2-2060/2011 решение от 16.12.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2011 года        город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,

помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области КРИВОШЕЕВОЙ А.М.,

истца СЕРЕБРЯКОВОЙ Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-2060/2011 по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах СЕРЕБРЯКОВОЙ Е.Н. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

12 октября 2011 года прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах СЕРЕБРЯКОВОЙ Е.Н. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в котором просил:

возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «город Нижний Тагил» Свердловской области для СЕРЕБРЯКОВОЙ Е.Н.; распределить жилое помещение СЕРЕБРЯКОВОЙ Е.Н.; безвозмездно передать распределенное СЕРЕБРЯКОВОЙ Е.Н. жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил»;

обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» заключить с СЕРЕБРЯКОВОЙ Е.Н. договор социального найма в отношении распределенного истцу жилого помещения.

В обоснование требований прокурор указал, что СЕРЕБРЯКОВА Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья; мать лишена родительских прав, юридически отца нет, находилась под опекой бабушки; зарегистрирована в общежитии по месту жительства матери, фактически проживает по месту жительства бабушки. В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет истец принята на учет в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда города Нижний Тагил, на 1 января 2011 года номер очереди 898; в списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил, под номером 76. До настоящего времени СЕРЕБРЯКОВОЙ Е.Н. жилое помещение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено и по договору социального найма Администрацией муниципального образования «город Нижний Тагил» не предоставлено, чем нарушено право истца на получение внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.

Помощник прокурора Дзержинского района город Нижний Тагил Свердловской области КРИВОШЕЕВА А.М. и истец СЕРЕБРЯКОВА Е.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление от 15 декабря 2011 года, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение о рассмотрении спора по существу в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика в письменном отзыве указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против заявленных требований по следующим основаниям.

Представитель ответчика в письменном отзыве указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против заявленных требований по следующим основаниям.

Жилищный кодекс Российской Федерации в части 2 статьи 57 устанавливает, что детям-сиротам жилые помещения предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения. Из этого не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП.

Решение суда подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу либо в течение 2-х месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. Таким образом, обязанность, о возложении которой просит истец, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнения, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленный Порядком обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, что повлечет нарушение прав других детей-сирот, обязанность по обеспечению которых жилыми помещениями предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ и конкретизирована Порядком обеспечения детей-сирот, т.к. фактическим истец требует предоставить жилье без соблюдения норм, предусмотренных Порядком и без учета очередности постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Истец фактически просит предоставить дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком.

Просил в иске отказать.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» в судебное заседание в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица Правительства Свердловской области, привлеченного судом к участию в деле, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление от 15 декабря 2011 года, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Применительно к части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение о рассмотрении спора по существу в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель Правительства Свердловской области в письменном отзыве указал, что расходные обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субъектом Российской Федерации - Свердловской областью выполняются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Свердловской области «Об областном бюджете на 2011 год», Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения».

Представитель третьих лиц СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» и Министерства финансов Свердловской области, привлеченных судом к участию в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителей третьих лиц.

Заслушав пояснения стороны истца, огласив отзыв ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 38, частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 163-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии с указанным Порядком получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений.

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области.

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований.

Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что СЕРЕБРЯКОВА Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного жилья. Мать истца С. лишена родительских прав на основании решения Дзержинского районного суда города Нижний Тагил от 18 ноября 2005 года, вступившего в законную силу 3 декабря 2005 года, юридически отца нет. Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу был назначен опекун, жилая площадь за истцом не закреплялась. Истец зарегистрирована в общежитии по месту жительства матери, фактически проживает по месту жительства бабушки.

В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет истец принята на учет в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда города Нижний Тагил на основании Постановления Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 5 ноября 2008 года № 963, на 1 января 2011 года номер очереди 898. В списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил, значится под номером 76.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец достиг возраста <...> лет, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения. В силу вышеприведенных норм права истец имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец правомерно включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Нижний Тагил. Список во исполнение Порядка обеспечения в 2010-2011гг жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, передан в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в целях распределения построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета, жилых помещений. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, чем нарушены гарантированные государством права истца на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.

Российская Федерации, являясь социальным государством, что закреплено в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, провозгласила человека его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство и его органы, принявшее на себя обязательство по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны исполнять данные обязательства и недостаточность денежных средств не может служить основанием для неисполнения государством и его органами принятых на себя обязательств. Удовлетворение требований истца не может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, поскольку их права не взаимосвязаны и удовлетворение требований истца не исключает и умаляет прав других лиц, защита и соблюдение которых возложена на государственные органы исполнительной власти. Исходя буквального толкования статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что право истца на обеспечение жильем социального использования нарушено, то соответственно на ответчиков должна быть возложена обязанность по участию в процедуре предоставления жилья истцу, установленной Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах СЕРЕБРЯКОВОЙ Е.Н. удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области, для СЕРЕБРЯКОВОЙ Е.Н., и безвозмездно передать построенное (приобретенное) и распределенное жилое помещение для СЕРЕБРЯКОВОЙ Е.Н. в собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области.

Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области заключить с СЕРЕБРЯКОВОЙ Е.Н. договор социального найма в отношении жилого помещения, переданного Министерством строительства и архитектуры Свердловской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Председательствующий -         М.В. ПЕСТЕРНИКОВА