РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 февраля 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Цыдаевой В.П., при секретаре Мусиной К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-532\2012 по иску Хатиевой Н.Ф. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л : решением Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Хатиевой Н.Ф. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в связи с отсутствием необходимой продолжительности трудового стажа. ДД.ММ.ГГГГ Хатиева Н.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области, указав, что при оценке ее пенсионных прав ответчиком в специальный трудовой стаж не были включены периоды: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей здравпунктом заводской поликлиники <...>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей здравпунктом <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей здравпунктом <...>», поскольку наименование должности «заведующая здравпунктом» не предусмотрено Списками должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. С исключением данных периодов не согласилась, указав, что п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.01г. « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает трудовую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет независимо от возраста. Данная статья закона не связывает право на пенсию с правильным наименованием должности, установленными подзаконными нормативными актами: Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999г. № 377 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066. Эта позиция ответчика нарушает требования п.2 ст.39 Конституции РФ. Более того, этим подзаконным нормативным актам ответчик придает обратную силу. До 1 ноября 1999 года действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, которым утвержден Список профессий и должностей работников сохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. В этом Списке указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от должности и наименования лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, форм собственности. Она окончила медицинское училище, которое готовит средний медицинский персонал. С 1 ноября 1999 года применялось постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, которым утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В этом Списке поименован «средний медицинский персонал», в числе которого «заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер». Должность истца была названа «заведующая здравпунктом» до ДД.ММ.ГГГГ, а после этой даты отдел кадров больницы не внес соответствующие изменения в ее трудовую книжку, не дополнив наименование должности медицинской профессией «заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер». Тождественность этих наименований, а также лечебный характер ее деятельности и принадлежность истца к среднему медицинскому персоналу подтверждается: наличием среднего медицинского образования, свидетельствами, сертификатами, удостоверениями о повышении квалификации, уточняющими справками <...> № от ДД.ММ.ГГГГ № и <...> от ДД.ММ.ГГГГ №; выпиской из штатного расписания исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что в здравпункте цеха <...>, где работала истец в спорные периоды, была только одна ставка заведующей здравпунктом; должностной инструкцией заведующей здравпунктом и заведующей здравпунктом-фельдшером, в которых указано, что заведующая здравпунктом является специалистом со средним медицинским образованием, т.е. является средним медицинским работником, а также выполняет лечебную работу, положением о фельдшерском здравпункте; записями в трудовой книжке. С учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ, в целях деления права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения, в указанный стаж включаются все периоды работы, которые засчитывались в выслугу лет при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы. Толкование норм права, изложенных в постановлении Конституционного Суда РФ 2-П, в определении Конституционного Суда РФ № 320-О, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004г. № 11- П и в части 3 статьи 55 Конституции РФ в их совокупности, указывает на нарушение ее прав при подсчете льготного стажа. При включении спорных периодов в трудовой стаж истца, он составит <...> лет. Иные периоды, не включенные в ее трудовой стаж, истец не оспаривает. В судебное заседание истец не явилась, направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 48). Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, о причине неявки суду не сообщил, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 47-48). На основании ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. В письменном отзыве представитель ответчика указал, что в специальный трудовой стаж истца не зачли следующие периоды: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей здравпунктом <...> заводская поликлиника г.Н.Тагил, так как наименование должности не поименовано Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения №377. Указанная номенклатура применяется к Списку №, согласно которому право на назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В соответствии с Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ по штатным расписаниям не представляется возможным сделать вывод об отнесении должности к среднему медицинскому персоналу; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей здравпунктом заводской поликлиники <...>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующей здравпунктом <...>, так как наименование должности «заведующая здравпунктом» не предусмотрено списком №1066; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей здравпунктом <...> так как наименование должности не предусмотрено Списком №1066, в котором имеется должность заведующей здравпунктом-фельдшер. Тождественность наименований должностей, учреждений и их структурных подразделений, не соответствующих наименованиям должностей, учреждений и их структурным подразделениям, указанным в списках, устанавливается на федеральном уровне и другие органы, в том числе и судебные, не вправе самостоятельно толковать и расширять списки. Просил отказать в удовлетворении исковых требований (л.д.47). Исследовав и оценив письменные материалы дела, суд находит исковые требования Хатиевой Н.Ф. подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статьям 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона. Право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (статьи 7, подпункт 20 пункта 1, пункт 2 статьи 27 Федерального Закона). Как усматривается из решения государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-12), при оценке пенсионных прав истца по действующему законодательству - Списку работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (далее - Список и Правила № 781), и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 (далее - Правила № 516), Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением совета Министров РСФСР №464 от 06 сентября 1991 года (далее Список №464), Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ №1066 от 22 сентября 1999 года (далее Список и Правила №1066) стаж лечебной деятельности Хатиевой Н.Ф. составил <...> год <...> месяцев <...> дня. В стаж лечебной деятельности Хатиевой Н.Ф. не были зачтены, в числе прочих, и спорные периоды ее работы в должности заведующей здравпунктом. Другие периоды истец не оспаривает. Как усматривается из трудовой книжки Хатиевой Н.Ф., которая является основным документом, подтверждающим ее трудовой стаж, истец с ДД.ММ.ГГГГ назначена заведующей здравпунктом <...>, ДД.ММ.ГГГГ переведена в штат поликлиники № на должность заведующей здравпунктом цеха <...> ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с передачей здравпункта на баланс <...> и принята переводом заведующей-фельдшером здравпункта в отдел <...> заводской поликлиники, ДД.ММ.ГГГГ <...> переименовано в Государственное <...>, ДД.ММ.ГГГГ заводская поликлиника <...> переименована в <...> которое в ДД.ММ.ГГГГ году переименовано в <...>, ДД.ММ.ГГГГ переведена заведующей фельдшерским здравпунктом фельдшером <...> (л.д.13-18). Факт работы истицы в должности заведующей здравпункта заводской поликлиники <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается уточняющей справкой № от ДД.ММ.ГГГГ на <...> ставку (л.д. 29-30, 31). Приказом Министерством здравоохранения СССР от 03.01.1978 года № 12 утверждено Положение о фельдшерском здравпункте, согласно которому фельдшерский здравпункт организуется при промышленных и строительных предприятиях в соответствии с действующими штатными нормативами и является структурным подразделением поликлиники. Основными задачами фельдшерского здравпункта являются оказание первой доврачебной помощи при травмах, профессиональных отравлениях и внезапных заболеваниях, направление больных и пострадавших в поликлинику или больницу, организация транспортировки больных и пострадавших в необходимых случаях, освобождение рабочих или служащих от работы до конца смены с выдачей справки, которая обменивается на больничный листок, участие в разработке мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности и травматизма. В этих целях здравпункт проводит учет длительно и часто болеющих и инвалидов, подготовительные мероприятия по организации периодических и целевых медицинских осмотров и диспансеризации, по назначению врача проводит противорецидивное лечение лиц, находящихся на диспансерном наблюдении, проводит противоэпидемические мероприятия, осуществляет наблюдение за санитарным содержанием цехов, пищевых объектов и так далее. Приказом Министра здравоохранения СССР от 27.07.1973 г. № 566 утверждено Положение о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, согласно которому на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера и фельдшера-акушерки. Заведующий несет ответственность за организацию и уровень лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, составляет план работы, руководит работой персонала, оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности пункта, в этих целях ведет амбулаторный прием, ведет больных на дому, оказывает первую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях, своевременно направляет больных в соответствующее лечебное учреждение, выполняет врачебные назначения, участвует в диспансеризации населения, проводит простейшие лабораторные исследования, профилактические прививки, лечебный массаж, противоэпидемические мероприятия и т.п. Судом установлено, что <...>» неоднократно переименовывалась, так, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ <...> №, на основании решения Нижнетагильского Городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ первая городская больница города Нижний Тагил была переименована в <...>, в связи с упразднением <...> № № Дзержинского района - <...> в ДД.ММ.ГГГГ году стала считаться лечебно-профилактическим учреждением, затем переименовано в <...> № № Дзержинского района города Нижний Тагил, а позже - в <...> № города Нижний Тагил (л.д. 28). Согласно Положению о фельдшерском здравпункте <...>», его основной задачей является оказание первичной доврачебной помощи рабочим, служащим и учащимся, участие в проведении профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, травматизма и инвалидности. В соответствии с целями и задачами, фельдшерский здравпункт осуществляет: первую доврачебную помощь при травмах, отравлениях, острых заболеваниях, организацию транспортировки больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения, направление больных на консультации и лечение в лечебно-профилактические учреждения, проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с назначениями врача, разработку и проведение совместно с администрацией предприятия и по согласованию с органами санэпиднадзора профилактических и оздоровительных мероприятий и т.д. (л.д.41-43). В период осуществления истцом лечебной деятельности с 01 апреля 1994 года действовала должностная инструкция, утвержденная Главным врачом МСЧ, согласно которой в обязанности заведующего здравпункта входит: осуществление первой доврачебной помощи при острых отравлениях, заболеваниях, травмах; проведение лечебных мероприятий по назначению врача, организация транспортировки больных и пострадавших в лечебно-профилактическое учреждение, при показаниях сопровождение, направление на прием к лечащему врачу или специалисту поликлиники, подготовку к проведению периодических медицинских осмотров, проведение профилактических прививок; в обязанности заведующего здравпунктом входит: проведение в пределах своей компетенции анализа производственного травматизма, доведение полученных данных до сведения администрации предприятия и участие в разработке мероприятий по его снижению, проведение санитарно-просветительной работы, пропаганды здорового образа жизни, обучение работающих методам само- и взаимопомощи, ведение учетно-отчетной документации утвержденного образца и представление ее в установленном порядке главному врачу учреждения здравоохранения или органам управления здравоохранением. Систематическое повышение своей квалификации, постоянное осваивание навыков проведения диагностических и лечебных процедур (л.д. 32-35). 01 января 2002 года утверждена новая должностная инструкция заведующего фельдшерским здравпунктом-фельдшера, согласно которой, обязанности заведующего здравпунктом расширены. Так, в его обязанности дополнительно внесена организация работы фельдшеров здравпункта и с этой целью составление графика работы фельдшеров, проведение первичного инструктажа на рабочем месте с вновь принятыми сотрудниками, анализ посещаемости здравпункта, организация и контроль санпросвет работы в здравпункте, ежемесячное проведение производственных совещаний сотрудников здравпункта, на которых рассматриваются вопросы организации труда и техники безопасности в здравпункте, систематическая забота о профессиональной подготовке медицинского персонала здравпункта. Кроме того, заведующий фельдшерским здравпунктом-фельдшер: обеспечивает своевременное и полное оказание медицинской помощи в здравпункте и на вызовах в целях, закрепленных за здравпунктом. При травмах, острых профессиональных отравлениях, при внезапно возникающих заболеваниях, организует и обучает рабочих приемам оказания доврачебной помощи себе и товарищу, правилам транспортировки больного, контроль работы санпостов и их обеспеченность медицинскими материалами для оказания первой помощи, во время отсутствия второго работника здравпункта при приеме больных измеряет температуру тела, кровяное давление, проведение осмотра и физикального обследования основных систем и органов, проведение детального сбора анамнеза болезни, при установлении нетрудоспособности больного направляет его на прием в МСЧ и т.д. (л.д.36-39). На этом основании суд приходит к выводу о том, что в период работы заведующей здравпунктом истица выполняла лечебную деятельность на должности заведующей здравпунктом - фельдшера, наименование которой имеется в Списках должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Неправильное наименование должности истца в период работы заведующей здравпунктом, наименование которой, в нарушение действующего законодательства, не дополнено наименованием должности среднего медицинского персонала «фельдшер», не может нарушать пенсионные права истца, поэтому периоды работы в этой должности подлежат включению в стаж, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При включении спорных периодов работы истца в стаж для назначения пенсии его продолжительность на ДД.ММ.ГГГГ составит <...> лет. Решение Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Хатиевой Н.Ф. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения создает препятствия к осуществлению истцу своего права на пенсионное обеспечение и подлежит отмене. Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: исковые требования Хатиевой Н.Ф. удовлетворить. Признать за Хатиевой Н.Ф. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решение государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ признать необоснованным и не действующим с момента принятия, включив в стаж Хатиевой Н.Ф., дающей ей право на пенсию, периоды работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области назначить Хатиевой Н.Ф. трудовую пенсию по старости на основании п.п.20 п.1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца после принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья