2-1522/2012 решение от 25.07.2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2012 года        город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре ЖЕРЕБЦОВОЙ М.И.,

с участием:

представителя ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1522/2012 по иску ЛОКОСОВОЙ С. В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ при оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в педагогический стаж ЛОКОСОВОЙ С.В., дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, принято к зачету <...>; не приняты к зачету периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, детский комбинат , Строительный трест , г. Н. Тагил, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, муниципальное дошкольное образовательное учреждение , г. Н. Тагил, поскольку наименование учреждений не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в том числе <...> дней отпуска без сохранения заработной платы, которые истцом не оспариваются;

<...> дня ДД.ММ.ГГГГ, <...> дней ДД.ММ.ГГГГ, <...> дня ДД.ММ.ГГГГ, <...> дней ДД.ММ.ГГГГ и <...> дней ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, сад-ясли , ученические отпуска, поскольку в данные периоды педагогическая деятельность не осуществлялась; Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, содержат исчерпывающий перечень периодов работы и иной деятельности, которые включаются в трудовой стаж, дающий на досрочное пенсионное обеспечение, и не предусматривают ученические отпуска.

В досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

26 июня 2012 года истец ЛОКОСОВА С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности назначить пенсию со ДД.ММ.ГГГГ, включив оспариваемые периоды работы в специальный стаж.

В обоснование требований истец указала, что наименование учреждения «детский комбинат» не является нормативным, поэтому оно не предусмотрено Списком. Ненормативное наименование учреждения, не может служить отказом в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, поскольку детский комбинат объединял два вида дошкольных учреждений - яслей и детских садов - в единое дошкольное учреждение, ее деятельность была связана с процессом обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Нормативных актов, подтверждающих переименование детского сада в детский комбинат, не имеется, что подтверждается тот факт, что в данном случае имеет место неправильная запись в трудовой книжке.

Трудовой кодекс Российской Федерации в главе 26 предусматривает предоставление гарантий и компенсации лицам, совмещающим работу с обучением, в том числе и предоставление оплачиваемых отпусков. При предоставлении таких оплачиваемых отпусков, за работника учреждения в полном объеме производят соответствующие отчисления, в том числе в и в органы Пенсионного фонда. Ссылка ответчика на Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 необоснованна, поскольку периоды нахождения истца в учебных отпусках приходились на более раннее время, когда таких разъяснений еще не было, и ограничений по включению в специальный стаж учебных периодов не существовало. Более того, в применяемых к тем периодам Списках, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, отсутствует требование о выполнении нормы рабочего времени за ставку. Поскольку она работала, не являлась уволенной, на период сессии за ней сохранялось рабочее время и учебная нагрузка, считает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж.

В период работы в МДОУ осуществляла педагогическую деятельность в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, которое имело лицензию и государственную аккредитацию, реализовывала образовательные программы, занималась одним видом деятельности, исполняла обязанности воспитателя.

Истец ЛОКОСОВА С.В. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие истца.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А. в судебном заседании предъявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Огласив исковое заявление, заслушав возражения представителя ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно статьей 7, подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельности истца в государственных и муниципальных учреждениях для детей, при оценке пенсионных прав по нормам действующего пенсионного законодательства составил <...>.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Списки и Правила, применяемые при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, которые содержат наименования образовательных учреждений и структурных подразделений государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), в том числе, детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли; наименование должности - воспитатель.

Аналогичные наименования учреждений и должностей поименованы в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (в редакции от 22 сентября 1993 года № 953), применяемого к периодам работы до 1 ноября 1999 года, и в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, применяемого к периодам работы с 1 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года.

Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера трудовой деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.ст.1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

В интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов - в единое дошкольное учреждение. Инструкцией о порядке объединения яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения «ясли-сад» и комплектования их детьми, утвержденной министром просвещения РСФСР от 22 августа 1959 года и министром здравоохранения РСФСР от 25 августа 1959 года, предписано объединенному учреждению присваивать наименование «ясли-сад». На основании указанных нормативных актов учредители детских дошкольных учреждений, в том числе предприятия, организации должны были использовать именно такое наименование.

Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства, утвержденный Госкомстатом СССР и Госпланом СССР на 1 января 1976 года (в редакции от 29 октября 1997 года, с изменениями от 15 января, 31 августа 1999 года, 15 февраля 2000 года) в графе дошкольное воспитание содержит наименование дошкольных учреждений: детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки, детские дома, детские приемники-распределители.

Приказом по Нижнетагильскому городскому отделу народного образования от ДД.ММ.ГГГГ предписано вновь открываемый детский сад-ясли на <...> мест по <адрес>, зарегистрировать в титульных списках детских садов город Нижний Тагил, присвоив наименование «Детский сад-ясли ».

Согласно справке МОУ ДОУ «Детский сад » от ДД.ММ.ГГГГ , ясли-сад принят в эксплуатацию строительного треста по акту бессрочного пользования от ДД.ММ.ГГГГ . Ясли-сад передан в производственное трикотажное объединение с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа ГОРОНО. Постановление Главы Администрации Дзержинского района от ДД.ММ.ГГГГ арендное предприятие Нижнетагильская фирма <...> было перерегистрировано в акционерное общество закрытого типа <...>. На основании решения директоров трикотажного объединения фирмы <...> от ДД.ММ.ГГГГ ясли-сад передан в муниципальную собственность. На основании Постановления Главы Администрации Дзержинского района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ ясли-сад переименован в ДОУ . На основании Постановления Главы Администрации Дзержинского района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ ясли-сад переименован в МОУ ДОУ - детский сад .

Доказательств изменения наименования детского дошкольного учреждения «Детские сад-ясли » суду представлено не было. В данном случае имеет место неправильное наименование учреждений работодателем в приказах о приеме на работу, что повлекло внесение неправильных записей в трудовую книжку истца.

Неправильное наименование дошкольного учреждения не может являться основанием для отказа истцу в защите ее прав на социальное обеспечение, кроме того, некоторые нормативные акты отождествляли дошкольные учреждения «ясли-сад, сад-ясли», как детские комбинаты.

В соответствии с пунктом 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР 17 декабря 1959 года № 1397 (с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 года № 593, Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 12 апреля 1984 года № 313), и утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, пунктом 3 Приложения № 6 к инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В судебном заседании установлено, что истец, осуществляя с <...> года педагогическую деятельность в дошкольных образовательных учреждениях, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права, получая педагогическое образование в Нижнетагильском педагогическом училище по специальности - дошкольное воспитание, после окончания обучения присвоена квалификация - воспитатель в дошкольных учреждениях и следовала педагогическая деятельность. С учетом положений статей 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, периоды нахождения истца в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Из содержания Списка и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 года, следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Наименование юридического лица имеет своей целью его индивидуализацию и в этом значении Список должен содержать перечень всех образовательных учреждений, прошедших государственную регистрацию на территории Российской Федерации, в том числе с указанием места нахождения юридического лица. Однако, Списки содержат классификацию образовательных учреждений не по наименованию юридических лиц, а по их правовому статусу, содержание которого определяется не наименованием юридического лица, а его учредительными документами.

Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 13 Закона Российской Федерации «Об образовании», в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно - правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской федерации «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

Как установлено в судебном заседании, истец, работая в муниципальном дошкольном образовательном учреждении , занимала должность воспитателя, работала в дошкольном образовательном учреждении, которое оказывало образовательные услуги детям дошкольного возраста, и ее работа непосредственно была связана с выполнением возложенных на нее функций.

Педагогическая деятельность истца и вышеуказанные обстоятельства подтверждаются следующими копиями документов: трудовой книжкой, в соответствии с которой истец была принята воспитателем в детский сад , после чего наименование учреждение изменялось, при этом функции истца изменений не претерпевали; свидетельством о регистрации учреждения от ДД.ММ.ГГГГ с основным видом деятельности - образовательная деятельность в сфере дошкольного образовании; Уставом МДОУ от <...> года, в соответствии с которым МДОУ является муниципальным дошкольным образовательным учреждение детским садом присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; лицензией Департамента образования Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ серии на право осуществления образовательной деятельности в сфере дошкольного образования с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, выданной МДОУ - детский сад присмотра и оздоровления.

Из изложенного следует, что с момента открытия детского сада до настоящего времени цели и задачи учреждения не изменялись, учреждение создано в целях осуществления образовательной деятельности по реализации программ дошкольного образования; неправильное (неполное) наименование учреждения не может являться основанием для отказа истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Таким образом, по делу собрано достаточно доказательств, подтверждающих осуществления педагогической деятельности истцом, отвечающей требованиям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При сложении принятых ответчиком к зачету периодов работы и подлежащих принятию на основании решения суда, право истца на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности возникает со ДД.ММ.ГГГГ.

Решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости создает препятствия истцу в осуществлении своего права на пенсионное обеспечение и подлежит признанию незаконным. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ЛОКОСОВОЙ С. В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ЛОКОСОВОЙ С. В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Признать за ЛОКОСОВОЙ С. В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж ЛОКОСОВОЙ С. В. периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, детский комбинат , Строительный трест , г. Н. Тагил, <...> дня ДД.ММ.ГГГГ, <...> дней ДД.ММ.ГГГГ, <...> дня ДД.ММ.ГГГГ, <...> дней ДД.ММ.ГГГГ и <...> дней ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, сад-ясли , ученические отпуска; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, муниципальное дошкольное образовательное учреждение , г. Н. Тагил, за исключением <...> дней отпуска без сохранения заработной платы; и назначить ЛОКОСОВОЙ С. В. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья -        М.В. ПЕСТЕРНИКОВА