РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 марта 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Цыдаевой В.П., с участием помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Ватутиной Е.В., истца Змеевой И.С., при секретаре Мусиной К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-479/2012 по иску прокурора Ленинского района г.Нижнего Тагила в интересах Змеевой И. С., З.Е.А. к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и предоставлении благоустроенного жилья, УСТАНОВИЛ: прокурор Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Змеевой И. С., несовершеннолетней З.Е.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» по переселению жильцов квартиры <адрес> в благоустроенное жилое помещение, признать за истцами право на внеочередное предоставление благоустроенного жилья по договору социального найма в связи с непригодностью занимаемых ими жилых помещений, обязать ответчика предоставить истцам другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям закона. В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Ватутина Е.В., истец Змеева И.С., действуя в интересах несовершеннолетней З.Е.А., заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержали. Представитель ответчика Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие либо отложить (л.д. 37). На основании ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Заслушав пояснения прокурора и истца Змеевой И.С., исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему: В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнение жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации). Защита жилищных прав осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 11 Жилищного кодекса Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что жилое помещение - <адрес> по договору социального найма на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена Чурину Ю. А., отцу несовершеннолетней З.Е.А. (л.д.12, 14). В настоящее время в <адрес> площадью <...> кв.метров проживают истцы Змеева И.С, <...> года рождения, и ее несовершеннолетняя дочь З.Е.А., <...> года рождения, по договору социального найма на основании названного выше ордера (л.д.16, 25, 26, 27). На основании акта обследования жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.24). В результате обследования установлено, что дом <адрес> является двухэтажным зданием, построенным в <...> году, материал стен: цокольный этаж - кирпич, имеет местные разрушения наружного версты, 2 этаж - брус, состояние ветхое, местами гниль, фундамент бетонный, ленточный. Заполнение проемов требует замены. Кровля шиферная в ветхом состоянии. Отмостка фактически отсутствует, отопление печное, печи требуют ремонта. Сетей ХВС, ГВС и канализации нет. Места общего пользования и электрохозяйство требует капитального ремонта. Проведение восстановительных работ нецелесообразно в виду высокой степени износа здания. По заключению межведомственной комиссии администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 23). Жилой дом <адрес> находится в муниципальной собственности на основании решения исполнительного комитета Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании городской (коммунальной) муниципальной собственности (л.д. 16, 17). Постановлением Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлением Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении реестра аварийных жилых домов, расположенных на территории города Нижний Тагил» жилой дом <адрес> внесен в реестр аварийных жилых домов, расположенных в городе Нижний Тагил. Управляющим организациям предписано проводить аварийно-техническое обслуживание зданий до полного отселения жителей в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия для проживания на оставшийся срок, в объемах начислений по статье текущего ремонта и содержания; конструкции, находящиеся в аварийном состоянии, обеспечить охранными устройствами, предупреждающими обрушение; прекратить начисление жителям аварийных домов по статье капитального ремонта (л.д. 18-21). На основании Постановления Администрации города Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ в постановление Администрации города Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения и п.1 изложен в новой редакции: «Признать здания многоквартирных жилых домов, согласно Приложению, аварийными и подлежащими сносу. Управлению учета и распределения жилья Администрации города произвести расселение жителей аварийных жилых домов, в том числе по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22). В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу. В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Предоставление равного по размеру жилому помещению, из которого граждане выселяются, обусловлено тем, что не должно происходить улучшение жилищных условий в обход общей очереди нуждающихся в получении жилья по социальному найму. Фактически при таком переселении происходит лишь замена жилого помещения, непригодного для проживания, на равноценное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарно-техническим нормам и требованиям. В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признании жилого дом <адрес> аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49). В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Вместе с тем, если помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, орган местного самоуправления обязан незамедлительно предоставить гражданам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в силу ч.2 ст.15 Жилищного Кодекса РФ помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых. В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии с положениями статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Постановлением органа местного самоуправления о включении жилого дома <адрес> в реестр аварийных жилых домов, расположенных на территории города Нижний Тагил, не определен срок сноса жилых домов и срок отселения жителей указанных домов, отдельного решения по этим вопросам не принималось, что является незаконным. Бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии решения о сроках отселения из аварийных жилых домов, нарушает право истцов на определенность и благоприятные условия проживания. Таким образом, независимо от наличия либо отсутствия решения органа местного самоуправления о сроках отселения граждан из жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, исходя из того, что жилые дома разрушаются и представляют собой опасность для проживания по причине аварийности, состояние жилых помещений, расположенных в этом доме, не соответствует санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцам другого жилого помещения в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Змеевой И. С., несовершеннолетней З.Е.А. удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», выразившееся в непринятии мер по переселению жильцов <адрес> в благоустроенное жилое помещение. Признать за Змеевой И. С., З.Е.А. право на внеочередное предоставление другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с непригодностью занимаемого ими жилого помещения - <адрес> для проживания. Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» предоставить Змеевой И. С., З.Е.А. взамен занимаемого жилого помещения - <адрес>, другое жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям города Нижний Тагил Свердловской области, изолированное и равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению не менее <...> кв.метров, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Нижний Тагил Свердловской области; Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья -