2-769/2012 решение от 23.05.2012



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    23 мая 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,

с участием прокурора Парадеева Е.Ю.,

при секретаре Ежовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах Саканцева Н.Г. к Администрации Горноуральского городского округа об оспаривании решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

установил:

Саканцева Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет удостоверение серии <...> от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 19.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Саканцева Н.Г. постоянно проживает и зарегистрирована по месту жительства в индивидуальном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежавшем ранее Саканцева Н.Г. на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного ДД.ММ.ГГГГ Первой Нижнетагильской государственной нотариальной конторой по реестру за .

По договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ Саканцева Н.Г. безвозмездно передала вышеуказанный жилой дом в собственность родной дочери Трифоновой Н.А. на условиях сохранения Саканцева Н.Г. в соответствии с действующим законодательством права пользования указанным жилым помещением.

Право собственности Трифоновой Н.А. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ за .

30.01.2012 Саканцева Н.Г. обратилась в Администрацию Горноуральского городского округа с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в благоустроенном жилом помещении, как вдовы участника Великой Отечественной войны, в порядке реализации мер социальной поддержки, установленных статьей 21 Федерального закона от 19.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Письмом и.о. главы Администрации Горноуральского городского округа от 02.02.2012 № 01-22-28/1 Саканцевой Н.Г. сообщено об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине дарения 28.08.2009 жилого дома по адресу: <адрес>, чем намеренно ухудшены жилищные условия и в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет допускается не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

29.02.2012 прокурор Пригородного района Свердловской области обратился в суд с иском в интересах Саканцевой Н.Г. к Администрации Горноуральского городского округа о признании за истцом права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах», возложении на Администрацию Горноуральского городского округа обязанности включить Саканцеву Н.Г. в список лиц, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах», и направить документы в отношении Саканцевой Н.Г. в Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» для обеспечения истца жилым помещением.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны и их вдов в январе 2012 года выявлено право вдовы ветерана Великой Отечественной войны Саканцевой Н.Г. на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

24.02.2012 Саканцева Н.Г. обратилась в прокуратуру Пригородного района Свердловской области с заявлением об оказании помощи в улучшении жилищных условий. Саканцева Н.Г. имеет удостоверение серии <...> , предоставляющее истцу льготы, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих на основании статьи 21 Федерального закона «О ветеранах». Брак между Саканцевой Н.Г. и ФИО5 зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО5 проходил действительную военную службу в рядах Советских вооруженных сил, имел удостоверение серии <...> ветерана Великой Отечественной войны и умер ДД.ММ.ГГГГ.

Решением жилищной комиссии Администрации Горноуральского городского округа Саканцевой Н.Г. по заявлению от 27.01.2012 отказано в постановке на учет и включении в список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем истцу дан ответ в письменной форме.

Основанием для отказа в постановке на учет явилось то обстоятельство, что Саканцева Н.Г. ранее на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в <...>, являлась собственником жилого <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец подарила указанный жилой дом своей дочери Трифоновой Н.А., чем, по мнению Администрации Горноуральского городского округа, сознательно ухудшила свои жилищные условия.

Отказ Администрации Горноуральского городского округа в постановке Саканцева Н.Г. на учет является необоснованным, так как на момент дарения истец не знала и не предполагала, что имеет право как вдова участника войны на получение от государства жилого помещения.

Саканцева Н.Г., даря, а фактически просто переоформляя дом на дочь, не имела намерения и умысла ухудшить свои жилищные условия, а лишь желала распорядиться принадлежащим ей имуществом при жизни по своему усмотрению, в том числе в целях обеспечения своей старости. Трифонова Н.А. ухаживает за истцом, помогает вести хозяйство.

Саканцева Н.Г. узнала о праве на обеспечение жильем только после получения разъяснений прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и в тот же день обратилась с заявлением в Администрацию Горноуральского городского округа о принятии на учет для обеспечения жильем.

Таким образом, в действиях Саканцева Н.Г. не имелось умысла на ухудшение своих жилищных условий.

По данным органов технической инвентаризации и Росреестра Саканцева Н.Г. не имеет в собственности других жилых помещений.

В настоящем судебном заседании прокурор дополнил исковые требования и просит признать незаконным отказ Администрации Гороноуральского городского округа в принятии Саканцева Н.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, оформленный письмом и.о. главы Администрации Горноуральского городского округа от 02.02.2012 № 01-22-28/1.

Истец Саканцева Н.Г. в судебное заседание не явилась в силу возраста, состояния здоровья и отдаленности постоянного места жительства.

В письменных объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ, адресованных прокурору <адрес>, Саканцева Н.Г. указала, что после смерти супруга ФИО5 унаследовала жилой дом и была его собственником. В 1993 году Саканцева Н.Г. оформила завещание на дом в пользу своей дочери ФИО6, чтобы после смерти не было спора с братом ФИО9

Затем в 2009 году Саканцева Н.Г. посоветовали подарить жилой дом дочери при жизни, чтобы уже точно дочь стала собственником и не было никаких споров с братом. По этой причине ДД.ММ.ГГГГ Саканцева Н.Г. оформила договор дарения своего жилого дома. Дочь продолжает ухаживать за Саканцева Н.Г., которая с 2008 года не может самостоятельно передвигаться.

Саканцева Н.Г. не знала о том, что вдовам ветеранов войны будет предоставляться жилье. Об этом она узнала только из письма прокурора Пригородного района Свердловской области от 27.01.2012.

Ранее Саканцева Н.Г. по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья никуда не обращалась (л. д. 8).

Определением суда от 04.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Трифонова Н.А.

В судебном заседании третье лицо Трифонова Н.А. пояснила, что спорное дарение жилого дома было произведено матерью исключительно с целью распорядиться своим имуществом на случай смерти. Другого жилья на праве собственности либо по договору найма Саканцева Н.Г. не имеет и до настоящего времени продолжает проживать в жилом <адрес>.

ФИО6 постоянно проживает в благоустроенной квартире по адресу: <адрес>. Указанная квартира является кооперативной, пай выплачен полностью, но право собственности не зарегистрировано до настоящего времени. Совместно с ФИО6 в указанном жилом помещении проживают и зарегистрированы по месту жительства пять членов семьи.

Заявление Саканцева Н.Г. от 27.01.2012 было подано Трифоновой Н.А. в общий отдел Администрации Горноуральского городского округа. К заявлению не прикладывались справки органов БТИ и Росреестра об отсутствии прав на жилые помещения, поскольку Трифоновой Н.А. не разъяснили действующий порядок подачи заявлений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Представитель ответчика - заместитель начальника жилищно-коммунального отдела Администрации Горноуральского городского округа Ермакова Е.В. иск прокурора в интересах Саканцевой Н.Г. не признала полностью и пояснила, что заявление Саканцевой Н.Г. от 27.01.2012 поступило в Администрацию округа 30.01.2012.

Поскольку заявление Саканцевой Н.Г. по форме и приложенным документам не соответствовало Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отделом по жилищно-коммунальной политике администрации Горноуральского городского округа, утвержденному постановлением Администрации Горноуральского городского округа от 01.04.2011 № 531, обращение Саканцевой Н.Г. было рассмотрено в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Ответ оформлен письмом и.о. главы Администрации Горноуральского городского округа от 02.02.2012 № 01-22-28/1.

Заявление Саканцевой Н.Г. в соответствии с указанным Административным регламентом не передавалось на рассмотрение жилищной комиссии.

    

Заслушав объяснения прокурора, третьего лица и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах Саканцевой Н.Н. обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 11).

Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (статья 21).

Положения статьи 21 настоящего Федерального закона о том, что члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения, распространюется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года (статья 2 Федерального закона от 06.05.2010 № 79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»).

Реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации (статья 28).

Ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки (статья 27).

Наличие у Саканцева Н.Г. правового статуса члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны подтверждается удостоверением серии <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 14).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно статьям 4, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов регулируются жилищным законодательством.

Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Таким образом, заявление Саканцевой Н.Г. от 27.01.2012 о принятии на учет в качестве нуждающейся в благоустроенном жилом помещении, как вдовы участника Великой Отечественной войны, в порядке реализации мер социальной поддержки, установленных статьей 21 Федерального закона от 19.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», не подлежало рассмотрению по общим правилам Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку основания и порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, регулируется Кодексом и иными нормативными актами, принимаемыми во исполнение настоящего Кодекса.

    Согласно статьям 1, 2, 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Действие настоящего Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным последствиям.

    К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной, например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (статья 6 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий, бездействия (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2).

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (статья 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

В частности, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2).

Основания и порядок предоставления Администрацией Горноуральского городского округа жилых помещений по договорам социального найма регламентируются:

главой 7 Кодекса;

Законом Свердловской области от 22.07.2005 № 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области»;

Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отделом по жилищно-коммунальной политике администрации Горноуральского городского округа, утвержденным постановлением Администрации Горноуральского городского округа от 01.04.2011 № 531.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (статья 49, часть 2 Кодекса).

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (статья 49, часть 3 Кодекса).

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (статья 49, часть 4 Кодекса).

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (статья 51 Кодекса).

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (статья 52, часть 1).

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 52, часть 2).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (статья 52, часть 3).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (статья 52, часть 4).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (статья 52, часть 5).

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения (статья 52, часть 6).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 52, часть 7).

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (статья 53 Кодекса).

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке (статья 54 Кодекса).

Судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд, например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, или подача искового заявления (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2).

На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления.

Исходя из изложенного, решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года).

Таким образом, требования прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах Саканцевой Н.Г., оформленные исковым заявлением, подлежат рассмотрению и разрешению судом по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Законом Свердловской области от 22.07.2005 № 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» установлено, что учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда ведется путем:

1) принятия малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда;

2) ведения очереди малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда;

3) снятия граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, с учета.

Ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета (статья 2).

Заявления о принятии на учет подаются гражданами в осуществляющие ведение учета малоимущих граждан органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проживают соответствующие граждане, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и (или) Законами Свердловской области.

Заявления о принятии на учет подписывают подающие их граждане и совместно проживающие с ними совершеннолетние и дееспособные члены семьи (статья 3).

В заявлениях о принятии на учет должны содержаться следующие сведения:

1) наименование органа местного самоуправления муниципального образования, который осуществляет ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда;

2) фамилия, имя, отчество гражданина, подающего заявление о принятии на учет, и место его жительства;

3) указание на то, является ли гражданин и (или) совместно проживающие с ним члены семьи нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также указывается местонахождение жилых помещений, нанимателями или собственниками которых они являются;

4) основания для предоставления гражданину по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда;

5) перечень документов, прилагаемых к заявлениям о принятии на учет (статья 4, пункт 1).

Граждане, подающие заявления о принятии на учет, и (или) совместно проживающие с ними члены семьи, намеренно не совершавшие в течение пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о принятии на учет, действия, приведшие к ухудшению их жилищных условий, указывают в заявлениях наряду со сведениями, предусмотренными в пункте 1 настоящей статьи, что они не совершали таких действий.

Граждане, подающие заявления о принятии на учет, и (или) совместно проживающие с ними члены семьи, которые намеренно совершили в течение пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о принятии на учет, действия, приведшие к ухудшению их жилищных условий, а именно к уменьшению размера занимаемого жилого помещения либо к отчуждению жилых помещений, находившихся в собственности гражданина и (или) в собственности членов семьи, указывают в заявлениях наряду со сведениями, предусмотренными в пункте 1 настоящей статьи, дату совершения таких действий (статья 4, пункт 2).

К заявлениям о принятии на учет прилагаются следующие документы:

1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина, подающего заявление о принятии на учет;

2) справка, заверенная подписью должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, подтверждающая место жительство гражданина, подающего заявление, и (или) содержащая сведения о совместно проживающих с ним лицах;

3) документы, необходимые в соответствии с законом Свердловской области для определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода семьи, приходящегося на каждого ее члена, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина или в собственности членов семьи (статья 5).

В случаях, если в документах, прилагаемых к заявлениям о принятии на учет, указаны сведения о том, что в собственности граждан, подавших заявления о принятии на учет, и (или) совместно проживающих с ними членов семей находятся жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, относящиеся в соответствии с федеральным законом к объектам налогообложения налогом на имущество физических лиц, органы местного самоуправления, осуществляющие рассмотрение заявлений о принятии на учет и документов, прилагаемых к заявлениям о принятии на учет, запрашивают у налоговых органов или организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию, информацию о стоимости такого имущества (статья 6).

Заявления о принятии на учет в течение трех рабочих дней со дня их подачи подлежат регистрации в журнале регистрации заявлений.

Заявления о принятии на учет и документы, прилагаемые к заявлениям о принятии на учет, рассматриваются в следующем порядке:

1) на первом этапе при необходимости запрашивается информация, указанная в пункте 1 статьи 6 настоящего Закона;

2) на втором этапе проверяется, совершались ли намеренно гражданами, подавшими заявления о принятии на учет, и (или) совместно проживающими с ними членами семьи в течение пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о принятии на учет, действия, которые привели к ухудшению их жилищных условий;

3) на третьем этапе проверяется наличие оснований для признания граждан нуждающимися в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда;

4) на четвертом этапе проверяется наличие оснований для признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе осуществляются расчеты, необходимые для признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В случае, если на втором или третьем этапе рассмотрения заявлений о принятии на учет и документов, прилагаемых к заявлениям о принятии на учет, выявлено наличие оснований для отказа в принятии граждан на учет, третий и (или) четвертый этапы рассмотрения заявлений не проводятся (статья 3, пункт 5).

По результатам рассмотрения заявлений о принятии на учет и документов, прилагаемых к заявлениям о принятии на учет, органами местного самоуправления муниципальных образований, в которых осуществляется ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, в соответствии с федеральным законом принимается одно из следующих решений:

1) решение о принятии малоимущего одиноко проживающего гражданина или малоимущих гражданина и совместно проживающих с ним членов семьи на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда (далее - решение о принятии гражданина на учет);

2) решение об отказе в принятии одиноко проживающего гражданина или малоимущего гражданина и совместно проживающих с ним членов семьи на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда (далее - решение об отказе в принятии гражданина на учет).

В решении об отказе в принятии гражданина на учет должны содержаться основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные федеральным законом (статья 3, пункт 7).

Административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отделом по жилищно-коммунальной политике администрации Горноуральского городского округа, утвержденный постановлением Администрации Горноуральского городского округа от 01.04.2011 № 531, устанавливает следующий порядок.

Муниципальную услугу оказывает отдел по жилищно-коммунальной политике администрации Горноуральского городского округа на основании заявлений и сформированных учетных дел граждан.

Ответственным лицом за соблюдением последовательности действий определенных административными процедурами при оказании муниципальной услуги осуществляется начальником отдела по жилищно-коммунальной политике (пункт 1.3).

Получателями муниципальной услуги по настоящему Регламенту выступают следующие граждане:

- малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях;

- и иные категории граждан, предусмотренные действующим законодательством (пункт 2.2.1).

Граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, если соблюдаются условия, указанные в пункте 2.2.1, изъявившие желание встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях представляют в отдел по жилищно-коммунальной политике заявление по форме, предусмотренной Приложением № 1 к настоящему Регламенту, а также:

- копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;

- копии документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;

- справки с места жительства;

- справки из Бюро технической инвентаризации о имении или не имении собственности на каждого члена семьи;

- справки из Федеральной регистрационной службы о имении или не имении собственности на каждого члена семьи;

- правоустанавливающие документы на занимаемые жилые помещения (ордер, договор социального найма, договор найма, документ о праве собственности);

- справки о заработной плате за последние 3 года;

- иные документы, предусмотренные действующим законодательством по отдельным категориям граждан.

Копии документов должны быть заверены в установленном порядке (пункт 2.2.2).

Специалист проверяет правильность оформления, достоверность сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, и в 30-дневный срок с даты их предоставления готовит постановление администрации с решением о признании либо дает письменный отказ в признании гражданина (с членами его семьи) нуждающимся. О принятом решении гражданин уведомляется письменно. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, специалист возвращает их заявителю с указанием причин возврата.

Регистрация заявлений граждан в соответствующем журнале осуществляется в момент подачи заявления с приложением необходимых документов.

Срок рассмотрения заявления гражданина в течение 30 календарных дней со дня предоставления необходимых документов.

Срок направления уведомления о признании гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о принятии на учет либо об отказе принятия на учет (пункт 2.2.3).

Основаниями для отказа в признании гражданина нуждающимся в жилом помещении являются:

- несоответствие гражданина требованиям, указанным в подразделе 2.2 Регламента;

- недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

- ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии или иной формы государственной поддержки, если такое право представляется единоразово, согласно действующему законодательству (пункт 2.3).

Перечень административных процедур:

- прием и регистрация заявлений;

- изучение заявлений и прилагаемых документов;

- направление заявлений для рассмотрения на жилищной комиссии;

- участие в заседании комиссии;

- подготовка проекта решения комиссии;

- подготовка проекта постановления администрации;

- согласование проектов постановлений администрации;

- вручение уведомлений о принятии на учет нуждающихся;

- формирование списков граждан нуждающихся в жилых помещениях по отдельным категориям.

Специалист отдела:

- принимает заявления и прилагаемые к нему документы и регистрирует заявления в журнале регистрации - в день подачи заявления;

- выдает расписки о принятии заявлений и прилагаемых к ним документов с указанием даты и времени подачи заявления - при подаче документов;

- подготавливает пакеты документов к рассмотрению на жилищной комиссии.

Рассмотрение заявлений граждан о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий производится в следующем порядке:

- заявления граждан с приложением всех необходимых документов рассматриваются на жилищной комиссии при администрации Горноуральского городского округа в течение 30 календарных дней со дня предоставления документов;

- решения жилищной комиссии утверждаются главой Горноуральского городского округа в форме постановлений - проекты постановления готовятся специалистом отдела в течение 3 дней срок после принятия решения;

- после издания постановления администрации граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, заносятся в списки в хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления - в течение 3 рабочих дней со дня издания постановления;

- о вынесенном решении, о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий либо об отказе граждане письменно уведомляются (им вручаются под роспись либо направляются заказным письмом с уведомлением извещения, подписанные председателем жилищной комиссии), в срок, предусмотренный в пункте 2.2 данного Регламента;

- вноситься в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с присвоением порядкового номера, Приложение 2 (пункт 3.1).

Как следует из представленных сторонами документов заявление Саканцевой Н.Г. от 27.01.2012 о принятии на учет в качестве нуждающейся в благоустроенном жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны в порядке реализации мер социальной поддержки, установленных статьей 21 Федерального закона от 19.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (л. д. 12), зарегистрированное в Администрации Горноуральского городского округа в день подачи заявления 30.01.2012, по форме и содержанию не соответствует:

приложению № 1 к Административному регламенту - составлено произвольно без учета типовой формы;

пункту 2 статьи 4 Закона Свердловской области от 22.07.2005 № 97-ОЗ - в заявлении не содержатся следующие сведения:

указание на то, является ли гражданин нанимателем жилых помещений по договорам социального найма либо собственником жилых помещений,

указание на то, что намеренно не совершались в течение пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о принятии на учет, действия, приведшие к ухудшению жилищных условий;

пункту 2.2.2 Административного регламента - с заявлением не представлены:

справка с места жительства,

справка из Бюро технической инвентаризации об имении или не имении собственности,

справка из Федеральной регистрационной службы об имении или не имении собственности.

Постановлением Администрации Горноуральского городского округа от 26.03.2012 № 515 на основании протеста прокуратуры Пригородного района Свердловской области от 06.03.2012 № 02-01-2012, для приведения в соответствие с действующим законодательством Постановление Администрации Горноуральского городского округа от 01.04.2011 № 531 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» признано утратившим силу.

Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Горноуральского городского округа в срок до 01.07.2012 предписано разработать новый административный регламент, соответствующий Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373, и Федеральным законам от 27.07.2010 № 210-ФЗ и от 03.12.2011 № 383-ФЗ.

Применительно к «первому этапу» рассмотрения заявления, предусмотренному статьей 3 Закона Свердловской области от 22.07.2005 № 97-ОЗ, в материалы дела прокурором дополнительно представлена информация:

об отсутствии в собственности Саканцевой Н.Г. объектов недвижимости (уведомление Управления Росреестра по Свердловской области от 31.01.2012, справка СОГУП «Областной Центр недвижимости» от 07.02.2012);

копия домовой книги, подтверждающая регистрацию Саканцева Н.Г. по месту жительства по адресу: <адрес>.

Как установлено в судебном заседании спорное решение об отказе Саканцева Н.Г. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях принято Администрацией Горноуральского городского округа на «втором этапе», в ходе которого проверялось, совершались ли намеренно Саканцева Н.Г., подавшей заявление о принятии на учет, в течение пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о принятии на учет, действия, которые привели к ухудшению ее жилищных условий.

Письмом и.о. главы Администрации Горноуральского городского округа от 02.02.2012 № 01-22-28/1 Саканцевой Н.Г. сообщено об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине дарения ДД.ММ.ГГГГ жилого дома по адресу: <адрес>, чем, по мнению органа местного самоуправления, Саканцева Н.Г. намеренно ухудшила свои жилищные условия (л. д. 13).

Вместе с тем, данный вывод основан на неправильном толковании нормы статьи 53 Кодекса и без учета установленного законом порядка оспаривания правовых презумпций.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 № 258-О-О разъяснено, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы граждан, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Согласно статье 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Это требование, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.11.2007 № 827-О-П).

Таким образом, с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 19.04.2007 № 258-О-О и процессуальной обязанности органа местного самоуправления документально доказать законность обжалуемых действий (решений), установленной статьей 6 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Администрация Горноуральского городского округа обязана представить суду и заявителю письменные доказательства намеренного совершения Саканцевой Н.Г., подавшей 30.01.2012 заявление о принятии на учет, в течение пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о принятии на учет, действия, которые привели к ухудшению жилищных условий заявителя.

Однако такими доказательствами Администрация Горноуральского городского округа не располагает, доводы, содержащиеся в письме и.о. главы Администрации Горноуральского городского округа от 02.02.2012 № 01-22-28/1, носят характер предположений и не опровергают установленную пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации правовую презумпцию добросовестности и разумности поведения Саканцева Н.Г. при заключении ДД.ММ.ГГГГ договора дарения жилого дома в пользу своей родной дочери Трифоновой Н.А.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Заключенный Саканцева Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ договор дарения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в пользу родной дочери Трифоновой Н.А. на условиях сохранения Саканцевой Н.Г.в соответствии с действующим законодательством права пользования указанным жилым помещением не противоречит действующему законодательству и имеет целью распорядиться при жизни своим имуществом на случай смерти, исключив применение общего порядка наследования по закону либо по завещанию, установленного нормами наследственного законодательства.

Данные мотивы заключения Саканцевой Н.Г. спорного договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются письменными объяснениями Саканцева Н.Г. от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 8), письменными объяснениями ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 10), копией завещания Саканцева Н.Г. от ДД.ММ.ГГГГ в пользу дочери ФИО6 и сына ФИО9 (л. д. 21) и не вызывают сомнений у суда.

При таких обстоятельствах действия Саканцевой Н.Г. применительно к норме статьи 53 Кодекса не могут быть квалифицированы как умышленные (намеренные) действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий для приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Таким образом, отказ Администрации Горноуральского городского округа в принятии Саканцевой Н.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в форме письма и.о. главы Администрации Горноуральского городского округа от 02.02.2012 № 01-22-28/1, подлежит признанию судом незаконным (статья 7 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Согласно статье 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:

либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;

либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2).

Принимая во внимание, что настоящий публично-правовой спор применительно к положениям статьи 3 Закона Свердловской области от 22.07.2005 № 97-ОЗ возник на «втором этапе» рассмотрения заявления Саканцевой Н.Г. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд считает необходимым возложить на Администрацию Горноуральского городского округа в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя обязанность совершить действия, предусмотренные тем же Законом для «третьего этапа», - проверку наличия оснований для признания Саканцевой Н.Г. нуждающейся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях в последовательности, установленной Административным регламентом от 01.04.2011 № 531:

направление заявления для рассмотрения на жилищной комиссии;

рассмотрение заявления на жилищной комиссии при Администрации Горноуральского городского округа в течение 30 календарных дней со дня предоставления документов;

письменное уведомление (вручение под роспись либо направление заказным письмом с уведомлением извещения, подписанного председателем жилищной комиссии) о принятом решении о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий либо об отказе в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о принятии на учет либо об отказе принятия на учет.

В остальной части требования прокурора выходят за рамки компетенции Администрации Горноуральского городского округа как органа местного самоуправления и носят преждевременный характер, поскольку в содержании спорных правоотношений предварительное признание Саканцевой Н.Г. органами местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является необходимым условием для возникновения и реализации заявителем права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии и в порядке, предусмотренными статьями 21, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 № 357-ПП «О Порядке обеспечения жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, вставших на учет для улучшения жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет для улучшения жилищных условий до 1 января 2005 года».

Согласно статье 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 1).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Определении от 05.02.2009 № 250-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

В соответствии с Законом Свердловской области от 25.11.2004 № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организации, осуществляющие на территории Свердловской области деятельность, связанную с предоставлением мер социальной поддержки ветеранов, в пределах своей компетенции в соответствии с федеральным законодательством:

1) дают справки и разъяснения по вопросам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки ветеранов;

2) оказывают ветеранам содействие в сборе документов, необходимых для получения мер социальной поддержки, предусмотренных в настоящем Законе Свердловской области (статья 16).

Иные полномочия органов местного самоуправления Законом Свердловской области от 25.11.2004 № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» не предусмотрены.

Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 № 357-ПП на органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области возложена обязанность по формированию списков ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Списки указанных граждан формируются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области ежегодно до 1 февраля представляют изменения в указанные списки в Министерство экономики Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Согласно статье 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского округа вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, не переданных им законами субъектов Российской Федерации, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов.

Таким образом, Постановление Правительства Свердловской области от 28.04.2006 № 357-ПП в части формирования органами местного самоуправления списков ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, подлежит исполнению Администрацией Горноуральского городского округа исключительно в порядке реализации права на участие в осуществлении иных государственных полномочий, за счет доходов местного бюджета и исключает возможность принуждения.

В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 258 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

    Иск прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах Саканцева Н.Г. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Администрации Горноуральского городского округа письмом от 02.02.2012 № 01-22-28/1 в принятии Саканцева Н.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по мотиву намеренного ухудшения гражданином своих жилищных условий.

    Обязать Администрацию Горноуральского городского округа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Саканцева Н.Г.:

направить заявление Саканцева Н.Г. от 27.01.2012 для рассмотрения на жилищной комиссии в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу;

рассмотреть заявление Саканцева Н.Г. на жилищной комиссии при Администрации Горноуральского городского округа в течение 30 календарных дней со дня предоставления документов;

вручить Саканцева Н.Г. под роспись либо направить заказным письмом с уведомлением письменное извещение, подписанное председателем жилищной комиссии, о принятом решении в течение 3 рабочих дней со дня вынесения решения о принятии на учет либо об отказе принятия на учет.

В иске прокурору Пригородного района Свердловской области в интересах Саканцева Н.Г. к Администрации Горноуральского городского округа о признании права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета и включении в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны отказать полностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

      Судья     А.А.Соловьев