РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 декабря 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А., при секретаре Ежовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Региональному общественному фонду содействия развитию детского и юношеского творчества «ОАЗИС» о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, установил: 26.09.1997 по инициативе учредителей Шемякиной И.В., Саниной Л.А., Шемякина В.Ю., Ноговицыной О.Л., Ермакова О.Б. и Илларионовой Л.А. создано общественное объединение - Региональный общественный фонд содействия развития детского и юношеского творчества «ОАЗИС». Решение о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принято учредителями на общем собрании 26.09.1997. 10.10.1997 Управлением юстиции Свердловской области дано заключение № о регистрации общественного объединения - Регионального общественного фонда содействия развития детского и юношеского творчества «ОАЗИС» (далее - Фонд «ОАЗИС»). 25.07.2011 Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области обратилось в суд с иском о признании Фонда «ОАЗИС» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование своих требований истец ссылается на результаты анализа материалов учетного дела Фонда «ОАЗИС» в порядке пункта 66 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 31.03.2009 № 90. В результате проверки установлено, что Фонд «ОАЗИС» имеет ряд нарушений законодательства Российской Федерации, в частности абзацев 4, 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в адрес организации ответчика вынесено письменное предупреждение от 21.09.2010 № 03-6538. Однако до настоящего времени нарушения, указанные в предупреждении, Фондом «ОАЗИС» не устранены, поскольку указанное предупреждение, направленное по адресу согласно пункту 1.3 Устава Фонда «ОАЗИС»: <адрес>, возвращено истцу с отметкой на конверте: «адресат не значится». В нарушении статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд «ОАЗИС» не уведомил Главное управление об изменении адреса места нахождения постоянно действующего руководящего органа в течении трех дней и не представил соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. В соответствии с частью 4 и 5 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 указанного закона, а также сведений об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. Представитель ответчика - Фонда «ОАЗИС» в судебное заседание не явился, заказные почтовые отправления в адрес организации ответчика возвращены суду с отметкой об отсутствии организации. Определением суда от 03.11.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учредители Фонда «ОАЗИС»: Шемякина И.В. (<...>), Санина Л.А., Шемякин В.Ю., Ноговицына О.Л. (<...>), Ермаков О.Б. и Илларионова Л.А. В судебном заседании третье лицо Илларионова Л.А. пояснила, что не возражает против признания Фонда «ОАЗИС» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку после создания 26.09.1997 фонд не осуществлял уставную деятельность по причине переезда президента фонда Шемякиной И.В. на постоянное место жительства в <адрес>. Фонд «ОАЗИС» не имеет помещений, имущества и обязательств перед кредиторами. Третьи лица - Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области и учредители Фонда «ОАЗИС»: Шемякина И.В. (<...>), Шемякин В.Ю., Ноговицына О.Л. (<...>) и Санина Л.А. направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в которых также не возражают против признания Фонда «ОАЗИС» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку после создания 26.09.1997 фонд уставную деятельность не осуществлял. Заслушав объяснения третьего лица Илларионовой Л.А. и исследовав письменные доказательства, суд находит иск Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статье 118 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения. Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации (статьи 18, 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Как следует из материалов регистрационного дела № на общем собрании 26.09.1997 учредителями Шемякиной И.В., Саниной Л.А., Шемякина В.Ю., Ноговицыной О.Л., Ермакова О.Б. и Илларионовой Л.А. принято решение о создании общественного объединения - Регионального общественного фонда содействия развития детского и юношеского творчества «ОАЗИС». В соответствии с уставом Фонд «ОАЗИС» создан для оказания материальной и иной помощи детям, молодежи, детским и юношеским творческим коллективам. Фонд является региональным, осуществляет свою деятельность на территории Свердловской области. Место нахождения фонда: <адрес>. В письменном отзыве от 24.10.2011 Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области указало, что Фонд «ОАЗИС» до настоящего времени не зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (л. д. 60-61). Согласно статье 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении. Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 № 14-П указано, что в развитие конституционных положений и на основе общеправовых принципов юридического равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве основных начал гражданского законодательства закрепляет равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. В свою очередь, из содержания статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» следует, что неоднократное непредставление такой информации само по себе не является основанием для его ликвидации, а порождает право регистрирующего органа на обращение в суд с заявлением о признании соответствующего общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица. В данном случае имеет место не привлечение к ответственности и не применение санкций за нарушение закона, а требование о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, в связи с чем и подлежащей исключению из реестра юридических лиц, то есть о правовой констатации прекращения деятельности общественного объединения (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2003 № 86-Г03-10, от 15.05.2007 № 71-Г07-6). Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации (пункт 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313). Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 № 90 утвержден Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации. Юридическим фактом - основанием для начала исполнения административной процедуры по осуществлению анализа отчета некоммерческой организации - является получение Минюстом России (территориальным органом) отчета (информационного письма о продолжении деятельности общественного объединения). Некоммерческие организации имеют право представить отчеты посредством своего представителя или направить их почтовым отправлением, электронной почтой. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации при рассмотрении отчетов ответственный специалист готовит предложения о принятии мер по результатам контроля. По истечении установленного законодательством Российской Федерации срока представления отчетов ответственный специалист выявляет некоммерческие организации, не представившие отчеты, и готовит предложения о принятии к ним мер. Наличие в деятельности Фонда «ОАЗИС» поименованных истцом нарушений Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» подтверждается материалами контрольного дела и не оспаривается учредителями организации ответчика, что служит для суда достаточным основанием для принятия решения о признании Фонда «ОАЗИС» прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Решил: Иск Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области удовлетворить полностью. Признать Региональный общественный фонд содействия развитию детского и юношеского творчества «ОАЗИС» прекратившим деятельность в качестве юридического лица. Настоящее решение является основанием для исключения Регионального общественного фонда содействия развитию детского и юношеского творчества «ОАЗИС» из Единого государственного реестра юридических лиц. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней. Судья А.А.Соловьев