РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 декабря 2011 года город Нижний Тагил Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В. при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д., с участием: представителей ответчика Администрации Горноуральского городского округа - ведущего специалиста-юрисконсульта Администрации ПАРАМОНОВА Д.В., доверенность от 17 марта 2011 года сроком действия до 31 декабря 2011 года, и ЧЕРНЫХ Г.П., доверенность от 26 декабря 2011 года № 33 сроком действия до 31 декабря 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-2075/2011 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, УСТАНОВИЛ: 25 октября 2011 года Нижнетагильский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа о возложении обязанности в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов площадью не менее 7 куб.м, расположенную <адрес>. В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в районе <адрес>. В ходе проверки выявлены навалы твердых бытовых отходов, как в мешках, так и сброшенных непосредственно на почву. Видовой состав отходов представлен упаковочными материалами (бутылки и упаковки от соков, алкогольной продукции), остатки пищевых продуктов, тряпье. Организованных мест для сбора отходов на берегу пруда не выявлено. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления. В соответствии с пунктом 17 статьи 30 Устава Горноуральского городского округа к полномочиям администрации города относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Следовательно, органом местного самоуправления не осуществляется должным образом организация деятельности по безопасному обращению с отходами. Несанкционированная свалка твердых бытовых отходов оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Тем самым, нарушаются гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду». Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, посредством факсимильной связи и телефонограммы просил рассмотреть дело в отсутствие прокурора, на исковых требованиях настаивает. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие прокурора. Представители ответчика Администрации Горноуральского городского округа ПАРАМОНОВ Д.В. и ЧЕРНЫХ Г.П. в судебном заседании, не оспаривая факта несанкционированной свалки и принадлежности территории, на которой размещена свалка, исковые требования не признали, в обоснование возражений указали следующее. В районе территории, где расположена несанкционированная свалка, находятся <...> садоводческих товариществ, данная свалка расположена <адрес>. На территории <адрес> отсутствует контейнер по сбору мусора и отходов, договоров на вывоз мусора не заключено. Состав отходов свидетельствует, что отходы образованы от жизнедеятельности членов садоводческих товариществ, поэтому ответственность должна быть возложена на данную организацию. Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, что в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению спора по существу в отсутствие третьего лица. Огласив исковое заявление, заслушав возражения стороны, ответчика исследовав письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды и указанным Федеральным законом. В силу статьи 8 указанного Федерального закона граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ указано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Федеральный закон определяет такие понятия, как охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность); благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (статья 1). Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды (статья 3). Твердые бытовые отходы (ТБО) - твердые отходы потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности людей. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности (статья 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 52 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Факт несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территории Горноуральского городского округа, расположенных <адрес>, площадью не менее 7 куб.м, подтверждается: экспертным заключением № 33 по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды, составленного 5-14 октября 2011 года КГУСО «Центр экологического мониторинга и контроля»; фотоснимками мест несанкционированной свалки. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (статья 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статья 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). В соответствии с пунктом 17 статьи 30 Устава Горноуральского городского округа к полномочиям Администрации отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Постановлением Администрации Горноуральского городского округа от 17 декабря 2009 года № 2036 (в ред. от 10 февраля 2010 года № 111), в целях содержания территории в безопасном для человека санитарно-эпидемиологическом состоянии, утверждены Правила сбора, вывоза, переработки бытовых и промышленных отходов на территории Горноуральского городского округа. Правила направлены на совершенствование управления и контроля в сфере обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения округа. Система санитарной уборки и очистки территории Горноуральского городского округа предусматривает сбор, быстрое удаление, обезвреживание и экономически целесообразное транспортирование отходов (пункт 1 статьи 3 Правил). Для сбора отходов физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели организуют место накопления отходов, осуществляют его уборку и техническое обслуживание сами или по договору со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, осуществляющей вывоз и размещение отходов (пункт 2 статьи 3 Правил). Запрещается: накапливать отходы в несанкционированных местах; сжигать отходы при отсутствии специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; выбрасывать бытовой мусор и иные предметы вне мест для сбора таких отходов; накапливать и сбрасывать отходы на почву, в водные объекты, а также закапывать отходы (статья 4 Правил). В соответствии со статьей 6 Правил виды сбора накопления и использования отходов от садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан: 1) для сбора отходов, образующихся в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, руководством объединений граждан оборудуются контейнерные площадки; 2) бытовые отходы вывозятся на полигон бытовых отходов в соответствии с заключенным договором на вывоз и (или) размещение отходов; 3) отработанные горюче-смазочные материалы (ГСМ), автошины, аккумуляторы, металлолом, иные токсичные отходы собираются для обязательного последующего обезвреживания в соответствии с действующим законодательством; 4) отходы, подлежащие переработке, сдаются специализированным организациям; 5) вывоз отходов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан осуществляется по мере накопления, транспортирование отходов осуществляется в соответствии с действующим законодательством; 6) организацию сбора и сдачи отходов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивает руководство объединений граждан. Органы и должностные лица, осуществляющие контроль по выполнению требований Правил: главы территориальных администраций; отдел архитектуры и градостроительства администрации Горноуральского городского округа; муниципальная экологическая служба; Территориальный отдел Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе; отдел внутренних дел Горноуральского городского округа; другие уполномоченные органы в соответствии с их компетенцией и предоставленными в установленном порядке полномочиями (статья 7 Правил). Органы и должностные лица, в соответствии со своей компетенцией, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях при нарушении настоящих Правил. В силу статьи 8 Правил за нарушение Правил сбора, вывоза, переработки бытовых и промышленных отходов на территории Горноуральского городского округа устанавливается административная, гражданско-правовая, уголовная и дисциплинарная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области, другими нормативно-правовыми актами. Юридические лица независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности несут материальную ответственность за нарушение настоящих Правил. В случае нарушения гражданами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, должностными или юридическими лицами требований природоохранного, земельного, санитарного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, законодательства в области строительства и архитектурной деятельности, иного специального законодательства, ответственность наступает в установленном законом порядке. Доводы стороны ответчика на необходимость привлечения к гражданской ответственности садоводческих товариществ судом не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств того, что несанкционированная свалка размещена на территории, принадлежащей садоводческому товариществу, либо относится к территории, подлежащей обслуживанию садоводческим товариществом, суду не представлено. Также не представлено доказательств того, что органом местного самоуправления ведется контроль садоводческих товариществ, расположенных на территории Горноуральского городского округа, за соблюдением природоохранного и санитарного законодательства, и к ним применялись меры реагирования, в частности, составлялся протокол, товарищество привлекалось к административной ответственности и т.д. Лица, нарушившие природоохранное законодательство, органом местного самоуправления не установлены и носят предположительный характер. В данном случае бездействие органа местного самоуправления по работе с некоммерческими садоводческими товариществами, по установке мест сбора мусора в местах отдыха населения, послужили причиной бесхозяйственного поведения других лиц, допускающих нарушение природоохранного и санитарного законодательства. Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (статья 77). Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (статья 78). Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. С учетом установленного муниципальными правовыми актами распределения полномочий по осуществлению экологического контроля суд считает необходимым возложить спорную обязанность на Администрацию Горноуральского городского округа. При этом отсутствие необходимых финансовых средств и материально-технической базы, с учетом особенностей бюджетного планирования и порядка размещения муниципальных заказов, не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за экологические нарушения. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46). Конституция Российской Федерации провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, принадлежат ему от рождения, а их соблюдение гарантируется государством на началах юридического равенства, справедливости и недопустимости установления ограничений, кроме случаев, когда это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе. Из содержания Конституции Российской Федерации следует, что право на полное возмещение ущерба, причиненного личности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, относится к числу прав человека и гражданина. Конкретизация его содержания при воспроизведении в нормах отраслевого законодательства возможна лишь с учетом специфики регулируемых общественных отношений. Однако при этом не должны устанавливаться ограничения полного возмещения ущерба для граждан, чьи права и свободы были нарушены незаконными действиями государственных органов и должностных лиц. Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Предложенный прокурором срок ликвидации несанкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов - в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу носит неразумный характер. С учетом особенностей бюджетного планирования, сезонного характера работ и порядка размещения муниципальных заказов суд находит возможным и разумным определить срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При этом изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчиков и сезонного характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых удовлетворить частично. Обязать Администрацию Горноуральского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории Горноуральского городского округа <адрес>, площадью не менее 7 куб.м, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловской области в течение десяти дней со дня вынесения, с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Председательствующий - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА