РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 мая 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А., с участием прокурора Ватутиной Е.В., при секретаре Ежовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды, установил: 15.02.2012 прокуратурой Ленинского района города Нижний Тагил в связи с обращением Территориального общественного самоуправления микрорайона Кирпичный проведены мероприятия по контролю за соблюдением санитарного и экологического законодательства в отношении несанкционированного объекта размещения бытовых отходов на территории, прилегающей к жилому дому № 68Б по улице Полярная в Ленинском административном районе города Нижний Тагил, в виде свалки бытового мусора. 28.02.2012 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд с иском в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, размещенной в районе жилого дома № 68Б по улице Полярная в городе Нижний Тагил. В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения экологического законодательства в части сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил», проведенной 15.02.2012, выявлено нарушение действующего законодательства, которое выразилось в том, что на земельном участке вблизи жилого дома № 68Б по улице Полярная в городе Нижний Тагил находится незарегистрированное хранилище отходов - несанкционированная свалка размером около 10 метров с севера на юг и 10 метров с запада на восток. Указанный земельный участок завален бытовым мусором, а именно пищевыми отходами, упаковочными материалами, полиэтиленовыми пакетами, коробками, пластмассовыми бутылками и прочим, также на земельном участке свалены ветви деревьев. В соответствии с информацией, предоставленной МКУ «Управление инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил», земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, находится в муниципальной собственности и не представлен гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду. В связи с невозможностью установления лиц, разместивших отходы, ответственность за удаление отходов и рекультивацию территории несанкционированной свалки должна быть возложена на Администрацию города Нижний Тагил. Определением суда от 03.05.2012 к участию в деле привлечены в качестве соответчика - МКУ «Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориальное общественное самоуправление микрорайона Кирпичный и Управление Роспотребнадзора по Свердловской области. В судебное заседание представители ответчиков - Администрации города Нижний Тагил и МКУ «Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил», а также представитель третьего лица - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе, не явились, о времени и месте разбирательства дела были надлежащим образом извещены (л. д. 35-37), что в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела. Представитель третьего лица - председатель Территориального общественного самоуправления микрорайона Кирпичный Минеева Т.А. поддержала заявленный прокурором иск в полном объеме и пояснила, что спорная несанкционированная свалка твердых бытовых отходов является только частью свалки протяженностью около 1 километра и шириной около 500 метров. Данная свалка существует на протяжении десятков лет. Жители близлежащих жилых домов пользуются услугами специализированной организации по вывозу бытовых отходов. Попытки жителей установить лиц, осуществляющих несанкционированное складирование мусора, результатов не дали. Заслушав объяснения прокурора, представителя третьего лица и исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан. Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 названного Федерального закона в редакции от 31.12.2005 каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Требования об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (статья 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора. Поскольку дела по заявлениям прокуроров об экологических правонарушениях, нарушающих права неопределенного круга граждан, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года). Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность). Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1). К виду негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления (статья 16). Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям (статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (статья 1). Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды (статья 3). Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2). 05.08.1988 Главным государственным санитарным врачом СССР утверждены Санитарные правила содержания территорий населенных мест. СанПиН 42-128-4690-88. Настоящие Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (пункт 1.2). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (пункт 2.1.1). На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями (пункт 2.1.3, 2.2.2, 2.2.3). В соответствии со статьей 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды» контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 52 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Ненадлежащее содержание спорной территории Ленинского административного района города Нижний Тагил и наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в районе жилого дома № 68Б по улице Полярная подтверждается результатами досудебной проверки. Бытовой мусор складирован на земельном участке размером около 10 метров с севера на юг и 10 метров с запада на восток (л. д. 5-8). Согласно информации МКУ «Управление инвестиций, архитектуры и градостроительства» Администрации города Нижний Тагил от 20.02.2012 спорный земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, находится в муниципальной собственности и не представлен гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду (л. д. 11). К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются. В ходе мероприятий по контролю за состоянием окружающей среды, проведенных органами прокуратуры, не установлены лица, ответственные за размещение отходов в несанкционированном месте и уборку данной территории. Те же сведения не представлены суду ответчиками, что в силу статей 68 части 1, 150 часть 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволяет суду обосновать свои выводы объяснениями другой стороны и не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (статья 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статья 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). В соответствии со статьей 29 Устава муниципального образования «Город Нижний Тагил» к полномочиям Администрации города отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Постановлением Главы города Нижний Тагил от 12.10.2007 № 1212 в целях организации благоустройства и озеленения территории города, содержания зеленых насаждений, очистки и уборки городских территорий, в соответствии со статьей 26 Устава города Нижний Тагил утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил. Физические и юридические лица обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами. Организацию уборки иных территорий осуществляют Администрация города по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города (пункт 1 статьи 2 Правил). На территории города запрещается накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Правил. Вывоз бытовых отходов, мусора и отходов вторичного сырья из жилых домов, предприятий торговли и общественного питания, детских и лечебных заведений, предприятий и организаций культуры осуществляется указанными организациями и домовладельцами, а также иными производителями отходов самостоятельно либо на основании договоров со специализированными предприятиями. Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. Запрещается складирование строительного мусора в места временного хранения отходов. Для сбора отходов и мусора физические и юридические лица организуют место временного хранения отходов, осуществляют его уборку и техническое обслуживание. Дислокация мест временного хранения отходов определяется администрацией соответствующего района. В случае, если производитель отходов, осуществляющий свою бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке, в жилом или нежилом помещении на основании договора аренды или иного соглашения с собственником, не организовал сбор, вывоз и утилизацию отходов самостоятельно, обязанности по сбору, вывозу и утилизации отходов данного производителя отходов возлагаются на собственника вышеперечисленных объектов недвижимости, ответственных за уборку территорий в соответствии с Правилами (статья 2). Администрация города, ее органы и структурные подразделения осуществляют контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими и юридическими лицами Правил. В случае выявления фактов нарушений Правил уполномоченные должностные лица Администрации города вправе: 1) выдать предписание об устранении нарушений; 2) составить протокол об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством; 3) обратиться в суд с заявлением (исковым заявлением) о признании незаконными действий (бездействия) физических и (или) юридических лиц, нарушающих Правила, о возмещении ущерба. Лица, допустившие нарушение Правил, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Вред, причиненный в результате нарушения Правил, возмещается виновными лицами в порядке, установленном действующим законодательством (статья 16). Правилами сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Нижний Тагил, утвержденными Постановлением Администрации города от 14.08.2009 № 1403, осуществление контроля за соблюдением данных Правил возложено на Комитет по городскому хозяйству Администрации города и отдел по экологии и природопользованию Администрации города в пределах своей компетенции. В случае выявления фактов нарушений Правил уполномоченные должностные лица Администрации города вправе: 1) составить протокол об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством; 2) обратиться в суд с заявлением (исковым заявлением) о признании незаконными действий (бездействия) физических и (или) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нарушающих Правила, о возмещении ущерба. В соответствии с Положением о Комитете по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил, утвержденным решением Нижнетагильской городской думы от 20.12.2007 № 69, в редакции от 27.01.2011, Комитет является отраслевым органом администрации города Нижний Тагил, уполномоченным по вопросам управления жилищно-коммунальным и городским хозяйством города Нижний Тагил. Комитет обладает правами юридического лица. Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов; организация благоустройства и озеленения территории города; разработка и осуществление контроля, за реализацией муниципальных целевых, комплексных и ведомственных программ, обеспечивающих функционирование жилищного строительства, комплекса благоустройства, транспорта и связи. Комитет имеет организационно-правовую форму муниципального казенного учреждения, входит в структуру и является отраслевым органом Администрации города Нижний Тагил. Постановлением Администрации города от 13.07.2009 № 1126 утверждена муниципальная целевая программа «Совершенствование работы по сбору, транспортировке и утилизации твердых бытовых отходов на территории города Нижний Тагил (2009 - 2013 годы)» и предписано: Управлению по экономике и ценовой политике Администрации города при формировании бюджета на очередной финансовый год включить объемы финансирования в сводную бюджетную заявку финансирования муниципальных программ; Комитету по городскому хозяйству Администрации города при планировании расходов бюджета на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию муниципальной целевой программы; заместителю Главы Администрации города по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству, транспорту, энергетике, связи и капитальному строительству осуществлять контроль за выполнением настоящего постановления. В муниципальной целевой программе указывается, что настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства в области управления ТБО сопровождается весьма большими потерями ресурсов, а также увеличением загрязнения окружающей среды. Проблема экологической опасности твердых бытовых отходов остро стоит в городе Нижний Тагил. Эта опасность затрагивает все стадии обращения с ТБО, начиная с их сбора и транспортировки и кончая подготовкой к использованию утильных компонентов и уничтожением или захоронением неиспользуемых фракций. Существующая система учета и контроля за образованием и размещением отходов не позволяет из-за своей децентрализации получить достоверную информацию о фактических объемах образования отходов как в целом по городу, так и по отдельным населенным пунктам, а также исключить несанкционированное их размещение. Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). В спорных правоотношениях Администрация города Нижний Тагил выступает как орган местного самоуправления и реализует полномочия по решению вопросов местного значения, в связи с чем, распределение судом бремени доказывания должно производиться по правилам разрешения публично-правовых споров. Согласно статье 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статье 6 Закона от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. Документальные результаты осуществления муниципального контроля, подтверждающие установление лиц, разместивших отходы в спорном несанкционированном месте либо обязанных обеспечить уборку данной территории, Администрацией города Нижний Тагил суду и истцу не представлены, в связи с чем, возражения против иска ответчиками надлежащим образом не доказаны. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (статьи 77, 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Невозможность определения ответственных лиц, разместивших отходы в несанкционированных местах либо обязанных обеспечить уборку спорной территории, не освобождает органы местного самоуправления в пределах своей компетенции от ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил». С учетом установленного муниципальными правовыми актами распределения полномочий по осуществлению экологического контроля, бюджетного планирования и финансирования экологических мероприятий, а также компетенции отраслевых органов, входящих в структуру Администрации города Нижний Тагил, суд считает необходимым в целях соблюдения принципа исполнимости судебного решения возложить спорную обязанность одновременно на МКУ «Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил» и Администрацию города Нижний Тагил. В свою очередь, ответчики не только не лишены права, но и обязаны принять меры к установлению и привлечению к ответственности лиц, разместивших отходы в несанкционированных местах либо обязанных обеспечить уборку данной территории, в том числе путем возложения на них обязанности по проведению уборки и очистки, а при необходимости - рекультивации земельного участка, за счет указанных лиц либо путем обращения в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба в объеме понесенных ответчиками расходов. При этом отсутствие необходимых финансовых средств и материально-технической базы, с учетом особенностей бюджетного планирования и порядка размещения муниципальных заказов, не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за экологические нарушения. Как указано в Постановлении Европейского Суда по правам человека от 07.05.2002 по делу «Бурдов против России», государство не вправе ссылаться на недостаток денежных средств как на причину невыплаты долга по судебному решению. Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Срок для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений экологического законодательства продолжительностью в один месяц носит разумный характер. При этом изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчика и сезонного характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены. На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Решил: Иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью. Обязать Администрацию города Нижний Тагил и Муниципальное казенное учреждение «Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил» восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированного объекта размещения бытовых отходов (проведения уборки и очистки, а при необходимости - рекультивации земельного участка) на территории, расположенной возле жилого дома № 68Б по улице Полярная в Ленинском административном районе города Нижний Тагил, в том числе за счет лиц, разместивших отходы в несанкционированных местах либо обязанных обеспечить уборку данной территории, в срок 1 (один) месяц со дня вступления решения суда в законную силу. На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья А.А.Соловьев