2-133/2012 решение от 20.02.2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2012 года       город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.,

при секретаре ДРОВНЯШИНОЙ А.Н.,

с участием:

старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области ОРЛОВОЙ Т.А.,

представителя ответчика Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» - главного специалиста правового управления Администрации города Нижний Тагил БУНЬКОВА А.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ ,

представителя ответчика муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы и представителя третьего лица муниципального казенного учреждения управления образования Администрации города Нижний Тагил - ЦЫПУШКИНОЙ Е.В., доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-133/2012 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» и муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе о возложении обязанности провести реконструкцию пищевого блока школы,

УСТАНОВИЛ:

14 ноября 2011 года прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неограниченного числа учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о возложении обязанности незамедлительно провести реконструкцию пищевого блока школы.

В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка по факту группового отравления учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы (далее по тексту - МБОУ СОШ ), произошедшего за период с 20 по ДД.ММ.ГГГГ. Причиной заболевания учащихся явилась острая кишечная инфекция, связанная с употреблением заболевавшими инфицированных продуктов питания в школьной столовой.

ДД.ММ.ГГГГ года между МБОУ СОШ и ООО <...> заключен контракт на оказание услуг по организации питания учащихся на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым общество оказывает услуги надлежащего качества и в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также осуществляет постоянный контроль за качеством и безопасностью питания учащихся. В свою очередь, образовательное учреждение обязано создать условия для организации горячего питания учащихся путем предоставления производственных и складских помещений, торгово-технологического и иного оборудования.

В нарушение требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 20 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», администрация школы и ООО <...> при организации питания в специально оборудованных местах, в том числе, при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации, не выполнили санитарно-эпидемиологические требования по предотвращению возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений) учащихся.

В нарушение норм закона, а также СанПиН 2.3.6. 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», а также СанПиН 2.4.5. 2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», технологическое оборудование (мармит для вторых блюд) в производственных помещениях пищеблока находились в неисправном состоянии. Не соблюдалась поточность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья и готовой продукции. На площадях горячего цеха установлены два стола, на которых готовились мучные изделия, а также производилась разделка мяса, куры и рыбы. Мойка кухонной и столовой посуды производилась в одном помещении. При сервировке обеденных столов для хлеба использовались грязные пластмассовые вазы, отсутствовала промаркированная кухонная посуда для мяса и рыбы, шкаф для хранения хлебы находился в грязной раздевалке для сотрудников и на момент проверки хлеб накрыт грязными тряпками. В питании детей использовались запрещенные продукты - яйцо с грязной скорлупой. Масло сливочное хранилось в неработающем холодильнике при температуре +21 градус С.

Сотрудники столовой обеспечены одним комплектом санитарной одежды вместо трех, отсутствует централизованная стирка белья, из восьми работников пищеблока 7 человек в 2011 году не были привиты против дизентерии Зоне и гепатита «А».

В ходе проверки установлено, что территориальный отдел «Роспотребнадзора» н6еоднократно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, и в последующие годы выдавал предписания директору МБОУ СОШ об устранении выявленных нарушений санитарных правил в части реконструкции школьной столовой и оборудованием ее на первом этаже школьного здания, о чем администрация образовательного учреждения информировала начальника Управления образования Администрации города Нижний Тагил. Однако до настоящего времени меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства директором школы не приняты, предписания не исполнены.

В целях устранения выявленных грубых нарушений санитарных правил и норм по постановлению Ленинского районного суда г. Н. Тагила от ДД.ММ.ГГГГ, деятельность столовой МБУ СОШ с ДД.ММ.ГГГГ приостановлена сроком на <...>.

Подобные нарушения законодательства существенно ущемляют права учащихся на охрану их жизни, здоровья и образования, стали возможны в результате отсутствия ведомственного контроля со стороны Управления образования города.

ДД.ММ.ГГГГ определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (далее по тексту - МБОУ СОШ ) и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, муниципальное казенное учреждение управление образования Администрации города Нижний Тагил (далее по тексту - МКУ Управление образования города).

Старший помощник прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области ОРЛОВА Т.А. в судебном заседании заявленные требования, основание и предмет иска поддержала. Дополнительно указала, одной из причин группового отравления учащихся школы является отсутствие надлежащих условий для детей при употреблении горячего питания, технологическое оборудование в школе при приготовлении пищи и напитков не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. Деятельность столовой в связи с массовым отравлением была приостановлена, пищеблок был опечатан, дети не могли получать горячего питания. Для открытия пищеблока были предприняты меры - заменено оборудование, проведены профилактические мероприятия. Однако вопрос о реконструкции пищевого блока до сих пор не решен. Неправильное размещение пищеблока может повлечь новые отравления детей. Для реконструкции пищевого блока школа была включена в муниципальную целевую программу по строительству объектов социальной и коммунальной инфраструктуры в городе, которая действовала до 2011 года, указанная программа не финансировалась. Включение школы в муниципальную целевую программу по совершенствованию организации питания обучающихся на 2011-2015 гг. не гарантирует выполнение работ по реконструкции. В настоящее время составлена смета, проведен аукцион на реконструкцию столовой, однако дальше никаких действий нет, когда реально начнутся работы неизвестно. Считает, что реконструкцию можно провести к сентябрю 2012 года. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» БУНЬКОВ А.В. в судебном заседании предъявленные требования не признал, в обоснование возражений указал следующее.

Согласно предписанию Роспотребнадзора срок для реконструкции столовой определен 2015 год, прокуратура не имеет право устанавливать какой-либо другой срок, поскольку не может подменять собой государственный орган. Кроме того, прокурор ссылается на перечень нарушений, связанных с технологическим процессом. Данные нарушения могут быть допущены вне зависимости от того, на каком этаже располагается столовая. Размещение столовой в подвальном помещении не является причиной отравления детей. Роспотребнадзор ссылается на СанПиН 2.3.6. 10790-01 «СЭТ», 2.4.5 2409-08 «СЭТ», которые носят рекомендательный характер относительно размещения пищеблока на первом этаже. Данные рекомендации вступили в силу с 1 октября 2008 года, школа построена в 1959 году. К полномочиям Администрации города относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. При этом органы местного самоуправления не обладают полномочиями на проведение реконструкций. Просил в иске отказать.

Представитель ответчика МБОУ СОШ и третьего лица МКУ Управления образования города ЦЫПУШКИНА Е.В. в судебном заседании предъявленные требования не признала, в обоснование возражений указала следующее.

МБОУ СОШ является самостоятельным юридическим лицом, к компетенции которого относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемых в пределах собственных финансовых средств.

МКУ Управления образования города является уполномоченным отраслевым органом Администрации города в сфере образования. Оно контролирует, корректирует и координирует деятельность образовательных учреждений, не является собственником имущества учреждения и не осуществляет его финансирование.

Финансирование учреждения осуществляется за счет субсидии из бюджета города, предоставляемой на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальной услуги в сфере образования. Собственником имущества и учредителем является муниципальное образование «город Нижний Тагил».

МКУ Управление образования города не несет субсидиарной ответственности по долгам учреждения, им направляются заявки на выделение денежных средств на финансирования мероприятий по устранению нарушений из бюджета.

Доводы прокурора о приостановления деятельности столовой школы не соответствуют действительности.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Ленинского районного суда г.Н.Тагила ООО <...> признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 6.6. КоАП РФ, назначено административное наказание - приостановление деятельности ООО <...> сроком на <...>.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем во исполнение постановления суда в школе были опечатаны помещения обеденного зала и пищеблока школы.

ДД.ММ.ГГГГ решением Ленинского районного суда г.Н.Тагила действия судебного пристава-исполнителя признаны незаконными, поскольку фактически был установлен запрет деятельности столовой школы вместо приостановления деятельности ООО <...> по эксплуатации объекта.

ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом - Роспотребнадзором после проведения проверки школы выдано предписание, одним из пунктов которого значится - осуществить реконструкцию пищеблока с оборудованием полного набора цехов. Уполномоченным органом установлен срок для исполнения предписания - ДД.ММ.ГГГГ. Прокурор при осуществлении надзора за исполнением законом, в силу части 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не вправе подменять собой уполномоченные государственные органы и превышать предоставленные ему полномочия.

В настоящее время нарушения, выявленные при проведении проверки, результатом которой послужила приостановка деятельности ООО <...> устранены, постановление о приостановлении деятельности отменено.

В срок, указанный прокурором, невозможно осуществить реконструкцию пищеблока. К предписанному Роспотребнадзором сроку реконструкция будет произведена, однако проведение реконструкции не связано с отравлением детей, поскольку установлена другая причина отравления.

Уполномоченным органом на реконструкцию пищеблока является Управление капитального строительства, в настоящее время проведен конкурс, подписаны контракты, составлена смета, реконструкция запланирована на <...> год.

Просила в иске отказать.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оценив в доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Частями 1,2 статьи 2 вышеназванного закона регламентировано, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.

Согласно статье 11 вышеназванного закона, юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года № 45 «Об утверждении СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». Санитарные правила введены в действие с 1 октября 2008 года.

В соответствии с пунктами 1.2., 1.3., 1.4., 1.6. СанПин 2.4.5.2409-08 настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.

Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений.

Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, и его территориальными органами.

В базовых организациях школьного питания, столовых образовательных учреждений, работающих на продовольственном сырье и (или) полуфабрикатах, должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовление безопасной и сохраняющей пищевую ценность кулинарной продукции и ее реализацию (пункт 2.3. СанПин 2.4.5.2409-08).

В силу пункта 2.9. СанПин 2.4.5.2409-08 при строительстве и реконструкции организаций общественного питания образовательных учреждений, наряду с требованиями действующих санитарно-эпидемиологических правил к организациям общественного питания, рекомендуется предусматривать:

- размещение на первом этаже складских помещений для пищевых продуктов, производственных и административно-бытовых помещений;

- два помещения овощного цеха (для первичной и вторичной обработки овощей) в составе производственных помещений;

- загрузочную платформу с высотой, соответствующей используемому автотранспорту, перед входами, используемыми для загрузки (отгрузки) продовольственного сырья, пищевых продуктов и тары;

- навесы над входами и загрузочными платформами;

- воздушно-тепловые завесы над проемами дверей;

- количество посадочных мест в обеденном зале из расчета посадки всех обучающихся образовательного учреждения не более чем в две перемены.

Хозяйственные и подсобные помещения могут размещаться в подвальных и цокольных этажах при условии обеспечения их гидроизоляцией, соблюдения гигиенических требований по содержанию помещений, предъявляемых к организациям общественного питания (пункт 2.10 СанПин 2.4.5.2409-08).

В существующих зданиях складские помещения для хранения пищевых продуктов, размещенные в подвальных и цокольных этажах, могут функционировать при соблюдении требований к условиям хранения пищевых продуктов, а также обеспечении гидроизоляции этих помещений и соблюдении гигиенических требований по их содержанию, в соответствии с санитарными правилами для организаций общественного питания (пункт 2.11. СанПин 2.4.5.2409-08).

В соответствии с пунктом 2.2. СП 2.3.6.1079-01 «Организация общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 года, организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. Производственные цеха организаций не рекомендуется размещать в подвальных и полуподвальных помещениях.

В судебном заседании установлено, что МБОУ СОШ оказывает услуги в сфере образования и осуществляет свою деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес>, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче муниципального имущества в оперативное управление (л.д. 50-53).

Согласно техническому паспорту нежилого строения - школы по <адрес> (л.д. 54-72), <...>.

ДД.ММ.ГГГГ МБОУ СОШ (заказчиком) заключен контракт на оказание услуги по организации питания учащихся с ООО <...> (исполнителем), по которому исполнитель обязался оказать услуги по организации питания учащихся в количестве 649 человек в помещении заказчика, расположенном по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; оказать услуги надлежащего качества в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (СанПин 2.4.5.2409-08, 2.3.6.1079-01, 2.3.2.1940-05).

Заказчик обязался создать условия для организации горячего питания учащихся путем предоставления исполнителю производственных и складских помещений, торгово-технологического, холодильного и иного оборудования, находящихся в образовательном учреждении.

В целях исполнения контракта МБОУ СОШ передал ООО <...> в безвозмездное пользование имущество и помещения пищеблока школьной столовой на основании договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-19).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области ООО <...> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6. КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности - столовой МБОУ СОШ сроком на <...> (л.д. 28-30).

Судом установлено, что ООО <...> нарушены требования пунктов 5.2., 6.5., 6.21, 7.11, 7.12, 7.26, 8.4., 9.4, 9.13, СП 2.3.6.1079-01 и пункты 4.8., 4.10, 4.12, 4.14, 5.12., 6.5, 6.10., 6.11., 6.25., 6.26., 8.12., 8.14., 8.24., 14.11. СанПин 2.4.5.2409-08. Нарушения выразились в несоблюдении поточности технологических процессов, нарушении правил хранения продуктов и их обработки, в отсутствии соответствующего оборудования, использовании запрещенных продуктов, что явилось причиной отравления группы учащихся в период с 20 по 24 октября 2011 года.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области досрочно прекращено исполнение административного наказания в отношении ООО <...> в виде административного приостановления деятельности столовой МБОУ СОШ .

Из вышеперечисленных документов не усматривается причинная связь между отравлением учащихся и расположением пищеблока в подвальном помещении, фактической причиной, установленной судом, является несоблюдение лицом, предоставляющим услуги по организации питания учащихся, требований санитарно-эпидемиологических норм и правил. По устранению допущенных нарушений деятельность третьего лица возобновлена в помещении столовой МБОУ СОШ .

Санитарно-эпидемиологические нормы и правила допускают размещение пищевого блока в подвальных и цокольных этажах здания при соблюдении соответствующих условий. Правилами рекомендовано размещать указанные помещения на первых этажах здания. Однако категорического запрета правила не содержат, доказательств того, что условия размещения пищеблока в подвальном помещении ответчиками нарушены либо не соблюдаются суду не представлено.

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная целевая программа «Совершенствование организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений, находящихся на территории города Нижний Тагил на 2011-2015 годы» (л.д. 91-110). В программу включен капитальный ремонт столовых и перевод столовых и обеденных залов, в частности, в МБОУ СОШ . Объем финансирования определен в 2011 году на разработку проектно-сметной документации; в 2011, 2012, 2013 и 2014 годах на капитальный ремонт и перевод из подвальных помещений.

В целях устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей Территориальным отделом в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ СОШ вынесено предписание - провести в основном здании школы реконструкцию пищеблока с оборудованием полного набора цехов, пищеблок разместить на первом этаже в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ между МУК «Нижнетагильское управление капитального строительства» (заказчиком) и ООО «Консалтинговый центр «Графтинг» (подрядчиком) заключен муниципальный контракт на выполнение проектно-сметной документации по объекту «Перенос столовой МОУ СОШ по <адрес> из подвальных помещений на 1 этаж», сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74-90).

Обязательства по муниципальному контракту выполнены, что подтверждается актом сдачи-приема выполненных работ от декабря 2011 года (л.д. 138) и платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ об оплате выполненных работ (л.д. 139).

ДД.ММ.ГГГГ Управление образования города информировала комитет по городскому хозяйству, что в рамках реализации муниципальной целевой программы в 2012 году запланирован перенос пищеблока школьной столовой из подвальных помещений и просило предоставить график проведения работ с учетом организации проведения торгов (л.д. 153).

ДД.ММ.ГГГГ МУК «Нижнетагильское управление капитального строительства» письмом информировало Управление образования города, что в титульный список капитальных вложений на 2012 год включена муниципальная целевая программа, в частности ремонт столовых, в том числе в МОУ СОШ , на сумму <...> тыс.руб. (л.д. 163).

Таким образом, судом установлено, что реконструкция пищеблока столовой МБОУ СОШ по переносу столовой из подвальных помещений проводится в рамках муниципальной целевой программы, принятой на период 2011-2015гг., в 2011 году была запланирована разработка проектно-сметной документации, которая осуществлена, на 2012 год запланированы работы по переносу столовой из подвальных помещений. Срок предписания о приведении помещений столовой в соответствие с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами не истек и поэтапно исполняется.

Ссылки прокурора на то обстоятельство, что ранее в адрес ответчика неоднократно выносились предписания по спорному вопросу, правового значения не имеет, поскольку меры реагирования к ответчикам по неисполнению предписаний не применялись, уполномоченным органом сроки изменялись. На дату рассмотрения спора предписание от ДД.ММ.ГГГГ не отменено, незаконным не признано, является действующим, в рамках которого ответчиками принимаются меры по исполнению предписания.

При вышеуказанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований прокурора судом не усматривается, в иске следует отказать.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» и муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе о возложении обязанности незамедлительно провести реконструкцию пищевого блока школы, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья -        М.В. ПЕСТЕРНИКОВА