РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июня 2011 года город Нижний Тагил Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В. при секретаре ЖЕРЕБЦОВОЙ М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1389/2012 по иску ЛЫСКОВОЙ Л. Н. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, УСТАНОВИЛ: Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № в педагогический стажЛЫСКОВОЙ Л.Н., дающийправо на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей,при оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, принято к зачету <...>, не приняты к зачету следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - трест <...>, детский комбинат №, воспитатель; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - муниципальное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования №, учитель;поскольку наименование учреждения «детский комбинат» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. В досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано. 4 мая 2012 года истец ЛЫСКОВА Л.Н. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; возложении обязанности включить спорные периоды работы в специальный стаж и досрочно назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указала, что наименование учреждения «детский комбинат» не является нормативным, поэтому оно не предусмотрено Списком. Ненормативное наименование учреждения, не может служить отказом в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, поскольку детский комбинат объединял два вида дошкольных учреждений - яслей и детских садов - в единое дошкольное учреждение, ее деятельность была связана с процессом обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Нормативных актов, подтверждающих переименование детского сада в детский комбинат, не имеется, что подтверждается тот факт, что в данном случае имеет место неправильная запись в трудовой книжке. В период работы в МОУ № осуществляла педагогическую деятельность в муниципальном образовательном учреждении, которое имело лицензию и государственную аккредитацию, реализовывала общеобразовательные программы, исполняла обязанности учителя. Истец ЛЫСКОВА Л.Н. в судебном заседании заявленные требования, основание и предмет иска поддержала. Представитель ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика. Согласно письменному отзыву ответчик предъявленные исковые требования не признает по основаниям, изложенным в решении об отказе истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Заслушав позицию истца, огласив письменный отзыв ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона. Согласно статье 7, подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельностив учреждениях для детей, при оценке пенсионных прав истца в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, составил <...>. В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования. Конституционный суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан. Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера трудовой деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности, организаций, в которых он работал и т.п.). Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Списки и Правила, применяемые при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Федерального закона, которые содержат наименования образовательных учреждений и структурных подразделений государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), в том числе, детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли; наименование должности - воспитатель. Аналогичные наименования учреждений и должностей поименованы в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (в редакции от 22 сентября 1993 года № 953), применяемого к периодам работы до 1 ноября 1999 года, и в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, применяемого к периодам работы с 1 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года. В интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года № 558 «о мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов - в единое дошкольное учреждение. Инструкцией о порядке объединения яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения «ясли-сад» и комплектования их детьми, утвержденной министром просвещения РСФСР от 22 августа 1959 года и министром здравоохранения РСФСР от 25 августа 1959 года, предписано объединенному учреждению присваивать наименование «ясли-сад». На основании указанных нормативных актов учредители детских дошкольных учреждений, в том числе предприятия, организации должны были использовать именно такое наименование. Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства, утвержденный Госкомстатом СССР и Госпланом СССР на 1 января 1976 года (в редакции от 29 октября 1997 года, с изменениями от 15 января, 31 августа 1999 года, 15 февраля 2000 года) в графе дошкольное воспитание содержит наименование дошкольный учреждений: детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки, детские дома, детские приемники-распределители. Стороной истца суду представлена архивная копия Приказа по Нижнетагильскому городскому отделу народного образования от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому предписано вновь открываемый детский сад-ясли на <...> мест по <адрес> от ВММ зарегистрировать в титульных списках детских садов город Нижний Тагил, присвоив наименование «Детский сад-ясли №». Согласно архивной выписке из Постановления Главы Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Детский сад № на <...> мест передан от ТМО «Монтажник» на баланс отдела народного образования Администрации Ленинского района. Доказательств изменения наименования детского дошкольного учреждения «Детские ясли-сад №» суду представлено не было. С момента открытия и до передачи учреждения его наименование значилось - Детский сад-ясли №. В данном случае имеет место неправильное наименование учреждения работодателем в приказах о приеме на работу, что повлекло внесение неправильных записей в трудовую книжку истца. Неправильное наименование дошкольного учреждения не может являться основанием для отказа истцу в защите ее прав на социальное обеспечение, кроме того, некоторые нормативные акты отождествляли дошкольные учреждения «ясли-сад, сад-ясли», как детские комбинаты. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 953 от 22 сентября 1993 года) утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке общеобразовательных учреждений поименованы «школы всех типов и наименований». После 1 ноября 1999 года право определяется в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067. Данный Список применяется в отношении периодов работы до 11 ноября 2002 года. Списком в числе образовательных учреждений поименованы «начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа и средняя общеобразовательная школа». Из содержания Списка и Правил, следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании». В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Списки содержат классификацию образовательных учреждений не по наименованию юридических лиц, а по их правовому статусу, содержание которого определяется не наименованием юридического лица, а его учредительными документами. Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 13 Закона Российской Федерации «Об образовании», в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно - правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ. В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников. В судебном заседании установлено, что истец в спорные периоды, работая в Муниципальном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования №, занималась педагогической деятельностью, реализовывала государственные образовательные программы, выполняла обязанности учителя, ее деятельность непосредственно была связана с детьми. Образовательное учреждение являлось муниципальным общеобразовательным учреждением для детей, имело статус самостоятельного юридического лица, учредителем которого выступало Управление образования Администрации города Нижний Тагил. Образовательное учреждение осуществляло образовательную деятельность в сфере начального, основного, среднего общего образования, профильного политехнического, гуманитарного образовании, обязательный минимум которых устанавливается государственным образовательным стандартом. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются: копией трудовой книжки, согласно которой истец с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность учителя, наименование учреждения неоднократно переименовывалось, в данном учреждении истец работала по ДД.ММ.ГГГГ, в установленные законом сроки подтверждала категорию учителя; копией Устава, зарегистрированным Постановлением Главы Администрации Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором прописан образовательный процесс; копией лицензии Департамента образования Правительства Свердловской области серии № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление образовательной деятельности в сфере начального, основного, среднего общего образования, профильного политехнического, гуманитарного образования; копией свидетельства о государственной аккредитации серии № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающего статус общеобразовательного учреждения; копией Постановления Главы Администрации Ленинского района г. Н. Тагила от ДД.ММ.ГГГГ № о переименовании МОУ № в муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №; копией книги учета и записи выданных свидетельств за <...>-<...> учебные годы. В данном случае имеется неполное наименование образовательного учреждения, что не является препятствием для ограничения права истца на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку за период изменения наименования учреждения, цели, задачи и функции учреждения не менялись, не было изменений и функциональных обязанностей истца. Таким образом, по делу собрано достаточно доказательств, подтверждающих осуществления истцом педагогической деятельности, отвечающей требованиям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решение комиссии об отказе истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости создает препятствие истцу в осуществлении своего права на пенсионное обеспечение и подлежит признанию незаконным, спорные периоды - включению в специальный трудовой стаж. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования ЛЫСКОВОЙ Л. Н. удовлетворить. Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ЛЫСКОВОЙ Л. Н. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Признать за ЛЫСКОВОЙ Л. Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж ЛЫСКОВОЙ Л. Н., дающийправо на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей,периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - трест <...>, детский комбинат №, воспитатель; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - муниципальное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования №, учитель; и назначить ЛЫСКОВОЙ Л. Н. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА