2-521/2012 решение от 29.02.2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 февраля 2012 года      город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре ДРОВНЯШИНОЙ А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-521/2012 по иску КИНЕВОЙ Н.П. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ КИНЕВОЙ Н.П. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29 января 2004 года и с учетом Постановления Совета Министров СССР от 12 декабря 1959 года № 1397 в специальный стаж КИНЕВОЙ Н.П. принято к зачету <...>; не принят к зачету в льготном исчислении, как <...> за <...>, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра, <...> Городская больница, <...>; поскольку Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 12 декабря 1959 года № 1397, не предусмотрено льготное исчисление работы 1 год и шесть месяцев среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационара. Период принято к зачету в календарном исчислении.

30 января 2012 года истец КИНЕВА Н.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении пенсии по старости и недействующим со дня его принятия; возложении обязанности включить в специальный стаж оспариваемый периоды работы в льготном исчислении и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование исковых требований истец указала, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении с учетом применения пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, поскольку пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 предусмотрено, что в выслугу лет засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Истец КИНЕВА Н.П. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, направила в суд заявление от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области предъявленные требования не признал по основаниям, изложенным в решении об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Огласив исковое заявление, возражения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходи к следующему.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно статье 7, подпункта 20 пункта 1, пункта 2 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).

В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.

Конституционный суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

При оценке пенсионных прав с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29 января 2004 года и с учетом Постановления Совета Министров СССР от 12 декабря 1959 года № 1397, принятый к зачету специальный стаж лечебной деятельности в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения составил 29 лет 02 месяца 15 дней.

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации) тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного постановления врачам-хирургам среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, исчисление сроков выслуги лет производится как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года № 130) утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяемый к периодам с 1 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года.

Пунктом 3 вышеуказанного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

В спорный период работы истец занимала должность среднего медицинского персонала - медицинской сестры, деятельность осуществляла в хирургическом отделении стационара больницы, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, применяемого к периодам работы истца, имевшим место до 1 ноября 1999 года, дает право на включение в специальный стаж оспариваемого периода в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 12 декабря 1959 года № 1397, не предусмотрено льготное исчисление работы 1 год и шесть месяцев среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационара. Вместе с тем данное Положение применяется к периодам работы, имевшим место в период действия указанного Положения, в случае если, в последующем Постановлениями Правительства Российской Федерации изменились условия назначения пенсии за выслугу лет не в пользу лиц, претендующих на досрочное назначение пенсии по старости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В данном случае Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 улучшило правовое положение истца, и оспариваемые периоды работы подлежат оценке по указанному Постановлению в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что, трудовая деятельность истца в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решение комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости создает препятствие к осуществлению истцу своего конституционного права на пенсионное обеспечение и подлежит признанию незаконным, а спорные периоды работы - включению в специальный стаж в соответствующем исчислении.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования КИНЕВОЙ Н.П. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе КИНЕВОЙ Н.П. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Признать за КИНЕВОЙ Н.П. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж КИНЕВОЙ Н.П., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра, <...> Городская больница, <...>; и назначить КИНЕВОЙ Н.П. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА