РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 января 2012 года город Нижний Тагил Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В. при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д., с участием: старшего помощника прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области ПЕТРОВОЙ С.В., представителя ответчика муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «город Нижний Тагил» - заместителя начальника правового управления Администрации города МАЛАХОВА М.Р., доверенность от 13 июля 2010 года № 53-2667 сроком действия три года, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-137/2012 по иску прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «город Нижний Тагил» о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки и возложении обязанности обеспечить вывоз бытовых отходов в незаконного места захоронения, УСТАНОВИЛ: 22 ноября 2011 года прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «город Нижний Тагил» о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельном участке проезжей части дороги, расположенном в городе Нижний Тагил в <адрес> в сады <...>; возложении обязанности ликвидировать свалку не позднее 1 месяца со дня вступления решения в законную силу. В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой проведена плановая соблюдения экологического законодательства в части сбора и вывоза твердых бытовых отходов, в результате которой выявлена на территории муниципального образования «город Нижний Тагил» несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном между развилкой <адрес> и садами <...> на обочине проезжей части дороги, что подтверждается актом проверки от 21 сентября 2011 года, схемой осмотра и фотографиями. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления. В соответствии с пунктом 24 статьи 29 Устава города Нижний Тагил к полномочиям администрации города относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Органом местного самоуправления разработаны Правила сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и твердых отходов на территории города, и Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города, в соответствии с которыми запрещается накапливать отходы в несанкционированных местах; организация уборки территорий, не отведенных юридическим и физическим лицам, осуществляет Администрация города по соглашению со специализированными организациями; в случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории. В связи с невозможностью установления лиц, разместивших отходы, ответственность за удаление отходов и рекультивацию территории несанкционированной свалки возлагается на Администрацию города Нижний Тагил, которой не осуществляется должным образом организация деятельности по безопасному обращению с отходами. Проверкой установлено, что Администрация города длительное время бездействует и не принимает меры по ликвидации по ликвидации указанной несанкционированной свалки, что следует из ответа отдела по экологии и природопользованию Администрации города от 22 июля 2011 года о включении в график работ по уборке несанкционированных свалок в августе 2011 года. Однако до настоящего времени данная свалка не ликвидирована. Несанкционированная свалка оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Тем самым, нарушаются гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду». Старший помощник прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области ПЕТРОВА С.В. в судебном заседании заявленные требования, основание и предмет иска поддержала, просила иск удовлетворить. Представитель ответчика муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «город Нижний Тагил» МАЛАХОВ М.Р. в судебном заседании предъявленные требования не признал, в обоснование возражений указал следующее. Прокурором не приняты меры к установлению лиц, разместивших твердые бытовые отходы в несанкционированных местах. Лимит бюджетных ассигнований муниципального образования «Город Нижний Тагил» на цели ликвидации несанкционированных свалок, предусмотренных на 2011 год, полностью исчерпан, несанкционированная свалка частично ликвидирована в пределах выделенных ассигнований, для завершения ликвидации свалки в проекте бюджета на 2012 год предусмотрены средства. Следовательно, отсутствуют бездействия, на которые указывает прокурор. При этом прокурором не принято во внимание при определении месячного срока ликвидации свалки, сроки проведения процедуры по размещению муниципального заказа на выполнения данного вида работ. Просил в иске отказать. Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды и указанным Федеральным законом. В силу статьи 8 указанного Федерального закона граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ указано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Федеральный закон определяет такие понятия, как охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность); благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Твердые бытовые отходы (ТБО) - твердые отходы потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности людей. Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (статья 1). Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды (статья 3). Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности (статья 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 52 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Факт несанкционированного размещения объекта твердых бытовых отходов на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил», расположенные на земельном участке проезжей части дороги, расположенном в городе Нижний Тагил в <адрес> в сады остановочного <...>, подтверждается актом проверки от 21 сентября 2011 года, фототаблицей к акту проверки. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (статья 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статья 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). В соответствии со статьей 29 Устава муниципального образования «Город Нижний Тагил» к полномочиям Администрации города отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Постановлением Главы города Нижний Тагил от 12 октября 2007 года № 1212 в целях организации благоустройства и озеленения территории города, содержания зеленых насаждений, очистки и уборки городских территорий, в соответствии со статьей 26 Устава города Нижний Тагил утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил. Физические и юридические лица обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами. Организацию уборки иных территорий осуществляют Администрация города по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории (статья 2 Правил). Администрация города, ее органы и структурные подразделения осуществляют контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими и юридическими лицами Правил. Правилами сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Нижний Тагил, утвержденными Постановлением Администрации города от 14 августа 2009 года № 1403, осуществление контроля за соблюдением данных Правил возложено на Комитет по городскому хозяйству Администрации города и отдел по экологии и природопользованию Администрации города в пределах своей компетенции. В случае выявления фактов нарушений Правил уполномоченные должностные лица Администрации города вправе: 1) составить протокол об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством; 2) обратиться в суд с заявлением (исковым заявлением) о признании незаконными действий (бездействия) физических и (или) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нарушающих Правила, о возмещении ущерба. Постановлением Администрации города от 13 июля 2009 года № 1126 утверждена муниципальная целевая программа «Совершенствование работы по сбору, транспортировке и утилизации твердых бытовых отходов на территории города Нижний Тагил (2009 - 2013 годы)» и предписано: Управлению по экономике и ценовой политике Администрации города при формировании бюджета на очередной финансовый год включить объемы финансирования в сводную бюджетную заявку финансирования муниципальных программ; Комитету по городскому хозяйству Администрации города при планировании расходов бюджета на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию муниципальной целевой программы; заместителю Главы Администрации города по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству, транспорту, энергетике, связи и капитальному строительству осуществлять контроль за выполнением настоящего постановления. Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (статья 77). Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (статья 78). Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения обязанности на Администрацию города Нижний Тагил по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. При этом отсутствие необходимых финансовых средств и материально-технической базы, с учетом особенностей бюджетного планирования и порядка размещения муниципальных заказов, не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за экологические нарушения. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46). Конституция Российской Федерации провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, принадлежат ему от рождения, а их соблюдение гарантируется государством на началах юридического равенства, справедливости и недопустимости установления ограничений, кроме случаев, когда это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе. Из содержания Конституции Российской Федерации следует, что право на полное возмещение ущерба, причиненного личности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, относится к числу прав человека и гражданина. Конкретизация его содержания при воспроизведении в нормах отраслевого законодательства возможна лишь с учетом специфики регулируемых общественных отношений. Однако при этом не должны устанавливаться ограничения полного возмещения ущерба для граждан, чьи права и свободы были нарушены незаконными действиями государственных органов и должностных лиц. Вместе с тем, судом не усматривается бездействие органа местного самоуправления по ликвидации несанкционированной свалки. Как следует из ответа Главы города Нижний Тагил от 8 декабря 2011 года № 53-5026 по устранению нарушений требований экологического законодательства, в пределах выделенных лимитов бюджета города Нижний Тагил в августе текущего года был заключен договор на ликвидацию несанкционированных свалок в <...>, в результате чего было ликвидировано 95 куб.метров свалки. После снесения изменений в муниципальную целевую программу от 29 июня 2011 года № 1291 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Экология и природные ресурсы города Нижний Тагил на 2011-215 года» на ликвидацию несанкционированных свалок в городских лесах дополнительно предусмотрено финансирование в объеме 70 000,00 руб. По результатам котировок 2 ноября 2011 года был заключен муниципальный контракт на ликвидацию несанкционированной свалки в районе коллективных садов <...> в объем6е 125 куб.метров. Таким образом, в пределах выделенных ассигнований в текущем году удалось ликвидировать и разместить на полигоны твердых бытовых отходов только 220 куб. метров, а учитывая, что объем данной несанкционированной свалки более 350 куб. метров, в проекте бюджета на 2012 год предусмотрены средства для завершения ликвидации данной свалки. Указанные обстоятельства подтверждаются и фотографиями, представленными стороной истца. В удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки следует отказать. Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Предложенный прокурором срок ликвидации несанкционированного объекта размещения бытовых отходов - не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу носит неразумный характер. С учетом особенностей бюджетного планирования, сезонного характера работ и порядка размещения муниципальных заказов суд находит возможным и разумным определить срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При этом изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчиков и сезонного характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично. Обязать муниципальное учреждение «Администрацию муниципального образования «Город Нижний Тагил» ликвидировать несанкционированную свалку объектов размещения твердых бытовых отходов на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил», расположенную на земельном участке проезжей части дороги в городе Нижний Тагил в <адрес> в сады <...> в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении исковых требований прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «город Нижний Тагил» о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки, отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловской области в течение месяца со дня вынесения, с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Председательствующий - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА