РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 января 2012 года город Нижний Тагил Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В. при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д., с участием: представителя ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - заместителя начальника юридического отдела ПЕТУХОВОЙ О.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-291/2012 по иску КУКЛИНОЙ Л.Д. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № при оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 в специальный трудовой стаж КУКЛИНОЙ Л.Д., дающийправо на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, не зачтены периоды трудовой деятельности, в частности: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - детский комбинат №, <...>; и ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - муниципальное дошкольное образовательное учреждение № для детей <...> (далее по тексту - МДОУ №), <...>; поскольку наименование учреждений не поименованы Списком соответствующих работ, производств, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. В досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ отказано. 5 декабря 2011 года истец КУКЛИНА Л.Д. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ №; возложении обязанности включить спорные периоды в специальный трудовой стаж и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в назначении данного вида пенсии было отказано, в специальный стаж не были приняты периоды к зачету вышеуказанные периоды. Иные исключенные периоды не оспаривает. В обоснование требований указала, что наименование учреждения «детский комбинат» не является нормативным, поэтому оно не предусмотрено Списком. Ненормативное наименование учреждения, не может служить отказом в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку детский комбинат объединял два вида дошкольных учреждений - яслей и детских садов - в единое дошкольное учреждение, ее деятельность была связана с процессом обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Нормативных актов, подтверждающих переименование детского сада в детский комбинат, не имеется, что подтверждается тот факт, что в данном случае имеет место неправильная запись в трудовой книжке. В период работы в МДОУ №, осуществляла педагогическую деятельность в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, которое имело лицензию и государственную аккредитацию, реализовывала образовательные программы, занималась одним видом деятельности, исполняла обязанности воспитателя. Непринятые к зачету периоды отпуска без сохранения заработной платы - <...> дней, истцом не оспариваются Истец КУКЛИНА Л.Д. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие истца. Представитель ответчика Государственного учреждении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ПЕТУХОВА О.В. в судебном заседании предъявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии. В удовлетворении исковых требований просила отказать. Огласив исковое заявление, заслушав возражение стороны ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 01.01.2002 производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона. Согласно статьей 7, подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельности истца в государственных и муниципальных учреждениях для детей, при оценке пенсионных прав по нормам действующего пенсионного законодательства составил <...>. Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 утверждены Списки и Правила, применяемые при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Федерального закона, которые содержат наименования образовательных учреждений и структурных подразделений государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), в том числе, детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли; наименование должности - воспитатель. Аналогичные наименования учреждений и должностей поименованы в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953), применяемого к периодам работы до 01.11.1999, и в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, применяемого к периодам работы с 01.11.1999 до 12.11.2002. Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан. Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера трудовой деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности, организаций, в которых он работал и т.п.). В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01.01.2002 могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования. Конституционный суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.ст.1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично). В интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.1959 № 558 принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов - в единое дошкольное учреждение. Инструкцией о порядке объединения яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения «ясли-сад» и комплектования их детьми, утвержденной министром просвещения РСФСР от 22.08.1959 и министром здравоохранения РСФСР от 25.08.1959, предписано объединенному учреждению присваивать наименование «ясли-сад». На основании указанных нормативных актов учредители детских дошкольных учреждений, в том числе предприятия, организации должны были использовать именно такое наименование. Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства, утвержденный Госкомстатом СССР и Госпланом СССР на 01.01.1976 (в редакции от 29.10.1997, с изменениями от 15.01., 31.08.1999, 15.02.2000) в графе дошкольное воспитание содержит наименование дошкольных учреждений: детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки, детские дома, детские приемники-распределители. Согласно архивной выписке от ДД.ММ.ГГГГ №, Приказом Управления народного образования Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с передачей детских яслей № от Высокогорского механического завода на основании Постановления Главы Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ №, детские ясли № переименованы в специализированное детское дошкольное учреждение для детей <...>, учреждению присвоено наименование детский сад-ясли №. Изменение наименования дошкольного образовательного учреждения - детские ясли №, детский сад - ясли № в детский комбинат № суду представлено не было. В данном случае имеет место неправильное наименование учреждения работодателем в приказах о приеме на работу, что повлекло внесение неправильной записи в трудовую книжку истца. Неправильное наименование дошкольного образовательного учреждения не может являться основанием для отказа истцу в реализации прав на пенсионное обеспечение, кроме того, некоторые нормативные акта отождествляли дошкольные учреждения ясли-сад, как детские комбинаты. Согласно уточняющей справке МДОУ начальная школа - детский сад № компенсирующего вида от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано МДОУ № компенсирующего вида <...>; с ДД.ММ.ГГГГ учреждение реорганизовано путем слияния в МДОУ начальная школа - детский сад № <...>. Из содержания Списка и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании». В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Наименование юридического лица имеет своей целью его индивидуализацию и в этом значении Список должен содержать перечень всех образовательных учреждений, прошедших государственную регистрацию на территории Российской Федерации, в том числе с указанием места нахождения юридического лица. Однако, Списки содержат классификацию образовательных учреждений не по наименованию юридических лиц, а по их правовому статусу, содержание которого определяется не наименованием юридического лица, а его учредительными документами. Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 13 Закона Российской Федерации «Об образовании», в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно - правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ. В соответствии со статьей 12 Закона Российской федерации «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников. Как установлено в судебном заседании, истец, работая в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № компенсирующего <...>, занимала должность <...>, работала в дошкольном образовательном учреждении, которое оказывало образовательные услуги детям дошкольного возраста, и ее работа непосредственно была связана с выполнением возложенных на нее функций. В соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения № компенсирующего вида (для детей с детскими церебральным и спинальными параличами), зарегистрированного на основании Постановления Главы Администрации Ленинского района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ №, учреждение создано в целях воспитания, лечения и предельно возможного восстановления моторной и нервно-психической деятельности путем организации лечебно-профилактического комплекса; учреждение работает по программе <...>, разработанной Министерством просвещения СССР и научно-исследовательским институтом дефектологии АПН СССР; пребыванием детей предусмотрено с 2 до 8 лет и до 9 лет в особых случаях по медицинским показаниям. Учреждение имело лицензию Департамента образования Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № на право осуществления образовательной деятельности в сфере дошкольного образования с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции со спинальными и церебральными параличами. Из изложенного следует, что с момента открытия детского сада-яслей до настоящего времени цели и задачи учреждения не изменялись, учреждение создано в целях осуществления образовательной деятельности по реализации программ дошкольного образования; неправильное (неполное) наименование учреждения не может являться основанием для отказа истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Решение комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости создает препятствие к осуществлению истцом своего права на пенсионное обеспечение (статья 39 Конституции Российской Федерации) и подлежит признанию незаконным, а спорные периоды работы - включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовую пенсию по старости. РЕШИЛ: Исковые требования КУКЛИНОЙ Л.Д. удовлетворить. Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе КУКЛИНОЙ Л.Д. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. Признать за КУКЛИНОЙ Л.Д. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж КУКЛИНОЙ Л.Д. периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - детский комбинат №, <...>, за исключением <...> дней отпуска без сохранения заработной платы; и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - муниципальное дошкольное образовательное учреждение № для детей <...>, <...>, за исключением <...> дней отпуска без сохранения заработной платы; и назначить КУКЛИНОЙ Л.Д. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА