2-1591/2011 решение от 31.10.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,

           при секретаре Мусиной Е.С.,

            с участием старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Масленникова В.А.,

           истца Силонова В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1591/2011 по иску прокурора Ленинского района г.Нижнего Тагила Свердловской области в интересах Силонова В.И. к Министерству финансов Свердловской области, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Силонова В.И. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» и Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, указав, что Силонов В.И. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители умерли. После выпуска из детского дома он был зачислен в <...>, однако был осужден к мере наказания, связанной с лишением свободы, освободился ДД.ММ.ГГГГ. Неоднократно предпринимал попытки встать на учет для получения жилья, однако в этом ему было отказано администрацией муниципального образования «город Нижний Тагил». Просил обязать Администрацию города Нижний Тагил поставить его на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма во внеочередном порядке и направить документы об этом в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области просил возложить обязанность в срок 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилья, установленной в городе Нижний Тагил и безвозмездно передать приобретенное жилье в муниципальную собственность города Нижний Тагил для целевого распределения его Силонову В.И., администрацию города Нижний Тагил обязать оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное ей Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение Силонову В.И. по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что согласно ч. 1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительно власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления жилых помещений определен постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года №646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета», которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. Согласно данного нормативно-правового акта обеспечение жилыми помещениями лиц такой категории осуществляется за счет средств областного бюджета. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и главным распорядителем средств областного бюджета на эти цели является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Главным распорядителем в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года №1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое в силу ст.ст.6, 158 Бюджетного кодекса РФ распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательства между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В соответствии с законом Свердловской области в от 16 декабря 2008 года №119-03 «об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерству строительства и архитектуры Свердловской области предусмотрено бюджетных ассигнований на 2010 год 229 370 рублей.

Правительство Свердловской области обеспечивает составление проекта областного бюджета, представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год.

Согласно закону Свердловской области от 10 апреля 1995 года №9-03 «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» уполномоченный орган по управлению средствами областного бюджета выступает от имени Свердловской области в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с использованием средств областного бюджета, если иное не установлено законом, принимает меры по изъятию средств, выделенных из областного бюджета в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ.

Согласно постановлению правительства Свердловской области от 27 марта 2007 года №241-ПП «Об утверждении Положения о министерстве финансов Свердловской области», Министерство выполняет функции по организации исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, ведет бюджетный учет, готовит отчет об исполнении областного и консолидированного бюджетов Свердловской области, осуществляет доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательства и объемов финансирования.

Согласно Областному закону от 10 апреля 1995 года №9-03 «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» основной уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет в порядке, предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственностью Российской Федерации и в муниципальную собственностью.

Судом привлечены к участию в деле в качестве соответчиков Министерство финансов Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение «Фонд индивидуальной поддержки жилищного строительства».

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Нижнего Тагила Свердловской области Масленников В.А. и истец заявленные требования, основание и предмет иска поддержали. Истец Силонов В.И. суду пояснил, что после освобождения из мест лишения свободы в <...> году он вернулся в <...>, куда был зачислен перед осуждением, но на обучение его уже не взяли. Он стал собирать документы для получения жилья, в этом ему помогла социальный педагог училища, ему предоставили место в общежитии. В общежитие он не вселялся, поскольку из-за материальных проблем снова совершил преступление, забрал у парня сотовый телефон, освободился ДД.ММ.ГГГГ. После освобождения из мест лишения свободы не может собрать пакет документов для того, чтобы решить вопрос о постановке его на учет для получения социального жилья, поскольку не имеет регистрации по месту жительства в г.Нижнем Тагиле. Он не может трудоустроиться без регистрации по месту жительства, имеет ребенка, в отношении которого добровольно признал отцовство, однако не имеет возможности содержать его материально. Записывался на прием к Главе города Нижний Тагил Исаевой В.П. по этому вопросу, но ему сказали, что его очередь еще не подошла, вынужден был обратиться в прокуратуру за помощью.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, надлежащим образом извещенный о дате, месте, времени судебного заседания, в суд не явился, направил в суд письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что исковые требования не признает, в обоснование своих возражений по иску указал, что согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.57 ЖК РФ, в которой указано, что вне очереди жилые помещения представляются в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Соответственно ЖК РФ устанавливает, что детям-сиротам жилые помещения предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ, таким образом, выделяя данную категорию граждан в отдельную группу, имеющую первоочередное перед иными гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право на обеспечение жилыми помещениями.

Из ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно предоставляться в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Кроме того, данная норма не противоречит предоставлению жилых помещений детям данной категории в порядке очередности, исходя из времени принятиях таких граждан на учет.

Жилищные отношения в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, входят в сферу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Соответственно, в отсутствие конкретных норм, устанавливающих специальное регулирование жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, применению в силу ч.1 ст.7 ЖК РФ подлежат общие нормы, регулирующие жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся. Такое применение не противоречит существу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, так как эти отношения являются одним из видов жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме того, обеспечение жильем детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, отличном от порядка очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, стало бы в силу объективной невозможности единовременного обеспечения всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениям, нарушением требований разумности и справедливости установленных ч.2 ст.7 ЖК РФ, ч.2 ст.6 ГК РФ.

В соответствии с Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», которым предусмотрена процедура предоставления жилья данной категории лиц, органы местного самоуправления муниципальных образований в течение 10 рабочих дней с даты получения от Фонда адресного перечня жилых помещений, построенных (приобретенных) для обеспечения детей-сирот, представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам (п.11) Согласно п.12 этого же Порядка, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» направляет в Министерство сведения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений, на основании которых Министерством в свою очередь осуществляется подготовка приказов о распределении детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Таким образом, приобретение и предоставление Силонову В.И. жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего предложения будет противоречить указанному нормативному акту.

Решение суда в силу ст.210 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Кроме того, в соответствии с п.1 ст.36 Федерального закона от 21 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Соответственно, при возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Силонову В.И. жилое помещение, такая обязанность будет подлежать исполнению после вступления решения суда в законную силу и в течение определенного срока с момента возбуждения исполнительного производства. Таким образом, именно в силу приведенных обстоятельств обязанность, о возложении которой просит истец, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Кроме того, требование о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Силонову В.И. жилое помещение повлечет нарушение прав других детей-сирот, так как фактически истец требует предоставить Силонову В.И. жилое помещение без соблюдения норм, предусмотренных Порядком обеспечения детей-сирот и без учета очередности постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении (л.д. 37-40).

Представитель ответчика - Администрации города Нижний Тагил, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие либо отложить. Письменный отзыв на заявленные исковые требования в суд не направил. На основании ч. 4 ст.167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика - Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, направил в суд телефонограмму, в которой указал, что с исковыми требованиями не согласен, и не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие. Письменный отзыв по заявленным исковым требования в суд не представил (л.д. 67).

Представитель ответчика - Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что в функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, в частности детям-сиротам. Согласно ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот т детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В целях исполнения расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закону Свердловской области от 26 ноября 2010 года №100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», в 2011 году эта сумма составляет 350 000 рублей. Кроме того, в целях исполнения федерального законодательства постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года №84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии с Порядком, постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года №1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года №100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, согласно Порядку, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», осуществляющее размещение государственного заказа на строительство жилых помещений для детей-сирот и заключение государственных контрактов на строительство жилых помещений. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Построенные и приобретенные жилые помещения зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Распределение детям-сиротам жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, являющимися основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований договоров социального найма жилых помещений с детьми-сиротами. Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для детей-сирот, должны быть совершены органами местного самоуправления: прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, заселение данных жилых помещений. Таким образом, Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует. Положение о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 18 октября 2010 года №1524-ПП, такое полномочие не предусматривает (л.д. 46-48).

Заслушав прокурора, истца, огласив позицию не явившихся представителей ответчиков, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

На основании ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2настоящей статьи случаев.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

08 февраля 2011 года постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

В соответствии с Порядком, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона.

Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов).

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме, согласно приложению к настоящему Порядку.

Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области.

В судебном заседании установлено, что истец Силонов В.И. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец С. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-16).

Постановлением главы администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Силонов В.И. определен в детский дом на полное государственное обеспечение (л.д. 12). Жилое помещение за ним не закреплялось. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа » (л.д. 19).

ДД.ММ.ГГГГ Силонов В.И. снят с регистрационного учета по месту жительства в детском доме-школе по адресу: город Нижний Тагил, <адрес> и зарегистрирован в общежитии <...> по адресу: город Нижний Тагил, <адрес> в связи с обучением в этом училище с ДД.ММ.ГГГГ по профессии <...> (л.д. 21).

ДД.ММ.ГГГГ осужден условно к лишению свободы с испытательным сроком один год (л.д.26).

ДД.ММ.ГГГГ осужден за совершение краж с отбыванием наказания в местах лишения свободы на срок 1 год 10 месяцев (л.д.27), освобожден ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно (л.д.24).

По сведениям ГБОУСПО Свердловской области «<...> техникум жилищно-коммунального и городского хозяйства», Силонов В.И. поступил на обучение в ГОУ НПО СО <...> ДД.ММ.ГГГГ. На основании приговора Тагилстроевского районного суда г.Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ отчислен ДД.ММ.ГГГГ. После освобождения Силонов В.И. совместно с социальным педагогом обратился в УСЗН Ленинского района г.Н.Тагила и администрацию г.Н.Тагила в отдел по жилищной политике. По результатам обращения Силоновым В.И. в присутствии социального педагога был получен смотровой талон на общежитие по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>., который также в присутствии социального педагога был сдан Силоновым В.И. коменданту этого общежития (л.д.66).

ДД.ММ.ГГГГ осужден к лишению свободы на срок 1 год 10 месяцев, освобожден ДД.ММ.ГГГГ по отбытию срока наказания (л.д. 25).

Из письма Главы города Нижний Тагил на имя прокурора Ленинского района г.Н.Тагила от 09.09.2011 года усматривается, что Силонов В.И. в администрации города на учете граждан, нуждающихся в предоставлении по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по г.Нижний Тагил не состоит и не состоял, обращения по вопросу постановки его на учет нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма в управление учета и распределения жилья администрации города не поступали (л.д.61).

В то же время, по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения

Кроме того, до ДД.ММ.ГГГГ органами опеки и попечительства на основании ст.34 Гражданского Кодекса РФ являлись органы местного самоуправления.

В силу ст.147 Семейного Кодекса РФ, защита прав выпускников воспитательных учреждений, возлагалась на органы опеки и попечительства, таким образом, обязанность по защите прав выпускника детского дома-школы. г.Н.Тагила Силонова В.И. лежала на органе местного самоуправления.

Судом установлено, что в период нахождения Силонова В.И. в детском доме директор МОУ "Детский дом-школа " обращался ДД.ММ.ГГГГ в отдел опеки, попечительства администрации Тагилстроевского района г.Н.Тагила с вопросом о постановке на регистрационный учет для получения жилой площади выпускников учреждения 2005 года, в том числе Силонова В.И. (л.д.67). Письмо получено отделом опеки 18.05.2005 года. Невыполнение органом местного самоуправления обязанности по защите жилищных прав истца не может повлиять на его жилищные права.

Поскольку в судебном заседании установлено, что Силонов В.И. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в собственности жилья не имеет (л.д.62, 65, 66), освободился из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, на территории города Нижний Тагил регистрации по месту жительства не имеет (л.д.21), администрация образовательного учреждения, в котором он воспитывался, при выпуске Силонова В.И. из детского дома обращалась в отдел органа местного самоуправления с вопросом о предоставлении ему жилого помещения, суд полагает, что истец имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм. Однако до настоящего времени истец на учет для предоставления жилья не поставлен, что нарушает гарантированные государством права на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.

При таких обстоятельствах на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и Администрацию города Нижний Тагил следует возложить соответствующую Порядку обеспечения в 2012 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, обязанность по предоставлению истцу вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, построенное или приобретенное за счет средств областного бюджета Свердловской области.

Разрешая требования прокурора об установлении 6-месячного срока обеспечения истца жильем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в этой части, поскольку в силу ст.210 Гражданского процессуального законодательства РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Таким образом, после вступления решения в законную силу оно должно быть исполнено и установления срока для его исполнения не требуется, поэтому в этой части прокурору следует отказать.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Силонова В.И. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» поставить Силонова В.И. на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, и направить списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма, в которые включен Силонов В.И. , в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области, для Силонова В.И.; распределить ему построенное (приобретенное) жилое помещение в собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для предоставления его по договору социального найма Силонову В.И..

Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области оформить право муниципальной собственности на построенное (приобретенное) за счет средств бюджета Свердловской области для Силонова В.И. жилое помещение и предоставить его Силонову В.И. по договору социального найма.

В удовлетворении требования о возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности построить или приобрести для Силонова В.И. жилое помещение в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

В окончательной форме решение изготовлено 28 декабря 2011 года

Судья: