РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 декабря 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А., при секретаре Ежовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Некоммерческому партнерству «Уральский центр красоты «Афродита» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, установил: ДД.ММ.ГГГГ решением Казакова А.И. в целях наиболее оптимального использования людских и финансовых ресурсов, имеющегося профессионального опыта, а также дальнейшей популяризации и развития всех видов творчества, искусств и художественных промыслов учреждена некоммерческая организация - Некоммерческое партнерство «Уральский центр красоты «Афродита». В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ДД.ММ.ГГГГ инспекцией МНС России по городу Нижний Тагил Свердловской области произведена государственная регистрация Некоммерческого партнерства «Уральский центр красоты «Афродита» в Едином государственном реестре юридических лиц. Основной государственный регистрационный номер: №. 17.08.2011 Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области обратилось в суд с иском о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Некоммерческого партнерства «Уральский центр красоты «Афродита» (далее - НП «Афродита»). В обоснование требований истец ссылается на результаты анализа материалов учетного дела организации ответчика в порядке пункта 66 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 31.03.2009 № 90. В результате проверки установлено, что НП «Афродита» имеет ряд нарушений законодательства Российской Федерации, а именно пунктов 3, 3.1, 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в адрес организации ответчика вынесено письменное предупреждение от 13.11.2009 № 03-11960 и от 28.06.2011 № 03-9144. Однако до настоящего времени нарушения, указанные в предупреждении, не устранены. Предупреждения возвращены истцу с отметкой на конверте: «организация не значится». В нарушение требований статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-Ф «О некоммерческих организациях», организация ответчика не представила в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом, а именно: ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Представитель ответчика - НП «Афродита» в судебное заседание не явился, заказные почтовые отправления в адрес организации ответчика возвращены суду с отметкой об отсутствии организации по юридическому адресу, что в силу статьи 119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволяет суду приступить к рассмотрению дела. Определением суда от 03.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен единственный учредитель НП «Афродита» Казаков А.И., который в судебное заседание также не явился, о времени и месте разбирательства дела надлежащим образом извещен. Представитель третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области направил в суд заявления о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором заявленный Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области иск поддержал в полном объеме (л. д. 52-54). Исследовав письменные доказательства, суд находит иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (статья 2). Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 13.1). Учредительным документом для некоммерческого партнерства является устав, утвержденный учредителями, участниками, собственником имущества (статья 14). Как следует из материалов регистрационного дела №, решением Казакова А.И. от ДД.ММ.ГГГГ учреждена некоммерческая организация - Некоммерческое партнерство «Уральский центр красоты «Афродита» в целях наиболее оптимального использования людских и финансовых ресурсов, имеющегося профессионального опыта, а также дальнейшей популяризации и развития всех видов творчества, искусств и художественных промыслов. ДД.ММ.ГГГГ инспекцией МНС России по городу Нижний Тагил Свердловской области произведена государственная регистрация Некоммерческого партнерства «Уральский центр красоты «Афродита» в Едином государственном реестре юридических лиц. Основной государственный регистрационный номер: №. Место нахождения НП «Афродита»: <адрес> (л. д. 6-42). В письменном отзыве от 18.10.2011 Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области указало, что НП «Афродита» исполнена обязанность о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (л. д. 52-53). Согласно статье 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации (пункт 1). Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3). Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1). Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2). Контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4.1). Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (пункт 10). Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (статьи 18, 21 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации). В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 № 14-П указано, что в развитие конституционных положений и на основе общеправовых принципов юридического равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве основных начал гражданского законодательства закрепляет равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации (пункт 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313). Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 № 90 утвержден Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации. Юридическим фактом - основанием для начала исполнения административной процедуры по осуществлению анализа отчета некоммерческой организации - является получение Минюстом России (территориальным органом) отчета (информационного письма о продолжении деятельности общественного объединения). Некоммерческие организации имеют право представить отчеты посредством своего представителя или направить их почтовым отправлением, электронной почтой. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации при рассмотрении отчетов ответственный специалист готовит предложения о принятии мер по результатам контроля. По истечении установленного законодательством Российской Федерации срока представления отчетов ответственный специалист выявляет некоммерческие организации, не представившие отчеты, и готовит предложения о принятии к ним мер. Наличие в деятельности НП «Афродита» поименованных истцом нарушений Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» подтверждается материалами контрольного дела №. 13.11.2009 и 28.06.2011 Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в адрес НП «Афродита» направлены письменные предупреждения № 03-11960, 03-4994 о представлении в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Заказные почтовые отправления в адрес НП «Афродита» возвращены Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области ввиду отсутствия адресата. Сведения об имуществе НП «Афродита» отсутствуют, перерегистрация юридического лица в качестве страхователя во внебюджетных фондах прекращена после 27.12.2007 (л. д. 37-43), что свидетельствует о признаках недействующего юридического лица. Принимая во внимание, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, и Казаков А.И. не лишен права создать любую иную некоммерческую организацию, суд считает возможным принять решение о ликвидации НП «Афродита» в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. Длительность допущенных организацией ответчика спорных нарушений, а также вызванные ими последствия, свидетельствуют о фактическом прекращении деятельности НП «Афродита», носят существенный и неустранимый характер, и не позволяют уполномоченному органу восстановить законность иным путем, кроме ликвидации юридического лица. На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Решил: Иск Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области удовлетворить полностью. Ликвидировать Некоммерческое партнерство «Уральский центр красоты «Афродита». Настоящее решение является основанием для исключения Некоммерческого партнерства «Уральский центр красоты «Афродита» из Единого государственного реестра юридических лиц. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней. Судья А.А.Соловьев