2-475/2012 решение от 16.02.2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,

с участием заявителя Архипова И.В.,

представителя ММУ МВД России «Нижнетагильское» Бурундуковой О.Д.,

представителя Управления инвестиций, архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил Барановской Л.А.,

при секретаре Мусиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-475 (2012) по заявлению Архипова И. В. о признании незаконными действий органов государственной и муниципальной власти,

установил:

Архипов И.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий органов государственной и муниципальной власти, указав, что обратился в администрацию города Нижний Тагил с заявлением о выборе земельного участка площадью <...> кв.метров для строительства гаражного бокса в районе <адрес> в г.Нижнем Тагиле. ДД.ММ.ГГГГ на заседании Межведомственной комиссии по выбору земельных участков под объекты строительства из государственных земель на территории муниципального образования «город Нижний Тагил» рассмотрено его заявление. Комиссия пришла к выводу о том, что размещение индивидуального гаражного бокса в районе <адрес> возможно и приняла решение выдать акт выбора земельного участка. Акт выбора земельного участка подписал представитель Управления архитектуры и градостроительства, остальными членами межведомственной комиссии этот акт не был подписан, и ему предложили самостоятельно собрать подписи. На обращение в отдел ГИБДД УВД г.Н.Тагила и Горноуральского городского округа он получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что размещение гаражных боксов на испрашиваемой территории является недопустимым, поскольку место предполагаемой застройки расположено во внутренней территории жилых домов и по <адрес>, в непосредственной близости от коррекционного Детского дома , подъезд к заявленному для размещения гаражей месту возможен только через квартальную территорию домов и по <адрес> и домов и <адрес>, что прямо противоречит требованию п.17.2, 17.4 Правил дорожного движения Российской Федерации». Кроме того, место предполагаемой застройки гаражных боксов расположено в непосредственной близости от коррекционного детского <адрес>. Однако территория детского дома огорожена, вход на территрприю детского дома находится со стороны придомовой территории домов по <адрес> и <адрес> и с подъездными путями к гаражным боксам не пересекается. В связи с отсутствием согласия со стороны члена межведомственной комиссии до настоящего времени акт выбора земельного участка не утвержден постановлением Главы города Нижний Тагил и не выдано решение о предоставлении земельного участка для строительства. Ссылаясь на нормы ст.31 Земельного Кодекса РФ. просил признать незаконными действия администрации города Нижний Тагил, выразившиеся в нарушении порядка выдачи заявителю акта выбора земельного участка для строительства гаражного бокса в районе <адрес> в г.Н.Тагиле, а также действия отдела ГИБДД УВД по г.Н.Тагилу, Горнозаводскому округу, выразившиеся в отказе в согласовании акта выбора земельного участка для строительства гаражного бокса в районе <адрес> в г.Н.Тагиле, обязать администрацию города Нижний Тагил вынести решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; принять решение о предоставлении Архипову И.В. земельного участка площадью <...> кв.метров в районе <адрес> в г.Н.Тагиле для строительства гаражного бокса.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление инвестиций, архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил.

В судебном заседании Архипов И.В. заявленные требования поддержал, подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении. Дополнительно суду пояснил, что на основании решения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему выдан акт выбора земельного участка за подписью представителя органа местного самоуправления. Между тем, акт выбора земельного участка не утвержден постановлением Главы города, что предусмотрено п.6 ст.31 Земельного Кодекса РФ и не принято решение о предоставлении ему земельного участка для строительства в связи с отсутствием согласия со стороны одного из членов межведомственной комиссии - отдела ГИБДД. Полагал незаконными действия администрации города по возложению на заявителя обязанности по сбору подписей членов межведомственной комиссии в акте выбора земельного участка, поскольку в силу положений Земельного Кодекса РФ, эта обязанность возложена на орган местного самоуправления. Не предусматривает ст.31 Земельного Кодекса РФ и необходимость согласования этого вопроса с контролирующими органами. Полагал также необоснованным отказ руководителя отдела ГИБДД в согласовании акта выбора земельного участка для строительства гаражного бокса со ссылкой на п.17.2 Правил дорожного движения, в соответствии с которым, в жилой зоне запрещается сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест. Под запрещением сквозного движения подразумевается недопустимость использования данной территории для проезда к объектам, находящимся вне этой зоны, если к ним есть другие пути подъезда. При строительстве гаражного бокса в районе <адрес> ни одно из требований п.17.2 Правил дорожного движения не будет нарушаться, так как отсутствует сквозное движение, земельный участок, на котором планируется строительство бокса, находится в тупике в конце внутриквартального проезда, иных путей подъезда к участку нет, учебная езда не производится, стоянка грузовых автомобилей осуществляться не будет, так как строительство гаражного бокса планируется для хранения личного легкового автотранспорта. Таким образом, отказ ГИБДД в согласовании акта выбора земельного участка осуществлен исключительно по надуманным основаниям, что нарушает права и законные интересы заявителя. В настоящее время на смежном земельном участке в районе дома по <адрес> производится строительство гаражного бокса другим лицом - К.И.Е., при этом ему выдано решение о выделении земельного участка для строительства гаражного бокса и в этом случае отдел ГИБДД не отказал в согласовании акта выбора земельного участка для строительства при прочих равных с заявителем условиях.

Представитель заинтересованного лица - ОГИБДД ММУ МВД России «Нижнетагильское» с заявленными требованиями не согласился, указав, что в соответствии с ч.1 ст.31 Земельного кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Согласно предоставленной на заседание межведомственной Комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ Архиповым И.В. кадастровой выписке о земельном участке, расположенном у <адрес> в г.Нижний Тагил с кадастровым от ДД.ММ.ГГГГ, разрешено использование (назначение) для эксплуатации многоквартирного жилого дома, правообладателями данной территории являются собственники помещений многоквартирного дома.

В соответствии с п.4. ч.1. ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Использование данного участка заявителем в данном случае возможно после получения согласия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку в силу ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений является органом управления многоквартирным домом и принятие решения по данному вопросу в силу п.2 ч.2 ст.44 Жилищного Кодекса РФ относится к его компетенции.

В соответствии с ч.б ст.31 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решениео предварительномсогласованииместа размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Таким образом, природа предварительного согласования заключается в последовательности согласования и принятия решений, поэтому Архипову И.В.было разъяснено о необходимости сбора подписей самостоятельно, обратившись в соответствующие уполномоченные органы.

Сам акт о выборе земельного участка под строительство гаража не является абсолютным или автоматическим разрешением для строительства гаража, а лишь актом, дающим основание для уполномоченных органов в рамках законодательства разрешить строительство или нет.

Пункт 2 ст.31 Земельного кодекса РФ не предусматривает процедуру согласования органом местного самоуправления самостоятельно, напротив, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Территория, на которой Архипов И.В. желает разместить гараж, является дворовой территорией. Под дворовой территориейнадо понимать пространство между жилыми зданиями или ограниченное по периметру зданиями. Внутри дворовых территорий, как правило, размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школе, детскому саду и т.п., находящимся на этой территории, следовательно, приоритетное передвижение по данной зоне законодателем отдано пешеходам как участникам дорожного движения.

В соответствии с п. 17.2 Правил дорожного движения РФ, запрещается стоянка с работающим двигателем в жилой зоне и дворовой территории. Кроме того, в соответствии с п.4.5.1.1. ГОСТа Р 52765 тротуары и пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категории по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо oт интенсивности движения пешеходов.

В соответствии п. 2.10.1. Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципального образования, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 года № 613, под некапитальными нестационарными понимаются сооружения, выполненные из легких конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений.Это объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие объекты некапитального характера. Отделочные материалы сооружений должны отвечать санитарно-гигиеническим     требованиям,     нормам     противопожарной     безопасности, архитектурно-художественным требованиям городского дизайна и освещения, характеру сложившейся среды населенного пункта и условиям долговременнойэксплуатации.

В соответствии с п. 2.10.2. Методических рекомендаций, размещение некапитальныхнестационарных сооружений на территориях муниципального образования, как правило, не должно мешать пешеходному движению, нарушать противопожарные требования, условияинсоляции территории и помещений, рядом с которыми они расположены, ухудшатьвизуальное восприятие среды населенного пункта и благоустройство территории и застройки.

На основании п. 2.10.2.1. все тех же Методических рекомендаций, не допускаетсяразмещение некапитальных нестационарных сооружений ближе20 м - от окон жилых помещений,однако согласно ситуационному плану, предоставленному самим заявителем, расстояние от окон жилых помещений составляет 16 метров.

Пункт 4.5.1. настоящих Методических рекомендаций предусматривает на территориях жилого назначения сооружения для длительного и кратковременного хранения автотранспортных средств. При этом обязательным условиемпри сооружении гаража или кратковременного хранения автотранспортных средств является не пересечение с основными направлениями пешеходных путей. Кроме того, не допускается организация транзитных пешеходных путей через участок длительного и кратковременного хранения автотранспортных средств.

Методические рекомендации оперируют такими понятиями как пешеходные улицы и пешеходные части площади. Под пешеходными улицами и пешеходными частямиплощади понимаются участки и пространства площади, предназначенные для пешеходного движения и закрытые для транспортного сообщения. Ширина внутридворового проезда к испрашиваемому заявителем земельному участку не соответствует рекомендуемым требованиям, поэтому транспортные средства будут следовать по пешеходным тротуарам. Кроме того, гаражные боксы расположены в тупике, в котором отсутствует место для разворота машин пожарной службы, скорой помощи и других специальных транспортных средств.

Полагал также, что заявление Архипова И.В. не подлежит удовлетворению в связи с пропуском сроков для обращения в суд, который в соответствии со ст. 256 ГПК РФ установлен в три месяца. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Согласно ч.3 ст.49 (Градостроительные регламенты) Решения Нижнетагильской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил» данная категория земель относится к зонам застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3), то есть является жилой зоной для формирования жилых районов. Размещение гаражных боксов разрешается только для льготных категорий граждан, и такие гаражные боксы не являются капитальными строениями.

Представитель заинтересованного лица - Управления инвестиций, архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" с заявленными требованиями не согласился, указав на пропуск заявителем срока обращения в суд за защитой нарушенного права, а также на то, что Архипов И.В. согласился самостоятельно согласовать место размещения гаражного бокса со всеми контролирующими организациями. Такой порядок применяется с целью ускорения процесса согласования места размещения объекта. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причине неявки суд не уведомил, что не лишает суд возможности рассмотреть дело без его участия.

Заслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, свидетеля. исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему:

Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

            К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

            К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме.

            Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия, бездействие (статья 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 256 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Архипов И.В. в конце <...> - начале <...> года обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство гаражного бокса в районе <адрес> в г.Нижнем Тагиле.

На заседании межведомственной комиссии по выбору земельных участков под объекты строительства из государственных земель на территории муниципального образования «город Нижний Тагил» ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выдаче акта выбора земельного участка Архипову И.В. под размещение капитального строения - индивидуального гаражного бокса для хранения легкового автотранспорта в районе <адрес> в г.Нижнем Тагиле Свердловской области.

ДД.ММ.ГГГГ Архипову И.В. выдан акт выбора земельного участка, предполагаемого для строительства объекта из государственных земель на территории муниципального образования город Нижний Тагил в Тагилстроевском районе города и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории . В акте указано, что его необходимо предоставить в Управление архитектуры и градостроительства для утверждения в срок до 6 месяцев с момента выдачи. После указанного срока действие акта теряет силу, участок может быть повторно рассмотрен на межведомственной комиссии. Срок действия акта продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-13).

ДД.ММ.ГГГГ отдел ГИБДД Управления внутренних дел по г.Нижний Тагил, Горноуральскому городскому округу направил в адрес Архипова И.В. и начальнику управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил письмо, в котором отказал в согласовании акта выбора земельного участка для строительства индивидуального гаражного бокса у жилого <адрес>, указав, что место предполагаемой застройки гаражных боксов расположено во внутренней территории жилых домов и по <адрес>. Подъезд к месту расположения гаражей возможен только через квартальную территорию домов , по <адрес> и домов , по <адрес>, что прямо противоречит требованию п.17.2, 17.4 Правил дорожного движения РФ, о чем было заявлено представителем отдела ГИБДД УВД при рассмотрении данного вопроса на межведомственной комиссии при Управлении архитектуры ДД.ММ.ГГГГ. Увеличение количества транспортных средств на внутренних территориях жилых домов в условиях отсутствия надлежащего обустройства проезда, его неудовлетворительного эксплуатационного состояния, ограниченной ширины и отсутствия обособленного тротуара, несет угрозу безопасности участников дорожного движения, увеличивает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, сопровождающихся тяжестью последствий. Ссылаясь на нормы Федерального закона «О безопасности дорожного движения», считал размещение гаражных боков на испрашиваемой территории недопустимым (л.д.14)

На основании п.20 ч.1 ст.14 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексомРоссийской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Согласно ст.29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.9, 10 и 11 Земельного Кодекса РФ.

В силу п.5 ст.30 Земельного Кодекса РФ, порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка: государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст.70 Кодекса, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Порядок выбора земельных участков для строительства регулируется ст.31 Земельного Кодекса РФ, согласно которой гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

          Решением Нижнетагильской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Градостроительный Кодекс города Нижний Тагил, в главе 4 которого содержались Правила застройки города Нижний Тагил, которые действовали до ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 4 Правил разрешено размещение гаражей для легкового автотранспорта, принадлежащего гражданам, на территории жилых зон при соблюдении нормативных разрывов до жилой застройки. Строительство гаражей для легковых автомобилей индивидуальных владельцев на территории микрорайонов и кварталов в городе осуществляется в виде многоэтажных зданий или подземно-надземных сооружений. Допускается сооружение гаражей в подвалах и цокольных помещениях жилых домов.

В приложении к Правилам утвержден Порядок выдачи разрешений на выполнение градостроительной документации и отвода земельных участков для строительства объектов жилищно-гражданского, промышленного и коммунального назначения

Согласно Порядку, приобретение субъектами градостроительной деятельности права аренды земельного участка осуществляется на конкурсе (аукционе), либо путем заключения с администрацией города договоров.

Предоставление земельного участка осуществляется, как правило, в два этапа.

I этап - предварительное согласование места размещения объекта на право производства проектно-изыскательских работ.

II этап - предоставление земельного участка для строительства объекта.

При предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта Заказчик обращается в администрацию города с заявкой о предоставлении земельного участка для строительства с указанием назначения объекта и краткой его характеристикой.

Комитет по архитектуре и градостроительству знакомит заказчика с условиями предоставления участка для строительства и в течение 20 дней, с момента получения заявки, рассматривает ее и готовит по согласованию с администрацией района заключение о возможности размещения объекта. При отсутствии такой возможности готовится мотивированный отказ.

Положительное заключение о возможности и условиях размещения объекта направляется для рассмотрения на заседание городской межведомственной комиссии (МВК).

К заключению прилагаются:

- выкопировка из плана города (М 1:500, 1:2000) с нанесением на ней границ, координат и площади предоставляемого земельного участка;

- анкета с указанием основных параметров размещаемого объекта (краткая характеристика, потребность в энерго-топливных, водных и др. ресурсах, ориентировочная стоимость и т.п.) и данных о заказчике (адрес, телефон, наименование предприятия, Ф.И.О. руководителя).

Решение Межведомственной комиссии оформляется актом выбора участка с приложением экспертных заключений городских служб (членов МВК), необходимых для принятия решения комиссией.

Акт выбора участка с приложениями передается в Комитет по архитектуре и градостроительству, который в течение 20 дней готовит и визирует проект постановления Главы города о предварительном согласовании земельного участка на проведение проектно-изыскательских работ.

На основании постановления Главы города заказчик обращается в Комитет по архитектуре и градостроительству с заявкой и техническими условиями служб города о выдаче архитектурно-планировочного задания (АПЗ) на разработку проектной документации.

При размещении градостроительно значимых объектов АПЗ должно разрабатываться на основе обязательного проведения проектных исследований или конкурсов на архитектурный проект.

Порядок и условия проведения исследований и конкурса определяет Комитет по архитектуре и градостроительству.

В случае невыполнения заказчиком условий, предусмотренных постановлением Главы города, Комитет по архитектуре готовит материалы для отмены постановлений, либо, в исключительных случаях, продления срока проектирования.

Постановлением Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории города Нижний Тагил, разработанное на основании Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ.

Согласно Положению, Межведомственная комиссия по выбору земельных участков для строительства объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил (далее - Комиссия) является постоянно действующим коллегиальным (совещательным) органом, уполномоченным Главой города для рассмотрения возможности размещения объектов строительства производственного, коммунального, жилищно-бытового и гражданского назначения и выбору земельных участков с учетом перспективы использования территории муниципального образования город Нижний Тагил в соответствии с градостроительными, социальными, экономическими, экологическими и иными условиями, независимо от ведомственной подчиненности застройщиков, источников финансирования и сметной стоимости строительства.

Задачей Комиссии является определение возможности и условий размещения и развития объектов строительства гражданского, коммунального и производственного назначения на территории муниципального образования город Нижний Тагил.

Для вынесения вопроса на рассмотрение Комиссии заявителю необходимо представить в управление архитектуры и градостроительства Администрации города заявление о выделении земельного участка для строительства объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Вопросы, выносимые на заседание Комиссии, обсуждаются коллегиально. В случае возражений отдельных членов Комиссии решение принимается открытым голосованием простым большинством голосов из числа присутствующих на заседании. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим.

Комиссией принимается одно из следующих решений:

1) рекомендовать Администрации города оформить акт выбора земельного участка и схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории;

2) рекомендовать Администрации города отказать в выборе земельного участка для строительства с указанием причины (причин) отказа.

Протокол заседания межведомственной комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил подлежит обязательному опубликованию в газете "Горный край" и на официальном сайте города Нижний Тагил.

Выписка из протокола заседания Комиссии выдается заявителю в семидневный срок с даты подписания протокола.

При принятии решения комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта, Комиссией составляется акт выбора земельного участка для строительства либо акт обследования земельного участка под существующим строением, который подписывается членами Комиссии и иными лицами, принимавшими участие в работе Комиссии по выбору земельного участка. Каждая подпись должна быть удостоверена соответствующей печатью. Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города на основании оформленного надлежащим образом акта выбора земельного участка для строительства осуществляет подготовку проекта постановления Главы города Нижний Тагил об утверждении акта выбора земельного участка, проекта границ земельного участка, о предварительном согласовании места размещения объекта и разрешении проектирования объекта.

Из содержания приведенных выше нормативных документов и норм права следует, что выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. После обращения гражданина в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов строительства ложится на орган местного самоуправления. При этом Земельный Кодекс РФ требует получить согласования с соответствующими органами и проинформировать население о предстоящем предоставлении земель. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка.

В связи с этим суд полагает обоснованным требование Архипова И.В. о признании противоречащим закону нарушение администрацией города Нижний Тагил порядка выдачи заявителю акта выбора земельного участка для строительства гаражного бокса в районе <адрес> в г.Н.Тагиле, выразившееся в возложении на заявителя обязанности по согласованию мест размещения объекта строительства.

В то же время, как установлено судом, акт выбора земельного участка был выдан заявителю ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, о нарушении своих прав Архипов И.В. узнал при получении акта выбора земельного участка. С заявлением в суд он обратился ДД.ММ.ГГГГ за переделами установленного законом срока. Уважительных причин пропуска трехмесячного срока для обращения в суд за защитой нарушенного права заявителем суду не названо.

На этом основании суд полагает необходимым отказать заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным нарушение администрацией города Нижний Тагил порядка выдачи акта выбора земельного участка.

В обоснование требований о незаконности отказа ОГИБДД ММУ МВД России «Нижнетагильское» в согласовании места размещения объекта заявитель ссылается на необоснованность отказа со ссылкой на ст.ст.17.2 и 17.4 Правил дорожного движения.

В соответствии с п.17.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, в жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест. В силу п..17.4. Правил, требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Испрашиваемое заявителем место для строительства гаражного бокса относится к дворовой территории, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.

Согласно п.1.2. Правил, "стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

По смыслу указанных требований, запрещена стоянка транспортных средств в жилых зонах и на дворовой территории с включенными двигателя, однако хранение транспортного средства в гаражном боксе нельзя отождествлять со стоянкой с включенным двигателем, поэтому ссылку на п.17.2 и 17.4 Правил дорожного движения при отказе в согласовании места размещения гаражного бокса заявителю суд находит несостоятельной.

В то же время, в письме отдела ГИБДД в адрес заявителя с отказом в согласовании места размещения гаражного бокса содержится ссылка не только на пункты Правил дорожного движения, но и на неудовлетворительное эксплуатационное состояние внутридворового проезда, ограниченную его ширину и отсутствие обособленного тротуара, что несет угрозу безопасности участков дорожного движения, увеличивает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, сопровождающихся тяжестью последствий.

Допрошенный в качестве свидетеля заместитель начальника отдела ГИБДД ММУ МВД России «Нижнетагильское» Соловьев А.В. суду пояснил, что вопрос о согласовании места размещения гаражного бокса в районе домов и по <адрес> решался на основании Строительных норм и правил (СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78. Согласно п.2.9*, для подъезда к группам жилых зданий следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям - второстепенные проезды, размеры которых следует принимать в соответствии с таблицей 8, в которой ширина второстепенного проезда установлена 3,5 метра. Пункт 6.20 предусматривает в конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог устройство площадки с островками диаметром не менее 16 метров для разворота автомобилей. Использование поворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается. Тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин. Кроме того, ширина проезда должна составлять не менее 3,5 метров, ширина пешеходного тротуара - не менее 0,75 метров. При проверке размещения испрашиваемого Архиповым И.В. земельного участка было выявлено отсутствие какого-либо благоустройства подъезда к месту размещения гаражного бокса, в том числе отсутствие тротуара, что ставит под угрозу безопасность жителей близлежащих жилых домов.

На основании п.2.10.2.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципального образования, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 года № 613, не допускаетсяразмещение некапитальных нестационарных сооружений, к которым относятся и боксовые гаражи из легких конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений, ближе20 метров от окон жилых помещений. Как усматривается из представленных суду согласований с контролирующими организациями,расстояние от испрашиваемого участка до торца жилого дома по <адрес> составляет <...> метров (л.д.15, 17).

Кроме того, решением Нижнетагильской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункте город Нижний Тагил», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил, признано утратившим силу Решение Нижнетагильской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ "О Градостроительном Уставе города Нижний Тагил".

Правилами установлены Градостроительные регламенты в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

На карте градостроительного зонирования установлены виды территориальных зон (ст.46 Правил), одними из которых являются жилые зоны. Зона Ж-3 установлена для формирования жилых районов с размещение многоквартирными жилыми домами с этажностью от 4 до 6 этажей при условии возможности строительства или наличия ограниченного объема жилых домов других типов.

Градостроительные регламенты территориальных зон города в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства приведены в Таблице N 1, из которой усматривается, что в зоне <...> основным видом разрешенного использования недвижимости являются многоквартирные дома не выше 5 этажа, детские сады, иные объекты дошкольного воспитания, общеобразовательные школы, спортивные сооружения. Вспомогательным видом разрешенного использования является размещение детских площадок, спортивных, хозяйственных для отдыха, объектов пожарной охраны, парковок, паркингов, объектов инженерного обеспечения, площадок для сбора мусора. К условно разрешенным видам использования относится размещение отдельно стоящих металлических гаражей-боксов для льготных категорий граждан. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ размещение капитальных гаражных боксов в районе жилой застройки малоэтажными жилыми домами не допускается.

На этом основании суд полагает, что у Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения УВД по г.Н.Тагилу, Горноуральскому городскому округу имелись законные основания для отказа в согласовании места размещения объекта недвижимости в зоне жилой застройки - гаражного бокса в районе домов и по <адрес>.

Учитывает суд и пропуск Архиповым И.В. трехмесячного срока обращения в суд за защитой своего нарушенного права, поскольку письмо Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения УВД по г.Н.Тагилу, Горноуральскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ получено, как указал сам заявитель, в ДД.ММ.ГГГГ, обращение в суд последовало в ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении трехмесячного срока. Уважительных причин пропуска этого срока суду заявителем не названо.

Не находит суд оснований и для возложения на администрацию города Нижний Тагил обязанности вынести решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и принять решение о предоставлении Архипову ИВ. земельного участка площадью <...> кв.метров в районе <адрес> в городе Нижний Тагил для строительства гаражного бокса.

Заявителем в обоснование заявленных требований представлены следующие документы:

заявление о выделения земельного участка для строительства гаражных боксов в районе дома по <адрес> на месте разрушенных сараев от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает то обстоятельство, что Архипов И.В. ранее уже обращался с подобным заявлением в Комитет по архитектуре и градостроительству, однако, как пояснил сам заявитель, до конца вопрос о предоставлении земельного участка для строительства гаражного бокса так и не разрешил (л.д.10),

заключение по отводу земельного участка для строительства объекта недвижимости, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ Управлением по городу Н.Тагила ГУ МЧС России по Свердловской области на основании акта межведомственной комиссии по выбору земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, которым дано согласование строительства индивидуальных гаражных боксов при условии соблюдения норм инженерно-технических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций со сроком действия три года (л.д.23-25),

согласование с территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г.Н.Тагил и Пригородном районе от ДД.ММ.ГГГГ о размещении четырех индивидуальных гаражных боксов на участке за ограждением территории нежилого здания по <адрес> между существующими капитальными гаражными боксами (на участке находятся <...> гаражных бокса с разрывами между ними до <...> метров, расстояние от существующих крайних боксов до торца жилого дома <...> метров (с востока) и до территории детского учреждения <...> метров с запада (л.д.15),

санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии проектной документации предполагаемого использования земельного участка для строительства четырех индивидуальных гаражных боксов в г.Н.Тагиле в районе <адрес> санитарным и эпидемиологическим правилам и нормативам на основании экспертного заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г.Н.Тагиле и Пригородном районе» (л.д.16-19, 20-22),

согласование отдела ГИБДД УВД по г.Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31).

Суд полагает, что представленные заявителем документы об обращении в <...> году с аналогичным заявлением в Комитет по архитектуре и градостроительству и получение на основании этого акта согласований с контролирующими организациями юридического значения для данного дела не имеют, поскольку акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ утратил свою силу (л.д.10, 32).

Кроме того, судом установлено, что акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не подписан Главным государственным санитарным врачом по г.Нижнему Тагилу и Пригородному району Свердловской области, акт выбора земельного участка, срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение установленного порядка не передан в межведомственную комиссию, которая должна была подготовить проект постановления Главы города Нижний Тагил об утверждении акта выбора земельного участка, проекта границ земельного участка, о предварительном согласовании места размещения объекта и разрешении проектирования объекта, а до настоящего времени находится на руках у заявителя.

Ссылка заявителя на выдачу технических условий на электроснабжение гаража по <адрес> в г.Н.Тагиле ЗАО «Тагилэнергосети» К.И.Е. также не имеет юридического значения для рассмотрения заявленных требований, поскольку правоустанавливающие документы на гаражный бокс, которые подтвердили бы предоставление последнему земельного участка для строительства гаражного бокса в <...>-<...> годах, суду не представлены, технические условия доказательствами этого обстоятельства не являются.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований Архипова И. В. о признании незаконными действий администрации города Нижний Тагил, выразившихся в нарушении порядка выдачи акта выбора земельного участка для строительства гаражного бокса в районе <адрес> в городе Нижний Тагил, отказа отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения по городу Нижний Тагил и Горнозаводскому округу Свердловской области в согласовании акта выбора земельного участка для строительства гаражного бокса, возложении на администрацию города Нижний Тагил обязанности по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, а также о предоставлении Архипову И. В. земельного участка площадью <...> кв.метров в районе <адрес> в городе Нижний Тагил для строительства гаражного бокса отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

      

Судья: