    На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.

      Судья     А.А.Соловьев