РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 мая 2012 года город Нижний Тагил Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В. при секретаре ЖЕРЕБЦОВОЙ М.И. с участием: помощника прокурора Пригородного района Свердловской области МАЗЫРИНА А.А., представителя ответчика Администрации Горноуральского городского округа - ПАРАМОНОВА Д.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области - УТКИНА А.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, третьего лица ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» - ШУБИНОЙ С.М., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-484/2012 по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о возложении обязанности ликвидировать места несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда, УСТАНОВИЛ: 17 января 2012 года прокурор Пригородного района Свердловской области обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа о возложении обязанности в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать место несанкционированного размещения отходов (свалки) на землях лесного фонда площадью 0,5 га, расположенное на территории <адрес>. 17 января 2012 года прокурор Пригородного района Свердловской области обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа о возложении обязанности в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать место несанкционированного размещения отходов (свалки) на землях лесного фонда площадью 0,05 га, расположенное на территории <адрес>. 17 января 2012 года прокурор Пригородного района Свердловской области обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа о возложении обязанности в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать место несанкционированного размещения отходов (свалки) на землях лесного фонда площадью 2,0 га, расположенное на территории <адрес>. В обоснование требований прокурор указал, что на территории Горноуральского городского округа не организован сбор, вывоз бытовых отходов, в результате чего отходы несанкционированно размещаются в прилегающих участках лесного фонда к населенным пунктам и дорогам. Следовательно, органом местного самоуправления (администрацией) Горноуральского городского округа не осуществляется должным образом организация деятельности по безопасному обращению с отходами. 13 марта 2012 года определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество». 13 марта 2012 года определением суда гражданские дела соединены в одно производство и присвоен № 2-484/2012. 7 февраля 2012 года прокурор Пригородного района Свердловской области обратился в суд с иском к Администрации Гоноуральского городского округа о возложении обязанности в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать место несанкционированного размещения отходов (свалки) на землях лесного фонда площадью 0,15 га, расположенное на территории <адрес>. 7 февраля 2012 года прокурор Пригородного района Свердловской области обратился в суд с иском к Администрации Гоноуральского городского округа о возложении обязанности в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать место несанкционированного размещения отходов (свалки) на землях лесного фонда площадью 0,05 га, расположенное на территории <адрес>. 7 февраля 2012 года прокурор Пригородного района Свердловской области обратился в суд с иском к Администрации Гоноуральского городского округа о возложении обязанности в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать место несанкционированного размещения отходов (свалки) на землях лесного фонда площадью 0,05 га, расположенное на территории <адрес>. 7 февраля 2012 года прокурор Пригородного района Свердловской области обратился в суд с иском к Администрации Гоноуральского городского округа о возложении обязанности в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать место несанкционированного размещения отходов (свалки) на землях лесного фонда площадью 0,05 га, расположенное на территории <адрес>. В обоснование требований прокурор указал, что на территории Горноуральского городского округа не организован сбор, вывоз бытовых отходов, в результате чего отходы несанкционированно размещаются в прилегающих участках лесного фонда к населенным пунктам и дорогам. Следовательно, органом местного самоуправления (администрацией) Горноуральского городского округа не осуществляется должным образом организация деятельности по безопасному обращению с отходами. 23 марта 2012 года определением суда гражданские дела объединены в одно производство и присвоен № 2-744/2012. 16 мая 2012 года определением гражданские дела № 2-744/2012 и № 2-484/2012 объединены в одно производство и присвоен № 2-484/2012. 16 мая 2012 года определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен Департамент Лесного хозяйства Свердловской области. 16 мая 2012 года прокурор уточнил исковые требования в части координат месторасположения свалок и просил обязать Администрацию Горноуральского городского округа в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу ликвидировать места несанкционированного размещения отходов (свалку) на землях лесного фонда площадью 0,05 га, расположенные на территории <адрес> на землях лесного фонда. Помощник прокурора Пригородного района Свердловской области МАЗЫРИН А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержал. Представитель ответчика Администрации Горноуральского городского округа ПАРАМОНОВ Д.В. в судебном заседании предъявленные исковые требования не признал. В обоснование возражений указал, что Администрация Горноуральского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку земельные участки, на которых образовались несанкционированные свалки, являются федеральной собственностью, где ведет лесное хозяйство ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество». Вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Полномочия по ликвидации несанкционированных свалок на территории земель лесного фонда в установленном порядке органу местного самоуправления не переданы, следовательно, надлежащими ответчиками по делу являются Департамент Лесного хозяйства Свердловской области и ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество». Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области УТКИН А.А. исковые требования прокурора поддержал, в обоснование своей позиции указал следующее. Департамент Лесного хозяйства Свердловской области и подведомственные ему учреждения в области лесных отношений (лесничества) не являются лицами, обязанными ликвидировать несанкционированные свалки, данная обязанность в силу закона возложена на органы местного самоуправления. Свалки, расположенные на территории земель лесного фонда в границах Горноуральского городского округа, эксплуатируются с нарушением статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пункта 2.3. СанПиН 2.1.7.1038-01, что влечет ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Федеральными законами и положениями Устава Горноуральского городского округа императивно закреплена обязанность органа местного самоуправления по организации уборки несанкционированных свалок бытовых отходов. На Департамент и лесничество возложена обязанность по уборке захламленности, возникшей в результате природных факторов, в зону ответственности лесничества уборка свалок бытовых отходов не входит. Меры по ликвидации несанкционированной свалки должны быть приняты Администрацией Горноуральского городского округа. Представитель третьего лица ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» - ШУБИНА С.М. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, в обоснование своей позиции по делу указала следующее. ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество» расположено в административных границах муниципальных образований «город Нижний Тагил» и «Горноуральский городской округ». Согласно Приложению № 10 «Карта-схема административного деления Нижнетагильского лесничества» Лесохозяйственного регламента Нижне-Тагильского лесхоза Свердловской области, <адрес> участкового лесничества расположены в границах муниципального образования «Горноуральский городской округ». В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьями 8 (часть 3), 13 (подпункт 2 пункта 3) Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статьями 5 и 30 Устава Горноуральского округа меры по ликвидации несанкционированной свалки должны быть приняты Администрацией Горноуральского городского округа. Заслушав пояснения сторон, позицию представителей третьих лиц, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статьей 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды; к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с подпунктами 11, 24, 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пунктам 10 и 12 статьи 5 Устава Горноуральского городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям Администрации городского округа статьей 30 Устава отнесены, в частности, организация мероприятия по охране окружающей среды (пункт 11); организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 16). Нормами статей 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Из материалов дела усматривается, что Администрацией Горноуральского городского округа требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены. Факт несанкционированного размещения объектов отходов производства и потребления на территории <адрес> на землях лесного фонда в лесопарковой части зеленых зон лесов подтверждается актами лесничего о лесонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №, №, №, №, и стороной ответчика не оспаривается. Выявленные нарушения противоречат требованиям статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пункта 2.3. санитарных Правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30 мая 2001 года № 16, предусматривающие создание объектов размещения отходов на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической службы; эксплуатацию полигона с обеспечением контроля за составом поступающих отходов, круглосуточного учета поступающих отходов, технологического цикла по изоляции отходов. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, на территории которых организована несанкционированная свалка, относятся к категории земель: лесной участок, имеют разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства и лесопользования, находятся в собственности Российской Федерации, местоположение: Российская Федерация, Свердловская область, Горноуральский городской округ (Пригородный район), ГУ СО «Нижне-Тагильское лесничество». Земельные участки свободны от прав третьих лиц. Несанкционированные свалки располагаются в границах муниципального образования «Горноуральский городской округ», что никем из участвующих в деле лиц не оспаривалось. Учитывая, что территории, на которых организованы свалки, находятся в границах Горноуральского городского округа, по существу являются местами общего пользования, поскольку согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, используются для отдыха граждан и туризма, именно на органе местного самоуправления лежит обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на данной территории. Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (статья 77). Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Предложенный прокурором срок ликвидации несанкционированного размещения объекта отходов производства и потребления - в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу носит разумный характер. При этом изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчиков возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы стороны ответчика о ненадлежащем ответчике основаны на неверном толковании норм материального права. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. В силу положений статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления и статьи 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны и здоровья человека. Исходя из рода деятельности, осуществляемой Департаментом Лесного хозяйства Свердловской области и ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество», следует, что основными целями и задачами деятельности учреждений является охрана, защита, и воспроизводство лесов. Возникновение несанкционированной свалки в лесном массиве не связано с деятельностью учреждения и не вызвано действием или бездействием Департамента и лесничества в рамках предоставленных им полномочий. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333-36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурор Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Администрацию Горноуральского городского округа ликвидировать места несанкционированного размещения отходов, расположенные на территории <адрес> на землях лесного фонда, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА