РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 ноября 2011 года город Нижний Тагил Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В. при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д., с участием: представителя ответчика Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - главного специалиста-эксперта (юрисконсульта) юридического отдела ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А., доверенность от 25 апреля 2011 года № 03-5053, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1923/2011 по иску РОДИОНОВОЙ И.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № РОДИОНОВОЙ И.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. При оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П в специальный трудовой стаж РОДИОНОВОЙ И.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не приняты к зачету периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинское объединение №, заведующая здравпунктом; поскольку на именование учреждение не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 3 ноября 1999 года № 395, и применяемой к Спискам профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологический учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464. Наименование должности «заведующая здравпунктом не предусмотрена Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 377; здравпункт не поименован в числе структурных подразделений. 22 сентября 2011 года истец РОДИОНОВА И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включение оспариваемых периодов в специальный трудовой стаж, отмене решения об отказе в назначении пенсии, признав его незаконным, и назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований истец указала, что в спорные периоды работы осуществляла лечебную деятельность; фельдшерские здравпункты структурно входили в состав Городской больницы №, медицинского объединения №. При этом сохранялся прежний характер профессиональной деятельности и статус учреждения здравоохранения, имевший место до такого переименования. Должностные обязанности истца не изменялись. В штатах Городской больницы № и медицинского объединения № были фельдшерские здравпункты, средний медицинский персонал: заведующая здравпунктом, дежурный фельдшер, дежурная медицинская сестра. Отсутствие в наименовании здравпункта указания на врачебный или фельдшерский, а также неполное наименование должности заведующая фельдшерским здравпунктом - фельдшер (не дополнено медицинской специальностью - фельдшер), не может являться основанием для исключения из стажа работы в данном здравпункте. Выпиской из Положения ММУ «Медицинское объединение №» подтверждено, что учреждение относилось к учреждениям здравоохранения, в состав которого входили фельдшерские здравпункты, осуществляющие лечебно-профилактическую деятельность. Истец РОДИОНОВА И.А. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в исковом заявлении одновременно просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца. Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А. в судебном предъявленные требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в досрочном назначении пенсии. Огласив исковое заявление, заслушав возражения стороны ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона. Согласно статье 7, подпункту 20 пункта 1, пункту 2 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года №70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 года, и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству здравоохранения РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан. В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации) тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.) (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25). Принятый к зачету специальный стаж истца в учреждениях здравоохранения по действующим нормам правового регулирования, действующим в период трудовой деятельности истца, составил <...> лет <...> месяцев <...> дней. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 августа 1992 года № 634, от 23 июля 1993 года № 701, от 22 сентября 1993 года № 953) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года № 130) утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяемый к периодам с 1 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года. В числе учреждений поименованы больницы; в числе среднего медицинского персонала поименована должность - заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер. Аналогичные наименования учреждений и должностей среднего медицинского персонала предусмотрены и Списком, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 29 октября 2001 года № 781(в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года № 449), применяемого к периодам трудового стажа с 12 ноября 2001 года. В соответствии с пунктом 3, 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Наименование юридического лица имеет своей целью его индивидуализацию. Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в Уставе юридического лица определяется его наименование, место нахождения, статус учреждения, организационно - правовая форма, цели, предмет и виды деятельности. Как следует из представленных суду письменных материалов дела, во исполнение решения Свердловского Облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № «О переводе здравоохранения области с <...> года в систему нового хозяйственного механизма», решением исполнительного комитета Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О поэтапном переходе лечебно-профилактических учреждений на новый хозяйственный механизм» начат поэтапный переход на новый хозяйственный механизм с целью обеспечения самостоятельности медицинских учреждений, развития специализированной медицинской помощи, эффективного использования коечного фонда и кадров. В соответствии с приказом отдела здравоохранения Нижнетагильского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № «По разукрупнению ЛПУ города», в частности, в <...> районе осуществлено разукрупнение ЛПУ, а именно, Городская больница № + стоматологическая поликлиника №. На основании приказа Отдела здравоохранения Нижнетагильского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ №, вновь образованным медицинским объединениям присвоены наименования, в частности, в <...> районе, медицинское объединение №. В последующем Приказом Управления здравоохранения города Нижний Тагил» от ДД.ММ.ГГГГ № произведена реорганизация Центральной городской больницы № и медицинского объединения № в ММУ «Центральная городская больница №» с ДД.ММ.ГГГГ с целью создания многопрофильной больницы с более высоким уровнем специализации и более эффективным использованием ресурсов. Из анализа перечисленных документов следует, что медицинское объединение № являлось муниципальным медицинским учреждением, создавалось на базе больницы учреждением здравоохранения, изменения вносились только в наименование учреждения, при этом вид деятельности цели и задачи учреждения и обязанности медицинского персонала изменений не претерпевали. Неправильное наименование лечебно-профилактического учреждения не является основанием для отказа истцу в защите прав на пенсионное обеспечение, периоды работы в указанном учреждении подлежат зачету в специальный стаж в календарном исчислении. Как следует из трудовой книжки истца ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в № Городскую больницу на должность фельдшера здравпункта транспортного цеха; ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность заведующей здравпунктом; ДД.ММ.ГГГГ учреждение переименовано в медицинское объединение №; ДД.ММ.ГГГГ учреждение реорганизовано в ММУ «Центральная городская больница №»; ДД.ММ.ГГГГ выделена поликлиника № и истец переведена в порядке служебного перевода в поликлинику № на должность заведующей здравпунктом транспортного цеха. Врачебные здравпункты, фельдшерские здравпункты, являющиеся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (учреждений) предусмотрены Правилами, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, от 29 октября 2002 года № 781. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 3 января 1978 года № 12 утверждено Положение о фельдшерском здравпункте, согласно которому фельдшерский здравпункт организуется при промышленных и строительных предприятиях в соответствии с действующими штатными нормативами и является структурным подразделением поликлиники. Основными задачами фельдшерского здравпункта являются оказание первой доврачебной помощи при травмах, профессиональных отравлениях и профессиональных заболеваниях, направление больных и пострадавших в поликлинику или больницу, организация транспортировки больных и пострадавших в необходимых случаях, освобождение рабочих или служащих от работы до конца смены с выдачей справки, которая обменивается на больничный листок, участие в разработке мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности и травматизма. В этих целях здравпункт проводит учет длительно и часто болеющих и инвалидов, подготовительные мероприятия по организации периодических и целевых медицинских осмотров и диспансеризации, противоэпидемические мероприятия, осуществляет наблюдение за санитарным содержанием цехов и т.д. Положением о фельдшерском здравпункте на предприятии, утвержденным Минздравом СССР от 2 января 1948 года, типовыми штатными нормативами медицинского персонала, утвержденными Приказом Минздрава СССР от 26 сентября 1978 года № 900, от 11 октября 1982 года № 999 и Минздравмедпрома Российской Федерации от 23 июня 1994 года № 130, Примерными должностными инструкциями персонала стационара, предусмотрена должность заведующей здравпунктом - фельдшер. Самостоятельной должности заведующей здравпунктом указанными нормативами не предусматривалось. Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 9 сентября 1964 года № 496, пунктом 64 предусмотрено повышение должностных окладов из числа среднего медицинского персонала за заведование фельдшерским и фельдшерско-акушерскими пунктами, обслуживающими свыше 1500 человек на 15 рублей в месяц, до 1500 человек на 10 рублей в месяц, др. ФЗП - на 5 рублей в месяц. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ проверки штатных расписаний ... - ... гг. структурных подразделений Городской больницы №, проведенной ГУ УПФ РФ в г. Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области, штатными расписаниями с <...> года в числе структурных подразделений значился фельдшерский здравпункт транспортного цеха, в числе среднего медицинского персонала: заведующий здравпунктом, дежурный фельдшер, дежурная медсестра. Истец с ДД.ММ.ГГГГ работала в Городской больнице № заведующей именно фельдшерского здравпункта транспортного цеха и продолжала работать в данной должности в указанном здравпункте и после переименования учреждения, за указанный период повышала квалификацию по должности фельдшер терапевтического участка, имеет сертификат специалиста. Истец выполняла основные обязанности фельдшера и дополнительные обязанности заведующей по административному руководству пункта, за что производилась дополнительная оплата труда. Самостоятельной должности заведующей здравпунктом вышеуказанными нормативами не предусматривалось. Неправильное, неполное ненормативное наименование должности и здравпункта не может являться основанием для отказа истцу в принятии в специальный стаж указанного спорного периода. Таким образом, в судебном заседании установлено, что, трудовая деятельность истца в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решение комиссии об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости создает препятствие к осуществлению истцу своего права на пенсионное обеспечение и подлежит признанию незаконным. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования РОДИОНОВОЙ И.А. удовлетворить. Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе РОДИОНОВОЙ И.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Признать за РОДИОНОВОЙ И.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж РОДИОНОВОЙ И.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следующие периоды работы в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинское объединение №, заведующая здравпунктом; и назначить РОДИОНОВОЙ И.А. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Председательствующий - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА