2-1868/2011 решение от 20.12.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2011 года       город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПИРОГОВОЙ И.М.

при секретаре ПЕТРОВОЙ О.В.,

с участием: истца ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н.,

представителя истца ФРАНЦЕВОЙ Т.В. /регистрационный номер в реестре адвокатов Свердловской области, ордер № 000103, выданный 05.10.2011 года/

представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Ленинскому району г.Н.Тагила - главного специалиста отдела опеки и попечительства САЗОНОВОЙ С.С., доверенность № 5 от 20.06.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1868/2011 по иску ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области и Администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

ПОДОЛЬНИКОВА М.Н. обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной законодательством субъекта Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указала, что относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать решением Ленинского районного суда г.Н.Тагила от 08.04.1985 года лишена родительских прав, у отца она была отобрана. ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Ленинского районного Совета народных депутатов за было принято решение о помещении истицы в детский дом и закреплении за ней жилого помещения, расположенного по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ПОДОЛЬНИКОВА М.Н. воспитывалась в <...> детском доме-школе и находилась на полном государственном обеспечении. На период обучения в <...> ей было предоставлено общежитие по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ истица состоит на учете, как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма муниципального фонда на общих условиях. Квартира <адрес> в г.Н.Тагиле находится в собственности других лиц.

В предварительном судебном заседании ПОДОЛЬНИКОВА М.Н. уточнила исковые требования: просила возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области по приобретению жилого помещения для ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н. не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления - Администрацией Муниципального образования «город Нижний Тагил»; безвозмездной передаче в муниципальную собственность; обязать Администрацию Муниципального образования «город Нижний Тагил» предоставить переданное жилое помещение истице по договору социального найма.

По инициативе суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Правительство Свердловской области, Областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

В судебном заседании ПОДОЛЬНИКОВА М.Н. исковые требования поддержала, пояснила, что до помещения в учреждение государственного воспитания с семьей занимала комнату в коммунальной квартире <адрес> в г.Н.Тагиле. В дальнейшем родителями истицы был произведен обмен указанной комнаты на <...> квартиру, расположенную по <адрес>; приватизация и продажа данной квартиры, покупка жилого дома <адрес> в г.Н.Тагиле. Решение о закреплении за истицей, ее братьями и сестрой, права в целом на квартиру <адрес>, в связи с лишением родительских прав матери, носило формальный характер. В период обучения в <...> истица закрепленного жилья не имела, проживала в общежитии. По окончанию учебы на основании ходатайства администрации <...> ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н., как лицу, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и не имеющей закрепленного жилья, администрацией города было предоставлено койко-место в общежитии по <адрес>. А в связи с беременностью и рождением ребенка истица была переселена в комнату указанного общежития, где имеет регистрацию на постоянное место жительства с <...> несовершеннолетними детьми.

Представитель ответчика - Администрация Муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебной повестки от 07.12.2011года (л.д.187). На беседе, проведенной в порядке подготовки к судебному заседанию, от 05.10.2011 года, представитель ответчика - БУНЬКОВ А.В. пояснил, что возражает против исковых требований ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н., поскольку истица обратилась с заявлением в Администрацию Муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма в возрасте 23 лет. Согласно Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанные в законе лица имеют право на дополнительные гарантии, в случаи их обращения до достижения 23 летнего возраста, автоматически данное право истицей было утрачено.           

Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства 11.12.2011 года (л.д.197). В отзыве на исковое заявление от 16.11. 2011 года № 10-04-01-4328 просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 141-143). В обоснование своей позиции по делу представитель ответчика в письменном отзыве указал, что истцом пропущен установленный ст.196 ГК РФ трехлетний срок исковой давности. О нарушении своего права на предоставление жилого помещения ПОДОЛЬНИКОВА М.Н. должна была узнать еще в 1999 году, когда ей была предоставлена комната в общежитии по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>, так как на этот момент являлась совершеннолетним дееспособным лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения и обладала возможностью ознакомиться с нормативно-правовыми актами, устанавливающими дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот (в частности право на обеспечение жилым помещением в случае отсутствия закрепленного жилого помещения), а также получить информацию о судьбе закрепленного жилого помещения по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>, и в случае необходимости обжаловать соответствующее решение Ленинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. С 30.09.2004 года ПОДОЛЬНИКОВА М.Н. поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального жилого фонда в общую очередь под № 695, с этой же даты ей предоставлена комната в семейном общежитии по <адрес>. Как указывает истец, на этот момент она уже обращалась в администрацию г.Н.Тагил о предоставлении ей отдельной квартиры, соответственно знала о нарушении своего права. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон РФ №159 -ФЗ) в абз.2 п.1 ст.8 указывает в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта Российской Федерации отсутствие закрепленного жилого помещения. Из представленных истцом доказательств следует, что решением Ленинского районного Совета народных депутатов за от ДД.ММ.ГГГГ за ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н. закреплено жилое помещение по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>. Данное решение не обжаловалось, доказательств отсутствия оснований для закрепления данного жилого помещения за ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н., истцом не представлено. Единственное обстоятельство, на которое ссылается истец, это тот факт, что в настоящее время, когда истцом уже достигнут возраст <...> лет, жилое помещение по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>, находится в собственности других лиц. Нормы п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации на истца не распространяются, так как на момент вступления в силу данного нормативного акта истцом уже превышен возраст 23 года, обратной силы данная норма не имеет. В удовлетворении исковых требований ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н. следует отказать.

Представитель ответчика - Министерства финансов Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается распиской в получении судебной повестки от 12.12.2011года (л.д. 194). В обоснование своей позиции в письменном отзыве на исковое заявление от 03.11.2011г. за 13.11-653 указал следующее: в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее - Порядок), постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года № 1631- ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26.11.2010 года № 100 -ОЗ «Об областном бюджете на 2011год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, согласно Порядку является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее - Фонд), осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Построенные и приобретенные жилые помещения зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Распределение детям-сиротам жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, являющимися основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований договоров социального найма жилых помещений с детьми-сиротами. Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для детей-сирот, должны быть совершены органами местного самоуправления. Таким образом, Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, кроме того, Положение о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 года № 1524 -ПП, такое полномочие Министерства финансов Свердловской области не предусматривает. Представитель ответчика просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 91-95).

Применительно к части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.

Представитель третьего лица - Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, об уважительности причин неявки суду не сообщила (л.д.189).

Представитель третьего лица - Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебной повестки от 09.12.2011года, об уважительности причин неявки суду не сообщил (л.д.188).

Третьи лица - ПОДОЛЬНИКОВ А.Н., ПОДОЛЬНИКОВ С.Н., ИЛЬЕНКО О.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом (л.д.194-196), в адрес суда направили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие, против исковых требований ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н. возражений не имеют (л.д.136-138).

Представитель третьего лица - Территориального отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Н.Тагила Свердловской области высказал согласие с заявленными исковыми требованиями.

Допрошенная по ходатайству истца в качестве свидетеля П. суду пояснила, что приходится ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н. матерью. В <...> году она с супругом и несовершеннолетними детьми: С., О. Н., М. и П. проживали по договору социального наймам в <...> комнате, общей площадью <...> кв.м. <адрес> в г.Н.Тагил. Решением суда она была лишена родительских прав в отношении истицы и других детей. В порядке обмена свидетель стала проживать по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>, согласие опеки на обмен жилых помещений не требовалось. В последствии указанная квартира по договору приватизации была передана в собственность свидетеля, ее супруга и троих детей, истица в приватизации не участвовала.

Допрошенная в качестве свидетеля Т. суду пояснила, что является одним из собственников квартиры <адрес> в г.Н.Тагил. В данном жилом помещении проживает вместе с супругом более <...> лет. Ранее семья свидетеля проживала по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>, затем с семьей ПОДОЛЬНИКОВЫХ был произведен обмен жилых помещений. О закреплении за истцом и другими несовершеннолетними детьми права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>, свидетель не знала, проблем с приватизацией не возникло.

Заслушав пояснения стороны истца, представителя Территориального отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Н.Тагила Свердловской области, показания свидетелей, огласив позицию представителей ответчиков и третьих лиц, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, разработан во исполнение подпрограммы «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительского обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 года № 1469 - ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы».

В соответствии с указанным Порядком меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (пункт 2).

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее - Фонд) (пункт 3).

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 4).

Средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения (пункт 5).

Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (пункт 6).

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (пункт 8).

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области (пункт 9).

Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади (пункт 10).

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения (пункт 11).

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений (пункт 12).

Статус ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается свидетельством о рождении истца (л.д.8), решением Ленинского районного суда г.Н.Тагила от 08.04.1985 года на основании которого мать истицы - П. была лишена родительских прав, а у отца - П. были отобраны несовершеннолетние дети С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.11-12); справкой Государственного образовательного учреждения Свердловской области для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <...> детский дом-школа от 18.08.2008 года за № 597 о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ПОДОЛЬНИКОВА М.Н. воспитывалась, обучалась в указанном учреждении и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.32); согласно справки за № 459 от 14.12.2011 года следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ПОДОЛЬНИКОВА М.Н. проходила обучение в ГОУ НПО СО <...> и была зарегистрирована в общежитии училища по адресу: г.Н.Тагил, <адрес> (л.д. 191).

Судом установлено, что по решению исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетние ПОДОЛЬНИКОВ С.Н., <...> года рождения, П., <...> года рождения, ПОДОЛЬНИКОВ А.Н., <...> года рождения, П., <...> года рождения, ПОДОЛЬНИКОВА М.Н., <...> года рождения, определены в детский дом. За детьми закреплено право на квартиру по <адрес> (л.д.13). В судебном заседании установлено, что по состоянию на <...> год жилое помещение по адресу: г.Н.Тагил, <адрес> являлось <...> коммунальной квартирой общей площадью <...> кв.м. Семья ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н., состоящая из семи человек, на момент лишения родительских прав фактически занимала по договору социального найма и имела право пользования одной комнатой площадью <...> кв.м в указанном жилом помещении. Иные <...> комнаты находились в пользовании семьи, членом которой истица не являлась. Указанные обстоятельства не были оспорены сторонами в судебном заседании.

На основании изложенного суд считает, что закрепление за истицей, ее братьями и сестрой права в целом на квартиру <адрес> в г.Н.Тагил было произведено с нарушением требований закона.

По выпуску из детского дома и окончанию <...> истица не могла реально пользоваться указанным выше жилым помещением.

ДД.ММ.ГГГГ матерью истицы П. был произведен обмен занимаемой комнаты в коммунальной квартире на изолированную <...> квартиру жилой площадью <...> кв.м, расположенную по адресу: г.Н.Тагил, <адрес> (л.д.160). Документы, подтверждающие наличие или отсутствие согласия органа опеки и попечительства на обмен закрепленного за несовершеннолетними детьми жилого помещения, суду представлены не были (л.д.161, 190).

<...> квартира по <адрес> на основании договора купли-продажи (передачи) администрацией г.Н.Тагила передана в собственность С., С., Т., Т., Т. (л.д.64), вселившихся в указанной жилое помещение на основании обменного ордера , выданного Исполнительным комитетом Н.Тагильского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66). Согласно справке, от 24.10.2011 года за № 5-3220 филиала «Нижнетальское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» указанное жилое помещение находится в долевой собственности Т., Т. и Т. (л.д. 84).

Жилое помещение, расположенное по <адрес>, на основании договора приватизации за от ДД.ММ.ГГГГ передано в собственность родителей истца П., П., а также малолетних брата и сестер П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ПОДОЛЬНИКОВОЙ А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.157-159). В дальнейшем указанное жилое помещение было продано и приобретен жилой дом <адрес> в г.Н.Тагил, договор купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.83, 111). Из справки за №7992, выданной 2012.2011 года ФСОГУП «Областной Центр недвижимости» «Горнозаводское БТИ и РН» указанный выше жилой дом находится в равнодолевой собственности П., П., П., П., ПОДОЛЬНИКОВОЙ А.Н. (л.д.198).

В связи с этим, по мнению суда, для разрешения данного спора не имеет юридического значения наличие постановления исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов о закреплении за ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н. жилого помещения.

Суд не может согласиться с доводами ответчиков о пропуске ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н. срока исковой давности для обращения в суд с требованиями о предоставлении жилого помещения по указанным основаниям.

Из положений абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ следует, что гарантируемая названным в этом абзаце лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения возраста 23 лет.

С самостоятельным заявлением о предоставлении жилья ПОДОЛЬНИКОВА М.Н. действительно обратилась после достижения ей возраста 23 лет. В то же время, по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Кроме того, до 01.01.2008года органами опеки и попечительства на основании ст. 34 Гражданского кодекса РФ являлись органы местного самоуправления.

В силу ст.147 Семейного кодекса РФ, защита прав выпускников воспитательных учреждений, возлагалась на органы опеки и попечительства, таким образом, обязанность по защите прав выпускницы Верхнетагильского детского дома-школы, а затем ГОУ НПО СО <...> г.Н.Тагила П. лежала на органе местного самоуправления.

Судом установлено, что в период нахождения истицы в детском доме директор <...> детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ обращался к Главе администрации Ленинского района г.Н.Тагила с просьбой принять меры к сохранности закрепленного за ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н. жилого помещения (л.д. 165,167). Был получен ответ отдела образования Администрации Ленинского района г.Н.Тагила о том, что родители ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н. выписаны с адреса <адрес>, приложена справка о проживании П. по указанному адресу (л.д. 168).

Судом установлено, что по окончанию обучения истицы в ГОУ НПО СО <...> (период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) администрация учебного заведения совместно с отделом опеки и попечительства обращалась в управление по жилищной политике администрации города по вопросу выделения жилья ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н., имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и не имеющего закрепленного жилья. На основании указанного ходатайства истице выделено койко-место в общежитии по <адрес> (л.д. 82). В связи с рождением ребенка ДД.ММ.ГГГГ истице предоставлена комната под в указанном общежитии площадью <...> кв.м (л.д.62). Из пояснений истицы следует, что она была в последствии переселена в комнату площадью <...> кв.м. ПОДОЛЬНИКОВА М.Н. с ДД.ММ.ГГГГ имеет регистрацию (прописку) в общежитии по указанному адресу. Вселение истицы в жилое помещение, находящееся в общежитии, в связи с трудовыми отношениями или по иным основаниям судом не установлено.

Постановлением Главы города Нижний Тагил от 30.09.2005 года № 1112 учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

До настоящего времени органом исполнительной власти ПОДОЛЬНИКОВА М.Н. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма не менее учетной нормы.

В силу части 2 статьи 49 данного Кодекса, жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими.

Статья 37 действовавшего ранее Жилищного Кодекса РСФСР основанием для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, устанавливала отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя.

Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как указал Конституционный суд в своем Определении от 7 июня 2011 г. N 746-О-О, Жилищным кодексом Российской Федерации расширен перечень оснований признания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР) положение п.2 части 2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях, в том числе на основании пункта 2 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).

Поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Последующий закон отменяет предыдущий" в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.

Согласно справке № 129225, выданной 05.10.2011 года Муниципальным учреждением «Служба правовых отношений» ПОДОЛЬНИКОВА М.Н. с ДД.ММ.ГГГГ с двумя несовершеннолетними детьми П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет регистрацию в г.Н.Тагиле, <адрес> без указания номера комнаты, занимаемая жилая площадь составляет <...> кв.м (л.д. 61). По решению районной комиссии по учету и распределению жилья администрации Ленинского района г.Н.Тагила от 30.09.2004 года ПОДОЛЬНИКОВА М.Н. состоит на учете малоимущих граждан, нуждающаяся в улучшении жилищных условий (л.д. 16), до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. В собственности жилого помещения истица не имеет (л.д. 17, 20).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истица является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения. В силу вышеприведенных норм права ПОДОЛЬНИКОВА М.Н. имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако до настоящего времени истица жилым помещением не обеспечена, чем нарушены гарантированные государством права на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.

С учетом вышеизложенных обстоятельств и норм права, регулирующих возникшие правоотношения, на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» следует возложить соответствующую Порядку обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, обязанность по предоставлению истцу вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, построенное или приобретенное за счет средств областного бюджета Свердловской области.

Исковые требования ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н. удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области, для ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н.; распределить построенное (приобретенное) жилое помещение ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н.; безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для предоставления его по договору социального найма ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н..

Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области предоставить ПОДОЛЬНИКОВОЙ М.Н. переданное жилое помещение, построенное (приобретенное) за счет средств областного бюджета Свердловской области, по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья                                      И.М.ПИРОГОВА