2-668/2012 решение от 29.03.2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2012 года      город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре ЖЕРЕБЦОВОЙ М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-668/2012 по иску ФИЛАТЬЕВОЙ И. В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ при оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в педагогический стаж ФИЛАТЬЕВОЙ И.В., дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, принято к зачету <...>; не приняты к зачету следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учитель, муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования , г. Н. Тагил, поскольку наименование учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждения для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <...> ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <...> ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <...> ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <...> ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <...> ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <...> ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <...> ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <...> ставки - учитель, муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа , г. Н. Тагил, поскольку пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , периоды работы в должностях и учреждения, указанных в списке, засчитываются в стаж работы с ДД.ММ.ГГГГ при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленную за ставку заработной платы (должностной оклад); педагогическая нагрузка в данные периоды составляла менее 1,0 ставки.

В досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

10 февраля 2012 года истец ФИЛАТЬЕВА И.В. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, включив спорные периоды работы в специальный стаж.

В обоснование требований истец указал, что период работы в муниципальном учреждении среднего (полного) общего образования , истец осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, исполняла обязанности учителя. Независимо от наименования учреждения, в котором она работала, ее должностные обязанности не изменялись, она работала непосредственно с детьми. При изменении наименования учреждения должностные обязанности, цели деятельности образовательного учреждения не изменялись. Образовательное учреждение в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» реализовало образовательные программы и обеспечивало содержание и воспитание обучающихся воспитанников, выдавало аттестаты государственного образца.

В период работы в должности учителя с педагогической нагрузкой менее 1,0 ставки была протарифицирована и выполняла педагогическую нагрузку воспитателя группы продленного дня.

При условии включения спорных периодов работы специальный стаж на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ составляет <...>.

Истец ФИЛАТЬЕВА И.В. и представитель истца ТРОФИМОВА О.А. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, истец направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление.

Согласно письменному отзыву ответчик исковые требования не признает по основаниям, изложенным в решении об отказе истцу в досрочном назначении пенсии. Просил в иске отказать.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Огласив исковое заявление, письменный отзыв ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно статье 7, подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельности при оценке прав истца в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 составил 19 лет 00 месяцев 07 дней.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства от 22 сентября 1999 года № 1067 и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 953 от 22 сентября 1993 года) утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке общеобразовательных учреждений поименованы «общеобразовательные школы всех типов и наименований».

После 1 ноября 1999 года право определяется в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067. Данный Список применяется в отношении периодов работы до 11 ноября 2002 года. Списком в числе образовательных учреждений поименованы «начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа и средняя общеобразовательная школа».

Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, применяемые к периодам работы с 12 ноября 2002 года, содержат наименование учреждений - «общеобразовательные учреждения - школы всех наименований» и наименование должностей - «учитель», «воспитатель».

Из содержания Списка и Правил, следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Списки содержат классификацию образовательных учреждений не по наименованию юридических лиц, а по их правовому статусу, содержание которого определяется не наименованием юридического лица, а его учредительными документами.

Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 13 Закона Российской Федерации «Об образовании», в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно - правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

В судебном заседании установлено, что истец в спорные периоды, работая в муниципальном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования , занималась педагогической деятельностью, реализовывала государственные образовательные программы, выполняла обязанности учителя, ее деятельность непосредственно была связана с детьми. Образовательное учреждение являлось муниципальным общеобразовательным учреждением для детей, имело статус самостоятельного юридического лица, учредителем которого выступало Управление образования Администрации города Нижний Тагил. Образовательное учреждение осуществляло образовательную деятельность в сфере начального, основного, среднего (полного) общего образования, обязательный минимум которых устанавливается государственным образовательным стандартом.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются: копией трудовой книжки, согласно которой истец с ДД.ММ.ГГГГ принята в среднюю школу на должность учителя, школа неоднократно переименовывалась, в данном учреждении истец работает по настоящее время, в установленные законом сроки подтверждает категорию учителя; Уставом за <...> год, в котором прописан образовательный процесс и его цели; Уставом в новой редакции от <...> года; лицензией Департамента образования Правительства Свердловской области серии от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление образовательной деятельности в сфере начального, основного, среднего общего образования; лицензией Министерства общего и профессионального образования Свердловской области серии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на право осуществления образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего, специального (коррекционного) образования, среднего (полного) общего образования; Постановлением Главы администрации Дзержинского района г. Н. Тагила от 11 июня 1998 года № 424 о переименовании МОУ в муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ; копией книги учета и записи выданных свидетельств за 1997-2000 учебные годы.

Таким образом, тождество выполняемых функций истца в образовательном учреждении «муниципальное учреждение среднего (полного) общего образования», цели и задачи учреждения, вид деятельности учреждения соответствуют и функциям, целям, задачам и видам деятельности образовательной школы, что является основанием для включения спорных периодов работы в специальный стаж педагогической деятельности истца.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , периоды работы, выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ в должностях и учреждения, указанных в Списке от ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

В соответствии с частью 2 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации установлена сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников и определено, что данным Кодексом и иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и других работников).

Согласно части 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Частью 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Приказа Министерства образования и науки от 24 декабря 2010 года № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы): 18 часов в неделю установлена учителям 1 - 11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья); и норма часов педагогической работы за ставку заработной платы: 30 часов в неделю установлена воспитателям в группах продленного дня.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 5 июля 2005 года № 440 «Об установлении тождества отдельных наименований должностей должность «воспитатель» тождественна должности «воспитатель группы продленного дня».

Из представленных приказов об установлении педагогической нагрузки и тарификации педагогических работников МОУ СОШ № на <...> учебные годы, лицевых счетов за <...> учебные годы следует, что работа истца протарифицирована:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку учителя;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на <...> ставки учителя и <...> ставки воспитателя группы продленного дня;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на <...> ставки учителя и <...> ставки воспитателя группы продленного дня;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <...> ставки учителя и <...> ставки воспитателя группы продленного дня;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на 1 ставку учителя;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на 1 ставку учителя;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на одну ставку учителя;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на одну ставку учителя.

Таким образом, судом установлено, что в указанные выше периоды истцом вырабатывалась необходимая норма часов педагогической работы за ставку заработной платы - 18 часов в неделю; работа истца в должности учителя (преподавательская работа) и в порядке совмещения должностей работа воспитателя группы продленного дня (воспитательная работа) тарифицированы и оплачены; относятся к педагогической деятельности; должности включены в Списки от 29 октября 2002 года № 781; и вышеуказанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж педагогической деятельности истца.

Ненадлежащее оформление трудовых документов, в том числе, приказов о совмещении должностей (занятии штатной должности воспитателя группы продленного дня) является виной работодателя и не может служить основанием для отказа истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Таким образом, по делу собрано достаточно доказательств, подтверждающих осуществление истцом педагогической деятельности, трудовая деятельность которой в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С учетом включенных пенсионным органом периодов работы в специальный стаж и подлежащих включению на основании решения суда, специальный стаж истца на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ составил более 25 лет.

Решение комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости создает препятствие к осуществлению истцу своего права на пенсионное обеспечение (статья 39 Конституции Российской Федерации) и подлежит признанию незаконным. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИЛАТЬЕВОЙ И. В. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИЛАТЬЕВОЙ И. В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Признать за ФИЛАТЬЕВОЙ И. В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж ФИЛАТЬЕВОЙ И. В. периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учитель, муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования , г. Н. Тагил; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учитель, муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа , г. Н. Тагил; и назначить ФИЛАТЬЕВОЙ И. В. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья -        М.В. ПЕСТЕРНИКОВА