2-1142/2012 решение от 22.05.2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,

с участием представителя ответчика Толстоноженко Ю.А.,

при секретаре Мусиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1142 (2012) по иску Усатовой Е.А. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Усатовой Е.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в связи с отсутствием необходимой продолжительности трудового стажа.

Усатова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что при оценке ее пенсионных прав периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в стационаре Лобвинской городской больницы, с ДД.ММ.ГГГГ - медицинской сестрой палаты новорожденных в родильном отделении, с ДД.ММ.ГГГГ акушеркой родильного отделения были включены в льготном исчислении как <...> за <...> в связи с работой в отделениях хирургического профиля без применения льготы за работу в сельской местности. В указанные периоды истец осуществляла лечебную деятельность в сельской местности и имеет право на применение в отношении спорных периодов льготного исчисления, как за работу в сельской местности - <...> за <...>, так и за работу в отделениях хирургического профиля - <...> за <...>. Одновременное применение льготного исчисления Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 10991 года №464, а также Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 не предусмотрено. В данном случае применяется одна из предоставляемых льгот. Периоды отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были включены в трудовой стаж истца в календарном, а не льготном исчислении, поскольку нахождение в этих отпусках не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, в эти периоды сохраняются только трудовые отношения, а лечебная деятельность не осуществляется.

Просила включить спорные периоды в стаж трудовой деятельности в льготном исчислении по следующим основаниям. В соответствии с п.п.6 п.5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, предусмотрено исчисление стажа работы лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно Перечню в городе, сельской местности и в поселке городского типа, производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как п.п.а, так и п.п.б данного пункта. При этом льготный порядок исчисления применяется к календарному периоду работы. Периоды пребывания в отпусках по беременности и родам, и по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет, принятые к зачету в календарном исчислении, подлежат включению в стаж дополнительно в льготном исчислении по двум основаниям: в связи с работой в данные периоды в подразделениях хирургического профиля стационара больницы, расположенной в сельской местности. Положения трудового законодательства, действовавшие в спорные периоды, а именно ст.167 КЗоТ РСФСР ст.71 Основ законодательства ССР союзных республик о труде 1970 года, предусматривали предоставление женщинам, имеющим детей, по их заявлению, дополнительные отпуска без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах. Согласно информационному письму Минтруда и Пенсионного фонда РФ от 04 ноября 2002 года №7392-ЮЛ/ЛЧ-2525/10067, в период отпуска по беременности и родам производится выплата пособия по государственному социальному страхованию (пособие по беременности и родам) на основании листка нетрудоспособности, поэтому этот период засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, в том числе медицинский. В соответствии с разъяснениями п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопроса возникших у судов, при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Кроме включения в специальный трудовой стаж спорных периодов, Усатова Е.А. просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в городах в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ, отменив решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, признав его не обоснованным в части исключения из стажа спорных периодов и не действующим со дня принятия, назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание Усатова Е.А. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на заявленных исковых требованиях настаивала в полном объеме (л.д. 41).

Представитель ответчика - Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области суду пояснил, что при оценке пенсионных прав Усатовой Е.А. стаж лечебной деятельности исчислен продолжительностью <...>. Периоды работы Усатовой Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приняты к зачету в льготном исчислении, как <...> за <...>, как осуществлявшей лечебную деятельность в отделениях хирургического профиля. Поскольку в указанные периоды Усатова Е.А. осуществляла лечебную деятельность в сельской местности, она имеет право на применение в отношении зачисления данных периодов как <...> за <...>. Однако одновременное применение льготного исчисления по двум основаниям Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 10991 года №464, а также Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 не предусмотрено. В данном случае применяется одна из предоставляемых льгот. Совокупное исчисление стажа по двум основаниям предусмотрено п.5 Правил №781, но льготное исчисление стажа за работу в отделениях хирургического профиля по нормам Правил №781 в спорный период не может быть применено. В перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала должность, в которой истец осуществляла лечебную деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должность медицинская сестра не поименована. Данным перечнем предусмотрены должности в отделениях хирургического профиля - операционные медицинские сестры, медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии. Отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком по своей правовой структуре не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, в данный период сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения. Льготное исчисление предусмотрено только к периодам работы в соответствующих должностях, поэтому периоды отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в стаж в календарном исчислении.

Заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно статьям 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (статьи 7, подпункт 20 пункта 1, пункт 2 статьи 27 Федерального Закона).

Как усматривается из решения государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-14), при оценке пенсионных прав Усатовой Е.А. по законодательству, действовавшему в период осуществлению лечебной деятельности - Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, который применялся в отношении периодов работы до 01 ноября 1999 года (далее Список №464), Списку должностей и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066, который применяется в отношении периодов работы до 12 ноября 2002 года (далее - Список и Правила №1066), Списку работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона, в том числе Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 статьи 27 Федерального Закона, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.10.2002 года № 781 (далее - Список № 781), и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 (далее - Правила № 516), в соответствии с которыми в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (Правила №№ 1066, 781), стаж ее лечебной деятельности составил 25 лет 07 месяцев 22 дня.

В стаж были зачтены периоды работы истца в Лобвинской городской больнице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как <...> за <...>, как осуществлявшей лечебную деятельность в отделениях хирургического профиля. Периоды отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в стаж в календарном исчислении.

Осуществление Усатовой Е.А. лечебной деятельности по акушерской специальности подтверждается ее дипломом о среднем специальном образовании, а также удостоверениями и свидетельствами о повышении квалификации по медицинской специальности «сестринское дело», кроме того она прошла цикл усовершенствования на рабочем месте в операционно-родовом блоке родильного дома городской клинической больницы (л.д.28, 29, 30-35).

Как усматривается из трудовой книжки Усатовой Е.А., которая является основным документом, подтверждающим ее трудовой стаж, ДД.ММ.ГГГГ принята медицинской сестрой в хирургическое отделение Лобвинской городской больницы, ДД.ММ.ГГГГ переведена медицинской сестрой палаты новорожденных родильного отделения, ДД.ММ.ГГГГ переведена акушеркой родильного отделения, ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (л.д.15-18). Факт работы истца в спорные периоды в указанных должностях подтверждается сведениями Новолялинской районной больницы Муниципального учреждения Новолялинского городского округа (л.д. 22).

Согласно справке Управления Лобвинской территории Администрации Новолялинского городского округа, с 1948 года Лобва относилась к рабочему поселку, с 1987 года - к поселку городского типа, с 1995 года вновь - к рабочему поселку, а с 2004 года поселок Лобва отнесен к сельской местности (л.д. 25, 27).

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, вступившим в действие с 12.11.2002 года, утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, а также Правила исчисления периодов указанной работы. Это единый нормативный документ для реализации прав граждан на досрочное назначение трудовой пенсии, который применяется как за период работы, начиная с 12.11.2002 года, так и за весь период деятельности гражданина до момента обращения за пенсией.

В соответствии с п.1 Списка, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости дает работа в больницах всех наименований в должности «медицинская сестра».

Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, поименованных в Списке, засчитываются в специальный стаж в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа. Такой порядок применяется для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях, перечисленных в Перечне согласно Приложению к Правилам исчисления периодов льготной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) насчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы зачитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях вотделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Ответчик, отказывая истице в применении одновременно двух льгот при исчислении стажа для назначения пенсии, ссылается на отсутствие в Списке № 781 наименования должности «медицинская сестра», на которой работала истица в спорные периоды.

В то же время, в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет медицинских работников, может производиться по условиям и нормам, установленным в нормативных актах, действовавшим до вступления в силу Закона № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Аналогичный смысл имеет статья 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предполагающая возможность при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применять порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, действовавший до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

К таким нормативным правовым актам, в частности, относятся: Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», определяющее право медицинских работников на пенсию за выслугу лет по Закону СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956; Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»; Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», регулировавшие пенсионное обеспечение медицинских работников за периоды до 1 ноября 1999 года и после указанной даты соответственно.

В силу п.3 Постановления РФ от 22.09.1999 № 1066, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.19991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и правилами, утвержденными п. 1 Постановления. Правила, утвержденные пунктом 1 этого Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года.

Согласно Правилам, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца,

врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, в котором имеется наименование отделения хирургического профиля, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

Аналогичные положения содержались и в п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, который предусматривал включение в стаж для назначения досрочной пенсии работу в должностях среднего медицинского персонала.

Предусматривался льготный порядок исчисления стажа для назначения пенсии за работу в сельской местной и Положением о порядке исчисления выслуги лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года.

Приказом Минздрава РФ от 29 01Л 999 года №28 утвержден Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, в числе которых указано хирургическое отделение.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 августа 2007г. N526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» должность медсестры относится к квалификационной группе «средний медицинский персонал».

В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсий по стрости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам № 1066, право на льготное исчисление стажа из расчета один год работы как один год и шесть месяцев имеют операционные медицинские сестры хирургического отделения стационара.

Таким образом, законодательство, которое может быть применено при оценке периодов работы до 1 ноября 1999 года, учитываемых при назначении пенсии по старости, предусматривало право на льготное исчисление стажа как за работу в сельской местности, так и за работу в отделениях хирургического профиля стационаров.

Суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что к указанным периодам работы истицы не может быть применено льготное исчисление стажа как за работу медицинской сестрой отделения хирургического профиля, так и за работу в сельской местности, поскольку данное право было предусмотрено законодательством в период работы истицы, а именно постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464. Указанный правовой акт не содержит положений, которые регламентировали бы применение только одной льготы при досрочном назначении пенсии в случае наличия права у работника на льготное исчисление стажа по двум основаниям, либо запрещали исчисление стажа при назначении пенсии по двум льготам одновременно.

С учетом вышеуказанных норм права, принимая во внимание положения ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд приходит к выводу о том, что стаж истицы в периоды работы в Лобвинской городской больнице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть исчислен с применением двух льгот: за работу в сельской местности и за работу в должности медицинской сестры хирургического и родильного отделения, то есть из расчета дополнительно один год работы за один год и девять месяцев. Поскольку ответчиком стаж исчислен с применением льготы за работу в отделениях хирургического профиля, дополнительно подлежат зачету в стаж названные выше периоды работы из расчета <...> за <...>.

Иное применение законодательства ставило бы медицинских работников, осуществлявших свою трудовую деятельность в отделения хирургического профиля стационаров медицинских учреждений, расположенных в сельской местности, в неравное положение с категорией работников, осуществлявших свою трудовую деятельность в отделениях хирургического профиля медицинских учреждений, расположенных в городе.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста и до достижения трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

На этом основании период отпуска по беременности и родам и отпусков по уходу за ребенком подлежат включению в стаж Усатовой Е.А. в льготном исчислении как один год работы за один год и девять месяцев, поскольку в эти периоды истица работала на должности среднего медицинского персонала медицинской сестрой в хирургическом отделении и родильном отделении.

При включении спорных периодов работы в стаж для назначения пенсии его продолжительность составит более 30 лет, что дает Усатовой Е.А. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Решение Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения создает препятствия к осуществлению истцу своего права на пенсионное обеспечение и подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст.14, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Усатовой Е.А. удовлетворить полностью.

Признать право Усатовой Е.А. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения на основании п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Включить в стаж лечебной деятельности Усатовой Е.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в льготном исчислении как один год работы за один год и девять месяцев периоды отпусков по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды отпусков по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отменив решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области назначить Усатовой Е.А. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья